- Мансийский
- Русский
ти нас лантаӈкве
Санкт-Петербург ӯсныл редакциявн пищма ёхтыс. Таве мнавн мньлат хум Денис Комков ттыс. Тав Хльӯс район Саранпвылт самын патыс ос яныгмас. Анкватэ Наталья Кирилловна Филиппова (Вынгилева) Саранпвыл школат св тл нврамыт ханищтым рӯпитас. Яныг ащй-катэ Няхлаӈ пвылныл лыс, Кирилл Петрович Вынгилев. Денис мньтгыл «Мнь Ӯсквен» ӯщлахтуӈкве тотыглавес. Ты пвлэ сака руптытэ ос тамле ты потыр газетавн хансыс.
Мнь ань ты йист сака ёмас ос пӯмыщ порат лв. Свсыр мирыт акван-нтхатым лгыт ос рӯпитгыт. Ос тох лым, мощщаг хультум мнь мирыт акваг та мощщамгыт, мт мхум халн та тлыглгыт.
Мньщи мирув — хоса йис псыл трум лгыт. Мн щащкванув-панув, анкванув-ащйканув свсыр лупса вщинтасыт, свсыр пилыщма сунсыгласыт. Ань мн, мньлат мхум, тыт те лв, тн мн мгсылув св ёмас врмаль хультуптасыт. Ты лупса мнавн лаль тотуӈкве ри.
Юи-выл яныгст тл сыс свсыр пилыщма мир вщинтас, ты яныг влытын св номтыӈ, мӯтраӈ хтпат мт трумн тотвсыт. Ань пс йис лупса внэ лумхлас сака мощща хультыс. Тн мньлат мхум ханищтыяныл, суссылтгыт, хумус пс порат врвес, таимгыс мн мньщи лупсав с лаль луӈкве паты.
лнаӈ мт мхум ханты ос мньщи хтпатыл нёсрыгтасыт, мовиньтасыт. Ань сосса мир лупсал пуссын пӯмщалахтуӈкве патсыт, лвуӈкве те, нх-ялтуптыяныл. Тнт ты 1994 тлт сунт пвылт «Мнь Ӯскве» вруӈкве вылтавес. Нврамыт тув атыглаӈкве патвсыт, тн тот нас ат ӯщлахтасыт, тн тнти лтӈаныл ханищтаӈкве патсыт, ктыл щаквщуӈкве ханищтаӈкв патвсыт.
Щар выл тлыт тот ӯщлахтам нврамыт тн стыӈыг лсыт, та порат тув ликмысыт, тн ты мк ёмас тлан ханищтавсыт. Ань янгыг мтсыт, тнти лнэ лӈханыл хнтсыт, вганыл, маныр тла тнанылн хйхаты. Тнти ань йис нврамытын посыӈ лх коюӈкве хӯлтгыт.
Ань лнэ тват нврамыт яныг хтпа лвнэ лтӈын ат хӯнтлгыт, ётыл матыр вылн та патгыт. Тох луӈкве мньщи хтпан щар ат рви ос ат хйхаты. Хотьют пс йис врмалит ат ёрувлы, Нй-тыранн пикщи, та лумхлас номтэ мк та тксар. Пс мньщиянув тнти матыр-ти вруӈкве хссыт, сӈквылтасыт, йӣквсыт, враясыт, алыщласыт, нсхатасыт, сгырхатсыт, свсыр щирыл щаквщуӈкве врмысыт. Мньщи хум хтпа нмхуньт лль тла ат ври, мньщи нт ос сыманылт рупсаныл акваг лы.
Ань тамле м лы, тот пс йис мньщи лупсав янытлаве ос нх-ялтуптаве, ты нврамыт ӯщлахтын «Мнь Ӯскве». Тот пуссын акван-нтхатым, акван-потыртахтым ксыӈ нврам манос яныг хтпа акв рнэ тланыл врияныл — пс йис врмалит нхврмалтыяныл. Млты тӯи хум нврамыт Ӯй ргыт ханищтаӈкве патсыт, Нй-тырыт ргыт ханищтгыт. Пс порат Ӯй йӣквим св ргыт нврамыт ос мньлат пыгыт яныгхтпатныл хӯлыгласыт ос тох ханищтасаныл. Ань мн таӈхв, ты врмаль лаль ханищтаӈкве, мньщи мир ос лаль Ӯй йӣквыт врыглаӈкве тах патгыт.
Хунь мн сунтыт Ӯй ргыт ханищтаӈкве патсанӯв, та врмальн рмысӯв. Ань сӈквылтапыт йильпи щирыл вравет, тртāныл хартавет. Пс порат ӯйхул сыстāныл тн врвес, тувыл сӈквылтап тамле тныл хартвес. Ань мн мвт нмхотьют тох ат ври. Ам ты врмаль урыл титыглахтуӈкве Великий Новгород ӯсн ялсум, тот Антон Каменский, мщтыр хум, ёт хнтхатыгласум, тав Центр музыкальных древностей В.И. Поветкина колт рӯпиты. Тав ётэ татем потыртасмн, халувт акван-нтхатым мн тах сӈквылтап тныт пс хольт врв. Хумус рӯпатав лаль вруӈкве патылӯв, ам тах ты урыл нас потыр хансгум.
Мощртын мн мвт пс йис рыгтн суй хӯлылӯв ос лаль тксар хум хтпанув хум йӣкваныл йӣквуӈкве патгыт, ос н хтпат трыл лап-пантхатым нтнэг йӣквим мир щгтылтаӈкве патгыт.
Денис КОМКОВ
ттум потре
мньщи лтӈыг
Галина КОНДИНА толмащластэ
Быть, а не казаться
Мы живем в очень интересное время. Глобализация шагает по миру семимильными шагами. Многие некогда сильные народы не могут выдержать такого положения дел и теряют свою самобытность, растворяясь в культурном хаосе.
Манси – это один из древнейших народов на Земле. Наши предки видели много и прошли через многое.
Раз уж мы сейчас здесь, значит, они делали всё правильно, и мы должны продолжить их путь служить исконному.
За последние 100 лет Россия пережила достаточно потрясений, которые увели за собой множество знающих людей. Сегодня носителей культуры осталось не так много, но знание никогда не умирает, оно всегда здесь и возрождается, когда это требуется.
Сейчас именно тот момент, когда мансийская культура, некогда гонимая, начинает набирать силу и расцветать. В 1994 году на территории сельского поселения Саранпауль в деревне Ясунт было организовано детское этническое стойбище Мань Ускве. Тогда еще мало кто мог представить, что именно в этот момент было положено начало возрождению мансийской культуры.
Дети, которым посчастливилось побывать на первых сменах в стойбище, были избраны для большого дела. Впитывая слова преподавателей и носителей культуры, приезжавших на смены в Мань Ускве, но которых уже нет с нами, они смогли найти себя. Смогли со временем понять свое предназначение в этом мире, увидеть свой путь и осознать все то, что многие и многие годы на стойбище вкладывали в них. Сегодня это уже взрослые люди, некоторые уже успели обзавестись семьями, кто-то преуспел в бизнесе, кто-то сделал большие шаги в спорте, успешен в делах и жизни. Они приезжают на стойбище каждый год и делятся своим опытом со следующим поколением. Передают закон предков, который был эхом донесен из прошлого.
В чем же секрет культуры, почему же её важно знать и соблюдать?
Дело в том, что если разбираться в её основах, можно понять, какое большое знание несли наши предки. Они описали все жизненные ситуации, которые могут произойти. Они знали и жили в гармонии с этим миром, с космосом. Поэтому им удалось пронести это знание через века до нас.
Быть манси – это значит жить в гармонии с миром, с природой, с самим собой. Этому нельзя научить, это нужно открыть. Увы, сегодня некоторые из нас, не зная этнических норм народа, делают вещи, которые им нельзя делать, поступают так, как не должны поступать манси.
Доброта, честность, ответственность, смелость, трудолюбие, бескорыстие — именно такие моральные качества заложены в мансийской культуре. В сегодняшних реалиях этому очень сложно соответствовать. Но это именно то, что называется «не казаться, а быть». Иметь крепкий культурный стержень внутри, знать законы, обряды и традиции своего народа, почитать предков, посещать места силы (священные места). Именно это позволяет пронести свет через многообразие культур, бескультурье и прочее , и показать Миру, какие мы настоящие. Музыканты, танцоры, театралы, ремесленники, рукодельницы — хорошие люди, живущие душою и с огнем в глазах. Сильные мужчины с законом внутри и мудрые женщины с любовью в сердце.
Геноцид сильных народов – это война, которая идет уже давно. Многих из наших предков репрессировали и расстреляли, кого-то убил алкоголь.
Кто-то просто сгинул в городе, не найдя себе места. Целых сто лет мы не могли подняться, не могли сказать слова, так как нас считали никем. Необразованные алкоголики и тунеядцы, оторванные от Матери-природы, потерявшие свою культуру и забывшие своих богов.
Печально, но именно все так и было, и есть.
Каждый из нас, если он назвался манси, должен знать свою культуру, каждый из нас должен делать шаги по ее изучению. По одному представителю судят весь народ. Этого нельзя забывать.
Сегодня нам дано всё, мы не обделены информацией. Можем читать, писать. Грамотны.
Все устроено так, что когда ты делаешь шаг навстречу своему естеству, оно открывается и позволяет проснуться. Открыть сундучок, который заложен в каждом из тех, в чьих жилах течет кровь манси.
Сегодня духовным центром всех манси по праву можно считать стойбище Мань Ускве.Вот уже 20 с лишним лет мы идем дорогой наших предков, объединившись, помогаем друг другу и восстанавливаем утраченные традиции и праздники. На стойбище приезжают манси со всей территории страны. Здесь живет культура, и мы несем её дальше.
Несколько лет назад мужчины и мальчики со стойбища Мань Ускве начали изучать утраченные песни из Медвежьих игрищ. Данный праздник является один из главных в мансийской культуре. Именно там передавались основные знания, именно там выбирались будущие исполнители священных песен. Именно там прививалась ответственность за род от отца к сыну.
В ближайшие несколько лет мы до конца восстановим эти ушедшие традиции, и праздник вновь оживет, а с ним и весь мансийский народ.
Также очень много шагов делается в отношении адаптации национального убранства к современному миру, приспособления одежды для повседневной носки.
Касаемо музыкальных инструментов, полтора года назад была поставлена задача – разработать пособие по изготовлению Санквылтапа. Главная сложность была в том, что технология изготовления струн со временем была утеряна. На сегодняшний день для игры используются металлические струны.
Было перечитано огромное количество литературы, но нигде не упоминалось о том, из чего и как изготавливали струны раньше. Но мы не прекращали поиски, и в один из прекрасных дней нам на глаза попался Центр музыкальных древностей В.И. Поветкина. Мы связались с ними, и нам пошли навстречу. Сначала обсуждалась возможность приезда в МāньӮскве на мастеровую смену, но ввиду очень плотных графиков мастера Антона Каменского этот вопрос отпал. Но кто не сдается, тот добивается своих целей. Мы договорились, что сами приедем к ним.
И вот один из маньусковцев уже в Великом Новгороде.Экскурсия по городу. Встреча с мастером. Два часа работы. Разговоры о культуре, о сегодняшнем и прошлом. Отзыв в книге посетителей. Вкусное чаепитие. Дружеское рукопожатие. Время уезжать.
Мы договорились, что будем помогать друг другу в общем деле по восстановлению утерянных технологий. Когда мы на МаньУскве сделаем свои струны, то обязательно поделимся всем процессом и дополнениями к нему, если они будут. Вот такая вот встреча, вот такие вот хорошие люди.
Мы никогда не знаем, откуда придет помощь, но если верить в свое дело, то обязательно прольется свет знаний.
Совсем скоро музыка наших предков вновь наполнит пространство духом сильной мансийской культуры, крепкие мужчины вновь станцуют танец воинов, а мудрые женщины накроют голову платками, и мы продолжимжить, быть манси, а не казаться!
Торум ёт олэн!
Денис Комков,
перевод на мансийский язык Галины Кондиной