- Мансийский
- Русский
Тр врнэ н
Пс йис порат мхум стапныл тнти тр врсыт. Ань тва мирыт аквты щирыл тр вруӈкв хсгыт. Тамле мщтыр нкве ёт ам туи порат потыртасум. Тав потре ань лаль ловиньтэлн.
Тав наме Надежда Викторовна Измайлова, Удмуртият лы. Тав Сургут ӯсн мщтырлан врмале суссылтаӈкве ввыглавес. Ты ёмас сымыӈ нкве сака потрыӈ, такви уртыл тох лвыс:
– Ам мнь пвылт лгум, лваве – Алнаши, Татарстан м ляпат лы. Вт нупыл ат тл ремесла колт рӯпитгум. Аквъёт рӯпитан мхманум ёт мн мнь пвлыӈ мн акваг ялантв, тот лнэ яныгпла хтпат ёт хнтхатыглв, потрамв.
Тнаныл ввиянӯв, матыр сака пс пормас манос маснут те ньщгыт, мнавн вос суссылтыяныл. Тот лнв сыс, ёмащакв сунсыглыянӯв, пслыянӯв. Та пормасыл те мивв, тнт тай сака ёмас.
Ам ремесла колт тр врнэ ос маснут нтнэ хтпаг рӯпитгум. Хосат омам сунтукт ам яныг анквав супе хнтыслум. Тав 1864 тлт самын патыс. Ты супе тав такви врме ос нтме.
Та пēс йис суп ханищтым ам мщтырлаӈкв та вылтахтасум. Мн, удмурт мир, лнэ коланувт ул ксыӈ нкве тамле станок ньщис. Ксыӈ н такви мхманэ мгсыл стапыл тр врыс ос та трытыл маснутыл нтсанэ. Нквет выгыр оспа хансаӈ супыл лсыт, хум хтпат тай хансал ат нтыглавсыт.
Пс порат ги нг те тотвес, тав ксыӈ хтал супе тармыл ӈк трыл врим пртук масыглас. Тнт ныпе тав нупылэ сунсыс, ты ги маснутанэ сыстамыг ньщуӈкв хсы ман ти. Хӯрум тл мины, тувыл ущ тавн мт пртук масуӈкв рвыс.
Нйт хтпаныл урыл
Мн мирувт тамле хтпат рущ лтӈыл «жрец» тох лвавет. Ты хумыт йирхатнэ мт пуӈктотнэ хтпаг лсыт, ты йист тн ксыӈ пвылт с лгыт. Омам потыртлыс, ам пам пвлыӈ мхумн сака янытлавес. Тн пвланылт йир врнныл порат, тн тит хтпаг туп пйкщуӈкв врмысг.
Тамле хумыт щнэ маснутаныл мощ мт хурипат. Пвыл хумыт ощща нтапыл манос квлгыл нтхатсыт. Ос нйт хумыт мгыс нквет нас нтап врсыт, тав палытэ хӯрум метра арыгтем ос пхвыӈыг лыс. нтаптахтуӈкв с мт щирыл рыс.
Тл сыс пӯрлахтын врмаль ат щёс врыглавес. Тӯяг, хунь м сакватаве ос нньпум- самыл пинаве, йир тӯщтыгласыт. Тувыл таквсы – нньпум хот-винэ порат атхатыгласыт. Ос рущ тōрум свсыр мт ялпыӈ хталыт лнэ порат тн атхатыгласыт.
Яныгнув пвлытт нила-ат хтпа нйтыг лсыт. Анквав потыртаме щирыл, тн пвланылт тит хтпа тох лввесг.
Ам тамле пхвыӈ ос хоса нтап с саггум. Таве св хтал вруӈкв ри. влт ам стапыт пуссын тллыянум, ты ōльпыт лпкат ёвтуӈкв рви. Ос пс порат нквет тнти люп пйтсыт. Ань мн, ты йист лнэ мхум, тох вруӈкв ат хсв, тва пс врмалянув хотталь та сймысыт.
Тр врнэ урыл
Ам тр вруӈкв омамн ос анквамн ханищтавсум. Мн удмурт н маснут нтнэ мгыс лпкат тр ат ёвтв, мнти станокыл тр врв. Суп мгыс осыӈнув стап выгӯв, пртук мгыс сака ввта стап ри.
Тр врнэ лы-плт ам нпакн хансат ёмащакв пслыянум, ты хансат пс пормасытыл выганум. Тувыл стапыт тллыянум, тн хунь ёмащакв тсгыт, тнт тр вруӈкв та вылтахтгум.
Тох рӯпитаӈкв ам сака ксащгум, сымумт татем ёмас – мнти пс врмалянув, мщтырлан наканув нх-врмалтыянӯв. Свсыр мн ввыглавв, тот мнти рӯпатав мирн суссылтылӯв, мньлат гит-пыгыт пс щирыл мщтырлаӈкв ханищтыянӯв.
Тамле ты мщтыр нкве ёт потыртасум, тав ётэ потыртаӈкв татем кӯпнит лыс, тра-нӈки – ты ёмас сымыӈ нкве сака яныг мщтырыг лы, такви мире янытлытэ, пс врмалит нх-врмалыянэ.
Валентина УЗЕЛЬ
Возрождение древнейших удмуртских ремесел
Сохранение культуры своего народа – такую цель поставила перед собой жительница села Алнаши из Удмуртии Надежда Викторовна Измайлова. В течение двадцати лет она является сотрудником Алнашинского Центра ремёсел, мастерица освоила все виды традиционного удмуртского ткачества. С целью популяризации своей культуры, её часто приглашают на различные мероприятия, в том числе и общероссийского уровня.
С Надеждой Викторовной мы познакомились на международном фестивале ремёсел коренных народов мира «Югра» в Сургуте. В интерактивной уличной программе «Территория ремесла» она представляла тканую одежду удмуртского народа, продемонстрировала процесс ткачества, работая на старинном станке. Сама мастерица была одета в очень красивый женский наряд.
– То, что вы видите на мне, это моя работа. Я сама ткала все эти ткани, затем сшила из них этот наряд, – рассказала удмуртская женщина. – Больше двадцати пяти лет я занимаюсь современным и традиционным ткачеством, но больше всего мне интересен традиционный.
В течение многих лет мы в Центре ремёсел изучаем этнографию, культуру нашего народа. Выезжаем в отдалённые маленькие поселения, встречаемся со старшим поколением, находим старинные вещи и делаем копии, по-другому их называют реплики. Таким образом, полностью восстанавливаем одежду наших предков. И на основе их делаем современные вещи, тот же орнамент, та же стилистика, те же краски. Всё это имеет место быть в нашей современной жизни. К примеру, диванные подушки. Берём старинный ковёр, копируем оттуда узор и делаем диванные подушки. Это новая жизнь нашим старым вещам, что очень современно сейчас, и это такой этностиль, который никогда не выйдет из моды.
В дни работы фестиваля, все участники международного фестиваля «Югра» работали на станках сургутского музея. Оказывается, принцип работы на таких видах станков везде одинаковый, различается только вид ткачества. Во время проведения фестиваля среди участников был объявлен конкурс профессионального мастерства, на который мастерица представила пояс жреца.
Надежда Измайлова рассказала об этих видах мужских поясов. Оказывается, у удмуртов почти в каждом поселении был один или несколько жрецов, это зависело от количества населения. В той деревне, где выросла Надежда Викторовна, было два жреца, один из которых был дедушка женщины. Жрецы среди удмуртов и сейчас есть, и всегда это очень уважаемые люди, к ним обращаются за помощью или за советом. Во время проведения каких-либо обрядов, они всегда главные. По словам женщины, преимущественно весной, когда заканчиваются пахотные работы, мужчины-удмурты приносят жертвоприношение, женщины в это время варят кашу из круп прошлых урожаев, хлеб, мёд и все остальные продукты берут тоже оттуда же, и просят богов, чтобы в следующем году боги природы подарили им такой же богатый урожай.
Пояс жреца, который представила Надежда на этом фестивале, был широкий и длиной более трёх метров. Повязывают его тоже особенным способом, не как обычно. Носить такой пояс другие мужчины не могут: женатые подвязывались более тонкими поясами, а молодые парни – верёвочками. Рубахи мужчины носили и сейчас носят только тканые и без вышивки.
На фестивале удмуртская мастерица также представила старинное платье, которая носила её прабабушка 1864 года рождения. Его все годы хранили в сундуке, поэтому оно очень хорошо сохранилось. Однажды, увидев этот сундук у мамы, она выпросила его со всем содержимым внутри. Помимо этого платья, там хранилось много других старинных и интересных вещей.
Ещё об одном удивительном факте из жизни удмуртских женщин рассказала Надежда Викторовна. Выяснилось, девушка после замужества в течение трёх лет должна была ежедневно носить белый фартук. Таким образом, родственники со стороны мужа видели, аккуратна у них невестка или нет. По истечении этого времени, ей позволялось носить уже другой, тёмный фартук.
Сама женщина уже не один подобный белый фартук выткала на станке. По её словам, эта очень трудоёмкая и долгая работа. Ткать надо из очень тонкой нити, соблюдая все тонкости ткачества и используя определённые орнаменты. Чем нить тоньше, тем красивее получается вязка. Для цветных фартуков белую нить предварительно красят, и только потом ткут фартук.
Многие вещи Надежда Викторовна восстанавливает по старинным вещам, например, увидев однажды старый удмуртский ковёр, она восстановила все узоры, которые были там изображены. Надежда сказала:
– У нас очень серьёзное отношение к орнаментам нашего народа. Мы, мастера, знаем, какой можно выткать узор на платье или фартуке, а какой на диванной подушке, все они имеют своё сакральное значение. Хочу сказать, в последнее время люди стали интересоваться культурой своего народа, и сегодня этностиль – это модно, современно, поэтому работа наших умелых, опытных мастеров всегда востребована и будет всегда нужна современному обществу.
Валентина УЗЕЛЬ