Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Светлана ДИНИСЛАМОВА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Прия хтал лыс
  • Финно-угор лтӈытыл хаснэ нпакыт
  • Олн ат ойтнэ мхум тох ты пувавет
  • Яныгхтпатн врнэ нтмил уральтаве

Кӯщаит рӯпатаныл - Политика

  • Лххал тотнэ хтпат Дагомыс ӯсн ялсыт
  • Туи порат св нврам ӯщлахтасыт

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Св нотыт лупса
  • Нврам ханищтам хтпа
  • Мхарыт луваныл хнтвсыт
  • Нтмил врнэ мньщи н
  • Енизоров яныг рӯтыӈ кол урыл
  • Вр мт яныгмам н
  • Щнь лтӈе янытлан ква
  • Тав св тл кӯщаиг рӯпиты

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Яныгпла хтпат канит врсыт
  • Враян хумыт рӯпитасыт

Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события

  • ргын ос йӣквнэ касыл лыс
  • Враян мхум пормасаныл
  • Рӯтыг лнэ мхманув ёт мӯйлысӯв

Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница

  • Андрей Тарханов нёлст тлэ ты твлы

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)

Вы здесь

Главная » Андрей Тарханов нёлст тлэ ты твлы
  • Мансийский
  • Русский

Андрей Тарханов нёлст тлэ ты твлы

Андрей Семенович Тарханов - мньщи поэт, ос потранэ рущ лтӈыл хансыянэ. Тав хнтаӈ мньщи хум, тн щнь лтӈаныл хосатнув тыпылтасаныл.  Ювле хультум йис псныл тн рущ лтӈыл потыртгыт, таимгыс лтӈаныл та минас.
Нврамыт школат с туп рущ лтӈыл ханищтавсыт. Андрей Тарханов рущ лтыӈ ёмащакв ханищтастэ, такви м-витэ, такви мньщи мире, пс йис лупса урыл ёмащакв вгтэ, ты урыл рущ лтӈыл стиханэ хан-сыянэ. 
1963 тл порат тав выл нпаке нглыс, намаим лыс – «Первая завязь». Ловиньтан хтпатн ты нпак ёмащакв ловиньтавес, критикыт лвсыт, потрыт сака ёма-щакв хансым лгыт. Ты урыл Юван Шесталов тох лвыглас: «Нпак ловиньтамум юи-плт номсахтасум, ты выл мнь нпакныл хуньт тах яныг йӣв яныгми». 
Ты поэт Москва ӯст литературный курсыт стлас, кина пслын хтпаг ханищтахтлыс, выл кинатэ «Ст нӈкыт» намаястэ, та тлыт порат тав стихыт хансуӈкве ты вылтахтас.
Учёный хтпа Н. Рогачёва мн мньщи поэтув урыл тамле лт-ӈыт лвыс: «Ты поэт хаснэ потранэ такви сыме тра тртыянэ, тав сака сымыӈыщ м-витэ торгамтытэ, ты хосыт тав м-вит урыл нтнэг ты хансы».
Андрей Тарханов «Плач неба» («Торум лньщ») акв нпаке намаястэ, ты нпак 1996 тл порат тратавес. Поэтув щгтым м-вит нупыл сунсы, тав сыме аквтоп вйт хуи: «тил нтнэ м-виткем, ам щар мнь нврам хольт таве руптылум». 
М-вит нтмилэ сака янгыг лы, лум-хлас тав ляпатт – щар мнь. Ос хтпа аквхурипа лупсатэ свсырыг лы, свсыр врмалит вруӈкве врми, тванакт – ёмас вр-малит, тванакт – лль врмалит. Таимгыс Трмув ты лньщи, лумхлас лупсатэ урыл тав тысты. Хтпат лль врмалит ул вос вргыт, ӯргалахтым вос лгыт, тнти сыманыл, номтаныл вос хӯнтлыяныл. 
Номтыӈ, сръёр хт-паг луӈкве те патгыт, тнт м янытыл лупса ёмаснувег тах мты. Мньщи поэт ты урыл сыме с лньщи, с тыс-ты, хтпат лупсаныл урыл номсахтым, тав сыме гмыӈ. Тав ксыӈ хтпан нтуӈкве таӈхи, хтпат ӯргалаӈкве, рнэ лтыӈ лгалаӈкве. Поэт номсахты, тав такви лтӈе нӈхаль ттытэ, ты урыл тав хансы:
Поэт ввнтэ мгыс 
лӈх нӈхаль мины, 
Сыме ротмалтан мгыс 
лӈх нӈхаль мины.
Тох нтнг Андрей Тарханов лвуӈкве хсы. «Трум ви лтӈыл пӯнсуӈкве – ты врмаль туп ёмас мщтыр поэт вруӈкве врми». Хаснтэ сыс рнэ лтыӈ акваг хнтуӈкве врми, ты лтыӈ хосыт лнэ хталанув илттыг щгтыӈыг мтапгыт. Тамле рнэ лтӈыт хнтуӈкве маныр тавн нты? Мньщи мтетт ты лтӈыт сымын, номтын ёхтгыт, такви мньщи мире ляпат, пс йис потрыт ос мйтыт ос ты лупса внтэ мгыс, такви стиханэ тавн кӯстыр хансуӈкве.
Ю. Мешков лвыс: «Андрей Тарханов такви мире халт лы, такви щирт м-вит нупыл сунсы, мир нупыл ӈкватлуӈкве хсы, такви м-витэ торгамтаӈкве врмитэ. Тав мньщи хтпа. Тав номтанэ мтэ нупыл, мире нупыл пиным лгыт. Туп м-вит руптым ты хтпа тох мщтырыг потрыт хансуӈкве хсы».
Андрей Тарханов – лӯи мт лнэ хтпа, тав врт яныгмам хтпат хольт номсахтуӈкве врми. Тав акв потре тох ты лы:
Таквсы прсыт 
хпытныл ёл-траты,
Трум щалги, аквтоп 
тыстын тн,
Наӈ тотэн нумн, 
вткве, тарыг аткве,
Сӈквыл хартым лы 
смыӈ мныл.
Тот хультсыт пупгыт ос 
пс йис мйтыт,
Ос слы хультыс лы 
вр щахылт,
Тот сснёлыт – 
тыи пӯмыщ утквет,
Ат мовиньтгыт 
воссыг нмхотьютн.
Тот ялпыӈ мквет хот-
ёрувлавсыт,
Нмхт хӯнтамлаӈкве 
потыр суй,
Хотьют мнавн тыщир 
луӈкв лвыс,
Нн, мхумаквет, 
л та минамн…
 
Прсум минмыгтамын 
мгыс тысты,
Улпыл матыр 
врапасум лль,
Наӈ нумн тотэн, 
вткве, тарыг аткве,
Сӈквыл хартым лы 
смыӈ мныл.
Ты поэт яныг мкев урыл хансы, тав вгтэ, хумус ос манхурип потрыт Пушкин, Лермон-тов, Фет, Тютчев, Нек-расов, Есенин хассыт. Ты яныг поэтыт хольт такви потранэ хансуӈкве ханищтахтас, ты сака трвитыӈ врмалиг лы. Нпак хаснэ врмаль ксыӈ хтпан ри, тав йильпи номт, йильпи мщтыр тоты.
Ань Тарханов стиханэ хунь ловиньтгын, сти-хыт щирыл мн мвт яныгман йӣвыт-лӯптат аквтоп щар тыт ты яныгмгыт, таӈхгын те, тнаныл атувъяӈкве рви, рущ лтӈыл те лвуӈкве, тав поэзиятэ  живопись хольт хансым лы. 
Свсыр мт врмалит урыл поэт с хансы, тва потранэ щгт урыл, тват – тыстым хассанэ. «Холам пвылт», «Ху-лорт», «Враян хумыт ювле ат ёхтысыт…», «Ощ», «Щакыр хтпат урыл», «Куль номтанэ», «Ёрувлым врим ут», «Хль ос мтум йка», «Мн пуссын мньлат порат руптавсув», «Машина кургын суй м янытыл суйты». 
Поэт ксыӈ мнь пвыл урыл рнэ лтыӈ лви, маныр ты пвылт пс порат лыс, хоты хтпат хнтлам мныл юв ат ёхтысыт, хоты хтпа мир мгыс маныр ёмас врыс. 
Андрей Тарханов тва стиханэ пс порат лум врмалит урыл хансы, мт-мт хтпат урыл хансы, тав тамле стихыт ньщи: «Маршал Жуков», «Утро Достоевского», «К Лермонтову», «Костер Вавилона», «Батько Махно», «Сталин», «Брежнев», «Миссия Юлиана», «Явление Нерона» и другие. 
Щар ёмащаквег тав потранэ м-вит урыл тлгыт, тав хансы, хомус лпыл хтал нглы, типлаг хтал хумус ӯнты, вркве, кве тав сымн щгт тоты. 
Ам ань лхъясыт 
ллгум, 
Амти ощща лхъясум 
мӯйлупты пос.
Срниӈ пос тоты 
хталкве тил,
Сымум торгннув 
щгтылыӈ вос.
 
Посыӈ номтум ёт 
лаль мгум,
Пйкил мӯйлуптас 
хталкве кт.
Сымыӈ хтпаг вос 
лаль лгум,
нумныл хсвой ат 
пилы ты мт.
 
Хсвой юртаге пӈх ос 
та йӣвкве,
Тот та йӣв хосыт хйты 
тав нх,
… номтум хйты тав 
ётэ аквпх…
Нврам хольт хотыл 
номтанум виӈкве,
Хумус лгыт 
юртыӈыщ тох.
 
Мньщи лтӈын Светлана Динисламова толмащластэ

 

Поэтический мир Андрея Тарханова

Творчество Андрея Семёновича Тарханова русскоязычно. Он представитель кондинских манси, в отличие от сосьвинских, кондинские манси ещё в начале ХХ века перешли на русский язык. На нём велось обучение в школе. Однако обращение к русскому языку и к русской литературе пошло Андрею Семёновичу Тарханову во благо. Он, сохранив глубокую любовь к родному краю и к своему народу, его историческому укладу жизни, в то же время с любовью обращается к русской классике.

В 1963 году выходит первая книга А. Тарханова «Первая завязь». Она была тепло  встречена читателями, критиками и другими поэтами. «Хочется надеяться, что из этой хрупкой и нежной завязи вырастет могучее дерево», – писал поэт Юван Шесталов в рецензии на первый сборник своего земляка. После окончания в Москве Высших литературных курсов сценаристов и режиссёров Андрей Тарханов пишет киносценарий «Семь лиственниц». Также перу Тарханова принадлежат сказки для детей, очерки, рассказы.

Наиболее яркой чертой лирического стиля мансийского поэта, по мнению Н. Рогачевой, является обострённое чувственное восприятие жизни, напряженность ощущения природы и порожденное им стремление найти образы, адекватные такому восприятию.

Одну из своих книг А. Тарханов назвал «Плач неба» (1996). Она, прежде всего, о земле, о той красоте земного мира, который дарован людям, самой Вселенной. Поэт не только умеет видеть красоту, он очарован ею: «В этот мир многоцветный, ей-богу, я словно ребёнок влюблен». Красота вселенского мира целостна, и человек является частью этого мира. Часть не может обладать всеми качествами целого, совершенством целого. «Плач неба» по несовершенству человеческих поступков и мыслей, «все беды от несовершенства ума и сердца своего». Плач неба – вековая тоска по идеалу, по красоте и выси достойных человека. А тревога поэта, его печали и боли им добровольно, по предназначению поэта, приняты на себя словно в искупление. Лейтмотивом сборника является размышление Андрея Семёновича  о назначении поэта и поэзии – вечной темы искусства. Слово поэта – «ввысь дорога» (На зов поэта в мир идет рассвет, / И для души струится ввысь дорога.) К такому слову стремится поэт Андрей Тарханов.

«Открыть мир словом – вот грань, отличающая поэта от стихотворца». Андрею Тарханову свойственно видеть мир в том образном и единственном проявлении, которое сродни открытию. Поэт умеет находить слово, которое делает обыденное радостно-неожиданным. Истоки творчества поэта находятся в его народе, он берёт силы в неисчерпаемом фольклоре манси и, укрепляясь ими, доводит свой стих до оригинальной авторской формы. Ю. Мешков отмечает, что у Андрея Тарханова «есть такая национальность, свой удивительно своеобразный и неповторимый взгляд на мир. Он манси. Смысл его жизни, его поэзии – любовь к родному краю,  и красоте мира. Именно эта любовь является движущей силой, эмоциональным центром всех его художественных исканий». А. Тарханов – человек северного края, с особым менталитетом, свойственным только людям тайги. Тем не менее, его поэзия выходит далеко за рамки мансийской культуры. Сохранив глубокую и страстную любовь к родному краю и к своему народу, связь с его историческим укладом и моралью, он влюблён в русскую классику. Тарханов ведёт рассказ о таёжном крае, его природе, людях, а вместе с тем – это рассказ и обо всей нашей стране, и обо всём человечестве. Поэту удалось связать в одно целое судьбу мансийской тайги и судьбу всей планеты.

Паруса снимает с лодок осень,

Воздух звонок, словно стон струны.

Принеси мне, ветер, запах сосен

С той туманной дикой стороны.

 

Там остались идолы и сказки

И олень задумчивый в бору.

Тем берестяным веселым маскам

Больше не смеяться на пиру.

 

Черный идол поседел от горя:

На сто верст в округе – ни души.

По чужой беспрекословной воле

Вы, мои язычники, ушли.

 

Парус мой разлукой озабочен.

Видно, и на мне – печать вины…

Принеси мне, ветер, запах сосен

С той далекой дикой стороны.

 

Во многом совершенствованию творческого мастерства Андрея Тарханова способствовала русская поэтическая классика. Поэт-манси знает превосходно опыт: Пушкина, Лермонтова, Фета, Тютчева, Некрасова, Есенина. Русская классика помогла родиться музыке его художественного слова – неповторимой по своему национальному содержанию, по своеобразной поэтической интонации.

Его поэзия  близка к живописи, по яркости и свежести красок она близка импрессионизму, вместе с тем у поэта есть стихотворения, окрашенные в трагедийные тона. Картина жизни мансийского края в его поэзии,  полна не только романтической приподнятости, но и самого жесткого реализма. («Умершие деревни», «В Хулоре», «Не вернулись в селенья охотники…», «Ограда», «О жадности», «Дума злого духа», «Забытый идол», «Берёза и старик», «Уже утихли всех учёных споры…», «Мы всеми в юности любимы…», «Гром машин стоит окрест…»). Поэт создает неповторимый облик каждого селения, его былой славы, его своеобычия.  Он бережно хранит память о родных местах детства, об отце-охотнике, научившем сына слушать и видеть мир природы, о матери-крестьянке, научившей трудолюбию и терпению. Андрей Тарханов посвящает свои стихотворения и конкретным историческим деятелям: «Маршал Жуков», «Утро Достоевского», «К Лермонтову», «Костер Вавилона», «Батько Махно», «Сталин», «Брежнев», «Миссия Юлиана», «Явление Нерона» и другие.

У Андрея Семёновича мир начинается с природы. Он не только умеет видеть красоту, он очарован ею. Рассвет и закат, лес и река радует поэта, вызывая восторженное его признания: «И в мир многоцветный, ей – богу, я словно ребёнок влюблен».

Я стою на тропе ярко-рыжей

От кедровой хвои, от зари.

От свеченья волшебного свыше

Наполняюсь восторгом любви.

 

И уже я иду просветленно –

Как язычник – по воле лучей.

Доброту мою зрит неуемно, –

Не боится меня муравей.

 

Дружит он с мухомором и древом,

По стволу поднимается ввысь,

Следом мысленно я тороплюсь…

Нитям связи кедровника с небом,

Как ребенок, я снова дивлюсь.

 

Андрей Тарханов – человек северного края, с особым менталитетом, свойственным только людям тайги.

Текст на русском и мансийском языках Светланы Динисламовой

Рубрика: 
Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
Номер Луима сэрипос: 
№ 19 (1133)
5.10.2016

Главная

© 2012-2023 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Директор, главный редактор: Динисламова С. С.
Тел. (3467) 33-36-82

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-22-72

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-24-02

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52

gazeta@khanty-yasang.ru

© 2012-2023 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика