- Мансийский
- Русский
Ктыл врим пормасыт суссылтавēсыт
Финно-угор рӯт мирыт халт св мщтыр мхум лы, мн ань Мордва мт лнэ хтпат урыл хансв. Млты тлт финно-угорский мирыт VII съездын акван-атхатыгламув порат ты хум хтпат тнки врум пормасаныл тот суссылтасыт. Ам тн ётаныл вйхатасум ос рӯпатаныл урыл китыгласанум.
Евгений Геннадьевич Миронов
Мньлат хум йӣвныл сыресыр пормас ёрги. Тав Подлесная Тавла пвылт художественный школат рӯпиты ос нврамыт свсыр врмалитн ханищтыянэ.
Ты школа 1979 тлт Николай Мастинын пӯсвес. влт нврамыт щаквщин тлан школан ёхталанныл порат нас пӯмщалавсыт. Тнт трактористыт ос комбайнёрыт мирытн сака рсыт. Щаквщин пормасыт нупыл сака ат суссыт. Мокша ос эрзя мхум щнэ пс наканыл ул вос ёрувлавсыт, Николай Мастин воритотыс ос тувыл ущ ты школаныл «художественный» намыл пинвес.
Нврамытн тот пӯмыщ ханищтахтуӈкве, тн мокша ос эрзя пс наканыл янытт внг ньщияныл. Ань ты колт гит-пыгыт йӣвныл матыр мщтырлгыт, ркытныл ны-сныт пщггыт ос тнаныл хорамыл вруӈкве ханищтахтгыт.
Мщтырлан колнаканыл матыр-ти рнэ утыл пуссын ёвтвсыт, тот нпак ловиньтан кол, каснэ колнак лы ос музей рӯпиты.
Мщтыр хтпат тот хосат тгыл рӯпитанныл сыс тнки хурип ёнгынутыт ньщгыт. Евгений Миронов ты урыл лвыс:
– Мн йӣвныл врум пормасанув «тавлинская резьба» намтвсыт. Мнь пвылт лнэ лумхлас лупсатт хумус щаквщин тла лы, мн таи суссылтылӯв. Ты матум йка хӯл алыщлы, тыи пувлынколн мины, та китгыг тнки халнт вориотг. Йӣвныл ёргим лув хуритэ св мхумн вве, тав хосыттыл мн школав ханьщаве.
Мн лнэ мвт мувлахи липа-йӣв св яныгми, ос Тавла втат сыстам ркт виӈкве рви. Матыр пормасыт врнв порат липа-йӣв ляпат лы ос ркт атв. Пыгрищит янгыщ ёрыгхатуӈкве, гирищит ркытныл ны-сн пощгуӈкве ханищтавет.
– Мнавн ёргим лув урыл мощ потыртэн. Хумус таве врилын?
– Таве липа-йӣвныл врилӯв, лге мочалал лы. Липа-йӣв сӯлэ лоньщиӈ витн пинаве, тох тпоскем ньщаве. Тувыл нх-лватаве ос сӯлэ йӣв халт тлнэ писэ лкква та трамтахты. Мн таве консупыл консылӯв.
Липа-йӣв ёл-сгрын поратэ с вӈкве ри. Ксыӈ тл ты тла насыг тра-паттаве, раквыӈ хталыт манос хталыӈ хталыт хунь мтгыт. Тувыл ёл-сартым йӣвыт кит-хӯрум тл турман мт тслуӈкве ргыт.
Ксыӈ мщтыр хтпа такви ханьщувлам рнэ инструментыт ньщи, тват лпкат ёвтыянӯв, тват мнки вриянӯв. Пуссын ты рнутыт, хснэ наканув гитн-пыгытн потыртыянӯв.
Николай Петрович Родькин
Ты хум с липа-йӣвныл пормасыт ври. Тав Старая Теризморга пвылт культура нампа центрыт рӯпиты. Николай Родькин мхумн лапти, пс лгыл -маснут, врнтэ мгыс вве. Ты коныпал ттапыт саги.
– Ты пс накытн ам памн ханищтлвēсум. Ань, вим, тамле лгыл маснутыл мхум ат лгыт. Нас ялпыӈ хталыт порат мокша мхманув нтнэ маснутыл масхатгыт, тнт ущ лапти тн масгыт.
Хтал сыс акваг ке мщтырлаӈкве, кит-хӯрум лапти сагуӈкве рви. Ос патинка манос калоша хурип лапти сагуӈкве ке, мощ свнув щс мины.
Центрыт ам «лаптеплетение, лыкоплетение» намаим кружокыт нврамыт ханищтыянум. влт тнаныл нпакныл матыр-ти сагуӈкве ханищтыянум, лён-квлгыл сагыт сагв. Тувыл ущ тнки мгсыланыл лгыл маснут сагуӈкве лвиянум.
Св хтпа мн палтув ат яланты, тыи 6-7 классытт ханищтахтын нврамыт. Тват ты пс накытыл сака пӯмщалахтгыт, тн ётаныл нумн рӯпитаӈкве с мӯсты.
Мт нврамыт ты колувт хорамыл нтуӈкве, трыт сагуӈкве ос йӣвныл ёрыгхатуӈкве ханищтавет.
Владимир Петрович Гренадёров
йка Краснослободск ӯсныл съездын ёхталас. Тав нумн трыт сагнэ нак такталас, рущ щирыл «ткачество на дощечках» тох лваве.
Тамле пс врмальн хум хōтпа ханищтахтас. Пвланылт акв йка лыс, тавныл ты тлат китыглас. Свсыр суссылтапыт сунсыглантэ порат тот матыр-ти тра-паттыс. Тувыл такви пластмассаныл рнэ пнт утыт врыс ос сагуӈкве та вылтахтас.
Владимир Гренадёров лвыс:
- Мн «Дубравушка» нампа ргын-йӣквнэ мхманув ёт пс порат ньщим супыт нтсӯв, ос нтапквлыг нмхотьют ат ньщи. Тнт ам тамле нтапыт сагуӈкве ты патсум. Ань тыналан мгыс саггум, тва мхум сака пӯмщалахтгыт.
Ляпат лнэ пвыл нврамыт тамле врмальн с ханищтавет. Мн тай нас ргв, йӣквв, таи лль, матумпла мхманув мощщамēгыт, ты сака лль. Пс наканув хотталь акваг ул вос сōймгыт, таимагыс нврамыт ханищтв.
Сергей Николаевич Гвоздиков
Ты хум ссныл матыр-ти ври. Тав Атяшевский район Сабанчеево пвылныл лы. Хум хтпа мщтырлан колт педагогыг рӯпиты, тав лвыс:
– Ам Саранск ӯст ктыл мщтырлан свсыр врмалит ханищтасанум, туп тот ссныл нматыр ат врсӯв. Тамле тлан амки мт хтпатныл пӯмщалахтасум. Пвлумт Замкин мщтыр хум пормасанэ суссанум, тва тав врнутанэ ань тыг тотсанум.
Рӯпатамт янгыщ йӣвныл матыр ёргēгум ос нврамыт ханищтыянум. Тот нила группа щирыл лкква-уртхатым гирищит-пыгрищит ханищтахтуӈкве ёхталгыт.
Амки сымумн рвнэ мгыс ссныл матыр пормас вргум. Сыресыр хурит, нлыт, сульят пиннэ хусапыт мщтырлгум. Ты йист ань сака св мхум пс накыт хунь вганыл.
Тн пуссын щпт щнэ телефонт ёнгим ӯнлантгыт, ищхӣпыӈ ут хосыт рӯпитгыт. Ос хотьютыт мн рӯпатав пӯмщалаӈкве ёхталы, мн сака щгтв.
Тамара МЕРОВА
Когда труд рук, ума и души в едином порыве
Среди финно-угров немало тех, кто перенял народное мастерство декоративно-прикладного искусства своих народов и теперь передаёт его последующему поколению. Есть в этих творениях и душа, и память, красота и неотразимость их труда. В декабре прошлого года участники всероссийского VII съезда финно-угорских народов увидели удивительные работы мастеров из Мордовии. Пообщавшись с кудесниками прикладного искусства, прониклись духовным миром народов эрзя и мокша, а также насладились эстетическим и художественным вкусом мастеров разной направленности. Предлагаем и вам, уважаемые читатели, познакомиться с ними.
Евгений Геннадьевич Миронов
Молодой человек – мастер резьбы по дереву, прибыл на мероприятие из села Подлесная Тавла, где преподаёт декоративно-прикладное искусство в детской художественной школе. Эта школа открылась в 1979 году, основателем его стал Николай Иванович Мастин, который на первых порах просто собрал ребятишек и начал обучать их резьбе по дереву. Он долго боролся за право открыть в селе художественную школу, многие его не понимали, ведь в те времена стране нужны были трактористы, комбайнёры и другие профессии сельскохозяйственной деятельности. Хорошо, что власть всё-таки прислушалась к словам мастера. Сейчас эта школа является экспериментальной площадкой, осуществляющей подготовку мастеров резьбы по дереву, художественной лепки и росписи керамики, то есть мастеров народно-художественных промыслов. В школе изучается история мирового изобразительного искусства и культуры мордовского народа. Функционируют творческие мастерские, есть хорошая библиотека, музей деревянной скульптуры и игрушки, оснащены и оборудованы игровой и выставочный залы, спортивная площадка. В стенах школы проводятся творческо-педагогические конференции, семинары, фольклорные праздники, художественные выставки.
О своей творческой деятельности Евгений Миронов рассказал:
– Здесь представлена выставка моих сувенирных работ, так называемая «тавлинская» резьба, потому что основана в селе Тавла. Мы изготавливаем разные деревянные фигурки с движением, плетём из соломки, например, различных птичек. Самое главное в наших работах – это показать сельский быт. Вот люди на рыбалке, тут двое спорят, в баньку дед пошёл и другие различные сюжеты из жизни. В общем, стараемся показать всё, что происходит на селе. Самый узнаваемый сувенир у нас – это тавлинский конь, в мифологии мордвы он известен как «солнечный конь». Можно сказать, что создание такой продукции является модным «брендом» не только нашей школы, но и всей республики.
Все изделия изготавливаем из липы, ее много растёт в нашей местности. Также на берегах реки Тавла лежит чистая серая глина. Поэтому, когда задумывали каким полезным традиционным видом искусства занять детей, то ориентировались на то, что имеем. Так мальчиков мы обучали резьбе по дереву, а девочек заинтересовали лепкой по глине и росписью изделий.
– Расскажите, пожалуйста, об изготовлении тавлинской лошадки, нужна ли особая подготовка?
– При хорошо подготовленном материале, если сделать, например маленькую лошадку, то достаточно 15 минут. Если брать какое-то композиционное изделие, то там работа от мастера будет зависеть. Как и что он продумает по ходу, может форму сделает быстро, а настроения нет и композиция не «оживет». Работа остаётся до поры до времени.
Лошадку делаем из липы, хвост и гриву делаем из «мочало». Его мы готовим из коры дерева, замачиваем в тёплой воде, держим так месяц. Потом всё это достаём, и между корой и деревом слой отслаивается сам по себе, получается такое мочало, которое достаточно расчесать расчёской.
Конечно, для качественного материала нужно угадать время, когда его необходимо заготавливать. Это зависит от времени года, условий погоды, сухой или дождливый сезон был. Важно всё.
Спиленное дерево прежде нужно высушить, обязательно два-три года продержать в сухом тёмном месте. Что касается инструментов мастеров, то половина их бывает самодельными. Каждый мастер их делает под свою руку, но есть и покупные, так как самим их делать тоже сложно. Например, полукруглые резцы, и чтоб все они были острыми, не затупились при работе, их вовремя нужно поточить. Обо всём этом мы рассказываем своим ученикам, у нас немало талантливых ребят, которые могут продолжить дело рук предков.
Николай Петрович Родькин
Николай Родькин родом из Старошайговского района села Старая Теризморга. Он методист Центра мокшанской культуры, известен не только как музыкант, но и как мастер по плетению лаптей. Его коллекцию также пополняют плетёные корзины.
– Представляю вам выставку «Лапти, корзинки из лыка». Есть сувенирные предметы, делал их собственноручно. Этому ремеслу в детстве меня обучал дед, он был мастером по изготовлению изделий из лыка. По мере взросления я больше интересовался музыкальными инструментами, поэтому окончил училище культуры и руководил музыкальным оркестром.
А потом вот изделия по плетению из лыка оказались очень востребованными у сельчан. В центре национальной культуры ведётся обучение по разным направлениям, это и вышивание, и плетение поясов на дощечках, резьба по дереву, а я начал работать по лыку. Вновь вспоминаю дедову технологию и навыки. Для моей работы необходимо три инструмента, «кычидык», ножницы и ножик.
На плетение лаптей уходит не так много времени, простые плести проще, на лапти в виде ботиночек, галошей – больше. Но в течение дня пара лаптей будет готова. Это, конечно, в том случае, если есть готовый материал, сел и плети. В наших окрестностях растёт липа, на делянках рубят лес на дрова, липа нам достаётся.
У нас есть кружок «лаптеплетение, лыкоплетение», дети ходят туда. Не скажу, что много детей ходит, но некоторые заинтересованы. В основном, это ребята 6-х и 7-х классов. Прежде чем на лыко перейти, они сначала обучаются на бумаге. Учимся верёвочки плести изо льна. В лаптях народ, конечно, уже не ходит. Но по праздникам, бывает, обуваются, ну и как сувенирный продукт приобретают. В сезон грибов и ягод лукошки быстро разбирают.
Владимир Петрович Гренадёров, мастер ткачества
– Ткачество на дощечке - очень старинный вид ткачества. Оно бывает разного вида, есть ткачество на ткацком станке, а это вот на дощечках. Мастера свои дощечки могут сделать деревянными или металлическими. Я для своего удобства сделал дощечки из пластмассы.
Когда-то сам научился ткать, просто смотрел, наблюдал за одним мастером в деревне. Что не понятно было, расспрашивал и он показывал. Это всё в селе Краснослободске было, здесь в Мордовии. Мы как-то нашили костюмы для фольклорного ансамбля «Дубравушка», а поясов нет. Вот нам пришлось самим попробовать ткать пояса, наловчились потихоньку, научились. Время изготовления пояса зависит от длины изделия, может 2 часа, может больше.
Кружок по ткачеству у себя не ведём, но в соседних сёлах они есть, и ребята туда ходят. Учеников, конечно, готовить нужно, в селе вижу, что один мальчик шестиклассник интересуется, не упустить бы его. Раньше и ансамбль наш был большой, сейчас заинтересованных людей традиционной культурой становиться мало. На таких мероприятиях мы пропагандируем древнюю культуру, находим единомышленников, обмениваемся опытом.
Сергей Николаевич Гвоздиков, берестяных дел мастер
– Представляю село Сабанчеево Атяшевского района, мастер по бересте. Учился в городе Саранске по специальности декоративно-прикладного творчества. Нас учили мастерству по разным направлениям от вышивки до резьбы по дереву. Была керамика, но бересты там не было. Этому я обучился на разных мастер-классах, по выставкам многое чего смотрел.
Здесь у меня есть работы мастера Замкина, по его работам что-то пробовал делать. Мне понравилось, и так вот по этому направлению дальше развивался. Сейчас это моё хобби. Берёза есть, поэтому материалом запастись можно. Изготавливаю картины, футляры для бутылок, ложки.
А основная моя работа – резьба по дереву. Своё мастерство передаю детям в школе, являюсь педагогом дополнительного образования в Атяшевском доме народного творчества. Провожу там кружки, что-то вырезаем из дерева, плетём из бересты. У меня 4 возрастные группы: младшие, два средних, и старшие. Детей, конечно, ходит мало. Молодёжь не вся проявляет интерес к данному ремеслу, их сейчас больше увлекают игры в телефонах. Но отрадно, что находятся те, кому не безразлично народное творчество, и они приходят к нам.
Разглядывая изумительные работы народных мастеров, вспомнилось философское рассуждение Фёдора Достоевского: «Творчество… есть цельное, органическое свойство человеческой природы… Оно есть необходимая принадлежность человеческого духа. Оно так же законно в человеке, пожалуй, как две руки, как две ноги, как желудок. Оно неотделимо от человека и составляет с ним целое».
Тамара МЕРОВА