- Мансийский
- Русский
Мньщи н нотыӈ лупсатэ
Мньщи н – тав мщтыр хтпа, колэ щпитан ёмас н, нвраманэ тпыӈыг янмалтан щнь ос йкатэ руптан н, лупсатэ нотыӈыг вритэ.
Тав лнэ нотэ палытыл вгтэ, маныр вруӈкве рви манос ат рви, тав щнныл хӯнтамлам наканэ гитн лаль хӯлтыянэ, яныгпла кват гитын мӯтра тлат урыл с потыртлсыт. Та пс накыт ань хот-ёрувлаӈкве патвсыт.
Нквет халанылт вйхатым ос гияныл ёт акван-нтхатым вос лсыт, таимгыс нсхатуӈкве акван-ӯнтылматыгласыт ос та сыс свсыр мӯтран ханищтасаныл.
Тучаӈ-сӯнт-хӯрыг нтсыт
Ань йттур тпос 9-12 хталант сунт пвылт «Мнь Ӯскве» нампа стойбищат стыт мщтырлан «кочевой» школа врыглавес. Тот нврамыт слы твыль хот-нёлхатаптуӈкве, тынтлуӈкве ос пормас нтуӈкве ханищтавсыт.
Ань коронавирус-гм лнт паттат ты ханищтапн акван-атхатыглам мхум лкква-уртвсыт. влт яныгнув хтпат акван-атвсыт, ётыл мньлат гит ханищтахтуӈкве вввсыт.
Млты тл псныл Саранпвылныл, Кульпасныл ос Хулюмсӯнтныл лнэ мщтыр нт акван-атхатыгланныл порат тучаӈ нтсыт. Тнт тн кит нтнутаныл ат стумыт - тыи «тучаӈ-сӯнт-хӯрыг» ос псыг совныл нтнэ хум-кань.
Ань таияныл нтуӈкве сунтын ты ёхталасыт. Тучаӈ-сӯнт-хӯрыг тучаӈ кӣвырт ньщаве, тув нсхатнэ мнь трслмыт, нуй ос сов лмтыт, сакыт пинавет. Ос рмыглан порат тувыл ты вивет.
Ань нёлоловхуйплов нквет ос гит тнки мгсыланыл тучаӈ-сӯнт-хӯрыг нтсыт. Тн влт псыгсов кминьтаг тынтлысаныл. Ат хтал сыс яныг слы сов витын пиным щсаныл, таве хтал нупыл пинтлысаныл, пунэ хот вос нёлхаты ос ущ новтупыл пунэ новтсаныл ос ктыл ёмщакв тынтлысаныл.
Хультум кот лмтытыл ханса яктысыт, ксыӈ н таквинтн рнэ ханса яктыс ос хӯрыгсов нтыс. Ксыӈ н такем хорамыӈ тучаӈ-сӯнт-хӯрыг нтум. Акв н лвнтэ щирыл, «ты тучаӈ-сӯнт-хӯрыгт мщтыр н такви сыме тӯйтым ньщитэ!»
Янге-мнит пс накыт ханищтгыт
Та юи-плт нквет хум-кань врнэ мгыс влт псыгсов тынтлысыт ос ётыл кань нтуӈкве ӯнтсыт. Тн хум-каняныл кит-хӯрум щс сыс врапасаныл, ты каняныл н ст щнэ мгыс тучаӈхӯргын пинсаныл.
Пс тгыл лум накыт мньлат мньщи нт пуссын внг вос щсаныл, история наукат кандидат-н Светлана Алексеевна Попова «Духовный мир мансийской женщины» нпакн свсыр потрыт хансыс. Тав такви сунтын ёхталаӈкве ат врмыс, ос «Ӯринква ялпыӈ хтал», «Н хтпа лупсатэ», «Йис тгыл пӯри тнэ мньщи накыт» ос мт свсыр нпакн хансум мӯтрат ловиньтан мгыс потрыт ктыс.
Тнаныл ловиньтаманыл юи-плт мхум хӯлтыглахтын лтыӈ лвсыт, мньлат гит мньщи н пс лупсатэ лаль тотуӈкве хумус врмияныл, тамле тлат тра-паттысыт.
гит н мӯтрат вос вгыт
Тувыл ханищтам мӯтраныл тн мт сменан лаль тотсаныл. «Мнь Ӯсквет» йттур тпост 12-19 хталанылт «Нлыт ргын суй» нампа пс накыт киснэ врмаль лыс. Ты ёнгилыт гит пыгытн маньнэг вивет. гит сртын щпитахтгыт, тнки мгсыланыл мньщи суп ос тр нтгыт, саг вргыт ос хумус тн пуӈкын сагавет, яныгнув нтн ханищтавет.
Тот ёнгын мхум киттыг-уртхатгыт, тваныл ӯсщахылн луӈкве мингыт, мтаныт рнкол тӯщтгыт ос тот лгыт. Тнки халанылт ксыӈ пыг таквинтн ги нг выгтэ ос тувыл акван-нтхатым матыр-ти врг. Акв хотты ги тот щар нтнэ гииг лваве ос ӯсщахылн тотаве, тувыл ты киттыг-уртхатам пыгыт тав мгсылэ тот вуянтахтуӈкве патгыт.
гит ос мньщи нтын внэ накытн пуссын ханищтавет. Тн лнэ кол акваг сыстамыг вос ньщияныл, вр щй лӯптат атуӈкве врн тотыглавет. Ос ты лӯптал хумус щй пйтаве, мньщи кӯрт хумус ннь враве, пуссын суссылтавет. Хот-хащлум маснут асаныл лап-нтуӈкве ос ӯлылап рыг ргуӈкве ханищтахтгыт.
Нврамыт номтыӈ, мӯтраӈ хтпаг вос лгыт
Ань ты сменат гирищит пыгыт мгыс лмвойтр нтсыт ос мӯйлуптасаныл. Пуссын тлат яныгнув н хтпатн хӯлтыглавсыт. Ос лупсат матыр рмын накыт вылтыт потыртасыт, хумус мньщи н тнаныл пхан лаквтыянэ, хум врнэ юи-плт н лупсатэ хумле лы, нврамыӈыг мтнтэ порат маныр вӈкве ос маныр вруӈкве рви ман ат рви, пуссын тра-паттысаныл.
Тамле врмалит внэ ос ханищтан потрыт Светлана Алексеевна Попова щпитас. Тав тлат пуссын ёмщакв торгамтан мгыс гит тланыл твлынныл щирыл хассанэ. Ань гит потрыт хӯнтлын коныпал тнки сунсыглахтым тот пс йис лупсал лсыт.
«Мнь Ӯсквет» ксыӈ тл гит-пыгыт тох луӈкве ханищтавет. Тот нврамыт мньщи маснутыл масхатгыт, тнки свсыр пс пормасыт вргыт ос мньщи лтӈыл потыртаӈкве ханищтахтгыт. Тох ханьщувлым тлат пс щиранылт лаль тотыяныл.
Тамле ханищтан врмалит тванакт мт щирыл щпитлавет, матыр йильпи тлат тув хӯлтгыт. Хоты нврамыт ксыӈ тл тув ёхталгыт ос ёнггыт, таит вганыл. Тн пс мньщиянув хольт номтыӈ, мӯтраӈ лумхласыг пуссын вос яныгмгыт.
Юи-вылт мн Елена ос Геннадий Тимченко намаим фондын ос Тюмень ӯст лнэ мирн нтнэ фондыт пӯмащипа лтыӈ ктв. Ань тн нтмиланыл хосыт мн «кочевой» школан мньщиянув акван-атыглыянӯв ос тамле рнэ рӯпатав лаль тотылӯв.
Евгения Вьюткина ктум потре мньщи лтӈыг
Тамара Мерован толмащлавес
Духовный мир мансийской женщины
Мансийская женщина – искусная мастерица, хорошая хозяйка, добрая мама и любящая жена с нежной и светлой душой. Духовный мир мансийской женщины, состоящий из цикла предписаний и запретов, которые передавались от матери к дочери, от бабушки к внучке воспитывался и поддерживался на протяжении всей жизни. В сегодняшнее время, к большому сожалению, связующая нить духовной культуры манси практически утеряна. Одним из эффективных способов понимания и воспитания женской души, безусловно, является традиционное рукоделие, через которое еще возможно воспитать молодых девушек.
С 9 по 12 июля 2021 года на стойбище Мань Усквев деревне Ясунт Берёзовского района прошла седьмая Кочующая Школа по изготовлению мансийских изделий из меха и ровдуги. Пандемия коронавируса внесла изменения в программу мероприятия, поэтому пришлось разделить деятельность Школы на два блока: первый - участие принимали мастерицы среднего и пожилого возраста, второй - молодые девушки.
Тема работы данной школы была выбрана неслучайно - на протяжении полугода мастерицы из Саранпауля, Сосьвы и Хулимсунта изготавливали для себя рукодельную мансийскую сумочку тучан. По завершению работы уже стало понятно, что в тучане не хватает ещё двух изделий: мешочка из меха и кожи «тучангсунтхурыг» (с манс. мешочек, находящийся в горловине тучана) и кукла Акань-мужчина из меха нёплув (с манс. шкура олененка). Мешочек находился в тучане и мастерицы хранили в нем мелкие швейные принадлежности, лоскутки ткани, сукна, меха, кожи, крупные бусины, которые могли бы еще пригодиться. Мешочек, как бы, держал содержимое тучана в порядке, позволял хранить в нем грамотно и удобно остатки материала.
Участники семинара в количестве восемнадцати человек изготовили каждый для себя мешочек. Работу начинали с изготовления кожи «ровдуги» из оленьей шкуры, которую в течение пяти дней вымачивали в воде и выжаривали на солнце, затем при помощи мансийских инструментов новтуп, ётлапщи и рук снимали ворс и получившуюся кожу выделывали до мягкости. Для орнамента использовали кусочки оленьего камуса, которые остались от шитья тучаӈа. Приступая к раскрою, каждая мастерица выбрала свой орнамент, не желая повторять за другими. Сшивали детали мешочки оленьими жилами. В результате получились очень разные и неповторимые мешочки. Как сказала одна из участниц «в этом мешочке хранилось сердце мастерицы»!
После изготовления мешочка приступили к выделке и обработке нёплув (шкура оленёнка) для изготовления куклы. За несколько часов в руках участников уже были сшитые куклы-мужчины, которые тоже должны храниться в тучане, как символ счастливой семейной жизни женщины.
Теоретическую часть мероприятия наполнили лекциями Светланы Алексеевны Поповой, кандидата исторических наук, ведущего научного сотрудника Обско-угорского института прикладных исследований и разработок по теме «Духовный мир мансийской женщины». Светлана Алексеевна присутствовать не могла, но отправила материал, который был прочитан участникам школы, среди них «Женский обрядовый праздник Вороний день», «Жизненный цикл и статусы женщины», «Традиционная свадебная обрядность северных манси: знаки и символы», «Понятие «мать» в мировоззрении и фольклоре северных манси» и др. После прослушивания лекций начинались бурные обсуждения, каким образом данную информацию преподносить молодому поколению, и как воспитать в них духовное начало мансийской женщины.
Обсуждения и решения, которые были приняты во время проведения Школы, нашли свое продолжение и воплощение на детском стойбище «Мань Ускве» на исторической смене «Время поющих стрел», которая проходила с 12 по 19 июля 2021 года. По сценарию ролевой игры девочки и молодые девушки с самого первого дня готовились стать женами воинов. С самого начала шили традиционные мансийские платки, подбирали ложные косы и учились их правильно носить. После разделения участников на племена состоялся выбор жен, и началась жизнь участников по племенам.
В обязанности жен воинов входило создание уютной традиционно-мансийской обстановки в чуме, сбор и заготовка трав (иван-чай, таволга), приготовление чая на костре, изготовление хлеба в мансийской печке, мелкий ремонт одежды, изучение и исполнение мансийской колыбельной песни. Каждая жена изготовила своему воину-мужу традиционный мансийский накомарник из ткани «лёмвой тор» (с манс. платок от комаров). Все женские мероприятия сопровождались пояснениями со стороны старших девушек и преподавателей. Разбирались разные ситуации о том, как бы в тот или иной момент поступила мансийская женщина в традиционной среде; что значит замужество для традиционного сообщества манси; как женщина готовилась стать матерью и какие запреты и предписания соблюдала. Данный материал, рассказанный девушкам, как раз был разработан на кочующей школе из лекций Светланы Алексеевны Поповой и рассказов участников, адаптированных под их возраст. Дети и подростки не просто прослушали лекции, а полностью погружались в атмосферу традиционной мансийской семьи, где всё упорядоченно правилами, проверенными веками. Сценарный ход проведения исторической смены на стойбище «Мань Ускве» дополняется и развивается ежегодно, и мы очень надеемся, что в результате узнавания и освоения этих уникальных знаний, светлые души наших девочек и девушек впитают в себя духовные ценности своих предков!
И в завершение не перестаем благодарить Фонд Елены и Геннадия Тимченко и Благотворительный фонд развития города Тюмень за информационную и финансовую помощь в организации и проведения мероприятий. Спасибо, большое спасибо!!!
Евгения Вьюткина, перевод на мансийский язык Тамары Меровой