Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Светлана РОМБАНДЕЕВА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Мтыт тл ксыӈ хтпа ловиньтаве
  • Слы янмалтан мхум акван-атхатыгласыт
  • Пенсиян иӈ ат миннэ хтпат нтавет
  • Нх-патум хтпа наме лввес

Кӯщаит рӯпатаныл - Политика

  • Сосса мир нврамыт ханищтан врмаль урыл
  • М-вит ӯргалан рӯпата урыл

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Мньщи лтӈыл потыртаӈкв ханищтыянэ
  • Тав номтэ тлаг мтыс
  • ги касуӈкве хсы
  • Мньлат хум мньхпыл товыс
  • Хӯл алыщлаӈкве тув ввавет

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Хорамыӈ пормасыт нтсыт
  • Кр врнэ ос пувлын колыг ӯнттувесг
  • Омам хольт щаквщгум
  • Рущ н па нтыс

Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события

  • Щнь лтӈе ханищтан хум

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)
  • № 9 (1339)
  • № 10 (1340)
  • № 11 (1341)

Вы здесь

Главная » Кр врнэ ос пувлын колыг ӯнттувесг
  • Мансийский
  • Русский

Кр врнэ ос пувлын колыг ӯнттувесг

лнаӈ, 15-16 нотт, мньщи ос ханты мхманув кр врнэ колыт (кузница) щсыт. Ты урыл «Трум Маа» музейт рӯпитан ханты хум Вячеслав Кондин потыртас. Пувлын колыт с щсыт, рущ щирыл «Баня по-чёрному» лваве. Хт тамле колыт ӯнттыглавсыт, ты вылтыт хнтаӈ мньщи хум Анатолий Брусницин тав вгтэ.

Ювле хультум тпост «Трум Маа» музейт «Традиции в ремёслах – основа для этноса» нампа семинар лыс. Та хталытт сосса мхум – Вячеслав ос Михаил Кондиныг, Анатолий Брусницин ос Павел Тользин кр врнэ кол ос пувлын кол ӯнттысыт.  
Ханты хум, округ Дума депутат Александр Новьюхов лвыс: «Таи ёмас, ты проект щирыл мнти мх­манув рӯпи­тгыт. Музейт рӯпитан ос пвылт лнэ хтпанув колыт ӯнттуӈкве хсгыт. Тн пуссын мщтыр, кр­кам мхум. Вт тлтем ӯрхатасув, музейт аман хунь йильпи колыт ӯнт­тавет. Ань мхум тыг ёхтгыт,  пӯмщалах­туӈкве патгыт, колыт татем мщтырыг хотьютн ӯнт­тувсыт. Мн щгтым лвв, ты мньщи ос ханты мхманув тн тох хсгыт, тн ӯнттысыт. 
Тамле семинарыт порат, ксыӈ тла ём­щакв ёл-хансаве, ханищ­таве, кинан пславе. Ты щирыл мн пс йис тланув нх-врмал­тыянув, ань яныгман хтпатн вӈкве патавет, ат ёрувлавет».

Кēр врнэ кол 

Вячеслав Кондин музейт свсыр про­граммат ос проектыт палт пуӈктоты, хум тох потыртас: «Культура кол плыл мн грант-олныл майвесӯв, ань таимгыс кр врнэ кол ос пувлын кол ӯнттуӈ­кве вуйхатасӯв. Норыт мнти щпитасанув, тыг тотсанув. Кр врнэ кол округ янытыл вос­сыг нмхт тим. Ты кол мн Михаил пщим ёт ӯнттысламн, Дмитрий Плотниковн нтвесамн. Колканэ сил тотыс­лув, нй ёл те паты, нх ул вос пламлаве. Кр врнэ «горн» нампа кӯр врсув – яныг хв­тасытыл пӯв­рыг пины­с­лув. Пс порат кр врнэ хтпа сака янытлавес, тав мтыр-ти пуссын щпитас, исум кр ёт рӯпитаӈкве хсыс. Мт смт щёвал тӯщтв, мнь пасан врв. 
Хунь колув сты, нврамыт ёт рнэ матыр вруӈкве патв – исум кр ртуӈкве, рктныл врнэ ны-сныт ос мт матарыт исылтаӈкве патв». 

Пувлын кол

Пувлын кол музейт научный сотрудникыг рӯпитан хум Анатолий Брусницин ос Касум пвылныл ёхталам ханты хум Павел Тользин тн ӯнттыстн. 
Анатолий Николаевич лвыс: «пам потыр­тлыс, хнтаӈ мнь­щи­янув пувлын коланылт кӯр ат щсыт. Хунь рущит ёхтысыт, кӯрыӈ пувлын колыт ӯнттуӈкве ущ патвсыт. Музейн ёхталан мхум акваг китыглахтгыт: сосса мхум пс порат хт ловтхатасыт, аман сль ловтхатыгласыт? Ювле лвв, атхунь ловтхатасыт. Ань тай пувлын кол ньщв, мӯй мир вӈкве патгыт, мхманув тамле колт ты ловтхатасыт, пувлысыт. 
Пс порат мн мвн Эстонияныл учёный мхум ёхталасыт, лнэ коланув ос пувлын коланув нпакн пслыг­ламаныл. Та хурит мн сунсыгласанув, тувыл та щирыл ты колув ӯнттыслув. Хӯрум хури суссув, кит пувлын кол Тугияны ханты пвылт пслувесыг, акв хури – Сӯкыръя мньщи пвылт». 
Я-ты, ань тамле рнэ колыг «Трум Маа» музейт та ӯнттувесыг. Тот рӯпитан ос мӯй мхум мщтыр хт­патын св ёмас, сымыӈ лтыӈ лвсыт, ёмас номтыл мыгтасыт, пӯмщалахтасыт.

 

Музей «Торум Маа» пополнился новыми музейными объектами

В последние сентябрьские дни на территории открытой экспозиции музея «Торум Маа» в Ханты-Мансийске состоялся практический семинар «Традиции в ремёслах – основа для этноса». За неделю экспозиция музея пополнилась двумя новыми объектами музейного показа – Баня по-чёрному и «Кузница обских угров XV-XVI веков». Мастерами семинара выступили Вячеслав и Михаил Кондины, Анатолий Брусницин и Павел Тользин.

 

В 15-16 веках обские угры имели кузницы, которые были распространены в городищах, укреплённых городках и княжеских территориях. Об этом поведал заведующий сектором музейных программ и проектов музея «Торум Маа» Вячеслав Кондин. О бане по-чёрному, «Купающемся доме», рассказал научный сотрудник музея Анатолий Брусницин.

Депутат Думы Югры Александр Новьюхов сказал: «Важно, что данный проект реализуется силами коренных народов, которые приехали с отдалённых территорий, все они обладают знаниями и навыками. Наверно, многие поколения будут приходить, спрашивать, кто это построил. И в ответ они услышат, что сами коренные народы. Новые постройки мы ждали тридцать с лишним лет. Здесь возрождаются по сути забытые ремёсла, такие как керамика, кузнечное дело, работа с металлом. Посредством реализации таких грантов мы увеличиваем материальную площадку для нашего музея, поскольку здесь могут появиться новые туристические продукты, которые позволяют по-другому увидеть жизнь коренных народов.

 

Я сегодня вижу, что в проекте участвуют молодые ребята. И есть наставники, которые приехали со стойбищ, постоянно проживают там, ведут традиционную хозяйственную деятельность и не понаслышке знают жизнь коренных народов. Поэтому здесь связь, которая позволяет создать так называемый живой проект, посредством которого всё что здесь будет сделано, как раз будет зафиксировано.  Молодые ребята, на мой взгляд, удачно справились со своей задачей. Через три-четыре дня это уже всё заработает, будет живой, настоящий красивый объект».

 

Кузницу строили Вячеслав и Михаил Кондины, им помогал Дмитрий Плотников. Вячеслав Юрьевич поделился своими впечатлениями о проделанной работе: «Это наш новый объект музейного показа – кузница обских угров. Она восстановлена по материалам археологических раскопок в 80 км. от города Нягани. Это неприступная крепость кузнеца. А кузнец, как известно, это самый сильный человек в войске князя. Он делал себе добротную дверь, чтобы не врывались враги. Кузница являлась стратегическим объектом, поэтому она должна была быть неприступной. И со всех сторон, как дверь, она окружена такими стенами. Кузнец здесь жил, творил. Сердце кузницы – это горн. Он изготовлен из камней, камни наши местные, обские. Мы специально ездили за ними, заготавливали их.

 

Чтобы дым выходил из помещения, мы сделали вот такую конструкцию. Появилась она благодаря Павлу Михайловичу Тользину. Это съёмный конёк. Если лишний дым появился, поднимем его. Также он даёт свет в это помещение, потому что окон в строении нет. Такие конструкции были распространены раньше на Ямале, дома строились вот с таким открытым коньком.

 

Мы давно хотели, чтобы у нас появился этот объект, и вот наконец-то построили. Я один бы не справился, для этого нужна хорошая команда, и вот она перед вами. Теперь у нас в экспозиции появились две замечательные постройки. Я рад, что наш музей может порадовать своего посетителя новыми объектами. Надеюсь, что команда рада, ведь их желаниями и стараниями появились такие замечательные строения».

 

О проделанной работе также рассказал и мастер, сотрудник музея «Торум Маа» Анатолий Николаевич Брусницин: «Когда я только начал работать в музее, проводил экскурсии, у посетителей часто возникал вопрос: «А как мылись обские угры?» Мой дед рассказывал, что бани были по-чёрному. Когда русские пришли, бани стали строить с очагом, с отдельным дымоходом, с печкой. В основу мы взяли рисунки эстонских художников, которые бывали на нашей территории. Они зарисовали у некоторых семей их бани. Там три рисунка – два из них нарисовали в хантыйской деревне Тугияны, один в мансийской деревне Щекурья.

 

Сама по себе баня небольшая, в ней находится лавка. В бане по-чёрному трубу не делают, потому что она протапливается открытым очагом, дым весь внутри. Чем больше дыма, тем больше кислорода. По сравнению с рисунками наша баня получилась большая. Так как это музейный объект, мы решили построить побольше, потому, что когда ведёшь группу, не все могут посмотреть, что она из себя представляет».

Теперь посетители музея «Торум Маа» больше не спросят, где мылись обские угры, потому что на её территории возведена баня. А кузница станет местом проведения мастер-классов, где каждый желающий сможет что-нибудь смастерить своими руками

Рубрика: 
Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
Номер Луима сэрипос: 
№ 19 (1205)
10.10.2019

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Главный редактор:
Алексеева Н. Г.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 500)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика