Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Людмила ТЕТКИНА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Нх-патум мир акваг номуӈкве патыянӯв
  • Кӯщаит щмьятн нтмил вргыт
  • Сосса мхманув мгыс рнэ нпак пирмайтавес
  • Лххал тотнэ хтпат халт касыл лыс
  • Трыӈхомлахыл ӯргалахтн!
  • Ты пӯльницат св тл ӯнттавет
  • Пēс накыт ханищтавет

Кӯщаит рӯпатаныл - Политика

  • Āращ мори ул врēн
  • М-витув ӯргалаве

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Лтӈув внэ Лӯсум нврамыт
  • Тнаныл 50 тлыл янытлыянэ
  • Красколыӈъя пвыл
  • Хӯл хумус пувв
  • Ӯльпа пкв атсӯв
  • лумхлас рӯтанэ вос вганэ

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Лусытаме хосыт хум рыг ос тксарыг лыс

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 10 (1292)

Вы здесь

Главная » лумхлас рӯтанэ вос вганэ
Фото из личного архива Н. Ткачук
Фото из личного архива Н. Ткачук
  • Мансийский
  • Русский

лумхлас рӯтанэ вос вганэ

«Хтпа рӯтанэ урыл ат ке вг, тав йӣв хольт транэ тл яныгмаӈкве ат врми», – тамле мӯтраӈ лтыӈ Наталья Ткачук, такви парищ наме Анямова, лвыс. 

Тав с-угорский инсти­тутт хус арыгкем тл рӯ­питы. Мньщи н рӯпата­тэ урыл мн №3 «Лӯим срипос» газетат потыр хансыгласлӯв. Наталья Витальевна округ янытыл яласы, сосса мхум ёт хнтхатыглы ос лупса­ныл, щнь лтӈаныл урыл, пс йис врмалит вгыт ман ти, ос св мт тлат урыл китыглыянэ. Ос ты урыл свсыр научный потрыт хансы. 

Мньщи н рӯтанэ ос рӯпататэ урыл лаль ань хансгум, таве ты урыл мощ китыгласлум. 

– Наталья Витальевна, рӯтанын урыл мощ по­тыртэн. 

– Ам омам наме Елена Владимировна Анямова лыс. Тав Саранпвылт яныг щмьят яныгмас. тям Виталий Павлович Данилов, рущ хум, Сверд­ловский областьныл лыс. Ам иӈ мниг лсум, хунь тав тимыг мтыс, таве щар ат номилум. 

Ам выл классын Саран­пвыл школат ялан­тасум. Тнт Алек­сандра Яковле­вна Гоголева нум ханищтастэ. Тувыл омам ёт Лиза увщитэ палт Нх­щамвль пвылн внт­ласмн. Ётыл омам Хльӯсн лмыгтас, тот т хӯратан хтпаг св тл рӯпитас. 

Ам Нхщамвль п­вылт школа стласум, лаль Ханты-Мансийск ӯс педучилищат учитель-хтпаг ханищтахтасум. Ты юи-плт Югорский университет стласум. 

Ань ляпа рӯтанум Нх­щамвльт, Саранпвылт ос Хльӯст лгыт. Тн урыл омам пщитэ Пётр Владимирович Анямов св вг. Тав ётэ ты урыл потыртаӈкве нумн сака пӯмащ. 

Олеся гим нилыт клас­сыт ханищтахтаме по­рат рӯтанум урыл тав ётэ доклад-нпак хас­су­мн. Пётр сасгум мна­мн тнт сака ёмащакв нтыс. Тав акваг лвыглы: «Хтпа такви рӯт махманэ урыл ат ке вг, йӣв хольт транэ тл лаль ат яныгми». 

Надежда Петровна Пузина, ляпа рӯтум, Хльӯст лы. Тав рӯтанув урыл с св вг. Ам Пётр Владимирович ос Надежда Петровна ёт хнтхатыглгум ос рӯта­нум урыл акваг китыглы­ягум. Нврамагум Саран­пвылн ос Нхщамвль пвылн с тотыглыягум, ам яныгмам мм вос вгыг ос рӯтанум ёт вос вй­хатг. 

– Наӈ нврамагын мньщи лтӈыл ханищ­тыягын?

– гим Олесям 11 клас­сыт ханищтахты, пыгум Георгий садикн яланты, нила тлэ. Тн тва мньщи лтӈыт вгыг. йкам бело­рус, нврамагмн сас мнь­щииг ловиньтах­тг. гим св тл «Лылыӈ союм» ханищтахтын колн ялан­тас. Кит тл сыс «Мнь Ӯскве» нампа мт ӯщлах­тас, тот щнь лтӈыл по­тыртаӈкве ханищтах­тас.  

Пыгум мньщи лтӈыл потыртаӈкве ань ханищ­тылум. Тав «Мньщи лтыӈ» нампа нпак сун­сыглаӈкве сака рупты. Ты нпак  А.И. Сайнахова, Н.К. Филиппова хассг. 

Акв порат Георгий пыгум нумн лвыс: «Ома, ты нпак ловинь­тлн». Ам ловиньтаслум, тав такем хӯнтлыс, тувыл лвыс: «Наӈ китайский лтӈыл потыртаӈкве ёма­щакве хсгын». Ань тох воссыг ат лви, вгтэ, ам мньщи лтӈыл потыр­тгум. «Витсам» нампа мньщи лтыӈ ханищтан журнал с аквъёт  ловинь­тылмн.  

– Наталья Витальевна, наӈ округ янытыл лнэ сосса мхум ёт втихал хнтхатыглгын, тн хала­нылт св мньщи мхум щнь лтыӈ вгыт?

– Мн округувт лнэ мньщит халт туп 21% свит хтпа тнки лтӈыл потыртаӈкве хсгыт. Ксыӈ тлныл лтыӈ внэ хтпа мощщагнув мты. 80% свит мхум лтыӈ ханищтаӈкве ксащгыт кос. 

Тувыл нврамыт туп уроканыл юи-плт мнь­щи, ханты ос рн лтӈыт ханищтаӈкве ань вр­мгыт. Ос влт оманыл-тяныл ты врмаль урыл китыглавет. Акв пвылт мхум щар пуссын хассыт, нвраманылн ты лтыӈ щар ат рмыглы, ОГЭ ос тувыл ЕГЭ ёмащакв вос хансгыт. 

Тва мньщит с аквта щирыл номсгыт, нвраманыл ёт щнь лтӈыл юн щар ат потыр­тгыт. Тыимгсыл лтӈув внэ мхум акваг мощ­щамгыт. Ам туп кит щмьягт Леонид ос Анна Алгадьевыг ос Тӯрвт пвылт лнэ Самбинда­ловыт вганум, тн нв­раманыл ёт юн мньщи лтӈыл акваг потыртгыт.   

– Ханты мхум халт щнь лтыӈ внэ хтпа св лы?

– Сургутский районт пс йис мт лнэ хантыт нвраманыл ёт щнь лтӈыл потыртгыт. Ханты лтыӈ внэ мхум тот св лы. 

Та районт пс йис мт хт «Стойбищный школа-сад» нампа проект хосыт ищхӣпыӈ утыл врвсыт. Ты рӯпата мгсыл округ мирколныл св олн тс­таве. 

Ты тлт Нижневартов­ский район врт лнэ сосса щмьят тамле ин­тер­нетыл тах с вравет. Ты рӯпата тот таимгсыл ань враве, врт лнэ нврамыт оманыл-тяныл ёт вос лгыт, щнь лтыӈ ул вос ёрувлгыт. 

Млты тлныл мн ты проект хосыт рӯпитаӈкве с лввесӯв. Ань Сургут­ский районын ялантаӈ­кве ос сосса мхум ты ищхӣпыӈ ут рӯпитан урыл китыглаӈкве патыянӯв. 

Тн лнэ мнылт ин­тернет ёмащакв рӯпиты ман ти, нвраманыл тох ханищтаӈкве мӯсты ман ти, ос св тлат урыл китыглыянӯв, тувыл рущ лтӈыл лвнэ «ана­литический справка» потыр тах хансв. Потыр миркол кӯщаит ловинь­тгыт ос ты рӯпата нупыл олн лаль тстуӈкве ри ман ти, тах лвгыт.

Млты тл таквсы ам «Цифровизация ТТП» нампа потыр Нижний Новгород ӯст лум конфе­ренцият ловинь­тасум. Пс йис мт лнэ щмьят ты ищхӣпыӈ ут урыл маныр номсгыт, тот потыртасум. 

Ань пс йис мт лнэ щмьят интернетыл с пӯмщалахтгыт. Ты ут хосыт нвраманыл ань ханищтахтгыт ос тнки «Госуслуги» нампа лпсыт свсыр заявление ос мт рнэ нпакыт хансуӈкве врмгыт. Ос ты тла мгсыл ӯсн ялантаӈкве тнанылн воссыг ат ри. 

Людмила ТЕТКИНА 
 

Человек должен знать свои корни

Если человек не знает своих корней, то он как дерево без корней расти не будет – так считает  жительница окружной столицы Наталья Ткачук. 

– Я всегда интересуюсь своими корнями и о своих родственниках рассказываю своим детям, – говорит  Наталья. – Родом я из села Саранпауль Берёзовского района. Моя мама Елена Владимировна родилась в большой мансийской семье Анямовых, в семье оленеводов. Мой дедушка Владимир Степанович Анямов  был из Хурумпауля, бабушка Евдокия Ильинична Анямова, в девичестве Пузина, родом из деревни Ясунт. Дедушка и бабушка воспитали 9 детей. Семья занималась оленеводством, жила в чуме в предгорье Приполярного Урала, а когда пришла пора детям учиться в школе, то переехала в село Саранпауль. Мой отец Виталий Павлович Данилов родом был из Свердловской области. Его я совсем не помню, он умер, когда мне было четыре года, мама воспитывала меня одна. 

Мой дядя Петр Владимирович Анямов живет в Саранпауле, он много знает про нашу родословную и всегда рассказывает, я всё записываю. Когда дочка училась в 4 классе, то защищала проектную работу о нашей родословной и заняла призовое место. У дяди в этом плане очень много знаний. Вся моя близкая родня живет в Саранпауле. В Няксимволе живут Пеликовы, они тоже с маминой стороны родственники. Тётя Надежда Петровна Пузина живет в Берёзово.

С детьми мы часто ездим в Саранпауль и в Няксимволь. Приезжая туда, всегда им говорю: «Здесь наши корни». Поэтому поводу дядя Петя все время волнуется,  говорит: «Свои родные места забывать нельзя». Дядя любит повторять, что человек должен знать свои корни, а то, как дерево без корней расти не будет.

В школу я пошла Саранпауле, моей первой учительницей была Александра Яковлевна Гоголева. Она учила меня мансийскому языку. С дедушкой я много времени в детстве проводила. Дома он всегда разговаривал на мансийском языке. В Саранпауле я училась в нулевом и первом классе, а потом мы переехали в Няксимволь. Там жила мамина сестра тётя Лиза. В Няксимволе в школе мансийский язык преподавала Наталья Константиновна Тасманова. Там  я окончила школу. Мамы не стало в 1996 году, тогда уже здесь в Ханты-Мансийске училась в педагогическом колледже. Она много лет жила в Берёзово.

– Наталья Витальевна, Ваши дети знают мансийский язык?

– Мои дети немного понимают мансийский язык. Олеся учится в 11 классе. Дочка посещала городской детский образовательный центр «Лылынг союм», где учила мансийский язык и обучалась традиционным танцам. Два года подряд летом ездила отдыхать в этностойбище «Мань Ускве» в деревне Ясунте. Отдыхать там ей очень нравилось, приезжала домой только с положительными эмоциями. Там вместе с другими детьми учила мансийский язык.

Георгий ещё маленький, он ходит в детский сад, сейчас у него любимая книга – учебник по мансийскому языку «Маньси латынг»  под авторством А.И. Сайнаховой, Н.К.Филипповой. Когда я в первый раз читала ему эту книгу, он внимательно слушал, потом сказал: «Мама, ты так китайский язык хорошо знаешь». Вот такой курьёзный случай был. Сейчас Георгий знает, что мама разговаривает на мансийском языке. Теперь мы учим слова: «Ам»,  «хотал», «ома» «эруптылув», «аниглылум». С ним мы ещё любим читать детский журнал «Витсам» на мансийском языке, ему этот журнал тоже очень нравится.

– Вы много лет работаете в Обско-угорском институте прикладных исследований и разработок, занимаетесь социологическими исследованиями среди представителей КМНС Югры. Какой процент манси знают родной язык?

– По последним социологическим исследованиям, по округу всего 21% манси владеет  родным языком, является его носителем. Но при этом 80% респондентов хотят изучать мансийский язык. При исследованиях упор делаем на Берёзовский район, потому что там манси проживают компактно. Последний раз такие социологические опросы проводила в Няксимволе. Носителей языка там осталось очень мало. В Берёзовском районе вообще парадоксальная ситуация,  с людьми встречаемся, они говорят: «Мы хотим, чтобы дети наши учили родной язык, хотим, чтобы внуки учили», но когда речь заходит конкретно о деле, о школьной программе, они говорят совсем другое. В одной школе провели опрос, все родители единогласно ответили, что они не хотят, чтобы их дети изучали родной язык. А почему не хотят? Они не видят, где они этот язык будут применять. Родители начинают понимать это на уровне 7-8 классов, что детям предстоит сдавать ОГЭ, ЕГЭ и они начинают отказываться от языков в пользу других предметов. Среднее звено ещё может  и хочет изучать родной язык, а вот в старших классах таких детей почти нет.

Но в нашем округе есть отличные примеры семейного воспитания детей Леонида и Анны Алгадьевых из Хулимсунта, Савелия Самбиналова в Турвате, или в городских условиях в семье Татьяны  и Тимофея Молдановых. К сожалению, таких примеров немного.

– Если опираться на социологические исследования, то какая ситуация с родным языком у народа ханты?

– Согласно социологическим исследованием, носителей хантыйского языка больше, но их и по численности больше. Хорошая ситуация с родным языком в Сургутском районе, там коренные живут на стойбищах, на родовых угодьях, можно сказать изолировано от общества.

Недавно я от нашего округа выступила с докладом  «Цифровизация ТТП» в Нижнем Новгороде. Сейчас идет активная цифровизация территорий, в нашем округе реализуется такой проект как «Стойбищная школа-сад». У нас есть социологические опросы, на их основе  сделала доклад. Такие «Стойбищная школа-сад» создали для того, чтобы детей не отрывать от родителей, от их традиционной среды обитания. Весь Север прошёл через интернаты, поэтому сейчас все делается, чтобы ребёнок как можно дольше оставался в семье. Я рассказала, что несмотря на большое финансирование данной программы, регион вкладывает в этих детей. Теперь к нашей работе прибавился новый мониторинг – исследовать, какие положительные эффекты даст этот проект, что думают об этом сами родители. Пока первые опросы показывают, что родители довольны. Такие стойбища существуют в Сургутском и Белоярском районах и сейчас будут открываться в Нижневартовском районе. Мы должны собрать всю информацию, проанализировать и сделать аналитическую справку, где должны указать результат, эффективность, востребованность данного проекта. После этого власти региона примут решение, продолжать вести это проект или приостановить. До этого такой же мониторинг мы делали по территориям традиционного природопользования. Конечно, интернет на стойбище облегчит жизнь коренных жителей. Они, как и другие жители смогут, к примеру, подать документы или написать нужное заявление на «Госуслугах» и для этого им не надо будет выезжать в город и стоять в очереди в МФЦ. Таким образом, идет ещё и ликвидация цифрового неравенства.  

Людмила ТЕТКИНА

Рубрика: 
Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
Номер Луима сэрипос: 
№ 9 (1267)
11.05.2022

Главная

© 2012-2023 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Директор, главный редактор: Динисламова С. С.
Тел. (3467) 33-36-82

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-22-72

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-24-02

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52

gazeta@khanty-yasang.ru

© 2012-2023 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика