Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Тамара МЕРОВА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Мхум нтмил-олныл ойтавет
  • Мир ӯргалан хōтпат рӯпатаныл
  • Щнь лтӈанув лаль вос тотыянӯв
  • Ханищтахтын гит-пыгыт янытлыянӯв
  • Саранпвылт пӯмыщ ёнгил лыс

Кӯщаит рӯпатаныл - Политика

  • Мощща мхум нпаканыл Реестрын ктсаныл
  • Школа стлан нврамыт мгсыл лххал
  • Хнтаӈ мньщи н яныг мхум Советн пирмайтавес
  • Н ōлупсатэ урыл

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Хльӯст яныгмам мньлат ги
  • Св нврам янмалтам ква
  • Щнь лтыӈ рыг хольт суйты

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Мньщи лтыӈ лаль тотнэ хтпат
  • Египет мт лӯим мир урыл вӈкве патсыт
  • нсхатнэ мньщи нкве

Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события

  • Лӯимт рӯпитаӈкве таӈхыс
  • Ктыл врим пормасыт суссылтавēсыт

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)

Вы здесь

Главная » Ктыл врим пормасыт суссылтавēсыт
  • Мансийский
  • Русский

Ктыл врим пормасыт суссылтавēсыт

Финно-угор рӯт мирыт халт св мщтыр мхум лы, мн ань Мордва мт лнэ хтпат урыл хансв. Млты тлт финно-угорский мирыт VII съездын акван-атхатыгламув порат ты хум хтпат тнки врум пормасаныл тот суссылтасыт. Ам тн ётаныл вйхатасум ос рӯпатаныл урыл китыгласанум.

Евгений Геннадьевич Миронов 

Мньлат хум йӣвныл сыресыр пормас ёрги. Тав Подлесная Тавла пвылт художе­ственный школат рӯпиты ос нврамыт св­сыр врмалитн ханищ­тыянэ. 

Ты школа 1979 тлт Николай Мастинын пӯс­вес. влт нврамыт щаквщин тлан школан ёх­та­ланныл порат нас пӯм­щалавсыт. Тнт трак­то­ри­стыт ос комбай­нё­рыт ми­рытн сака рсыт. Щакв­щин пор­масыт ну­пыл сака ат сус­сыт. Мокша ос эрзя мхум щнэ пс наканыл ул вос ёрув­лавсыт, Николай Мастин воритотыс ос ту­выл ущ ты школаныл «ху­до­жест­венный» намыл пинвес. 

Нврамытн тот пӯмыщ ханищтахтуӈкве, тн мокша ос эрзя пс на­каныл янытт внг нь­щияныл. Ань ты колт гит-пыгыт йӣвныл матыр мщтырлгыт, ркытныл ны-сныт пщггыт ос тнаныл хорамыл в­руӈ­кве ханищтахтгыт. 

Мщтырлан колна­каныл матыр-ти рнэ утыл пуссын ёвтвсыт, тот нпак ловиньтан кол, каснэ колнак лы ос музей рӯпиты. 

Мщтыр хтпат тот хосат тгыл рӯпитанныл сыс тнки хурип ёнгын­утыт ньщгыт. Евгений Миронов ты урыл лвыс: 

– Мн йӣвныл врум пормасанув «тавлинская резьба» намтвсыт. Мнь пвылт лнэ лумхлас лупсатт хумус щакв­щин тла лы, мн таи суссылтылӯв. Ты матум йка хӯл алыщлы, тыи пувлынколн мины, та китгыг тнки халнт во­ри­отг. Йӣвныл ёргим лув хуритэ св мхумн вве, тав хосыттыл мн школав ханьщаве.

Мн лнэ мвт мувлахи липа-йӣв св яныгми, ос Тавла  втат сыстам ркт виӈкве рви. Матыр пормасыт врнв порат липа-йӣв ляпат лы ос ркт атв. Пыгри­щит ян­гыщ ёрыгхатуӈ­кве, ги­ри­щит ркытныл ны-сн пощгуӈкве ханищтавет. 

– Мнавн ёргим лув урыл мощ потыртэн. Хумус таве врилын?

– Таве липа-йӣвныл врилӯв, лге мочалал лы. Липа-йӣв сӯлэ лонь­щиӈ витн пинаве, тох тпос­кем ньщаве. Тувыл нх-лватаве ос сӯлэ йӣв халт тлнэ писэ лкква та трамтахты. Мн таве консупыл консылӯв. 

Липа-йӣв ёл-сгрын поратэ с вӈ­кве ри. Ксыӈ тл ты тла насыг тра-паттаве, раквыӈ хталыт манос хталыӈ хталыт хунь мтгыт. Тувыл ёл-сартым йӣвыт кит-хӯрум тл турман мт тслуӈ­кве ргыт.

Ксыӈ мщтыр хтпа такви ханьщувлам рнэ инструментыт ньщи, тват лпкат ёвтыянӯв, тват мнки вриянӯв. Пуссын ты рнутыт, хснэ наканув гитн-пыгытн потыртыянӯв. 

Николай Петрович Родькин

Ты хум с липа-йӣв­ныл пормасыт ври. Тав Старая Теризморга п­вылт культура нампа центрыт рӯпиты. Николай Родькин мхумн лапти, пс лгыл -маснут, врнтэ мгыс вве. Ты коныпал ттапыт саги. 

– Ты пс накытн ам памн ханищтлвēсум. Ань, вим, тамле лгыл маснутыл мхум ат л­гыт. Нас ялпыӈ хталыт порат мокша мхманув нтнэ маснутыл мас­хатгыт, тнт ущ лапти тн масгыт. 

Хтал сыс акваг ке мщ­тырлаӈкве, кит-хӯрум лапти сагуӈкве рви. Ос патинка манос калоша хурип лапти сагуӈкве ке, мощ свнув щс мины.  

Центрыт ам «лапте­плетение, лыкоплетение» намаим кружокыт нвра­мыт ханищтыянум. влт тнаныл нпакныл ма­тыр-ти сагуӈкве ханищ­тыянум, лён-квлгыл са­гыт сагв. Тувыл ущ тнки мгсыланыл лгыл маснут сагуӈкве лвиянум. 

Св хтпа мн пал­тув ат яланты, тыи 6-7 клас­сытт ханищтахтын нврамыт. Тват ты пс накытыл сака пӯмщалах­тгыт, тн ётаныл нумн рӯпи­таӈкве с мӯсты. 

Мт нврамыт ты ко­лувт хорамыл нтуӈкве, трыт сагуӈкве ос йӣв­ныл ёрыгхатуӈкве ха­нищ­та­вет.  

Владимир Петрович Гренадёров 

йка Краснослободск ӯсныл съездын ёхталас. Тав нумн трыт сагнэ нак такталас, рущ щирыл «ткачество на дощеч­ках» тох лваве. 

Тамле пс врмальн хум хōтпа ханищтахтас. Пв­ланылт акв йка лыс, тавныл ты тлат китыг­лас. Свсыр суссылтапыт сунсыглантэ порат тот матыр-ти тра-паттыс. Тувыл такви пласт­мас­са­ныл рнэ пнт утыт врыс ос сагуӈкве та вылтах­тас.

Владимир Гренадёров лвыс: 

- Мн «Дубравушка» нампа ргын-йӣквнэ мхманув ёт пс порат ньщим супыт нтсӯв, ос нтапквлыг нмхотьют ат ньщи. Тнт ам тамле нтапыт сагуӈкве ты пат­сум. Ань тыналан мгыс саггум, тва мхум сака пӯмщалахтгыт. 

Ляпат лнэ пвыл нв­рамыт тамле врмальн с ханищтавет. Мн тай нас ргв, йӣквв, таи лль, матумпла мх­ма­нув мощщам­ēгыт, ты сака лль. Пс наканув хот­таль акваг ул вос сōй­м­гыт, таи­магыс нврамыт ха­нищтв. 

Сергей Николаевич Гвоздиков  

Ты хум ссныл матыр-ти ври. Тав Атяшевский район Сабанчеево п­вылныл лы. Хум хтпа мщтырлан колт педаго­гыг рӯпиты, тав лвыс: 

– Ам Саранск ӯст ктыл мщтырлан свсыр врмалит ханищтасанум, туп тот ссныл нматыр ат врсӯв. Тамле тлан амки мт хтпатныл пӯмщалахтасум. Пвлумт Замкин мщтыр хум пормасанэ суссанум, тва тав врнутанэ ань тыг тотсанум.  

Рӯпатамт янгыщ йӣв­ныл матыр ёргēгум ос нврамыт ханищтыянум. Тот нила группа щирыл лкква-уртхатым ги­рищит-пыгрищит ханищ­тахтуӈкве ёхталгыт.

Амки сымумн рвнэ мгыс ссныл матыр пормас вргум. Сыре­сыр хурит, нлыт, сульят пиннэ хусапыт мщ­тырлгум. Ты йист ань сака св мхум пс накыт хунь вганыл. 

Тн пуссын щпт щнэ телефонт ёнгим ӯнлантгыт, ищхӣпыӈ ут хосыт рӯпитгыт. Ос хотьютыт мн рӯпатав пӯмщалаӈкве ёхталы, мн сака щгтв.   

Тамара МЕРОВА
 

Когда труд рук, ума и души в едином порыве

Среди финно-угров немало тех, кто перенял народное мастерство декоративно-прикладного искусства своих народов и теперь передаёт его последующему поколению. Есть в этих творениях и душа, и память, красота и неотразимость их труда.  В декабре прошлого года участники всероссийского VII съезда финно-угорских народов увидели удивительные работы  мастеров из Мордовии. Пообщавшись с кудесниками прикладного искусства,  прониклись духовным миром народов эрзя и мокша, а также насладились эстетическим и художественным вкусом мастеров разной направленности. Предлагаем и вам, уважаемые читатели, познакомиться с ними.

Евгений Геннадьевич Миронов

Молодой человек – мастер резьбы по дереву, прибыл на мероприятие из села Подлесная Тавла, где преподаёт декоративно-прикладное искусство в детской художественной школе. Эта школа открылась в 1979 году, основателем его стал Николай Иванович Мастин, который на первых порах просто собрал ребятишек и начал обучать их резьбе по дереву. Он  долго боролся за право открыть в селе художественную школу, многие его не понимали, ведь в те времена стране нужны были трактористы, комбайнёры и другие профессии сельскохозяйственной деятельности. Хорошо, что власть всё-таки прислушалась к словам мастера.  Сейчас эта школа является экспериментальной площадкой, осуществляющей подготовку мастеров резьбы по дереву, художественной лепки и росписи керамики, то есть мастеров народно-художественных промыслов. В школе изучается история мирового изобразительного искусства и культуры мордовского народа. Функционируют творческие мастерские, есть хорошая библиотека, музей деревянной скульптуры и игрушки, оснащены и оборудованы игровой и выставочный залы, спортивная площадка. В стенах школы проводятся творческо-педагогические конференции, семинары, фольклорные праздники, художественные выставки.

О своей творческой деятельности Евгений Миронов рассказал:

– Здесь представлена выставка моих сувенирных работ, так называемая «тавлинская» резьба, потому что основана в селе Тавла. Мы изготавливаем разные деревянные фигурки с движением, плетём из соломки, например, различных птичек. Самое главное в наших работах – это показать сельский быт. Вот люди на рыбалке, тут двое спорят, в баньку дед пошёл и другие различные сюжеты из жизни. В общем, стараемся показать всё, что происходит на селе. Самый узнаваемый сувенир у нас – это тавлинский конь, в мифологии мордвы он известен как «солнечный конь». Можно сказать, что создание такой продукции является модным «брендом» не только нашей школы, но и всей республики.

Все изделия изготавливаем из липы, ее много растёт в нашей местности. Также на берегах реки Тавла лежит чистая серая глина. Поэтому, когда задумывали каким полезным традиционным видом искусства занять детей, то ориентировались на то, что имеем. Так мальчиков мы обучали резьбе по дереву, а девочек заинтересовали лепкой по глине и росписью изделий.

– Расскажите, пожалуйста, об изготовлении тавлинской лошадки, нужна ли особая подготовка?  

– При хорошо подготовленном материале, если сделать, например маленькую лошадку, то достаточно 15 минут. Если брать какое-то композиционное изделие, то там работа от мастера будет зависеть. Как и что он продумает по ходу, может форму сделает быстро, а настроения нет и композиция не «оживет». Работа остаётся до поры до времени.

Лошадку делаем из липы, хвост и гриву делаем из «мочало». Его мы готовим из коры дерева, замачиваем в тёплой воде, держим так месяц. Потом всё это достаём, и  между корой и деревом слой отслаивается сам по себе, получается такое мочало, которое достаточно расчесать расчёской.

Конечно, для качественного материала нужно угадать время, когда его необходимо заготавливать. Это зависит от времени года, условий погоды, сухой или дождливый сезон был. Важно всё. 

Спиленное дерево прежде нужно высушить, обязательно два-три года продержать в сухом тёмном месте. Что касается инструментов мастеров, то половина их бывает самодельными. Каждый мастер их делает под свою руку, но есть и покупные, так как самим их делать тоже сложно. Например, полукруглые резцы, и чтоб все они были острыми, не затупились при работе, их вовремя нужно поточить. Обо всём этом мы рассказываем своим ученикам, у нас немало талантливых ребят, которые могут продолжить дело рук предков.

Николай Петрович Родькин

Николай Родькин родом из Старошайговского района села Старая Теризморга. Он методист Центра мокшанской культуры, известен не только как музыкант, но и как мастер по плетению лаптей. Его коллекцию также пополняют плетёные корзины.

– Представляю вам выставку «Лапти, корзинки из лыка». Есть сувенирные предметы, делал  их собственноручно. Этому ремеслу в детстве меня обучал дед, он был мастером по изготовлению изделий из лыка. По мере взросления я больше интересовался музыкальными инструментами, поэтому окончил училище культуры и руководил музыкальным оркестром.

А потом вот изделия по плетению из лыка оказались очень востребованными у сельчан. В центре национальной культуры ведётся обучение по разным направлениям, это и вышивание, и плетение поясов на дощечках, резьба по дереву, а я начал работать по лыку. Вновь вспоминаю дедову технологию и навыки. Для моей работы необходимо три инструмента, «кычидык», ножницы и ножик. 

На плетение лаптей уходит не так много времени, простые плести проще, на лапти в виде ботиночек, галошей – больше. Но в течение дня пара лаптей будет готова. Это, конечно, в том случае, если есть готовый материал, сел и плети. В наших окрестностях растёт липа, на делянках рубят лес на дрова, липа нам достаётся.

У нас есть кружок «лаптеплетение, лыкоплетение», дети ходят туда. Не скажу, что много детей ходит, но некоторые заинтересованы. В основном, это ребята  6-х и 7-х  классов. Прежде чем на лыко перейти, они  сначала обучаются на бумаге. Учимся верёвочки плести изо льна. В лаптях народ, конечно, уже не ходит. Но по праздникам, бывает, обуваются, ну и как сувенирный продукт приобретают. В сезон грибов и ягод лукошки быстро разбирают.  

Владимир Петрович Гренадёров, мастер ткачества

– Ткачество на дощечке - очень старинный вид ткачества. Оно бывает разного вида, есть ткачество на ткацком станке, а это вот на дощечках. Мастера свои дощечки могут сделать деревянными или металлическими. Я для своего удобства сделал дощечки из пластмассы.

Когда-то сам научился ткать, просто смотрел, наблюдал за одним мастером в деревне. Что не понятно было, расспрашивал и он показывал. Это всё в селе Краснослободске было, здесь в Мордовии. Мы как-то нашили костюмы для фольклорного ансамбля «Дубравушка», а поясов нет. Вот нам пришлось самим попробовать ткать пояса, наловчились потихоньку, научились. Время изготовления пояса зависит от длины изделия, может 2 часа, может больше.

Кружок по ткачеству у себя не ведём, но в соседних сёлах они есть, и ребята туда ходят. Учеников, конечно, готовить нужно, в селе вижу, что один мальчик шестиклассник интересуется, не упустить бы его. Раньше и ансамбль наш был большой, сейчас заинтересованных людей традиционной культурой становиться  мало. На таких мероприятиях мы пропагандируем древнюю культуру, находим единомышленников, обмениваемся опытом. 

Сергей Николаевич Гвоздиков, берестяных дел мастер

– Представляю село Сабанчеево Атяшевского района, мастер по бересте. Учился в городе Саранске по специальности декоративно-прикладного творчества. Нас учили мастерству по разным направлениям от вышивки до резьбы по дереву. Была керамика, но бересты там не было. Этому я обучился на разных мастер-классах, по выставкам многое чего смотрел.

Здесь у меня есть работы мастера Замкина, по его работам что-то пробовал делать. Мне понравилось, и так вот по этому направлению дальше развивался. Сейчас это моё хобби. Берёза есть, поэтому материалом запастись можно. Изготавливаю картины, футляры для бутылок, ложки.    

А основная моя работа – резьба по дереву. Своё мастерство передаю детям в школе, являюсь педагогом дополнительного образования в Атяшевском доме народного творчества. Провожу там кружки, что-то вырезаем из дерева, плетём из бересты. У меня 4 возрастные группы: младшие, два средних, и старшие. Детей, конечно, ходит мало. Молодёжь не вся проявляет интерес к данному ремеслу, их сейчас больше увлекают игры в телефонах. Но отрадно, что находятся те, кому не безразлично народное творчество, и они приходят к нам.

Разглядывая изумительные работы народных мастеров, вспомнилось философское рассуждение Фёдора Достоевского: «Творчество… есть цельное, органическое свойство человеческой природы… Оно есть необходимая принадлежность человеческого духа. Оно так же законно в человеке, пожалуй, как две руки, как две ноги, как желудок. Оно неотделимо от человека и составляет с ним целое».

Тамара МЕРОВА

Рубрика: 
Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
Номер Луима сэрипос: 
№ 2 (1260)
26.01.2022

Главная

© 2012-2023 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Директор, главный редактор: Динисламова С. С.
Тел. (3467) 33-36-82

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-22-72

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-24-02

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52

gazeta@khanty-yasang.ru

© 2012-2023 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика