Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Людмила ТЕТКИНА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Китай мт тлы порат каснэ ёнгилыт
  • Яныгпла мхум нтавет
  • Нврамыт пӯмщалахтым вос ӯщлахтгыт
  • рнэ тлат врнэ мхум

Кӯщаит рӯпатаныл - Политика

  • Тл сыс йильпи пӯльницат ӯнттавет

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Лӯсум мньщит мгыс нтмил
  • Тав наука щирыл св тл рӯпиты
  • Нг-хумыг 50 тлантыл янытлыягӯв
  • Ат лтӈыл ргыт ргум н

Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события

  • Лтыӈ щирыл рӯтув
  • «Аннэ квкв мйтанэ» нампа нпак
  • Венгр учёный врум яныг рӯпататэ

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)

Вы здесь

Главная » Тав наука щирыл св тл рӯпиты
Фото из личного архива Натальи Ткачук
Фото из личного архива Натальи Ткачук
  • Мансийский
  • Русский

Тав наука щирыл св тл рӯпиты

Ксыӈ тл ртыӈ свой тпос 8 хталт наука щирыл рӯпитан мхум янытлавет. Ты ялпыӈ хтал Россият 1999 тлныл врыглаве. 

Тнт Россия Президент ты врмаль урыл Указ-нпак хансыс. Ос 18 нот порат Пётр I ты хтал «Российский академия наук» нампа кол врнэ мгсыл Указ-нпак тра­тас. Та псныл наукат  рӯпитан мхум ртыӈ свой тпос 8 щислат янытлаӈкве патвсыт.

Ханты-Мансийск ӯст с-угорский институтт мньщи, ханты ос рн мхум рӯпитгыт. Млты тл яныг таквс тпос 28 хталт институт 30 тлэ твлыс. Тот мньщи н Наталья Ткачук, такви парищ наме Анямова, рӯпиты. Ам тав ётэ хнт­хатыгласум ос врнэ рӯпататэ урыл китыг­лас­лум. 

– Наталья Витальевна, хоты тлт наӈ с-угор­ский институтн рӯпи­таӈкве ёхтысын?

– Ам 2000 тл псныл тыт рӯпитгум. Тнт ам Югорский университетт иӈ ханищтахтасум ос  Творчество колт колкан ловтсум, тыщирыл олн мощ слсум. 

Акв порат тув Евдокия Ивановна Ромбандеева рӯпататэ щирыл ёхтыс. нумн ксаластэ, мньщи лтӈыл китыглахтас: «Наӈ мньщи ги?». Ам лвсум: «Ам мньщи». Потыртаӈкве патсумн, тав рӯтанум урыл пӯм­ща­лахтас. 

Ам лвсум, рӯтанум Хльӯс район Саран­пвылт лгыт. Ащйкам Владимир Степанович Анямов Хōрыӈпвылныл ос анквам Евдокия Ильинична Анямова (Пузина) ос сунтныл лыс. Тн онтолов нврам янмалтасг, св тл нрт слы ӯрим яласасг. 

Евдокия Ивановна лвыс, тав тн ётн ёма­щакв вйхатас. Рӯпататэ щирыл тув ялантлым, ащйкам ос анквам ёт хнтхатыгллыс, потыр­тас ос мньщи пс йис вр­малит урыл китыг­лахтас. Тувыл лвыс: «Ам палтум рӯпитаӈкве ёхтэн». 

Ты юи-плт с-угор­ский институтн минасум, учёный ква нумн мньщи нпак мис, лвыс: «Мньщи лтӈыл ловинь­тлн ос тувыл рущ лт­ӈыг толмащллн». Ам мйт ловиньтаслум ос рущ лтӈыг толмащласлум. Тох мньщи отделн рӯ­пи­таӈкве вуйвсум. 

влт учёный н хансум потранэ ам компьютерн хассанум. Тувыл ты потранэ нпа­кыг врвсыт. Редактор-хтпат Ханты-Мансийск ӯсн хунь ёхталасыт, тнт ӯщлахтын хтал тл рӯпитасӯв. Евдокия Ива­но­вна мнав такви палтэ юв в­выгласанэ, тот пус­сын аквъёт рӯпитасӯв. 

Научный потрыт хан­суӈ­кве с тав нум ханищ­тастэ. Номилум, «Слыӈ лӈх» нампа ансамбль урыл энциклопедия-нпакн мнь потыр-охса хансуӈкве нумн лвыс. Хунь ос хоты хтпа ты ансамбль врыс, манху­рип ргыт тн рггыт, манхурип йӣквыт йӣкв­гыт – тув хансуӈкве рыс. 

Тувыл акв нпак мис, лвыс: «Мйт ёмащакв ловиньтлн ос ты урыл научный потыр хансэн. Ам тах ловиньтылум».  Тыщирыл нум наука щирыл рӯпитаӈкве ха­нищ­тастэ. 

Мньщи отделн мн Светлана Герасимова ёт акв порат рӯпитаӈкве ёхтысамн. Тав с аквты щирыл мньщи мйтыт ловиньтаӈкве лвыглавес. Та порат тот Валентина Селивёрстовна Иванова (Садомина) рӯпитас.  
– Ань наӈ мт отделт рӯпитгын, тот манхурип рӯпата вргын?

– Отделув рущ лтӈыл тох намаим лы: «нау­чно-исследовательский отдел социально-эконо­мического развития и мониторинга». Саидмурод Хамдамович Хакназаров кӯщаиг тыт лы. Ты лы-плт св тл кӯщаиг ханты йка Терентий Герасимович Харамзин рӯпитас. Тав номтыӈ йкаг лыс, ты отдел тав вры­стэ. Тыт ань мн хт хтпа рӯпитв. 

Ам округ янытыл яла­сгум, сосса мхум ёт хнт­хатыглгум ос луп­саныл урыл, щнь лтӈаныл урыл, пс йис врмалит вгыт ман ти, ос св мт тлат урыл китыглыянум. Тувыл ты урыл свсыр научный статьят хансгум. 

2021 тлт «Социальная компетентность» нампа нпакт ам хансум потрум «Этническая иден­тич­ность коренных малочи­сленных народов Югры: социологический анализ» тратавес. Млты тл амки хансум научный потра­нум свсыр конференцият, конгрессыт лум порат ловиньтасанум. Тамле хнтхатыглапыт ань ищ­хӣпыӈ утыт туп врыгла­вет. 

Рӯпата щирыл Октябрь­ский, Советский, Хнтаӈ ос Хльӯсн районытын ялантгум. Мхум ёт хнтхатыглаӈкве ос тн ётаныл потыртаӈкве нумн сака пӯмащ.

 Тот св ёмас, сымыӈ, кркам мхум лгыт. Св хтпат анкета-нпак хансгыт ос тнки луп­саныл урыл хоса потыр­тгыт. Тн потраныл ам диктофонын пуссын хан­сыянум.  

– Наталья Витальевна, наӈ ань манхурип вр­маль щирыл рӯпитгын?

– Акв порат Хнтаӈ районын ялсум, тот лнэ мньщит ёт хнт­ха­тыг­ласум. Ксыӈ лум­хлас анкета-нпакыл мислум, тот св китыглахтын лтыӈ хансым лыс: «Хт самын патсын?», «Манах тл наӈын твлыс?», «Щнь лтыӈ вгын?», «Оман-тян юн мньщи лтӈыл потыртг?». Ос св мт лтыӈ тот хансым лыс. 

Акв н сака хоса ном­сахтас, тувыл нумн лвыс: «Ам ат вглум хотьют ам - рущ манос мньщи. Ам анквам мньщииг лыс. Щнь лтӈыл юн тн ат потыртасыт, анквам хо­сат тим. Ам пс йис вр­малит урыл щар нматыр ат вглум, тувле нупыл тлам тим. Ань ущты хнтыслӯв, мньщииг пус­сын воратаӈкве патсӯв. Нтмил винэ мгсыл, улпыл, пуссын тув хасхатв». 

Ты порат св мньщит, хантыт щнь лтӈаныл ат вганыл, пс йис врмалит урыл с св ат вгыт. Тн тнкинныл хоты нупыл ловиньтгыт, та урыл акваг номсахтасум. 

Ань ты врмаль ёма­щакв ханищтылум ос ты тема щирыл рӯпитгум, рущ лтӈыл тох намаим лы: «Этническая иденти­фикация коренных мало­численных народов Севера Югры». Округ яны­тыл яласгум ос мхум ты врмаль урыл китыг­лыянум. 

Ань Хнтаӈ районт лнэ мньщит тнки пс йис врмалитыл пӯмща­лахтуӈкве мощ патсыт. Тот свсыр мньщи ялпыӈ хталыт ос суссыл­тапыт, ханищтапыт врыг­лавет. Тва школат нвра­мыт мньщи лтӈыл ханищта­вет. 

2014 тлт Хнтаӈ районт мньщи лтыӈ внэ хтпа Максим Семё­нович Шивторов ёт ам хнтхатыгласум. Тав Шугур пвылт лыс. Ань йка тимыг мтыс. Хн­таӈ мньщи лтыӈ внэ хт­пат ам воссыг аты в­щинь­тасум. 

– Хльӯс районт лнэ мхум ёт с хнт­хатыгласын, тот лнэ мньщит тнкинныл пуссын мньщииг ло­виньтыяныл?

– Та районт лнэ мхум пуссын тра лвгыт: «Ам мньщи». Мньлат хтпат тот щнь лтӈыл ань с ат потыртгыт кос, тувыл мньщи пс йис вр­маляныл ат ёрув­лыяныл. Ялпыӈ мт в­га­ныл, пӯр­лахтуӈкве тув ялан­тгыт. Мнь пвылквет лнэ мньщит враим, хӯл алыщлым акваг яласгыт. 

Советский тлыт порат мхум щнь лтӈыл по­тыр­таӈкве ат трт­всыт, свсыр щирыл нам­та­ла­в­сыт, тыимгсыл тват с­сам­тасыт. Ань мхум щар ат ссамтгыт, тра лвгыт: «Ам мньщи».  

тил мньщи нкве Наталья Витальевна Ткачук наука хтал кастыл янытлылӯв, св ёмас, сымыӈ лтыӈ тавн ктв. Нй-тыранн вос ӯргалаве, пус кт, пус лгыл! 

Мньщи н лпа рӯ­танэ ос лупсатэ урыл мт газетат лаль тах хан­св. 

Людмила ТЕТКИНА

Этническая идентификация коренных малочисленных народов Югры

8 февраля в России отмечается День науки. Праздник учреждён в 1999 году Указом Президента России. Дата 8 февраля (28 января по старому стилю) выбрана неслучайно, в этот день в 1724 году Указом Петра I в России была основана Академия наук. Сегодня в День науки чествуют заслуги научных деятелей: профессоров, кандидатов и докторов наук, аспирантов, академиков, исследователей, преподавателей.

В Ханты-Мансийском автономном округе вот уже 30 лет работает Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок, в ноябре 2021 года научное учреждение отметило 30-летие. В этом институте научным сотрудником работает представительница народа манси Наталья Ткачук (Анямова). В 2003 году она окончила филологический факультет Югорского государственного университета. В 2011 году заочно окончила факультет экономики и управления ЮГУ по специальности «государственное муниципальное управление». Наталья Витальевна –  автор более 30 научных публикаций, тема её исследования «Этническая идентификация коренных малочисленных народов Югры». В канун дня науки мы побеседовали с Натальей Витальевной, она рассказала о своей научной деятельности, а также вспомнила те годы, когда работала в научно-исследовательском отделе мансийской филологии и фольклористики с учёным Евдокией Ивановной Ромбандеевой.

– Наталья Витальевна, Вы много лет работаете в Обско-угорском институте прикладных исследований и разработок, почему выбрали именно научную сферу деятельности?

–  В студенческие годы, когда я ещё училась в педагогическом училище в Ханты-Мансийске, то подрабатывала в Доме народного творчества. Как-то туда пришла Евдокия Ивановна Ромбандеева. Когда она меня увидела, то спросила на мансийском языке: «Ты манси?». Я ответила: «Манси». Так мы с ней разговорились. Я рассказала, что родилась в Саранпауле, там живут мои родственники. Мой дедушка Владимир Степанович Анямов и бабушка Евдокия Ильинична Анямова (Пузина) много лет проработали в оленеводческих стадах в Саранпаульском совхозе. Евдокия Ивановна рассказала, что хорошо была знакома с бабушкой и дедушкой, они были её информантами. А после сказала: «Что Вы тут делаете, приходите ко мне на работу». Так состоялась наша первая встреча. В назначенное время я приехала в институт, тогда ещё не знала, что эта моя судьба. Евдокия Ивановна дала мне книгу и сказала: «Прочитайте мансийскую сказку и переведите на русский язык». Я прочитала и перевела, так меня приняли работать в научный институт. Это был 2000 год.

Вначале я набирала её рукописные тексты, которые уже затем она отправляла для своих сборников. Мы вместе работали Евдокией Ивановной над мансийскими текстами, вместе бывали в командировках. Несмотря на всю серьёзность и строгость в работе, она шутила, рассказывала курьезные случаи из своей жизни. Мой опыт работы с Е.И. Ромбандеевой пришёлся на студенческие годы, и это сыграло в воспитании моих личностных качеств - ответственности, трудолюбии, уважении. Е.И. Ромбандеева приучила меня к дисциплине, научила работать над собой.

Как научные сотрудники, мы должны были учиться вести исследовательскую работу. Евдокия Ивановна давала мне научные статьи, чтобы я их переработала для энциклопедии. Или, к примеру, для энциклопедии нужно было написать статью про коллектив «Салы лёнгх» (Оленьими тропами). Текст должен быть кратким, максимально ёмким и информативным, читая который человек мог сразу получить информацию об этом коллективе.  Кроме этого, давала старинный или фольклорный текст и говорила: «Прочитайте и переработайте его в научную статью. Сделайте обзор». Признаюсь, вначале мне было сложно.

В то время в отделе мансийской филологии и фольклористики работали Евдокия Ивановна Ромбандеева, я, Светлана Алексеевна Герасимова и Валентина Селивёрстовна Иванова (Садомина). 

– Почему выбрали тему этнической идентификации коренных малочисленных народов Югры для научного исследования?

–  Тему этнической идентификации коренных народов я выбрала неслучайно, она возникла в ходе социологических опросов. В настоящее время я работаю в отделе социально-экономического развития и мониторинга. В отделе работает 6 человек, руководитель – С.Х.  Хакназаров. Основная наша задача заключаются в организации и проведении социологических исследований среди представителей коренных малочисленных народов Югры. Темы мониторингов охватывают различные области социокультурной жизни ханты, манси, ненцев, проживающих на территории нашего региона. Сотрудники отдела полностью реализуют все этапы мониторинга: организационный, практический (проведение анкетного опроса), получение и обработка данных, аналитический анализ. Кроме социологической части работы, ведется научно-исследовательская работа. В основе научных публикаций сотрудников лежат материалы, которые получены в ходе анкетных опросов среди респондентов.

Тема идентичности, идентификации с точки зрения национальности «кто Я?» вызывала особый интерес у зарубежных и отечественных исследователей. Наш округ является многонациональным, и среди всего этнического многообразия коренным малочисленным народам необходимо подчеркивать свою уникальность, идентичность через язык, культуру, традиционные праздники, искусство, поэтому данная тема в наши дни очень актуальна.

В одной из командировок в Кондинском районе кроме анкетного опроса, я проводила углубленные интервью среди молодежи манси, ханты.  Выяснялось, что на вопросы: «Укажите Вашу национальность?», «Ваш родной язык?»  многие респонденты затруднялись ответить. Ответы были разные, но запомнился ответ одной молодой женщины-манси: «Я не знаю, кто я. Моя бабушка была манси. Бабушки не стало, мы забыли свои традиции, мансийский язык не слышали, дома с нами никто не разговаривал на родном языке. Поэтому мне сложно сказать, что я манси».

Здесь ещё нужно сказать, что быть «коренным» теперь выгодно. Определенные льготы также повлияли на выбор национальности среди тех, кто родился в смешанных браках. 

–  Манси, проживающие в Берёзовском районе, особенно молодые люди, которые не знают родного языка, как они себя идентифицируют?   

– А кто мы сами?  Такой вопрос в Берёзовском районе манси себе не задают, они четко осознают себе представителем этого народа, даже не зная родного языка. Там уверенно и без колебаний скажут: «Я манси!» И приятно то, что даже молодежь, не знающая языка, себя так позиционирует. Многие говорят с гордостью: «Пусть мы не знаем языка, но мы соблюдаем традиции, и мы верим в них». В большинстве случаев, они дают именно такой ответ. Там коренные народы не забывают традиции, свои святые места, многие как в древние времена охотятся и рыбачат, и, таким образом, сохраняют традиционный образ жизни. И этот образ жизни, и место проживания помогает им идентифицировать себя представителями именно этого народа. 

– А что повлияло на этническое самосознание коренных народов в последние годы?

– Таким вопросом мы тоже задаемся. Раньше многие стеснялись своей национальности, а потом резко, стали заявлять, что они манси, ханты, ненцы, это сама идентичность в них стала активно проявляться. А почему они стали себя так проявлять? Да потому, что они стали смотреть, что вокруг все стали возрождать свою культуру, говорить об этом, проводить разные мероприятия. Люди задумались, и у них тоже проснулось этническое самосознание, их идентичность, они тоже захотели быть причастными к этой культуре.

Манси живут компактно в Берёзовском, Кондинском, Октябрьском и Советском районах. Туда я чаще выезжаю в командировки. В командировках мне интересно встречаться с людьми. В процессе социологической работы мне запоминаются люди старшего возраста, они рассказывают о своей жизни, трудностях, размышляют и задаются вопросами о родном языке, их волнует, будут ли говорить на языке предков их внуки.

На основе данных, полученных в командировках, пишу научные статьи. Конечно, пандемия внесла изменения в нашу работу. Планируемые конференции много раз переносились, теперь вообще перешли в онлайн-формат. И самое сложное, что теперь нет живого общения, под ограничения попали выездные социологические опросы, поэтому сложность заключена и в сборе социологического материала.

Но, несмотря на все сложности, мы продолжаем работать. В 2021 году в журнале «Социальная компетентность» вышла моя научная статья «Этническая идентичность коренных малочисленных народов Югры: социологический анализ».  Также в 2021 году я в онлайн-формате выступила с докладами: «Этничность в социальной сети (на примере Обско-угорских сообществ)» на XIV Конгрессе антропологов и этнологов России в Томске и «Нужно ли сохранить родной язык: из опыта социологических исследований среди коренных малочисленных народов» на VIII Международной конференции в Москве.  

Людмила ТЕТКИНА

Рубрика: 
Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
Номер Луима сэрипос: 
№ 3 (1261)
9.02.2022

Главная

© 2012-2023 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Директор, главный редактор: Динисламова С. С.
Тел. (3467) 33-36-82

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-22-72

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-24-02

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52

gazeta@khanty-yasang.ru

© 2012-2023 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика