- Мансийский
- Русский
с мхум мйт йильпи щирыл суссылтаве
Тынакт «Хтал» нампа с-угорский театр артистат Ханты-Мансийск ӯст лнэ мирн спектакль суссылтасыт. Тав ханты мхум «Хпка лӯпта хурип прыӈ хум» пс мйтаныл щирыл щпитым лы.
Акв тамле намыл маим мньлат пыг вылтыт «тыр ос смыл ӯйрищ урыл пс мйт» нампа йильпи ёнгил врвес. тыр-пыг матум квагн-йкагн янмалтавес, н тотме юи-плт хоталь-ти св мн ялыс ос мӯтра врим акваг лыс.
Пӯмыщ суссылтап Наталья Сереброва, режиссёр-н, щпитаӈкве номылматас ос тавн Наталья Кузнецова, художник-н, нтыс. Тн пс йис мйт ловиньтаммн юи-плт сас номсахтасг, манхурип рнэ тлат хультуптыянн, маныр пхан лаквтг. Тувыл хультуптым тланыл мхумн торгамтан мгыс хумус суссылтаӈкве рви, мт театрыт рӯпитан хтпат китыгласг.
Наталья Сереброва лвыс:
– Ты пс мйт сака хоса ос свсыр ощмарыӈ врмалит ньщи, тва мт пс пора лыглаттл ощхулит нас тох ат торгамтавет. Тув нас хӯлтыглан лтыӈ акваг вруӈкве ри, ты мус мн ёнгилув сунсым лумхлас вгтл ул вос патыс. Таимгыс ханты мйт нпакн мощ мт щирыл хансыслӯв ос артистат ёт щпитаӈкве ōвылтаслӯв.
Ань тыг мус тл-охсакем рӯпитасӯв, тувыл Искандер Сакаев, Санкт-Петербург ӯст «Левендаль» театрыт пуӈктотнэ хум, мнавн сака ёмщакв нтыс. Тав сыре-сыр ощхулит суссылтан мгыс артистанув «биомеханика Всеволода Мейерхольда» нампа накытн ханищтасанэ.
Ты ӯсныл рыгсов хаснэ хум Артём Аретов ёхталас, тав ты спектакль мгыс тув рвнэ рыгсов тныт хансыс.
Ам ханты мйтыт ловиньтанэм порат, таи тра-паттысум: «Хпка лӯпта хурип прыӈ хум» намаим тыр свыӈплэ мхум хӯлтыглан лтӈытн хӯнтлыс. Тн лвнныл хольт мӯтраӈ тлат врыс ос таимгыс нх та патыглас.
Тувыл ханты мйтыт тыр нг тотум гитэ Скваляк товлыӈӯй нам ньщи. Тамле врмалитыл лаль пӯмщалахтым, ам туп ханты мхум мйтанылт хнтсум. Ос лумхлас тимыг мтме юи-плт, насати, матсвит ис ньщи. Акв исэ ӯйрищ исхорыг лы, мт щирыл лваве – « лӈхаль миннэ исэ». Ань акв тамле лыглам пс йис нак мн ты суссылтв.
Наталья Кузнецова лвыс, тав Удмуртия мныл лы, ань Поволжье ос тн пханылт лнэ мт мирыт пс наканыл, маснутаныл ос пормасаныл тра-паттым ньщиянэ. Ань аквта щиртыл ханты ос мньщи хащтл пс накыт ханищтаӈкве патсанэ, влт свсыр мирыт внэ номтанэ тавн матыр-ти торгамтаӈкве нтсыт.
Тувыл нпакт ловиньтас, хтта сосса мхманувныл пӯмщалахтас. Тнт ущты рнэ номтыт ёхтысыт. Ань нн ннки ёнгил сунсым лвн, маныр ёмас врсыт ман ти. выл хталт ёнгиланыл суссылтаманыл юи-плт артистат с китыглавсыт.
Ты спектаклит Иван Гындыбин тырыг лыс. Иван лвме щирыл, тн акв стыт хтал палыт тнаныл ханищтан хтпат ёт рӯпитасыт, тнт ксыӈ лвнэ лтӈыт манос ргыт, йӣквыт мӯсхалыг номсахтым ханищтасаныл.
Любовь Фатеева спектаклит Скваляк нг ёнгыс. Таве мнавн суссылтан мгыс ищхӣпыӈ утыт «Смыл хтаӈ» кина хнтыс, тот Натали Портман пслыма, ты артист-н ёнгынтэ нупыл сунсым ханищтахтам.
Тувыл ты ёнгиланыл суснэ лы-плт театрын ёхтын мхум Юлия Яркина ос Юрий Хозумов ляльт ӯриянн. Тн мхумн нпакыл врим ӯйрищ ктн мыгыг, ӯйрищ товлыгт матыр ёмас лтыӈ вос хансгыт ос йӣв товн вос тагатыяныл. Ётыл Юрий койп рты, Юлия рыг рги ос та сыс мхум ёнгил суснэ колнакн ввавет.
Ань выл спектакль суснэ мхум пуссын ёмас номтыл юв минасыт, тнанылт ёнгил сака мӯстыс.
Тамара МЕРОВА
Сказка народа ханты в новой интерпретации
Артисты театра обско-угорских народов «Солнце» для ханты-мансийцев и гостей города представили новый спектакль «Сказ о богатыре и тёмной птице». За основу была взята хантыйская сказка «Подобно осиновому листу вёрткий муж». Наречённый таким именем главный герой в поисках настоящей любви отправляется в путешествие между мирами, по пути ему предстоит пройти непростые испытания в захватывающих приключениях.
Автором пьесы и режиссёром является Наталья Сереброва, которая вместе с художником Натальей Кузнецовой по мотивам сказки народа ханты представили новую интерпретацию. Для постановки древнего эпоса некоторые вещи пришлось переосмыслить, в каких-то моментах прибегнуть к особенностям символизма, привлечь театральных деятелей.
Наталья Сереброва об этом говорит так: «Сейчас эта сказка сильно переработана, там такой крупный героический эпос, он довольно сложный для восприятия. Пришлось выбирать линии, что-то с чем-то соединять, чтоб получилось общее. К символизму нужно отнести и пластику, например в спектакле используются элементы биомеханики Всеволода Мейерхольда. Мастер-класс по методике провёл педагог, художественный руководитель Камерного драматического театра «Левендаль» города Санкт-Петербурга Искандер Сакаев. Такая методика помогла артистам выразить то, что сложно выразить другим путём, и зритель воспринимает символизмы как что-то значимое, важное.
Также специально для этого спектакля композитором Артёмом Аретовым из Санкт-Петербурга были написаны музыкальные композиции. Что меня зацепило из символических вещей, так это то, что в этих сказках важна роль народа, общества, то есть люди, окружающие главного героя. Не только то, как он думает, как он ощущает себя, а то, как на него влияют окружающие. Поэтому у нас одна из причин, почему мы выбрали ход со спором. Он помогает и подталкивает героя, а где-то даже вталкивает на правильный поворот событий.
В то же время интересна история с образом птиц. В оригинальной сказке, в которой герой женился, действительно, его избранницу зовут Сорокой. Ни у кого в оригинале птичьих имён я не встречала. Я стала искать другие сказки и обнаружила, что у хантов развита тема птиц, потому что птица для них и вестник Торума (Всевышнего), которая приносит, передает и хорошие, и плохие послания. Это и душа человека, то есть у хантов человек имеет несколько душ, одна из которых выражается в облике птицы и называется «уходящая вниз по реке душа». Затем она возрождается в потомках, что мы и имеем в постановке».
Наталья Кузнецова отметила, что понять этнические элементы помогло и то, что она родом из Удмуртии, и ей там приходилось уже работать над костюмами удмуртов, марийцев, других народов Поволжья. Затем сама активно знакомилась с культурой и традициями обских угров, так стали появляться нужные образы, древо жизни, модульные ширмы, которые с помощью трансформации позволяли показать и временные промежутки, и место действия.
Исполнители главных героев на встрече со зрителями раскрыли некоторые рабочие моменты. Роль богатыря играл Иван Гындыбин. По словам Ивана, они с ребятами всю неделю оттачивали упражнения по биомеханике, учили тексты и музыкальные композиции. Премьера спектакля успешно состоялась, сейчас волнения уже позади, и артисты очень благодарны всем педагогам.
В образе Сороки предстала Любовь Фатеева. Актриса поделилась, что специально просматривала фильм «Чёрный лебедь» в исполнении Натали Портман, и это помогло ей вживаться в роль птицы.
Само погружение в мир сказки начинается уже у входа в театр, зрители увидели музыкальные номера в исполнении артистов Юлии Яркиной и Юрия Хозумова. Также им было предложено взять в руки бумажную птичку и на его крыльях написать любое пожелание, затем повесить на дерево.
Первые зрители оставили очень добрые и тёплые отзывы, поблагодарили всю команду за отличную работу, за аккуратность, ничего не нарушив в сложном материале хантыйского фольклора. Как отметили далее, прекрасное сочетание музыки и грации, звукового сопровождения и пластики движений, замечательное исполнение ролей в данной постановке сделали его очень привлекательным, получился очень гармоничный спектакль.
Тамара МЕРОВА