Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Светлана РОМБАНДЕЕВА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Нпак тратаӈкве щпитахтгыт
  • Кӯщай н Хльӯс районын ялыс
  • Нрйкат ӯщлахтын м тах враве
  • Нврамыт 100 тл ювле хультум псныл ӯргалавет
  • Щнь лтӈув урыл потыртасӯв

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Мньщи ос ханты лтӈыл потыртаӈкве ёхталн
  • ква рӯтанн намхталт янытлаве
  • Училище кӯщай урыл нпак хасвес

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Хот-вуим пормасыт суссылтавсыт
  • Соссаӈ мāхум пормасыт атнэ кол 10 тлэ твлыс
  • Хльӯст мщтырлан н
  • Ктпос щирыл пуссын вйвес
  • Щмьяӈ тгыл ӯщлахтын м
  • Тн пс пормасыт акван-атг

Нврамыт мгсыл - Детская страничка

  • ти нас лантаӈкве
  • Ялпыӈ хталаныл кастыл янытлыянӯв
  • Нврамыт мгыс касыл враве

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)

Вы здесь

Главная » Ктпос щирыл пуссын вйвес
  • Мансийский
  • Русский

Ктпос щирыл пуссын вйвес

Сосса н  Наталья Аркадьевна Рауданен Хльӯст лнэ краеведческий музейт рӯпиты. Ам таве Ханты-Мансийскыт «Трум Маа» музейт мирхал конференция лум порат вслум. Тав «Тамги на экспонатах Берёзовского музея» нампа выставка щпитлыс. Н ты урыл сака пӯмщиг потыртас. Мт пормас с тотыглас — ктыл врим сс хусапсовыт, свсыр ны-сныт. Мхум маттем та пӯмщалахтасыт. Ам таве ктпосыт урыл китыгласлум, манах ктпос тн тра-паттысыт. Нн ань лаль Наталья Аркадьевна потре ловиньтэлн.

— Хльӯс музейт 13 ктпосыӈ пормас ньщв, тват сс тармыл щуртым лгыт, тват ос йӣв тармыл сгримат. Сосса мхум тув тнти ктпосаныл пинманыл. Рущ лтӈыл тав лваве — «Тамга» манос «Родовой знак». Пс порат ксыӈ колтгыл такви ктпос ньщас. Ктпосэ щирыл тра-паттуӈкве рвыс, хтпа хт яныгмас, хоты рӯтныл лы. лумхлас такви ктпосэ рнэ нпакыт палт пиныстэ. Хум хтпа алыщлапанэ палт, н хтпа ос ктыл врум хусапсованэ манос ны-снанэ палт щуртсанэ.
Сосса мхум врт ктпосыл тыт-тот пстысыт, ты хосыт пуссын нӈкыс, тыт хотьют враи, враян мнанэ хота мус лгыт. Ктпосэ пхат сгрыс манах слыл алыщлаӈкв ялыс, манах лӈын ос янгӯй ктын-паттыс.
— Сосса мхманув ктпосыл ань иӈ пстгыт?
— Ань тай ти, воссыг тох ат вргыт. 1970-1990 тлыт порат яныг учёный н Елена Геннадьевна Фёдорова ты тла тра-паттын мгыс Хльӯс районув янытыл яласас. Сосса мхманув ёт хнтхатыглас, китыгласанэ, колтгланыл ктпос ньщгыт ман ти, хоталь пстыяныл. Тнт мхманув тнти ктпосаныл всаныл, тва хтпат врт йӣвн сгрысаныл, рнэ нпакн иӈ пинсыт. Ксыӈ ктпос манхурипа ос хотьют ктпосэ, халанылт всаныл.
Та порат мир мт мн сака ат внтлыс, мхум янгыщ акв мт лсыт. лы хн мхум мн мвн с сака мат ат ёхталасыт. Ётыл колхозыт врвсыт, мхум тыгле-тувле нргатлуӈкве патвсыт, нпак ос хаснэйӣв квлтапаптувес, пуссын грамотныиг мтапасыт. Тувыл та, ктпосыт воссыг ат рмыгласыт, лщал-лщал ёрувлаӈкве та патвсыт.
Ты тла мн ань мӯсхал щирыл ханищтылӯв, ты урыл яныг учёный мхум ёт потыртв, тувыл мнти с научный потрыт щпитв. Ам ань тыт Елена Геннадьевна Фёдорова ёт хнтхатыгласум. Тав исторический наукат кандидат нам ньщи, Санкт-Петербург ӯст «Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН» колт старший научный сотрудникыг рӯпиты. Нкве ам ётум татем сымыӈыщ потыртас, ктпос урыл хоты нпакыт ловиньтаӈкве, хӯлтыс. Тавн ам яныг пӯмащипа лтыӈ лвсум.
— Наталья Аркадьевна, наӈ врнэ тлан сосса мирн яныг прыс тоты, матъёмас тув вуйхатасын. Нврамыт ёт улпыл с рӯпитэгн?
— Хльӯс музейт ам 2003 тл псныл рӯпитгум, пормасыт суссылтан колнак тармыл пуӈктотгум. Свсыр выставкат щпитв, музейн щалтсан мхум ёт потыртв. Музейт щнэ тва пормасыт суссылтан мгыс мт ӯсытын манос пвлытын тотыглыянӯв, лын лнэ мир тнаныл с вос ксалыяныл, пӯмщалыяныл.
Сосса мхманув пс лупсаныл ханищтылӯв, хумус тн лсыт, манарыл яласасыт, манхурип маснутыл лсыт. Оссувлым пс пвлыт тра-паттв, пуссын нпакын хансыянув, манах хтпа тот лыс, манах колтгыл, парищ наманыл пыссын хансыянӯв.
 Нврамыт мгыс св тла врв — ксыӈ ялпыӈ хтал кастыл суссылтапыл щпитыянӯв, тн ётаныл потрамв. Ёнгын паттыиг китыглан лтӈытыл хансыянӯв, тнти лнэ мнаныл вганыл ман ти, хотьют молях лгалы тав та нх-паты. Нврамытын атхунь пӯмыщ, музейн тн щгтым ёхтыгплгыт.
Яныгнув нврамыт мгыс мн «Краеведение» тла врыглв. Кит тл сыс акв щёс «От краеведения к краеведению» нампа хнтхатыглап щпитлв. Район янытыл лнэ нврамыт ёт потыртв, тн ань исследовательский рӯпата вос вргыт. Тувыл хотьют ври, музейн ёхталы, хансум потре ловиньтытэ. Мн нврамытын с нтв, хӯлтв, хумус рнэ нпакыт прияӈкве ри.
— Наӈ хт самын патсын, яныгмасын?
— Ам Хльӯс район Сортыӈъя пвылт самын патсум. Омам ханты н Людмила Ефремовна Рауданен, ги парищ наме Новьюхова. Тав Тк пвылныл лы, тот яныгмас. тям Сортыӈъя пвылныл лы. Хунь ст тлум твлыс, мн Кульпасн внтлысӯв. Школа стламум юи-плт, 1998-2003 тлытыт Санкт-Петербург ӯст Герцена нампа университетт культурология факультетт ханищтахтасум. Тувыл тра Хльӯсн минасум, музейн патхатасум.

___________________

Ань потрумн та оигпас. Наталья Аркадьевна сосса мхманув мгыс ос Хльӯс район янытыл лнэ мирн рнэ тла ври, матыр-ти тра-патты, ты урыл потырты, наукан нты. Тав сака кркам, потрыӈ, сымыӈ нкве. Колтглэ ёт пус кт, пус лгыл вос лы, Нй-тыранн вос ӯргалаве.

Тамга – подпись коренных народов

На второй международной конференции в музее «Торум Маа» в Ханты-Мансийске я познакомилась с сотрудником Берёзовского районного краеведческого музея Натальей Аркадьевной Рауданен. В финно-угорском межмузейном выставочном проекте «Музейный калейдоскоп» она представила выставку под названием «Тамги на экспонатах Берёзовского музея». Я пообщалась с Натальей Аркадьевной, поинтересовалась, какое количество тамги им удалось зафиксировать. Вот что она мне рассказала:

– В фондах нашего музея хранится 13 предметов, на которых есть тамга коренных жителей Берёзовского района. Они изображены на дереве и бересте, и один документальный источник. Тамга или родовой знак – по-мансийски – «катпос». Он принадлежал определённой семье и имеет древнейшее значение. По такому знаку можно было определить, из какого рода человек.

Наши предки, ханты, манси и ненцы, тамгу использовали не только для того, чтобы поставить подпись в каком-либо документе, а также ставили засечки в лесу. Так они определяли территорию своих охотничьих угодий, либо отмечали, количество добытых белок, лосей, оленей, и кем они были добыты. Посмотрев на такую засечку, всегда можно было всё понять. С помощью таких знаков определяли маршруты, в каком направлении нужно было идти, двигаться охотнику, чтобы не заблудится. Такие знаки ставили на личных бытовых предметах – мужчины на своём охотничьем и рыболовном снаряжении, а женщины на своих предметах.

– В настоящее время коренные жители округа используют тамгу?

– Их теперь уже не ставят. С 1970-х по 1990-е годы кандидат исторических наук Елена Геннадьевна Фёдорова на территории нашего района проводила исследование по данному вопросу. Работала по домовым книгам, опрашивала население. В то время некоторые из них ещё ставили родовой знак в лесу и даже на документах. Все знали тамги друг у друга. В то время ещё не было смешаных, миграции, как сейчас. Затем появилась письменность, люди потихоньку научились читать, писать и необходимость в родовых знаках отпала.

Это очень интересная тема для исследования, по ней мы будем проводить дальнейшую работу. На конференции я познакомилась Еленой Геннадьевной Фёдоровой из Санкт-Петербурга. Она работает старшим научным сотрудником ФГБУН «Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН». Она мне подсказала, какую можно почитать литературу, указала интересные направления в работе, касающихся непосредственно вот этих знаков.

– Наталья Аркадьевна, расскажите о музее и о работе с детьми.

– В Берёзовском районном краеведческом музее я работаю с 2003 года, заведую экспозиционным отделом. Занимаюсь оформлением экспозиций, временных и выездных выставок, провожу экскурсии. Наш музей не только как выставочный центр, мы работаем и как научно-исследовательская организация, которая исследует культуру коренных народов округа, историю района, различных населённых пунктов.

Конечно же, основными посетителями музея являются прежде всего дети. Это наша главная аудитория, с которой мы много работаем. Именно для них мы проводим большое количество различных мероприятий – экскурсии, беседы, презентации, для них устраиваем праздники.

Привлекаем их к работе по краеведению. На базе нашего музея раз в два года проходит детская конференция «От краеведения к краеведению», которая будет проходить и в этом году. Дети нашего района будут представлять свои исследовательские работы. Они с увлечением готовят работы, мы им тоже помогаем.

– Где вы родились, учились?

– Я родилась в деревне Сартынья Берёзовского района. Моя мама Людмила Ефремовна, в девичестве Новьюхова, родом из хантыйской деревни Теги. Папа родился и вырос в Сартынье. Когда мне исполнилось семь лет, мы переехали в Сосьву. После окончания школы в 1998 году я поступила в Санкт-Петербургский РГПУ им. А.И. Герцена, факультет «Культурология». В 2003 году его окончила, поехала в Берёзово, сразу начала работать в музее.

_________________

Наталья Аркадьевна делает очень важную и нужную работу – готовит выставки, занимается с детьми, с экспозициями выезжает в другие регионы, общается с сотрудниками разных музеев, учится, а также заниматься научно-исследовательской работой. О своей деятельности она говорит с увлечением и любовью. Отрадно, что среди наших коренных народов есть такие образованные и неравнодушные люди как Наталья Аркадьевна.

Рубрика: 
Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
Номер Луима сэрипос: 
№ 3 (1165)
7.02.2018

Главная

© 2012-2023 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Директор, главный редактор: Динисламова С. С.
Тел. (3467) 33-36-82

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-22-72

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-24-02

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52

gazeta@khanty-yasang.ru

© 2012-2023 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика