- Мансийский
- Русский
Хот-вуим пормасыт суссылтавсыт
Ханты-Мансийск ӯст лнэ М-вит ос лумхлас нампа музейт «Передано НКВД» суссылтап врвес. Тот репрессия тлыт порат соссаӈ мхумныл хот-вуим пормасыт суссылтавет.
влт тув атхатам хтпат мгыс музейт рӯпитан кит хумыг мнь спектакль ёнгысг. Акв хум пасан втат ӯнлы, документ-нпакыт ловиньты. Тувыл мт хум ттапыӈ тгыл тув ёхтыс ос тн тот лнэ пормасыт нпакн хассанн. Акв тамле врмаль ӯсувт яныг таквс тпост 1934 тлт лыс. Тнт ӯсув иӈ Остяко-Вогульскыг лввес. Тнт музейт рӯпитан хум Иван Андреевич Шабалин, тувыл округт секретариг лнэ хум Иван Степанович Янов акт-нпак хассг. Та пс порат лыглам накыт ань ты музейт рӯпитан хтпаг суссылтасг ос та пс нпак ловиньтасг. Тот хансым лы, соссаӈ мхумныл 32 сыресыр пормас тув тотвес, та маснутыт халт тва пормасыт ялпыӈ мныл вуимат.
Елена Гомонюк, музей кӯщай н, лвыс: «Мн ань яныг кисхатнэ врмаль врв. Ты суссылтап щпитамув порат мн свсыр трвитн ликмыгласӯв, тва пс пормасыт нпакн хансым лгыт ос тыт тнаныл ат хнтыянӯв. Хт тн тыпсыт манос хоты музеитын тн лаль майвсыт, нматыр ат хансыма. Тнт музеитын тотыглым пормасыт пуссын нпакн хансыглавсыт. 1917 тлт «Чрезвычайный комиссия» врвес, тув хансым хтпат ВЧК намыл лввсыт, тот Ф.Э. Дзержинский кӯщаиг лыс. Тн лупсав акваг уральтасаныл ос матыр мтнэ тлат пуссын нпакн хансыгласыт. Округувт 1919 тлт тамле комиссия рӯпитаӈкве патыс ос тн свсыр документ-нпакыт щпитлсыт. Ётыл НКВД намаим кол врвес ос тн мхум лупсаныл уральтасаныл. Мн ань тн документаныл ёт рӯпитв, ос втл тлат тра-паттыянӯв. Свсыр врмалит урыл 1940 тл мус хансым нпакыт ловиньтв.
Щар вылт мн музеювт рущ трум — Икона Божьей матери Почаевской хнтуӈкве ат врмылӯв. Тав Конда мныл ялпыӈколныл тыг 1936 тлт тотвес, ётыл св архив-нпакыт халт кисхатсӯв, тав мт хотты музейн маима, ос хоталь — ат хасвес. Мрсыӈ пормасыт Москват ос Санкт-Петербургыт лнэ яныг музеитын вуимат. Ань тот хт ке хнтыянӯв, ёмас лнув».
Ты суссылтапт нйт хтпатныл хот-вуим пормасыт, рущ мхум ялпыӈколанылт атым пормасыт с лсыт. Ань 1939 тлт Филинский ялпыӈколныл тотым прнат, трмыт тыт суссылтавсыт. Филинский пвыл ань Горноправдинск пвлыг мтыс.
нас потыр «китайские зеркала» лвнэ пормасыт урыл Оксана Белогай щпитас. 1936 тлт музейн аквхуйплов нох вильтсуснэкр майвес. Тувыл акватэ Санкт-Петербург ӯст лнэ Эрмитажн ктыма, мтаныт тыт хультмыт. Тн сарматский племена лум сака пс йис порат вримат, ты вильтсуснэкр тармыл хурит пслымат. Оксана лвыс, тн ань кисхатгыт, ты нох вильтсуснэкрыт аман Тгт втат, аман Касум втат лум мхумныл вуйвсыт ос тыг тотвсыт.
Соссаӈ мхумныл вуим св пормас Хльӯс районныл тыг тотвес. Касум мт пилыщмаӈ пора лум юи-плт тувыл ст писаль тыг ктвес. Ты писалитыл мхум 17 нот псныл птлуптамыт ос 1960 тл мус ты писаляныл ёт иӈ враясыт. Ань тн музейт выл щёс суссылтавет.
Ханты хум Тимофей Алексеевич Молданов соссаӈ мхум нйт пормасыт урыл потыртас. Тав маснутыт суссылтас ос лвыс, пс порат нйт хтпа маснутанэ мощ мт щирыл нтвсыт ос та нтмиланэ щирыл, псанэ щирыл ущ тра-паттавет. Тамле маснут иранский ос палеоазитский культураг акван-тлыгламн порат нтым лг. Пс мхманув пуссын акв хурип Нй-тырытын пйкщасыт, туп тнки лтӈыл лвсаныл.
Светлана Алексеевна Попова, мньщи мхум пс йис наканув ханищтан н, тох потыртас: «Ты суссылтап щпитан порат Тимофей Молданов, Татьяна Волдина ос ам музейн вввыглавесӯв. Мн хотты Нй-тыранув маснутаныл тув тотвсыт, таит тра-паттуӈкве ат ксащасӯв. Мнки мхманув нупыл лвсӯв, суссылтапн ёхтум н хтпат пуӈк тр вос пингыт».
Ты суссылтапн св мхум ёхталасыт, тн лвсыт, ты врмалит вӈкве пилыщмаӈыг лы кос, ос тыи тн пс рӯтаныл лупса лыс.
Окружной музей представил предметы, изъятые НКВД
В Ханты-Мансийске в окружном музее Природы и Человека состоялось открытие выставки «Передано НКВД». Экспозиция представляет уникальные предметы, переданные в музейные фонды в 30-40-ых годах XX в. Остяко-Вогульским окружным отделом НКВД и Березовским районным исполнительным комитетом Остяко-Вогульского округа Омской области.
На открытии посетители внимательно разглядывали представленные экспонаты, лишь изредка переговариваясь между собой. Их разговоры прервали двое мужчин, импровизировавшие сценку из госприёмки вещей для музея. Молодой человек в униформе доставил сундуки с вещами и вместе с музейным работником составил акт, в котором написал: «Мы, нижеподписавшиеся секретарь Остяко-Вогульского окротдела НКВД Янов Иван Степанович и научный работник окружного музея Шабалин Иван Андреевич, на основании распоряжения начальника Облотдела НКВД произвели сдачу и приём следующих шаманских и бытовых вещей для Остяко-Вогульского окружного музея. Шаманские, бытовые вещи: суконных покрывал для покрытия ящиков, на коих находятся шаманские атрибуты – 5 штук, шапок в отделке меха – 4 штуки, покрывал для ковчега, с атрибутикой шамана в отделке меха – 5 штук, шарфов, в выкладке эмблемы из меха с атрибутикой шамана меха – 18 штук: итого 32 штуки». Такой эпизод впервые произошел 15 ноября 1934 года, о чём свидетельствует архивный документ.
Директор музея Елена Гомонюк, приветствуя посетителей выставки, сказала: «Передано в НКВД – это начало большой исследовательской работы сотрудников музея Природы и Человека. Когда мы стали готовить для регистрации каталоги наших экспонатов и заниматься изучением материалов, то столкнулись с некоторыми фактами. Работая с документами, у нас возникает путаница по приёму и поступлению некоторых экспонатов, а их часть мы вовсе не находим. И мы стали выяснять, почему так происходит. Многое нам становится известно по архивным документам, которые сейчас имеют историческую ценность. В декабре 1917 года по постановлению Народных комиссаров была создана Чрезвычайная комиссия (ВЧК), который возглавил Ф.Э. Дзержинский. Затем подобные комиссии были созданы на местах. Здесь подобная организация начала работать в 1919 году и успела издать много похожих документов. Причём таких, которые были приняты к исполнению и они исполнялись вплоть до 1940-х годов.
Первый экспонат, который есть по документам – это икона Божией матери «Почаевской», но её нет в наших музейных фондах. По архивным документам сюда она попала в 1936 году из Кондинского монастыря и позже была передана в другой музей, какой не указан. Некоторые экспонаты были переданы в Москву и Санкт-Петербург. Возможно, нам удастся найти её в главных музеях страны, будем продолжать эту работу и вести поиски».
Выставка представляет собой тесное переплетение культурно-исторического прошлого населения округа. Помимо шаманских атрибутов, бытовых вещей северных народов в музее представлена коллекция, касающаяся основ православия – иконы, подвески, ризы и другие предметы. В 1939 году достаточно внушительную коллекцию культовых предметов привезли из церкви села Филинское. Сейчас этот населенный пункт называется Горноправдинск.
Неподдельный интерес у посетителей выставки вызвала коллекция «Китайские зеркала». Об этой экспозиции рассказала заместитель директор по научной работе Оксана Белогай. В музее находятся 11 зеркал, одно из них сейчас находится на исследовании в Эрмитаже. Зеркала поступили в 1936 году от НКВД, место нахождения и их происхождения не указано. Есть предположение, что они поступили либо с реки Северной Сосьвы, возможно и с реки Казым. По мнению научных сотрудников, эти предметы не местного происхождения. Предполагается, что они произведены были на Южном Урале сарматскими племенами, которые жили в конце первого тысячелетия. На нашей территории их использовали в качестве полотен, на котором изобразительное искусство раннего железного века.
Много предметов было доставлено из Берёзовского района. Так Берёзовским райисполкомом передана коллекция из семи оружий, изъятые после Казымского восстания. Некоторые ружья были известны ещё с 17 века, на территории России они имели широкое распространение и пользовались ими вплоть до 1960 годов прошлого столетия.
Хантыйский ученый-историк Тимофей Молданов рассказал об уникальных культовых вещах обских угров. На выставке он представил старинный ритуальный халат, на котором швы выполнены длиной в сантиметр, они считаются священными ритуальными стежками. Одежда, выполненная таким образом, в дальнейшем переходит в священный приклад. Этнографы установили двухкомпонентность культуры народа ханты: иранскую и местную палеоазиатскую. Если сравнить, то у иранцев имеются точно такие же халаты. Было сходство и в вероисповедании.
Кандидат исторических наук Светлана Алексеевна Попова добавила: «Тимофея Молданова, Татьяну Волдину и меня пригласили поучаствовать в подготовке этой выставки. Мы не задавались целью определить, кому из духов-покровителей предназначались эти предметы. Они всё-таки ритуальные, древние вещи, поэтому мы попросили женщин надеть платки».
Посетителей был полный зал, как говорили многие, тема репрессий была долгое время засекреченной, но необходимо знать правду, какой бы тяжелой она не была.