- Мансийский
- Русский
пат ос нврам ёнгынутыт суссылтавсыт
Ханты-Мансийск ӯст «Трум Маа» музейт ты суссылтап лӯпта тпост врыглавес. Тот втахкем тл палыт акван-атым пат ос 2019 тлт лыглам семинарт мщтыр хтпат врум пат мирн суссылтавсыт.
Ханты ос мньщи мхманув нот палытыл ссныл свсыр пормасыт вргыт. Ксыӈ пормас нтнг сусхатнэ мгыс, коныпалэ хорамыл щуртаве. Ань округувт св мщтыр хтпа лы. Матыр семинарыт лыгланныл порат, тн ссныл акваг матыр мщтырлгыт.
Суссылтап щпитам н Ирина Ксенофонтова лвыс:
– Округувт свсыр пвлыӈ мт лнэ мщтыр хотпат ты пат ос тнаныл нх-тагатан мгсыл йӣвныл врим вӈкрипыт мн музеювн мисаныл. Ты коныпал тыт мнь нврамыт ёнгынутаныл с атсанув.
Лӯимт лнэ ханты ос мньщи мхум пат ссныл вргыт. па йӣве ос лмйӣвыл хӯтылтаве. Тувыл ранэ ӯльпа трыл манос тныл нтавет. Тамле пат сака ткыг лсыт, св нврамыӈ щмьятыт ксыӈ самын патум нврам тот ты янмалтавес.
Хтал нглын рт, Сургутский, Нижневартовский ос Нефтеюганский районт лнэ ханты мхум ос хвт йӣвытыл па врсыт.
Лӈхыт нврам тотыглан па
Ханты мхманув мнь нврамыӈ тгыл л хотталь лглыл мнэ мгыс с нас пйп щсыт. Ты па с ссныл врыглавес, тав сыс пйп хурип лыс, вит ат тратас, кӣвырт нврам ат ргтыглавес, ты хусапт мнь нврам ёт тотыглаӈкве кӯстыр лыс. Ты яныг пйп сыспалн масыглавес, нврам тув ӯнтталавес. Акв пхе асыл врыглавес, нврам лглаге кональ тратым вос лг. Нврам тот аквтуп ёралахтым ӯнлахлыс.
Колтглыл пат яныгмасыт
Ань лум выставкат акв пс па суссылтавес. Ты пат Людмила Калистратовна Зубакина, такви парищ наме Гришкина, мнь порат нёвитавес. Ты ханты н Белоярский район Тугияны пвылт самын патыс, тот яныгмас. Ань Ханты-Мансийск ӯст лы. Тав лвыс:
– Мн колтглувт лов нврам яныгмасув. Ам номилум, хунь мощ нх-яныгмасум, пщиянум ос йигрищанум ты пат нёвитасанум. Тн пуссын ты пат яныгмасыт. Нврам тув пиннэ лы-плт, влт паттатн оссы пинаве. Нврамн хуюӈкве кминьт вос лыс, ос вит тув вос посыс.
Тва порат оссы пнтсыл тӯр втат яныгман пум тславес ос па паттан пинвес. Тӯр витэ тснэ порат ты пум атвес, ёмщакв хот-тслувес ос тув пиныглавес. Тувыл пан кминьт пӯтыска тармыл нврам ӯнттувес ос ёмщакв лап-мнигтавес, тох ёл та хуюптавес. Тав ёл ул вос патыс, квлгыл ёл-хасыглавес.
Нврам выл патэ
Сосса щмьят нврам выл хуюптым патэ ялпыӈыг лваве. Ты па мнькол юи-плт врн тотаве, тот хультуптаве. Тувыл нврам мгыс мт кит паг врыглавесыг.
Акватэ - ти па, мтанэ ос хтыл па лыс. Ты пагт мнь нврам яныгнувг мтнтэ мус щвес. Пс порат сосса нврамыт пуссын тамле пат ты яныгмасыт.
Николай МЕРОВ
Выставка детских игрушек и колыбелей обских угров
20 июля в этнографическом музее под открытым небом «Торум Маа» состоялось открытие тематической выставки «Игрушки и колыбели». На экспозиции были представлены колыбели из музейного фонда, собранные за 30 лет, а также колыбели, сделанные во время семинара в 2019 году.
Художник-оформитель выставки Ирина Ксенофонтова рассказала, эти колыбели и деревянные кольца с крюками для их подвешивания были сделаны мастерами, проживающими на разных территориях округа. Также на выставке представлены игрушки для младенцев, которые изготовили мастера.
– Северные ханты и манси колыбели изготавливали из лиственных деревьев. Основным материалом служила береста, для каркаса использовались пруты черёмухи.
Чтобы колыбель была прочной и долго служила, её обшивали корнем кедра и использовали жилы животных. Она более сложная по конструкции, богата орнаментами и практична в использовании. Восточные ханты, проживающие в Сургутском, Нижневартовском и Нефтеюганском районах, для изготовления колыбели, в основном, использовали хвойные деревья, – рассказывает Ирина Ксенофонтова.
У коренных жителей есть и походно-переносная колыбель, очень похожая на рюкзак. Для удобства в берестяной колыбели снизу был сделан прорез, чтобы ноги ребёнка могли свисать наружу. По всем своим качествам береста более устойчива и прочна, не пропускает влагу и служит долгие годы. Среди коренных жителей этот материал очень ценится, из него и по сегодняшний день изготавливают различные изделия для бытовых нужд.
На выставке представлена колыбель семьи Гришкиных из деревни Тугияны Белоярского района, в которой когда-то в младенчестве укачивали Людмилу Калистратовну Зубакину (Гришкину).
– В семье нас было десять детей. Я помню, как сама укладывала своих младших братьев и сестёр в эту колыбель и качала. Перед тем, как ребёнка уложить в люльку, сначала надо положить на дно древесную стружку из осины или сухую траву, которую собирали после спада воды на озере. Затем клали мягкую подушку, ребёнка укутывали одеялом и укладывали спать. Чтобы ребёнок не упал с колыбели, поперёк люльки затягивали верёвки, – поделилась своими воспоминаниями Людмила Калистратовна.
Для коренных жителей ханты и манси колыбель, в которой ребёнок находится первые дни своей жизни, считалась священной. Её уносили в лес и оставляли там. Затем готовились две новые колыбели - для дневного сна и ночного. В таких колыбелях младенец находился большую часть времени. И это был «дом в родительском доме», именно с неё ребёнок начинал делать первые шаги.
Николай Меров