- Мансийский
- Русский
Рущ кол мирн суссылтаве
Ксыӈ порат Ханты-Мансийск ӯст лыглан, тыгле-тувле яласан суссылтапын св хтпа ёхталы. Мн, лххал тотнэ мхум, ты тла врнэ мир ёт потрамв, лупсаныл пӯмщалыянув, тувыл потраныл ёл-хансыянув.
Тн вылтытаныл нн с вос вглын, вос ловиньтэгн. Тваныл сака сымыӈ лумхласаквет, матыр урыл щгтым потыртгыт. Вим, тамле мт рӯпитан хтпа м ялы, вит ялы, маныр ат вщинты. Ос потрыӈ те, кркам те, таве хӯнтлуӈкве пӯмыщ.
Кӯрыӈ колыӈ музей
Рущ н Татьяна Алексеевна Колчеданцева рущ супыл ӈхатахтыглас. Пс порат рущ мхум манхурип маснут щсыт, тав тамле маснутыл масхатым лыс. Н китыгласлум, хотыл лы, маныр урыл тав потырты, маныр суссылты. Нн ань лаль Татьяна Алексеевна потре ловиньтэлн.
– Мн Курганский областьныл ёхтысув. Тот Каргапольский район Тагильское пвылт «Русская изба» музей лы, ам тот пуӈктотгум. Музеюв рӯпитантэ ат тлыг ты мтыс. Пс порат рущ мхманув хумус лсыт, тӣвре тох врыслув.
панув, щащкванув, ащйканув ос анкванув маныр врсыт, манарыл рӯпитасыт, та пс тлат нх-врмалтыянув. Кӯр ӯнттысув, стап врнэ станокыт щпитасув, колас сакватан йӣвсупыт (рущ щирыл лваве – жернова) врсув. Акв тамле йӣвсупув мирн суссылтан мгыс ёт-тотыслув, ань тыт ты сунсн, колкант ӯнлын нв колас сакваты.
Пс тгыл рущ мхманув нила ман ат смыӈ кол ӯнтталасыт. Нила смыӈ колт рущ кӯр ӯнлыс. Ат смыӈ кол мощ янгыгнувег ӯнтталавес, «пятистенок» лввес. Щёлыӈ хтпат коланыл прна хольт ӯнтталасаныл, тамле кол нила колнак ньщас.
Нврамыт ёнгалтыянув
Музейн ёхталан мирн мн пс лупса урыл потыртв, тот лнэ пормасыт суссылтв. Ксыӈ пормас ктын виӈкве ос сунсыглаӈкве рви. Тув щалтсан нврамытн пӯмыщ, матыр ктын вуйлгыт, сунсыглыяныл, млащлыяныл. Тн мгсыланыл мн св пӯмыщ тла врыглв. «От зёрнышка до каравая» врмалюв сака руптыяныл.
Хунь ущ рӯпитаӈкве патсув, нврамыт блины ннил тыттыянув, щил айтыянув, китыглахтв: «Ннь атыӈ?» Тн ювле лвгыт: «Атыӈ». с китыглыянув: «Ннь хотыл тлы?» Щгтым та лгалгыт: «Лпкат лы, «Монетка» лпкат ёвтв».
Тувыл мн нврамытн ннь урыл потыртаӈкве патсув, хотыл тав тлы, хумус враве. Тӯяг тпканын минв, пуссын пс щирыл нтым рущ маснутыл масхатв. Яныгхтпат пс мхманув хольт рггыт. Пыгрищит тпкант м сакватгыт, гирищит сыртэп мнн пингыт.
Таквсы щарлал (серпыл) нньпум яктв, акван-нгсалыянув, гумно нампа колн тотыянув. Тот пумыт ртащлыянув, нньсаманыл акван-атыянув, ётыл коласыг вриянув, тувыл та коласыл музейт нврамыт блины ннь сритгыт. Мнь мхманув ань вганыл, колас хотыл тлы, ннь пасанын ёхтынтэ мус манхурип рӯпата вруӈкве ри, нньлмт пхвтуӈкве ат рви.
«Русская изба» музейт свсыр ялпыӈ хталыт врыглв - Трум нупыл агтнэ ялпыӈ хталыт порат мӯйлв, пс порат мхманув маныр янытласыт, хоты хталт мӯйлысыт, тра-паттв, китыглахтв. Янге-мне пуссын аквъёт мӯйлв.
Тнут пс щирыл пйтв
Мӯй мир рущ кӯр тӣвырт пйтым тнутыл тыттыянув, пс мхманум тох пйтсыт. лнаӈ мхум сыресыр пиццат ман колпаса хунь тсыт, кӯрт нас тнут пйтсыт, тох лвыгласыт: «Исмит ос сламат - мн тнутув» («Щи да каша – пища наша»).
Мхум щмьяӈ тгыл ёхталгыт, тн нупланыл портыртв, пс порат пасан втан влт колыӈ кӯщай ӯнты, тувыл мт яныгхтпат, та юи-плт ущ нврамыт ӯнтгыт. Ос мк таи, колыӈ кӯщай тав колтгыл мхманэ ннил уртыянэ, пасант ӯнлын пӯтныл исмит влт тав нлыл марты, тав юи-плт ущ мхманэ тӈкв вылтахтгыт.
Нврамыт мгыс пӯмыщ хнтхатыглапыт щпитлв, самын патум хталанылт янытлыянув. Ты кастыл кӯр тӣвырт атыӈ ннь ос сыресыр булочкат врēв. Мӯй мхум лвгыт, хунь музейн щалтв, сома пс поран ликмв.
Ты колув мн таимгыс ты врыслув, мхум пс лупса ул вос ёрувлыяныл - яныгхтпат мнь пораныл вос номылматлыяныл, ты урыл нврамыт нупыл вос потыртгыт, хумус яныгмасыт, щнь-щаныл маныр рӯпата врсыт. Мн, музейт рӯпитан мхум, с хотты пӯмыщ потыр потыртв манос мйтв.
Пӯри врв
с акв пӯмыщ тлав «Пӯри врнэ кол» («Свадебный дворик») намаяслув. Ань нг-хумыг хунь акван-хасхатг, мхманн ёт музейн ёхтгыт, тот пӯрияныл врв. Пс порат мхманум хумус пӯри врыгласыт, пуссын тох щпитв.
влт н хйталаве, тувыл пуссын ялпыӈколн ялгыт, ювле ювыт, лаль музейт мӯйлгыт. нып (ги оматэ) впсэ мгыс выл блин ври, нне ат те тлы, ёл-ханы манос арген щаритытэ, щёровн тавн юв-тӈкве ри.
Акван-минам нг-хумыг пс щирыл нтым рущ супыл мастыягув. Тн мгсылн нас рыг ргв. Хум «Светичек мой алый» ргыл янытлылув, нтэ ос «Земляниченька была, цвела, на пригорочке росла» ргыл ӯлылылув. Хунь акван-ӯнттыягув, «Вьюн над водой» ргыл янытлыягув.
Тувыл нг-хумыг колкан котильн ввиягув, пӯри тнэ мхум тн мувлахитн «восьмёрка» йӣкв йӣквгыт – тн ань халнт ёмащакв вос лг, стыӈыщ, щуниӈыщ вос лг-хӯлг. Пс мхманув тн тох ргысыт, йӣквсыт. Пасанын рущ кӯр тӣвырт пйтым тнут ӯнттв.
Ущ акван-миннэ хтпатн ты колув сака руптаве, мхум пӯри вруӈкве тув Тюмень, Екатеринбург ос мт ӯсытныл ёхталгыт.
Мӯйлуӈкве ёхталн
«Русская изба» музеюв ань св мт вве. Тыгле-тувле яласан туристыт Африканыл, Американыл ос Испанияныл лсыт. Ань ищхӣпыӈ ут хосыт ловиньтгыт, музеюв тра-паттыяныл. Адресув тамле: Курганская область, Каргапольский район, Тагильское пвыл, Ленин ӯсхулы, 127 кол.
Округт лнэ тил мир, мньщи мхум, нвраманын ёт музеювн мӯйлуӈкве ёхталн, тот мощ мыгтн, пӯмщалахтн, хумус пс порат рущ мхум лсыт. Хотьют ксащи те, пӯри вос ври, мн нтыянув.
Татьяна Алексеевна сымыӈ, потрыӈ н. Лви, халанувт юртыӈыщ вос лнувув, «Лӯим срипос» газетан хаснэ мгыс тн музейныл свсыр лххал ктуӈкве врмгыт, лупсаныл урыл мньщи мхманув с вос ловиньтгыт.
Светлана РОМБАНДЕЕВА
Усадьба «Русская изба» – удивительное место
В России есть много прекрасных мест, которые обязательно нужно посетить. Один из таких удивительных уголков находится в селе Тагильское Каргопольского района Курганской области. Там находится усадьбы «Русская изба», директором которой работает Татьяна Алексеевна Колчеданцева. С директором музейного комплекса мы пообщались в Ханты-Мансийске на выставке, посвященном развитию туризма.
- По проекту усадьба «Русская изба» мы работаем пять лет. Наш музей полностью интерактивный, т.е. все предметы не за стёклами витрин находятся, а в быту, в привычных для них местах. На этих старинных предметах мы все работаем так, как работали наши бабушки и дедушки. Мы оживили тот антиквариат, который был у нас в деревнях. Вот видите, женщина мелет на жерновах. Это чудо-меленка, на которых наши бабушки раньше мололи муку. А вот женщина прядёт нить из овечьей шерсти для того, чтобы связать варежки, носки и другие тёплые вещи. Вот стоит корытце с сечкой – это мясорубка, всё что надо было измельчить, в ней и мельчили.
Русская изба простая, в пяти стенах. У нас на Руси было несколько видов изб. Просто изба – это помещение, где находится русская печь. Если изба делилась пятой стеной на горницу, то изба уже называется пятистенок. А если изба делилась крест-накрест, на четыре одинаковые комнаты – это крестовой дом, в которых жили богатые люди.
В музее мы проводим обзорные экскурсии, посетителей знакомим с обустройством русской избы. Вокруг усадьбы есть традиционный наш русский забор, который отгораживали усадьбу от усадьбы, называется он тын, из ивовых толстых палок. Конечно, все любуются нашими венскими стульями, это плетённые стулья, тоже из ивовых палок. Называются они венские, не от того что из города Вена, а из-за того, что витые.
На нашей усадьбе мы реализуем очень интересный проект, который называется «От зёрнышка до каравая», он рассчитан на детскую аудиторию. К нему мы пришли с подсказки наших детей. Когда детки приезжают в усадьбу, мы их спрашиваем: «Блины понравились?» Говорят: «Да». Затем спрашиваем: «А вы знаете, откуда мука берётся?» Все громко отвечают: «Из магазина, из «Монетки» нашей». Мы видим, что дети не имеют представления, откуда появляется мука. Вот так и пришёл к нам проект.
Весной, когда мы собираем ребятишек, переодеваем их в русские костюмы. Парни боронят поле, девчонки из лукошка засевают поле. Летом они полют, осенью приезжают уже на жатву. И вот они идут с бабушками, бабушки поют песни, идут с серпами, с сцепами. Приходим на поле, вяжем сцепы, затем везём на гумно и сцепами выбиваем из колосков зёрнышки. И у них такое, знаете, умиление, говорят, мы ведь только одно зёрнышко посадили. Я говорю, давайте посчитаем, сколько в колоске – 16, 25, 30 наросло. Жернова везём на мельницу, мелем на жерновах мучку. И потом уже дети опять приезжают, сами пекут блины из своей муки. Проект потому так и называется – «От зёрнышка до каравая».
Другое направление – мастер-классы по старинным ремёслам. Сейчас у наших граждан есть желание изучать забытые ремёсла. Например, приезжают горожане – бабушка, дочь и внучка, говорят: «Научите нас прясть». Рассаживаем всех, проводим мастер-класс. Кто помнит, как надо пилить дрова – Дружба-2? Теперь это поколение мало кто знает, но мы ещё помним. А чугунок в печь поставить, щи сварить, кашу приготовить?!
Проводим православные и народные праздники. У нас есть небольшая часовенка, в 2016 году была поставлена. Пребывает в ней икона святой мученицы Татьяны. Вот уже 15 лет празднуем Татьянин день, и как день студента, и как православной святой мученицы Татьяны. Все мы православные, поэтому на нашей усадьбе проводим праздники с молебнами, песнями, народными традициями.
Одно из наших любимых направлений – традиции русского застолья. Когда приглашаем людей с семьями, на стол подаём блюда из русской печи. Что ели наши русские люди? Щи да каша – пища наша. Вкус этих блюд мы тоже абсолютно забыли. На Руси был особый порядок: за стол сначала садился хозяин, затем старшие, а потом детки подсаживались. И самое главное – хозяин раздавал хлеб. Он первый должен был из горшка почерпнуть, например щи, а потом только все остальные со своими ложками угощались.
В «Русской избе» проводим детские праздники, всё в старинном стиле. Устраиваем детско-праздничное угощение – караваи, петушки, яблочки наливные. Проводим взрослые и детские именины, всем интересно, потому что люди гуляют как раньше. У нас так говорят: «Вот зайдёшь к вам и попал в живую старину». Кто-то однажды сказал: «Здесь даже воздух историей пахнет». Нам этого и хочется достигнуть, чтобы пришёл человек и увидел, как жили наши предки.
Также реализуется проект «Свадебный дворик». Мы восстановили старинный свадебный обряд чествования жениха и невесты. И сейчас к нам после регистрации брака приезжают жених и невеста. Из сёл и даже из городов Тюмени и Екатеринбурга приезжают. Мы проводим свадебный обряд – и сватовства, и венчания. Молодожёны венчаются в церкви, а потом едут к нам.
Гуляние иногда заказывают на улице в народном стиле. Все блюда готовятся в русской печи, никаких бутербродов и пицц нет на столе. На свадебный наряд жениха и невесты надеваем облегчённые русские костюмы. Фольклорная группа поёт традиционные песни. Например для жениха «Светичек мой алый» – это величание жениха. Для невесты поём: «Земляниченька была, цвела, на пригорочке росла», с такими словами величают невесту. А когда они соединяются, поётся песня «Вьюн над водой». Там тоже особый обряд, отдельно обходят невесту, отдельно жениха, потом их соединяют, затем вокруг них водят восьмёрку, чтобы была жизнь долгая и счастливая.
К нам приезжают и иностранные туристы. Усадьбу посетили гости из Африки, Франции, Америки и Испании. Приехать к нам очень просто, из Тюмени до Каргополя ходит автобус, а там до нас близко. У нас есть база отдыха, где можно снять комнату. Приезжайте к нам в гости, посмотрите и узнайте больше о нашей культуре. Наш адрес: Курганская область Каргопольский район село Тагильское, улица Ленина д. 127.
Светлана РОМБАНДЕЕВА