Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Галина КОНДИНА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Нпак тратаӈкве щпитахтгыт
  • Кӯщай н Хльӯс районын ялыс
  • Нрйкат ӯщлахтын м тах враве
  • Нврамыт 100 тл ювле хультум псныл ӯргалавет
  • Щнь лтӈув урыл потыртасӯв

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Мньщи ос ханты лтӈыл потыртаӈкве ёхталн
  • ква рӯтанн намхталт янытлаве
  • Училище кӯщай урыл нпак хасвес

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Хот-вуим пормасыт суссылтавсыт
  • Соссаӈ мāхум пормасыт атнэ кол 10 тлэ твлыс
  • Хльӯст мщтырлан н
  • Ктпос щирыл пуссын вйвес
  • Щмьяӈ тгыл ӯщлахтын м
  • Тн пс пормасыт акван-атг

Нврамыт мгсыл - Детская страничка

  • ти нас лантаӈкве
  • Ялпыӈ хталаныл кастыл янытлыянӯв
  • Нврамыт мгыс касыл враве

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)
  • № 9 (1339)
  • № 10 (1340)
  • № 11 (1341)
  • № 12 (1342)
  • № 13 (1343)
  • № 14 (1344)
  • № 15 (1345)
  • № 16 (1346)
  • № 17 (1347)
  • № 18 (1348)
  • № 19 (1349)
  • № 20 (1350)
  • № 21 (1351)
  • № 22 (1352)
  • № 23 (1353)

Вы здесь

Главная » ти нас лантаӈкве
  • Мансийский
  • Русский

ти нас лантаӈкве

Санкт-Петербург ӯсныл редакциявн пищма ёхтыс. Таве мнавн мньлат хум Денис Комков ттыс. Тав Хльӯс район Саранпвылт самын патыс ос яныгмас. Анкватэ Наталья Кирилловна Филиппова (Вынгилева) Саранпвыл школат св тл нврамыт ханищтым рӯпитас. Яныг ащй-катэ Няхлаӈ пвылныл лыс, Кирилл Петрович Вынгилев. Денис мньтгыл «Мнь Ӯсквен» ӯщлахтуӈкве тотыглавес. Ты пвлэ сака руптытэ ос тамле ты потыр газетавн хансыс.

Мнь ань ты йист сака ёмас ос пӯмыщ порат лв. Свсыр мирыт акван-нтхатым лгыт ос рӯпитгыт. Ос тох лым, мощщаг хультум мнь мирыт акваг та мощщамгыт, мт мхум халн та тлыглгыт.
Мньщи мирув — хоса йис псыл трум лгыт. Мн щащкванув-панув, анкванув-ащйканув свсыр лупса вщинтасыт, свсыр пилыщма сунсыгласыт. Ань мн, мньлат мхум, тыт те лв, тн мн мгсылув св ёмас врмаль хультуптасыт. Ты лупса мнавн лаль тотуӈкве ри.
Юи-выл яныгст тл сыс свсыр пилыщма мир вщинтас, ты яныг влытын св номтыӈ, мӯтраӈ хтпат мт трумн тотвсыт. Ань пс йис лупса внэ лумхлас сака мощща хультыс. Тн мньлат мхум ханищтыяныл, суссылтгыт, хумус пс  порат врвес, таимгыс мн мньщи лупсав с лаль луӈкве паты.
лнаӈ мт мхум ханты ос мньщи хтпатыл нёсрыгтасыт, мовиньтасыт. Ань сосса мир лупсал пуссын пӯмщалахтуӈкве патсыт, лвуӈкве те, нх-ялтуптыяныл. Тнт ты 1994 тлт сунт пвылт «Мнь Ӯскве» вруӈкве вылтавес. Нврамыт тув атыглаӈкве патвсыт, тн тот нас ат ӯщлахтасыт, тн тнти лтӈаныл ханищтаӈкве патсыт, ктыл щаквщуӈкве ханищтаӈкв патвсыт.
Щар выл тлыт тот ӯщлахтам нврамыт тн стыӈыг лсыт, та порат тув ликмысыт, тн ты мк ёмас тлан ханищтавсыт. Ань янгыг мтсыт,  тнти лнэ лӈханыл хнтсыт, вганыл, маныр тла тнанылн хйхаты. Тнти ань йис нврамытын посыӈ лх коюӈкве хӯлтгыт.
Ань лнэ тват нврамыт яныг хтпа лвнэ лтӈын ат хӯнтлгыт, ётыл матыр вылн та патгыт. Тох луӈкве мньщи хтпан щар ат рви ос ат хйхаты. Хотьют пс йис врмалит ат ёрувлы, Нй-тыранн пикщи, та лумхлас номтэ мк та тксар. Пс мньщиянув тнти матыр-ти вруӈкве хссыт, сӈквылтасыт, йӣквсыт, враясыт, алыщласыт, нсхатасыт, сгырхатсыт, свсыр щирыл щаквщуӈкве врмысыт. Мньщи хум хтпа нмхуньт лль тла ат ври, мньщи нт ос сыманылт рупсаныл акваг лы.
Ань тамле м лы, тот пс йис мньщи лупсав янытлаве ос нх-ялтуптаве, ты нврамыт ӯщлахтын «Мнь Ӯскве». Тот пуссын акван-нтхатым, акван-потыртахтым ксыӈ нврам манос яныг хтпа акв рнэ тланыл врияныл — пс йис врмалит нхврмалтыяныл. Млты тӯи хум нврамыт Ӯй ргыт ханищтаӈкве патсыт, Нй-тырыт ргыт ханищтгыт. Пс порат Ӯй йӣквим св ргыт нврамыт ос мньлат пыгыт яныгхтпатныл хӯлыгласыт ос тох ханищтасаныл. Ань мн таӈхв, ты врмаль лаль ханищтаӈкве, мньщи мир ос лаль Ӯй йӣквыт врыглаӈкве тах патгыт.
Хунь мн сунтыт Ӯй ргыт ханищтаӈкве патсанӯв, та врмальн рмысӯв. Ань сӈквылтапыт йильпи щирыл вравет, тртāныл хартавет. Пс порат ӯйхул сыстāныл тн врвес, тувыл сӈквылтап тамле тныл хартвес. Ань мн мвт нмхотьют тох ат ври. Ам ты врмаль урыл титыглахтуӈкве Великий Новгород ӯсн ялсум, тот Антон Каменский, мщтыр хум, ёт хнтхатыгласум, тав Центр музыкальных древностей В.И. Поветкина колт рӯпиты. Тав ётэ татем потыртасмн, халувт акван-нтхатым мн тах сӈквылтап тныт пс хольт врв. Хумус рӯпатав лаль вруӈкве патылӯв, ам тах ты урыл нас потыр хансгум.
Мощртын мн мвт пс йис рыгтн суй хӯлылӯв ос лаль тксар хум хтпанув хум йӣкваныл йӣквуӈкве патгыт, ос н хтпат трыл лап-пантхатым нтнэг йӣквим мир щгтылтаӈкве патгыт.

Денис КОМКОВ 
ттум потре 
мньщи лтӈыг 
Галина КОНДИНА толмащластэ

Быть, а не казаться

Мы живем в очень интересное время. Глобализация шагает по миру семимильными шагами. Многие некогда сильные народы не могут выдержать такого положения дел и теряют свою самобытность, растворяясь в культурном хаосе.

Манси – это один из древнейших народов на Земле. Наши предки видели много и прошли через многое.

Раз уж мы сейчас здесь, значит, они делали всё правильно, и мы должны продолжить их путь  служить исконному.

За последние 100 лет Россия пережила достаточно потрясений, которые увели за собой множество знающих людей. Сегодня носителей культуры осталось не так много, но знание никогда не умирает, оно всегда здесь и возрождается, когда это требуется.

Сейчас именно тот момент, когда мансийская культура, некогда гонимая, начинает набирать силу и расцветать. В 1994 году на территории сельского поселения Саранпауль в деревне Ясунт было организовано детское этническое стойбище Мань Ускве. Тогда еще мало кто мог представить, что именно в этот момент было положено начало возрождению мансийской культуры.

Дети, которым посчастливилось побывать на первых сменах в стойбище, были избраны для большого дела. Впитывая слова преподавателей и носителей культуры, приезжавших на смены в Мань Ускве, но которых уже нет с нами, они смогли найти себя. Смогли со временем понять свое предназначение в этом мире, увидеть свой путь и осознать все то, что многие и многие годы на стойбище вкладывали в них. Сегодня это уже взрослые люди, некоторые уже успели обзавестись семьями, кто-то преуспел в бизнесе, кто-то сделал большие шаги в спорте, успешен в делах и жизни. Они приезжают на стойбище каждый год и делятся своим опытом со следующим поколением. Передают закон предков, который был эхом донесен из прошлого.

В чем же секрет культуры, почему же её важно знать и соблюдать?

Дело в том, что если разбираться в её основах, можно понять, какое большое знание несли наши предки. Они описали все жизненные ситуации, которые могут произойти. Они знали и жили в гармонии с этим миром, с космосом. Поэтому им удалось пронести это знание через века до нас.

Быть манси – это значит жить в гармонии с миром, с природой, с самим собой. Этому нельзя научить, это нужно открыть. Увы, сегодня некоторые из нас, не зная этнических норм народа, делают вещи, которые им нельзя делать, поступают так, как не должны поступать манси.

Доброта, честность, ответственность, смелость, трудолюбие, бескорыстие — именно такие моральные качества заложены в мансийской культуре. В сегодняшних реалиях этому очень сложно соответствовать. Но это именно то, что называется «не казаться, а быть». Иметь крепкий культурный стержень внутри, знать законы, обряды и традиции своего народа, почитать предков, посещать места силы (священные места). Именно это позволяет пронести свет через многообразие культур, бескультурье и прочее , и показать Миру, какие мы настоящие. Музыканты, танцоры, театралы, ремесленники, рукодельницы — хорошие люди, живущие душою и с огнем в глазах. Сильные мужчины с законом внутри и мудрые женщины с любовью в сердце.

Геноцид сильных народов – это война, которая идет уже давно. Многих из наших предков репрессировали и расстреляли, кого-то убил алкоголь.

Кто-то просто сгинул в городе, не найдя себе места. Целых сто лет мы не могли подняться, не могли сказать слова, так как нас считали никем. Необразованные алкоголики и тунеядцы, оторванные от Матери-природы, потерявшие свою культуру и забывшие своих богов.

Печально, но именно все так и было, и есть.

Каждый из нас, если он назвался манси, должен знать свою культуру, каждый из нас должен делать шаги по ее изучению. По одному представителю судят весь народ. Этого нельзя забывать.

Сегодня нам дано всё, мы не обделены информацией. Можем читать, писать. Грамотны.

Все устроено так, что когда ты делаешь шаг навстречу своему естеству, оно открывается и позволяет проснуться. Открыть сундучок, который заложен в каждом из тех, в чьих жилах течет кровь манси.

Сегодня духовным центром всех манси по праву можно считать стойбище Мань Ускве.Вот уже 20 с лишним лет мы идем дорогой наших предков, объединившись, помогаем друг другу и восстанавливаем утраченные традиции и праздники. На стойбище приезжают манси со всей территории страны. Здесь живет культура, и мы несем её дальше.

Несколько лет назад мужчины и мальчики со стойбища Мань Ускве начали изучать утраченные песни из Медвежьих игрищ. Данный праздник является один из главных в мансийской культуре. Именно там передавались основные знания, именно там выбирались будущие исполнители священных песен. Именно там прививалась ответственность за род от отца к сыну.

В ближайшие несколько лет мы до конца восстановим эти ушедшие традиции, и праздник вновь оживет, а с ним и весь мансийский народ.

Также очень много шагов делается в отношении адаптации национального убранства к современному миру, приспособления одежды для повседневной носки.

Касаемо музыкальных инструментов, полтора года назад была поставлена задача – разработать пособие по изготовлению Санквылтапа. Главная сложность была в том, что технология изготовления струн со временем была утеряна. На сегодняшний день для игры используются металлические струны.

Было перечитано огромное количество литературы, но нигде не упоминалось о том, из чего и как изготавливали струны раньше. Но мы не прекращали поиски, и в один из прекрасных дней нам на глаза попался Центр музыкальных древностей В.И. Поветкина. Мы связались с ними, и нам пошли навстречу. Сначала обсуждалась возможность приезда в МāньӮскве на мастеровую смену, но ввиду очень плотных графиков мастера Антона Каменского этот вопрос отпал. Но кто не сдается, тот добивается своих целей. Мы договорились, что сами приедем к ним.

И вот один из маньусковцев уже в Великом Новгороде.Экскурсия по городу. Встреча с мастером. Два часа работы. Разговоры о культуре, о сегодняшнем и прошлом. Отзыв в книге посетителей. Вкусное чаепитие. Дружеское рукопожатие. Время уезжать.

Мы договорились, что будем помогать друг другу в общем деле по восстановлению утерянных технологий. Когда мы на МаньУскве сделаем свои струны, то обязательно поделимся всем процессом и дополнениями к нему, если они будут. Вот такая вот встреча, вот такие вот хорошие люди.

Мы никогда не знаем, откуда придет помощь, но если верить в свое дело, то обязательно прольется свет знаний.

Совсем скоро музыка наших предков вновь наполнит пространство духом сильной мансийской культуры, крепкие мужчины вновь станцуют танец воинов, а мудрые женщины накроют голову платками, и мы продолжимжить, быть манси, а не казаться!

            Торум ёт олэн!

Денис Комков,

перевод  на мансийский язык Галины Кондиной

Рубрика: 
Нврамыт мгсыл - Детская страничка
Номер Луима сэрипос: 
№ 3 (1165)
7.02.2018

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика