Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Тамара МЕРОВА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Нпак тратаӈкве щпитахтгыт
  • Кӯщай н Хльӯс районын ялыс
  • Нрйкат ӯщлахтын м тах враве
  • Нврамыт 100 тл ювле хультум псныл ӯргалавет
  • Щнь лтӈув урыл потыртасӯв

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Мньщи ос ханты лтӈыл потыртаӈкве ёхталн
  • ква рӯтанн намхталт янытлаве
  • Училище кӯщай урыл нпак хасвес

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Хот-вуим пормасыт суссылтавсыт
  • Соссаӈ мāхум пормасыт атнэ кол 10 тлэ твлыс
  • Хльӯст мщтырлан н
  • Ктпос щирыл пуссын вйвес
  • Щмьяӈ тгыл ӯщлахтын м
  • Тн пс пормасыт акван-атг

Нврамыт мгсыл - Детская страничка

  • ти нас лантаӈкве
  • Ялпыӈ хталаныл кастыл янытлыянӯв
  • Нврамыт мгыс касыл враве

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)
  • № 9 (1339)

Вы здесь

Главная » Хот-вуим пормасыт суссылтавсыт
  • Мансийский
  • Русский

Хот-вуим пормасыт суссылтавсыт

Ханты-Мансийск  ӯст лнэ М-вит ос лумхлас нампа музейт «Передано НКВД» суссылтап врвес. Тот репрессия тлыт порат соссаӈ мхумныл хот-вуим пормасыт суссылтавет.

влт тув атхатам хтпат мгыс музейт рӯпитан кит хумыг мнь спектакль ёнгысг. Акв хум пасан втат ӯнлы, документ-нпакыт ловиньты. Тувыл мт хум ттапыӈ тгыл тув ёхтыс ос тн тот лнэ пормасыт нпакн хассанн. Акв тамле врмаль ӯсувт яныг таквс тпост 1934 тлт лыс. Тнт ӯсув иӈ Остяко-Вогульскыг лввес. Тнт музейт рӯпитан хум Иван Андреевич Шабалин, тувыл округт секретариг лнэ хум Иван Степанович Янов акт-нпак хассг. Та пс порат лыглам накыт ань ты музейт рӯпитан хтпаг суссылтасг ос та пс нпак ловиньтасг. Тот хансым лы, соссаӈ мхумныл 32 сыресыр пормас тув тотвес, та маснутыт халт тва пормасыт ялпыӈ мныл вуимат.
Елена Гомонюк, музей кӯщай н, лвыс: «Мн ань яныг кисхатнэ врмаль врв. Ты суссылтап щпитамув порат мн свсыр трвитн ликмыгласӯв, тва пс пормасыт нпакн хансым лгыт ос тыт тнаныл ат хнтыянӯв. Хт тн тыпсыт манос хоты музеитын тн лаль майвсыт, нматыр ат хансыма. Тнт музеитын тотыглым пормасыт пуссын нпакн хансыглавсыт. 1917 тлт «Чрезвычайный комиссия» врвес, тув хансым хтпат ВЧК намыл лввсыт, тот Ф.Э. Дзержинский кӯщаиг лыс. Тн лупсав акваг уральтасаныл ос матыр мтнэ тлат пуссын нпакн хансыгласыт. Округувт 1919 тлт тамле комиссия рӯпитаӈкве патыс ос тн свсыр документ-нпакыт щпитлсыт. Ётыл НКВД намаим кол врвес ос тн мхум лупсаныл уральтасаныл. Мн ань тн документаныл ёт рӯпитв, ос втл тлат тра-паттыянӯв. Свсыр врмалит урыл 1940 тл мус хансым нпакыт ловиньтв.
Щар вылт мн музеювт рущ трум — Икона Божьей матери Почаевской хнтуӈкве ат врмылӯв. Тав Конда мныл ялпыӈколныл тыг 1936 тлт тотвес, ётыл св  архив-нпакыт халт кисхатсӯв, тав мт хотты музейн маима, ос хоталь — ат хасвес. Мрсыӈ пормасыт Москват ос Санкт-Петербургыт лнэ яныг музеитын вуимат. Ань тот хт ке хнтыянӯв, ёмас лнув».
Ты суссылтапт нйт хтпатныл хот-вуим пормасыт, рущ мхум ялпыӈколанылт атым пормасыт с лсыт. Ань 1939 тлт Филинский ялпыӈколныл тотым прнат, трмыт тыт суссылтавсыт. Филинский пвыл ань Горноправдинск пвлыг мтыс. 
нас потыр «китайские зеркала» лвнэ пормасыт урыл Оксана Белогай щпитас. 1936 тлт музейн аквхуйплов нох вильтсуснэкр майвес. Тувыл акватэ Санкт-Петербург ӯст лнэ Эрмитажн ктыма, мтаныт тыт хультмыт. Тн сарматский племена лум сака пс йис порат вримат, ты вильтсуснэкр тармыл хурит пслымат. Оксана лвыс, тн ань кисхатгыт, ты нох вильтсуснэкрыт аман Тгт  втат, аман Касум  втат лум мхумныл вуйвсыт ос тыг тотвсыт.
Соссаӈ мхумныл вуим св пормас Хльӯс районныл тыг тотвес. Касум мт пилыщмаӈ пора лум юи-плт тувыл ст писаль тыг ктвес. Ты писалитыл мхум 17 нот псныл птлуптамыт ос 1960 тл мус ты писаляныл ёт иӈ враясыт. Ань тн музейт выл щёс суссылтавет.
Ханты хум Тимофей Алексеевич Молданов соссаӈ мхум нйт пормасыт урыл потыртас. Тав маснутыт суссылтас ос лвыс, пс порат нйт хтпа маснутанэ мощ мт щирыл нтвсыт ос та нтмиланэ щирыл, псанэ щирыл ущ тра-паттавет. Тамле маснут иранский ос палеоазитский культураг акван-тлыгламн порат нтым лг. Пс мхманув пуссын акв хурип Нй-тырытын пйкщасыт, туп тнки лтӈыл лвсаныл.
Светлана Алексеевна Попова, мньщи мхум пс йис наканув ханищтан н, тох потыртас: «Ты суссылтап щпитан порат Тимофей Молданов, Татьяна Волдина ос ам музейн вввыглавесӯв. Мн хотты Нй-тыранув маснутаныл тув тотвсыт, таит тра-паттуӈкве ат ксащасӯв. Мнки мхманув нупыл лвсӯв, суссылтапн ёхтум н хтпат пуӈк тр вос пингыт».
Ты суссылтапн св мхум ёхталасыт, тн лвсыт, ты врмалит вӈкве пилыщмаӈыг лы кос, ос тыи тн пс рӯтаныл лупса лыс.

Окружной музей представил предметы, изъятые НКВД

В Ханты-Мансийске в окружном музее Природы и Человека состоялось открытие выставки «Передано НКВД». Экспозиция представляет уникальные предметы, переданные в музейные фонды в 30-40-ых годах XX в. Остяко-Вогульским окружным отделом НКВД и Березовским районным исполнительным комитетом Остяко-Вогульского округа Омской области.

На открытии посетители внимательно разглядывали представленные экспонаты, лишь изредка переговариваясь между собой. Их разговоры прервали двое мужчин, импровизировавшие сценку из госприёмки вещей для музея. Молодой человек в униформе доставил сундуки с вещами и вместе с музейным работником составил акт, в котором написал: «Мы, нижеподписавшиеся секретарь Остяко-Вогульского окротдела НКВД Янов Иван Степанович и научный работник окружного музея Шабалин Иван Андреевич, на основании распоряжения начальника Облотдела НКВД произвели сдачу и приём следующих шаманских и бытовых вещей для Остяко-Вогульского окружного музея. Шаманские, бытовые вещи: суконных покрывал для покрытия ящиков, на коих находятся шаманские атрибуты – 5 штук, шапок в отделке меха – 4 штуки, покрывал для ковчега, с атрибутикой шамана в отделке меха – 5 штук, шарфов, в выкладке  эмблемы из меха с атрибутикой шамана меха – 18 штук: итого 32 штуки». Такой эпизод впервые произошел 15 ноября 1934 года, о чём свидетельствует архивный документ.

Директор музея Елена Гомонюк, приветствуя посетителей выставки, сказала: «Передано в НКВД – это начало большой исследовательской работы сотрудников музея Природы и Человека. Когда мы стали готовить для регистрации каталоги наших экспонатов и заниматься изучением материалов, то столкнулись с некоторыми фактами. Работая с документами, у нас возникает путаница по приёму и поступлению некоторых экспонатов, а их часть мы вовсе не находим. И мы стали выяснять, почему так происходит. Многое нам становится известно по архивным документам, которые сейчас имеют историческую ценность. В декабре 1917 года по постановлению Народных комиссаров была создана Чрезвычайная комиссия (ВЧК), который возглавил Ф.Э. Дзержинский. Затем подобные комиссии были созданы на местах. Здесь подобная организация начала работать в 1919 году и  успела издать много похожих документов. Причём таких, которые были приняты к исполнению и они исполнялись вплоть до 1940-х годов.

Первый экспонат, который есть по документам – это икона Божией матери «Почаевской», но её нет в наших музейных фондах. По архивным документам сюда она попала в 1936 году из Кондинского монастыря и позже была передана в другой музей, какой не указан. Некоторые экспонаты были переданы в Москву и Санкт-Петербург. Возможно, нам удастся найти её в главных музеях страны, будем продолжать эту работу и вести поиски».

Выставка представляет собой тесное переплетение культурно-исторического прошлого населения округа. Помимо шаманских атрибутов, бытовых вещей северных народов в музее представлена коллекция, касающаяся основ православия – иконы, подвески, ризы и другие предметы. В 1939 году достаточно внушительную коллекцию культовых предметов привезли из церкви села Филинское. Сейчас этот населенный пункт называется Горноправдинск.

Неподдельный интерес у посетителей выставки вызвала коллекция «Китайские зеркала». Об этой экспозиции рассказала заместитель директор по научной работе Оксана Белогай. В музее находятся 11 зеркал, одно из них сейчас находится на исследовании в Эрмитаже. Зеркала поступили в 1936 году от НКВД, место нахождения и их происхождения не указано. Есть предположение, что они поступили либо с реки Северной Сосьвы, возможно и с реки Казым. По мнению научных сотрудников, эти предметы не местного происхождения. Предполагается, что они произведены были на Южном Урале сарматскими племенами, которые жили в конце первого тысячелетия. На нашей территории их использовали в качестве полотен, на котором изобразительное искусство раннего железного века.

Много предметов было доставлено из Берёзовского района. Так Берёзовским райисполкомом передана коллекция из семи оружий, изъятые после Казымского восстания. Некоторые ружья были известны ещё с 17 века, на территории России они имели широкое распространение и пользовались ими вплоть до 1960 годов прошлого столетия.

Хантыйский ученый-историк Тимофей Молданов рассказал об уникальных культовых вещах обских угров. На выставке он представил старинный ритуальный халат, на котором швы выполнены длиной в сантиметр, они считаются священными ритуальными стежками. Одежда, выполненная таким образом, в дальнейшем переходит в священный приклад. Этнографы установили двухкомпонентность культуры народа ханты: иранскую и местную палеоазиатскую. Если сравнить, то у иранцев имеются точно такие же халаты. Было сходство и в вероисповедании.

Кандидат исторических наук Светлана Алексеевна Попова добавила: «Тимофея Молданова, Татьяну Волдину и меня пригласили поучаствовать в подготовке этой выставки. Мы не задавались целью определить, кому из духов-покровителей предназначались эти предметы. Они всё-таки ритуальные, древние вещи, поэтому мы попросили женщин надеть платки».

Посетителей был полный зал, как говорили многие, тема репрессий была долгое время засекреченной, но необходимо знать правду, какой бы тяжелой она не была.

Рубрика: 
Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
Номер Луима сэрипос: 
№ 3 (1165)
7.02.2018

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Главный редактор:
Алексеева Н. Г.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 500)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика