- Мансийский
- Русский
Ктпос щирыл пуссын вйвес
Сосса н Наталья Аркадьевна Рауданен Хльӯст лнэ краеведческий музейт рӯпиты. Ам таве Ханты-Мансийскыт «Трум Маа» музейт мирхал конференция лум порат вслум. Тав «Тамги на экспонатах Берёзовского музея» нампа выставка щпитлыс. Н ты урыл сака пӯмщиг потыртас. Мт пормас с тотыглас — ктыл врим сс хусапсовыт, свсыр ны-сныт. Мхум маттем та пӯмщалахтасыт. Ам таве ктпосыт урыл китыгласлум, манах ктпос тн тра-паттысыт. Нн ань лаль Наталья Аркадьевна потре ловиньтэлн.
— Хльӯс музейт 13 ктпосыӈ пормас ньщв, тват сс тармыл щуртым лгыт, тват ос йӣв тармыл сгримат. Сосса мхум тув тнти ктпосаныл пинманыл. Рущ лтӈыл тав лваве — «Тамга» манос «Родовой знак». Пс порат ксыӈ колтгыл такви ктпос ньщас. Ктпосэ щирыл тра-паттуӈкве рвыс, хтпа хт яныгмас, хоты рӯтныл лы. лумхлас такви ктпосэ рнэ нпакыт палт пиныстэ. Хум хтпа алыщлапанэ палт, н хтпа ос ктыл врум хусапсованэ манос ны-снанэ палт щуртсанэ.
Сосса мхум врт ктпосыл тыт-тот пстысыт, ты хосыт пуссын нӈкыс, тыт хотьют враи, враян мнанэ хота мус лгыт. Ктпосэ пхат сгрыс манах слыл алыщлаӈкв ялыс, манах лӈын ос янгӯй ктын-паттыс.
— Сосса мхманув ктпосыл ань иӈ пстгыт?
— Ань тай ти, воссыг тох ат вргыт. 1970-1990 тлыт порат яныг учёный н Елена Геннадьевна Фёдорова ты тла тра-паттын мгыс Хльӯс районув янытыл яласас. Сосса мхманув ёт хнтхатыглас, китыгласанэ, колтгланыл ктпос ньщгыт ман ти, хоталь пстыяныл. Тнт мхманув тнти ктпосаныл всаныл, тва хтпат врт йӣвн сгрысаныл, рнэ нпакн иӈ пинсыт. Ксыӈ ктпос манхурипа ос хотьют ктпосэ, халанылт всаныл.
Та порат мир мт мн сака ат внтлыс, мхум янгыщ акв мт лсыт. лы хн мхум мн мвн с сака мат ат ёхталасыт. Ётыл колхозыт врвсыт, мхум тыгле-тувле нргатлуӈкве патвсыт, нпак ос хаснэйӣв квлтапаптувес, пуссын грамотныиг мтапасыт. Тувыл та, ктпосыт воссыг ат рмыгласыт, лщал-лщал ёрувлаӈкве та патвсыт.
Ты тла мн ань мӯсхал щирыл ханищтылӯв, ты урыл яныг учёный мхум ёт потыртв, тувыл мнти с научный потрыт щпитв. Ам ань тыт Елена Геннадьевна Фёдорова ёт хнтхатыгласум. Тав исторический наукат кандидат нам ньщи, Санкт-Петербург ӯст «Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН» колт старший научный сотрудникыг рӯпиты. Нкве ам ётум татем сымыӈыщ потыртас, ктпос урыл хоты нпакыт ловиньтаӈкве, хӯлтыс. Тавн ам яныг пӯмащипа лтыӈ лвсум.
— Наталья Аркадьевна, наӈ врнэ тлан сосса мирн яныг прыс тоты, матъёмас тув вуйхатасын. Нврамыт ёт улпыл с рӯпитэгн?
— Хльӯс музейт ам 2003 тл псныл рӯпитгум, пормасыт суссылтан колнак тармыл пуӈктотгум. Свсыр выставкат щпитв, музейн щалтсан мхум ёт потыртв. Музейт щнэ тва пормасыт суссылтан мгыс мт ӯсытын манос пвлытын тотыглыянӯв, лын лнэ мир тнаныл с вос ксалыяныл, пӯмщалыяныл.
Сосса мхманув пс лупсаныл ханищтылӯв, хумус тн лсыт, манарыл яласасыт, манхурип маснутыл лсыт. Оссувлым пс пвлыт тра-паттв, пуссын нпакын хансыянув, манах хтпа тот лыс, манах колтгыл, парищ наманыл пыссын хансыянӯв.
Нврамыт мгыс св тла врв — ксыӈ ялпыӈ хтал кастыл суссылтапыл щпитыянӯв, тн ётаныл потрамв. Ёнгын паттыиг китыглан лтӈытыл хансыянӯв, тнти лнэ мнаныл вганыл ман ти, хотьют молях лгалы тав та нх-паты. Нврамытын атхунь пӯмыщ, музейн тн щгтым ёхтыгплгыт.
Яныгнув нврамыт мгыс мн «Краеведение» тла врыглв. Кит тл сыс акв щёс «От краеведения к краеведению» нампа хнтхатыглап щпитлв. Район янытыл лнэ нврамыт ёт потыртв, тн ань исследовательский рӯпата вос вргыт. Тувыл хотьют ври, музейн ёхталы, хансум потре ловиньтытэ. Мн нврамытын с нтв, хӯлтв, хумус рнэ нпакыт прияӈкве ри.
— Наӈ хт самын патсын, яныгмасын?
— Ам Хльӯс район Сортыӈъя пвылт самын патсум. Омам ханты н Людмила Ефремовна Рауданен, ги парищ наме Новьюхова. Тав Тк пвылныл лы, тот яныгмас. тям Сортыӈъя пвылныл лы. Хунь ст тлум твлыс, мн Кульпасн внтлысӯв. Школа стламум юи-плт, 1998-2003 тлытыт Санкт-Петербург ӯст Герцена нампа университетт культурология факультетт ханищтахтасум. Тувыл тра Хльӯсн минасум, музейн патхатасум.
___________________
Ань потрумн та оигпас. Наталья Аркадьевна сосса мхманув мгыс ос Хльӯс район янытыл лнэ мирн рнэ тла ври, матыр-ти тра-патты, ты урыл потырты, наукан нты. Тав сака кркам, потрыӈ, сымыӈ нкве. Колтглэ ёт пус кт, пус лгыл вос лы, Нй-тыранн вос ӯргалаве.
Тамга – подпись коренных народов
На второй международной конференции в музее «Торум Маа» в Ханты-Мансийске я познакомилась с сотрудником Берёзовского районного краеведческого музея Натальей Аркадьевной Рауданен. В финно-угорском межмузейном выставочном проекте «Музейный калейдоскоп» она представила выставку под названием «Тамги на экспонатах Берёзовского музея». Я пообщалась с Натальей Аркадьевной, поинтересовалась, какое количество тамги им удалось зафиксировать. Вот что она мне рассказала:
– В фондах нашего музея хранится 13 предметов, на которых есть тамга коренных жителей Берёзовского района. Они изображены на дереве и бересте, и один документальный источник. Тамга или родовой знак – по-мансийски – «катпос». Он принадлежал определённой семье и имеет древнейшее значение. По такому знаку можно было определить, из какого рода человек.
Наши предки, ханты, манси и ненцы, тамгу использовали не только для того, чтобы поставить подпись в каком-либо документе, а также ставили засечки в лесу. Так они определяли территорию своих охотничьих угодий, либо отмечали, количество добытых белок, лосей, оленей, и кем они были добыты. Посмотрев на такую засечку, всегда можно было всё понять. С помощью таких знаков определяли маршруты, в каком направлении нужно было идти, двигаться охотнику, чтобы не заблудится. Такие знаки ставили на личных бытовых предметах – мужчины на своём охотничьем и рыболовном снаряжении, а женщины на своих предметах.
– В настоящее время коренные жители округа используют тамгу?
– Их теперь уже не ставят. С 1970-х по 1990-е годы кандидат исторических наук Елена Геннадьевна Фёдорова на территории нашего района проводила исследование по данному вопросу. Работала по домовым книгам, опрашивала население. В то время некоторые из них ещё ставили родовой знак в лесу и даже на документах. Все знали тамги друг у друга. В то время ещё не было смешаных, миграции, как сейчас. Затем появилась письменность, люди потихоньку научились читать, писать и необходимость в родовых знаках отпала.
Это очень интересная тема для исследования, по ней мы будем проводить дальнейшую работу. На конференции я познакомилась Еленой Геннадьевной Фёдоровой из Санкт-Петербурга. Она работает старшим научным сотрудником ФГБУН «Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН». Она мне подсказала, какую можно почитать литературу, указала интересные направления в работе, касающихся непосредственно вот этих знаков.
– Наталья Аркадьевна, расскажите о музее и о работе с детьми.
– В Берёзовском районном краеведческом музее я работаю с 2003 года, заведую экспозиционным отделом. Занимаюсь оформлением экспозиций, временных и выездных выставок, провожу экскурсии. Наш музей не только как выставочный центр, мы работаем и как научно-исследовательская организация, которая исследует культуру коренных народов округа, историю района, различных населённых пунктов.
Конечно же, основными посетителями музея являются прежде всего дети. Это наша главная аудитория, с которой мы много работаем. Именно для них мы проводим большое количество различных мероприятий – экскурсии, беседы, презентации, для них устраиваем праздники.
Привлекаем их к работе по краеведению. На базе нашего музея раз в два года проходит детская конференция «От краеведения к краеведению», которая будет проходить и в этом году. Дети нашего района будут представлять свои исследовательские работы. Они с увлечением готовят работы, мы им тоже помогаем.
– Где вы родились, учились?
– Я родилась в деревне Сартынья Берёзовского района. Моя мама Людмила Ефремовна, в девичестве Новьюхова, родом из хантыйской деревни Теги. Папа родился и вырос в Сартынье. Когда мне исполнилось семь лет, мы переехали в Сосьву. После окончания школы в 1998 году я поступила в Санкт-Петербургский РГПУ им. А.И. Герцена, факультет «Культурология». В 2003 году его окончила, поехала в Берёзово, сразу начала работать в музее.
_________________
Наталья Аркадьевна делает очень важную и нужную работу – готовит выставки, занимается с детьми, с экспозициями выезжает в другие регионы, общается с сотрудниками разных музеев, учится, а также заниматься научно-исследовательской работой. О своей деятельности она говорит с увлечением и любовью. Отрадно, что среди наших коренных народов есть такие образованные и неравнодушные люди как Наталья Аркадьевна.