- Мансийский
- Русский
лумхлас рӯтанэ вос вганэ
«Хтпа рӯтанэ урыл ат ке вг, тав йӣв хольт транэ тл яныгмаӈкве ат врми», – тамле мӯтраӈ лтыӈ Наталья Ткачук, такви парищ наме Анямова, лвыс.
Тав с-угорский институтт хус арыгкем тл рӯпиты. Мньщи н рӯпататэ урыл мн №3 «Лӯим срипос» газетат потыр хансыгласлӯв. Наталья Витальевна округ янытыл яласы, сосса мхум ёт хнтхатыглы ос лупсаныл, щнь лтӈаныл урыл, пс йис врмалит вгыт ман ти, ос св мт тлат урыл китыглыянэ. Ос ты урыл свсыр научный потрыт хансы.
Мньщи н рӯтанэ ос рӯпататэ урыл лаль ань хансгум, таве ты урыл мощ китыгласлум.
– Наталья Витальевна, рӯтанын урыл мощ потыртэн.
– Ам омам наме Елена Владимировна Анямова лыс. Тав Саранпвылт яныг щмьят яныгмас. тям Виталий Павлович Данилов, рущ хум, Свердловский областьныл лыс. Ам иӈ мниг лсум, хунь тав тимыг мтыс, таве щар ат номилум.
Ам выл классын Саранпвыл школат ялантасум. Тнт Александра Яковлевна Гоголева нум ханищтастэ. Тувыл омам ёт Лиза увщитэ палт Нхщамвль пвылн внтласмн. Ётыл омам Хльӯсн лмыгтас, тот т хӯратан хтпаг св тл рӯпитас.
Ам Нхщамвль пвылт школа стласум, лаль Ханты-Мансийск ӯс педучилищат учитель-хтпаг ханищтахтасум. Ты юи-плт Югорский университет стласум.
Ань ляпа рӯтанум Нхщамвльт, Саранпвылт ос Хльӯст лгыт. Тн урыл омам пщитэ Пётр Владимирович Анямов св вг. Тав ётэ ты урыл потыртаӈкве нумн сака пӯмащ.
Олеся гим нилыт классыт ханищтахтаме порат рӯтанум урыл тав ётэ доклад-нпак хассумн. Пётр сасгум мнамн тнт сака ёмащакв нтыс. Тав акваг лвыглы: «Хтпа такви рӯт махманэ урыл ат ке вг, йӣв хольт транэ тл лаль ат яныгми».
Надежда Петровна Пузина, ляпа рӯтум, Хльӯст лы. Тав рӯтанув урыл с св вг. Ам Пётр Владимирович ос Надежда Петровна ёт хнтхатыглгум ос рӯтанум урыл акваг китыглыягум. Нврамагум Саранпвылн ос Нхщамвль пвылн с тотыглыягум, ам яныгмам мм вос вгыг ос рӯтанум ёт вос вйхатг.
– Наӈ нврамагын мньщи лтӈыл ханищтыягын?
– гим Олесям 11 классыт ханищтахты, пыгум Георгий садикн яланты, нила тлэ. Тн тва мньщи лтӈыт вгыг. йкам белорус, нврамагмн сас мньщииг ловиньтахтг. гим св тл «Лылыӈ союм» ханищтахтын колн ялантас. Кит тл сыс «Мнь Ӯскве» нампа мт ӯщлахтас, тот щнь лтӈыл потыртаӈкве ханищтахтас.
Пыгум мньщи лтӈыл потыртаӈкве ань ханищтылум. Тав «Мньщи лтыӈ» нампа нпак сунсыглаӈкве сака рупты. Ты нпак А.И. Сайнахова, Н.К. Филиппова хассг.
Акв порат Георгий пыгум нумн лвыс: «Ома, ты нпак ловиньтлн». Ам ловиньтаслум, тав такем хӯнтлыс, тувыл лвыс: «Наӈ китайский лтӈыл потыртаӈкве ёмащакве хсгын». Ань тох воссыг ат лви, вгтэ, ам мньщи лтӈыл потыртгум. «Витсам» нампа мньщи лтыӈ ханищтан журнал с аквъёт ловиньтылмн.
– Наталья Витальевна, наӈ округ янытыл лнэ сосса мхум ёт втихал хнтхатыглгын, тн халанылт св мньщи мхум щнь лтыӈ вгыт?
– Мн округувт лнэ мньщит халт туп 21% свит хтпа тнки лтӈыл потыртаӈкве хсгыт. Ксыӈ тлныл лтыӈ внэ хтпа мощщагнув мты. 80% свит мхум лтыӈ ханищтаӈкве ксащгыт кос.
Тувыл нврамыт туп уроканыл юи-плт мньщи, ханты ос рн лтӈыт ханищтаӈкве ань врмгыт. Ос влт оманыл-тяныл ты врмаль урыл китыглавет. Акв пвылт мхум щар пуссын хассыт, нвраманылн ты лтыӈ щар ат рмыглы, ОГЭ ос тувыл ЕГЭ ёмащакв вос хансгыт.
Тва мньщит с аквта щирыл номсгыт, нвраманыл ёт щнь лтӈыл юн щар ат потыртгыт. Тыимгсыл лтӈув внэ мхум акваг мощщамгыт. Ам туп кит щмьягт Леонид ос Анна Алгадьевыг ос Тӯрвт пвылт лнэ Самбиндаловыт вганум, тн нвраманыл ёт юн мньщи лтӈыл акваг потыртгыт.
– Ханты мхум халт щнь лтыӈ внэ хтпа св лы?
– Сургутский районт пс йис мт лнэ хантыт нвраманыл ёт щнь лтӈыл потыртгыт. Ханты лтыӈ внэ мхум тот св лы.
Та районт пс йис мт хт «Стойбищный школа-сад» нампа проект хосыт ищхӣпыӈ утыл врвсыт. Ты рӯпата мгсыл округ мирколныл св олн тставе.
Ты тлт Нижневартовский район врт лнэ сосса щмьят тамле интернетыл тах с вравет. Ты рӯпата тот таимгсыл ань враве, врт лнэ нврамыт оманыл-тяныл ёт вос лгыт, щнь лтыӈ ул вос ёрувлгыт.
Млты тлныл мн ты проект хосыт рӯпитаӈкве с лввесӯв. Ань Сургутский районын ялантаӈкве ос сосса мхум ты ищхӣпыӈ ут рӯпитан урыл китыглаӈкве патыянӯв.
Тн лнэ мнылт интернет ёмащакв рӯпиты ман ти, нвраманыл тох ханищтаӈкве мӯсты ман ти, ос св тлат урыл китыглыянӯв, тувыл рущ лтӈыл лвнэ «аналитический справка» потыр тах хансв. Потыр миркол кӯщаит ловиньтгыт ос ты рӯпата нупыл олн лаль тстуӈкве ри ман ти, тах лвгыт.
Млты тл таквсы ам «Цифровизация ТТП» нампа потыр Нижний Новгород ӯст лум конференцият ловиньтасум. Пс йис мт лнэ щмьят ты ищхӣпыӈ ут урыл маныр номсгыт, тот потыртасум.
Ань пс йис мт лнэ щмьят интернетыл с пӯмщалахтгыт. Ты ут хосыт нвраманыл ань ханищтахтгыт ос тнки «Госуслуги» нампа лпсыт свсыр заявление ос мт рнэ нпакыт хансуӈкве врмгыт. Ос ты тла мгсыл ӯсн ялантаӈкве тнанылн воссыг ат ри.
Людмила ТЕТКИНА
Человек должен знать свои корни
Если человек не знает своих корней, то он как дерево без корней расти не будет – так считает жительница окружной столицы Наталья Ткачук.
– Я всегда интересуюсь своими корнями и о своих родственниках рассказываю своим детям, – говорит Наталья. – Родом я из села Саранпауль Берёзовского района. Моя мама Елена Владимировна родилась в большой мансийской семье Анямовых, в семье оленеводов. Мой дедушка Владимир Степанович Анямов был из Хурумпауля, бабушка Евдокия Ильинична Анямова, в девичестве Пузина, родом из деревни Ясунт. Дедушка и бабушка воспитали 9 детей. Семья занималась оленеводством, жила в чуме в предгорье Приполярного Урала, а когда пришла пора детям учиться в школе, то переехала в село Саранпауль. Мой отец Виталий Павлович Данилов родом был из Свердловской области. Его я совсем не помню, он умер, когда мне было четыре года, мама воспитывала меня одна.
Мой дядя Петр Владимирович Анямов живет в Саранпауле, он много знает про нашу родословную и всегда рассказывает, я всё записываю. Когда дочка училась в 4 классе, то защищала проектную работу о нашей родословной и заняла призовое место. У дяди в этом плане очень много знаний. Вся моя близкая родня живет в Саранпауле. В Няксимволе живут Пеликовы, они тоже с маминой стороны родственники. Тётя Надежда Петровна Пузина живет в Берёзово.
С детьми мы часто ездим в Саранпауль и в Няксимволь. Приезжая туда, всегда им говорю: «Здесь наши корни». Поэтому поводу дядя Петя все время волнуется, говорит: «Свои родные места забывать нельзя». Дядя любит повторять, что человек должен знать свои корни, а то, как дерево без корней расти не будет.
В школу я пошла Саранпауле, моей первой учительницей была Александра Яковлевна Гоголева. Она учила меня мансийскому языку. С дедушкой я много времени в детстве проводила. Дома он всегда разговаривал на мансийском языке. В Саранпауле я училась в нулевом и первом классе, а потом мы переехали в Няксимволь. Там жила мамина сестра тётя Лиза. В Няксимволе в школе мансийский язык преподавала Наталья Константиновна Тасманова. Там я окончила школу. Мамы не стало в 1996 году, тогда уже здесь в Ханты-Мансийске училась в педагогическом колледже. Она много лет жила в Берёзово.
– Наталья Витальевна, Ваши дети знают мансийский язык?
– Мои дети немного понимают мансийский язык. Олеся учится в 11 классе. Дочка посещала городской детский образовательный центр «Лылынг союм», где учила мансийский язык и обучалась традиционным танцам. Два года подряд летом ездила отдыхать в этностойбище «Мань Ускве» в деревне Ясунте. Отдыхать там ей очень нравилось, приезжала домой только с положительными эмоциями. Там вместе с другими детьми учила мансийский язык.
Георгий ещё маленький, он ходит в детский сад, сейчас у него любимая книга – учебник по мансийскому языку «Маньси латынг» под авторством А.И. Сайнаховой, Н.К.Филипповой. Когда я в первый раз читала ему эту книгу, он внимательно слушал, потом сказал: «Мама, ты так китайский язык хорошо знаешь». Вот такой курьёзный случай был. Сейчас Георгий знает, что мама разговаривает на мансийском языке. Теперь мы учим слова: «Ам», «хотал», «ома» «эруптылув», «аниглылум». С ним мы ещё любим читать детский журнал «Витсам» на мансийском языке, ему этот журнал тоже очень нравится.
– Вы много лет работаете в Обско-угорском институте прикладных исследований и разработок, занимаетесь социологическими исследованиями среди представителей КМНС Югры. Какой процент манси знают родной язык?
– По последним социологическим исследованиям, по округу всего 21% манси владеет родным языком, является его носителем. Но при этом 80% респондентов хотят изучать мансийский язык. При исследованиях упор делаем на Берёзовский район, потому что там манси проживают компактно. Последний раз такие социологические опросы проводила в Няксимволе. Носителей языка там осталось очень мало. В Берёзовском районе вообще парадоксальная ситуация, с людьми встречаемся, они говорят: «Мы хотим, чтобы дети наши учили родной язык, хотим, чтобы внуки учили», но когда речь заходит конкретно о деле, о школьной программе, они говорят совсем другое. В одной школе провели опрос, все родители единогласно ответили, что они не хотят, чтобы их дети изучали родной язык. А почему не хотят? Они не видят, где они этот язык будут применять. Родители начинают понимать это на уровне 7-8 классов, что детям предстоит сдавать ОГЭ, ЕГЭ и они начинают отказываться от языков в пользу других предметов. Среднее звено ещё может и хочет изучать родной язык, а вот в старших классах таких детей почти нет.
Но в нашем округе есть отличные примеры семейного воспитания детей Леонида и Анны Алгадьевых из Хулимсунта, Савелия Самбиналова в Турвате, или в городских условиях в семье Татьяны и Тимофея Молдановых. К сожалению, таких примеров немного.
– Если опираться на социологические исследования, то какая ситуация с родным языком у народа ханты?
– Согласно социологическим исследованием, носителей хантыйского языка больше, но их и по численности больше. Хорошая ситуация с родным языком в Сургутском районе, там коренные живут на стойбищах, на родовых угодьях, можно сказать изолировано от общества.
Недавно я от нашего округа выступила с докладом «Цифровизация ТТП» в Нижнем Новгороде. Сейчас идет активная цифровизация территорий, в нашем округе реализуется такой проект как «Стойбищная школа-сад». У нас есть социологические опросы, на их основе сделала доклад. Такие «Стойбищная школа-сад» создали для того, чтобы детей не отрывать от родителей, от их традиционной среды обитания. Весь Север прошёл через интернаты, поэтому сейчас все делается, чтобы ребёнок как можно дольше оставался в семье. Я рассказала, что несмотря на большое финансирование данной программы, регион вкладывает в этих детей. Теперь к нашей работе прибавился новый мониторинг – исследовать, какие положительные эффекты даст этот проект, что думают об этом сами родители. Пока первые опросы показывают, что родители довольны. Такие стойбища существуют в Сургутском и Белоярском районах и сейчас будут открываться в Нижневартовском районе. Мы должны собрать всю информацию, проанализировать и сделать аналитическую справку, где должны указать результат, эффективность, востребованность данного проекта. После этого власти региона примут решение, продолжать вести это проект или приостановить. До этого такой же мониторинг мы делали по территориям традиционного природопользования. Конечно, интернет на стойбище облегчит жизнь коренных жителей. Они, как и другие жители смогут, к примеру, подать документы или написать нужное заявление на «Госуслугах» и для этого им не надо будет выезжать в город и стоять в очереди в МФЦ. Таким образом, идет ещё и ликвидация цифрового неравенства.
Людмила ТЕТКИНА