- Мансийский
- Русский
Тн пс лупса номияныл
Свердловский область Тавда ӯст акв сака пӯмыщ ос рнэ кол лы – «Музей лесной и деревообрабатывающей промышленности». Тот кркам, мӯтраӈ нквет ос номтыӈ, тксар хум хтпат рӯпитгыт. Кӯщаиг Ирина Владимировна Евдокимова тав лы. Ты сака сымыӈ н, тот лум мньщиянув вылтыт св ёмас лтыӈ лвыс, мньщи пормасыт суссылтас.
Хранители Тавдинского края
Музей лесной и деревообрабатывающей промышленности – достопримечательность города Тавда Свердловской области. Здесь работают люди, для которых культурное учреждение стало смыслом их жизни. На протяжении долгих лет музеем руководит Ирина Владимировна Евдокимова.
Экспозиции посвящены природе Свердловской области. Сосна – жемчужина и гордость Тавдинского края. В музее имеется спил сосны, которому более 200 лет. Из сосны в городах и малых населённых пунктах возведены жилые дома, больницы, школы.
Историческая часть экспозиции рассказывает о нелёгком времени – раскулачивании, репрессиях, депортациях, о годах Великой Отечественной войны. Отдельная экспозиция посвящена народу манси. Есть витрины с птицами и животными, которые знакомят посетителей с природой Тавдинского края.
Мы встретились с сотрудником музея Ольгой Александровной Ефремовой, рассказавшей об истории создания музея, экспонатах и Тавдинском крае.
— Музей лесной и деревообрабатывающей промышленности образован в 1972 году. В те времена здание принадлежало школе. Когда построили новое учебное заведение, школу перевезли, а музей переехал в это помещение. 6 мая 1975 года культурное учреждение распахнуло двери для жителей и гостей города. Экспозиции располагались в классах, работать было неудобно, поэтому приняли решение реконструировать музей. Пригласили художников из Екатеринбурга – Александра Настерова и Вячеслава Савина. На протяжении четырёх лет (с 1985 по 1989 год) они творили, создавали экспозиции. Строили всё на местном материале, и наконец наш музей преобразился. Фойе похоже на чащу леса – стволы кедра, ветви, сквозь ветви солнышко светит.
Коренное население Тавдинского края – манси. Именно от них идёт название реки Тавда, в честь его и город назван. Возле деревни Янычково в 1970-х годах велись раскопки. Вот фотография, на которой видно, как выглядело место поклонения священному животному для коренных жителей – медведю. На раскопках были найдены бронзовая лошадь и среднеазиатский сосуд. Это говорит о том, что у нас были торговые отношения, т.е. шли караваны, даже кости верблюда находили.
У народа манси женщины, как и мужчины, охотились. Есть фотография 1926 года, деревня Городище, где женщины делают одеяло. Собирались женщины из нескольких дворов, брали лён, он был достаточно жёстким, сначала в одном дворе смолотят, потом в другом, его на столе прокатывали, чтобы ткань была помягче. Так получались одеяла, конечно, они были колючие.
На Тавдинскую землю русские и другие народы вот уже четыреста лет приезжают. В двадцатом веке Советская власть направляла людей в эти края принудительно. Всего раскулаченных в 30-е годы прибыло на Тавду около 11 тысяч человек. Привозили целыми семьями. Жить было негде, в подсобку пускали лишь с маленькими детьми. Мужчины рыли землянки, делали глинобитные печки. Там даже зимовали. Сперва построили дом для коменданта, потом возводили жильё для населения. В одной избе жило по несколько семей, это всё равно лучше, чем землянки. Стали появляться посёлки раскулаченных – Мостовка, Матюшино, Карьер, Васькин Бор, Еловка и другие.
Был здесь Лесокомбинат. Тавдинский лес вывозили на лошадях в 1930-е годы – отправляли на распил в цеха, городам нужно было топливо. Лес сплавляли по реке Тавда. Вот указ самого Ленина: «Организовывайте заготовку и вывозку леса через Трудармию». У нас здесь была Трудармия, в которую людей направляли и они долгие годы работали.
В 1941 году началась война. Сюда привезли депортированных на строительство заводов – Гидролизного, Механического и Фанерного. Труд был очень тяжёлый, всё делали вручную. Наравне с мужчинами работали и женщины. Вскоре после войны появились большие машины, зимники.
Среди приезжих были грамотные люди, знающие своё дело. Они подняли Тавдинскую землю. Построенные ссыльными дома были крепкими, высокими, добротными. Люди были трудолюбивые, не смотря на выпавшую им долю. Врачи, музыканты, педагоги, каждый занимался своим делом. Рудольф Иоганович Пальм, латыш или эстонец, вёл цирковой кружок, был акробатом. Немцы по фамилии Дерингеры на заводе работали, а кто-то из них был музыкантом, они для искусства много сделали. Учителей здесь много работало – раскулаченных, депортированных, теперь они уже пожилые, живут здесь, не уезжают. Им до 1956 года нельзя было выезжать, поэтому остались в Тавде, продолжили трудиться. Как только им разрешили вернуться на родину, первая волна уехала. Позже, когда рухнул Советский Союз, большинство уехало в Германию. Многие приезжают к нам в гости, скучают по Тавде, ведь они здесь родились и выросли.
Имена всех реабилитированных и невинно осужденных у нас записаны, имеются фотографии. В интернете теперь можно много найти, прочитать, кто где родился, когда был осужден, узнать место ссылки. Радует, когда дети и внуки интересуются своими корнями, восстанавливают честное имя своих родственников. Некоторые приезжают в Тавду, устанавливают памятники предкам.
Если продолжить рассказ о музейных экспозициях, то у нас есть зал Экологии. Наши замечательные художники сделали колокола из кедра на красном фоне, означающее бережное отношение к природе. В двадцатом веке человек решил, что он царь природы. Мы – лишь частичка природы, давайте же к ней относиться как к другу и товарищу, беречь её. Она нам жизненно необходима, ведь без леса мы не сможем дышать, нас же ветрами выдует.
В тридцатые годы, когда вокруг Тавды выпилили лес для заводов, у нас пошли песчаные ветродуи. Стали срочно всё озеленять, засаживать, садили тополь, сосну, кедр и другие деревья. При этом учитывали лесозащитные полосы, в случае пожара. В те годы были у нас общества воды и охраны леса. Здесь целая коллекция жуков. Я детям говорю, когда дерево сильное, никакой жук его не укусит, а когда оно ослабленное, жуки его съедят.
Вот схема, где видно, что всё в лесу взаимосвязано – жуки рыхлят почву, пни они съедают, чтобы те стали плодородным слоем. У нас на деревьях живут насекомые, они тоже удобряют почву, но чтобы их не было так много, есть муравьи и птицы. Всё должно быть в балансе. И, конечно, говорим о том, что лес нас лечит, есть много лекарственных растений.
Если мы не будем беречь природу, пожары нас просто одолеют, затмят солнце – жить в таких условиях будет невозможно. У русских отношение к лесу немного другое, они его использовали для своих нужд, вырубали под поля. И, я думаю, они его немного побаивались. Лес для них не дом, как для народа манси. Наш музей даёт людям понять, насколько важно сохранить окружающую нас природу и её обитателей. Лес – это чудо природы, его надо беречь. И чем больше узнаёшь о нём, тем больше любишь и ценишь его.
___________________________
Ольга Александровна окончила педагогический институт в Екатеринбурге. Мужа звать Игорь, он работник лесокомбината. Они вырастили двух дочерей. Обе выучились, стали бухгалтерами-экономистами. Вышли замуж, у старшей есть дети. От себя хочу поблагодарить Ольгу Александровну за увлекательный и содержательный рассказ о музее. Желаю её семье здоровья, радости, добра!
Также выражаю благодарность коллективу музея лесной и деревообрабатывающей промышленности за возможность окунуться в мир природы Тавдинского края. Благодаря Вам создано уникальное место, где понимаешь важность окружающего мира, и что мы – лишь малая частичка нашей огромной планеты Земля.