Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Тамара МЕРОВА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Щāнь лāтыӈ лаль тотаве
  • Писалиӈ хōтпат уральтым ньщавет
  • Слыяныл ёт яныг ӯст касуӈкве ӯравет
  • Илттыг хотум ēмтум лумхōласн тра нтн
  • Хнтлын мныл ёхтум пищма

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Тыньщаӈ рнэ щирыл сōхтуӈкве ханищтыянэ
  • Саранпвылт 75-ыт щёс слыл кассыт
  • Тугияны пāвыл ханты нкве

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Хурит пслам хум хумус хнтлас
  • Āканит нтуӈкве мāщтырыг ханищты
  • Яныг хнт урыл свнув вос вгыт
  • с мхум мйт йильпи щирыл суссылтаве

Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события

  • Мирн свсыр нтмил врнэ щмья

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)
  • № 9 (1339)
  • № 10 (1340)
  • № 11 (1341)
  • № 12 (1342)
  • № 13 (1343)
  • № 14 (1344)
  • № 15 (1345)
  • № 16 (1346)
  • № 17 (1347)
  • № 18 (1348)
  • № 19 (1349)
  • № 20 (1350)
  • № 21 (1351)
  • № 22 (1352)
  • № 23 (1353)

Вы здесь

Главная » с мхум мйт йильпи щирыл суссылтаве
  • Мансийский
  • Русский

с мхум мйт йильпи щирыл суссылтаве

Тынакт «Хтал» нампа с-угорский театр артистат Ханты-Мансийск ӯст лнэ мирн спектакль суссылтасыт. Тав ханты мхум «Хпка лӯпта хурип прыӈ хум» пс мйтаныл щирыл щпитым лы. 

Акв тамле намыл маим мньлат пыг вылтыт «тыр ос смыл ӯйрищ урыл пс мйт» нампа йильпи ёнгил врвес. тыр-пыг матум квагн-йкагн янмалтавес, н тотме юи-плт хоталь-ти св мн ялыс ос мӯтра врим акваг лыс. 

Пӯмыщ суссылтап Наталья Сереброва, ре­жис­сёр-н, щпитаӈ­кве номылматас ос тавн Наталья Кузнецова, ху­до­ж­ник-н, нтыс. Тн пс йис мйт ловинь­там­мн юи-плт сас номсах­та­сг, манхурип рнэ тлат хультуп­тыянн, маныр пхан лаквтг. Тувыл хультуптым тла­ныл мхумн торгамтан мгыс хумус суссыл­таӈ­кве рви, мт театрыт рӯ­пи­тан хтпат китыгласг. 

Наталья Сереброва лвыс: 

– Ты пс мйт сака хоса ос свсыр ощмарыӈ вр­малит ньщи, тва мт пс пора лыглаттл ощ­хулит нас тох ат торгам­тавет. Тув нас хӯлтыглан лтыӈ акваг вруӈкве ри, ты мус мн ёнгилув сунсым лумхлас вгтл ул вос патыс. Таимгыс ханты мйт нпакн мощ мт щирыл хансыслӯв ос артистат ёт щпитаӈкве ōвылтаслӯв. 

Ань тыг мус тл-ох­са­кем рӯпитасӯв, тувыл Искандер Сакаев, Санкт-Петер­бург ӯст «Левен­даль» театрыт пуӈктотнэ хум, мнавн сака ёмщакв нтыс. Тав сыре-сыр ощ­хулит суссылтан мгыс артистанув «био­механи­ка Всеволода Мейер­хольда» нампа накытн ханищтасанэ.

Ты ӯсныл рыгсов хаснэ хум Артём Аретов ёхталас, тав ты спектакль мгыс тув рвнэ рыгсов тныт хансыс. 

Ам ханты мйтыт ловиньтанэм порат, таи тра-паттысум: «Хпка лӯпта хурип прыӈ хум» намаим тыр свыӈплэ мхум хӯлтыглан лт­ӈытн хӯнтлыс. Тн лв­нныл хольт мӯтраӈ тлат врыс ос таимгыс нх та патыглас.  

Тувыл ханты мйтыт тыр нг тотум гитэ Скваляк товлыӈӯй нам ньщи. Тамле врмали­тыл лаль пӯмщалахтым, ам туп ханты мхум мй­танылт хнтсум. Ос лумхлас тимыг мтме юи-плт, насати, матсвит ис ньщи. Акв исэ ӯйрищ исхорыг лы, мт щирыл лваве – « лӈхаль миннэ исэ». Ань акв тамле лыглам пс йис нак мн ты суссылтв.

Наталья Кузнецова лвыс, тав Удмуртия мныл лы, ань Поволжье ос тн пханылт лнэ мт мирыт пс наканыл, мас­нутаныл ос пормасаныл тра-паттым ньщиянэ. Ань аквта щиртыл ханты ос мньщи хащтл пс накыт ханищтаӈкве пат­санэ, влт свсыр мирыт внэ номтанэ тавн матыр-ти торгамтаӈкве нтсыт. 

Тувыл нпакт ловинь­тас, хтта сосса мхма­нув­ныл пӯмщалахтас. Тнт ущты рнэ номтыт ёх­тысыт. Ань нн ннки ёнгил сунсым лвн, маныр ёмас врсыт ман ти. выл хталт ён­гиланыл суссылтаманыл юи-плт артистат с ки­тыглавсыт. 

Ты спектаклит Иван Гындыбин тырыг лыс. Иван лвме щирыл, тн акв стыт хтал палыт тнаныл ханищтан хтпат ёт рӯпитасыт, тнт ксыӈ лвнэ лтӈыт манос р­гыт, йӣквыт мӯсхалыг номсахтым ханищтаса­ныл. 

Любовь Фатеева спектаклит Скваляк нг ёнгыс. Таве мнавн суссылтан мгыс ищхӣпыӈ утыт «Смыл хтаӈ» кина хнтыс, тот Натали Портман пслыма, ты артист-н ёнгынтэ нупыл сунсым ханищтахтам. 

Тувыл ты ёнгиланыл суснэ лы-плт театрын ёхтын мхум Юлия Яр­ки­на ос Юрий Хозумов ляльт ӯриянн. Тн м­хумн нпакыл врим ӯйрищ ктн мыгыг, ӯй­рищ тов­лыгт матыр ёмас лтыӈ вос хансгыт ос йӣв товн вос тагатыяныл. Ётыл Юрий койп рты, Юлия рыг рги ос та сыс мхум ёнгил суснэ колнакн ввавет. 

Ань выл спектакль суснэ мхум пуссын ёмас номтыл юв минасыт, тнанылт ёнгил сака мӯстыс.  

Тамара МЕРОВА

Play / pause
0:00
0:00
volume
menu
  • с мхум мйт йильпи щирыл суссылтаве
< previous
> next

Сказка народа ханты в новой интерпретации

Артисты театра обско-угорских народов «Солнце» для ханты-мансийцев и гостей города представили новый спектакль «Сказ о богатыре и тёмной птице». За основу была взята хантыйская сказка «Подобно осиновому листу вёрткий муж». Наречённый таким именем главный герой в поисках настоящей любви отправляется в путешествие между мирами, по пути ему предстоит пройти непростые испытания в захватывающих приключениях.  

Автором пьесы и режиссёром является Наталья Сереброва, которая вместе с художником Натальей Кузнецовой по мотивам сказки народа ханты представили новую интерпретацию. Для постановки древнего эпоса некоторые вещи пришлось переосмыслить, в каких-то моментах прибегнуть к особенностям символизма, привлечь театральных деятелей.

Наталья Сереброва об этом говорит так: «Сейчас эта сказка сильно переработана, там такой крупный героический эпос, он довольно сложный для восприятия. Пришлось выбирать линии, что-то с чем-то соединять, чтоб получилось общее. К символизму нужно отнести и пластику, например в спектакле используются элементы биомеханики Всеволода Мейерхольда. Мастер-класс по методике провёл педагог, художественный руководитель Камерного драматического театра  «Левендаль» города Санкт-Петербурга Искандер Сакаев. Такая методика помогла артистам выразить то, что сложно выразить другим путём, и зритель воспринимает символизмы как что-то значимое, важное.

Также специально для этого спектакля композитором Артёмом Аретовым из Санкт-Петербурга были написаны музыкальные композиции. Что меня зацепило из символических вещей, так это то, что в этих сказках важна роль народа, общества, то есть люди, окружающие главного героя. Не только то, как он думает, как он ощущает себя, а то, как на него влияют окружающие. Поэтому у нас одна из причин, почему мы выбрали ход со спором. Он помогает и подталкивает героя, а где-то даже вталкивает на правильный поворот событий. 

В то же время интересна история с образом птиц. В оригинальной сказке, в которой герой женился, действительно, его избранницу зовут Сорокой. Ни у кого в оригинале птичьих имён я не встречала. Я стала искать другие сказки и обнаружила, что у хантов развита тема птиц, потому что птица для них и вестник Торума (Всевышнего), которая приносит, передает и хорошие, и плохие послания. Это и душа человека, то есть у хантов человек имеет несколько душ, одна из которых выражается в облике птицы и называется «уходящая вниз по реке душа». Затем она возрождается в потомках, что мы и имеем в постановке».

Наталья Кузнецова отметила, что понять этнические элементы помогло и то, что она родом из Удмуртии, и ей там приходилось уже работать над костюмами удмуртов, марийцев, других народов Поволжья. Затем сама активно знакомилась с культурой и традициями обских угров, так стали появляться нужные образы, древо жизни, модульные ширмы, которые с помощью трансформации позволяли показать и временные промежутки, и место действия.

Исполнители главных героев на встрече со зрителями раскрыли некоторые рабочие моменты. Роль богатыря играл Иван Гындыбин. По словам Ивана, они с ребятами всю неделю оттачивали упражнения по биомеханике, учили тексты и музыкальные композиции. Премьера спектакля успешно состоялась, сейчас волнения уже позади, и артисты очень благодарны всем педагогам.

В образе Сороки предстала Любовь Фатеева. Актриса поделилась, что специально просматривала фильм «Чёрный лебедь» в исполнении Натали Портман, и это помогло ей вживаться в роль птицы. 

Само погружение в мир сказки начинается уже у входа в театр, зрители увидели музыкальные номера в исполнении артистов Юлии Яркиной и Юрия Хозумова. Также им было предложено взять в руки бумажную птичку и на его крыльях написать любое пожелание, затем повесить на дерево. 

Первые зрители оставили очень добрые и тёплые отзывы, поблагодарили всю команду за отличную работу, за аккуратность, ничего не нарушив в сложном материале хантыйского фольклора. Как отметили далее, прекрасное сочетание музыки и грации, звукового сопровождения и пластики движений, замечательное исполнение ролей в данной постановке сделали его очень привлекательным, получился очень гармоничный спектакль.

Тамара МЕРОВА

Рубрика: 
Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
Номер Луима сэрипос: 
№ 4 (1334)
27.02.2025

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика