Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Валентина УЗЕЛЬ

Содержание номера

  • Календарь

Лххалыт - Новости

  • Мирн приим хтпат тл сыс врум рӯпатаныл
  • Матъёмас мнти газета ньщв
  • Хансум потранув ищхӣпыӈ ут тра ловиньтасанӯв
  • Матыр-ти акван-нтнэ стап

Кӯщаит рӯпатаныл - Политика

  • Кӯщаит хӯрум тāлытн олн тāстысыт

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Кāтыл сāвсыр маснут нты ос мāщтырлы
  • Пс йис пормасыт суссылтан кол

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Тн хнтаӈ мньщит мӯтраныл урыл потыртгыт

Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события

  • Тр врнэ н
  • Мт хн мт мньщи мйтыт ловиньтавсыт

Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница

  • Номтын ёхтын врмалит

Нврамыт мгсыл - Детская страничка

  • Ащирма йкат ос Тӯйт Āгит мӯйлысыт

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)
  • № 9 (1339)
  • № 10 (1340)
  • № 11 (1341)
  • № 12 (1342)
  • № 13 (1343)
  • № 14 (1344)
  • № 15 (1345)
  • № 16 (1346)
  • № 17 (1347)
  • № 18 (1348)
  • № 19 (1349)
  • № 20 (1350)
  • № 21 (1351)
  • № 22 (1352)
  • № 23 (1353)

Вы здесь

Главная » Тр врнэ н
  • Мансийский
  • Русский

Тр врнэ н

Пс йис порат мхум стапныл тнти тр врсыт. Ань тва мирыт аквты щирыл тр вруӈкв хсгыт. Тамле мщтыр нкве ёт ам туи порат потыртасум. Тав потре ань лаль ловиньтэлн.

Тав наме Надежда Викторовна Измайлова, Удмуртият лы. Тав Сургут ӯсн мщтырлан врмале суссылтаӈкве ввыглавес. Ты ёмас сымыӈ нкве сака потрыӈ, такви уртыл тох лвыс: 

– Ам мнь пвылт лгум, лваве – Алнаши, Татарстан м ляпат лы. Вт нупыл ат тл ремесла колт рӯпитгум. Аквъёт рӯпитан мхманум ёт мн мнь пвлыӈ мн акваг ялантв, тот лнэ яныг­пла хтпат ёт хнт­хатыглв, потрамв. 

Тнаныл ввиянӯв, матыр сака пс пормас манос маснут те ньщ­гыт, мнавн вос суссыл­тыяныл. Тот лнв сыс, ёмащакв сунсыглыянӯв, пслыянӯв. Та пормасыл те мивв, тнт тай сака ёмас. 

Ам ремесла колт тр врнэ ос маснут нтнэ хтпаг рӯпитгум. Хосат омам сунтукт ам яныг анквав супе хнтыслум. Тав 1864 тлт самын па­тыс. Ты супе тав такви врме ос нтме. 

Та пēс йис суп ханищ­тым ам мщтырлаӈкв та выл­тахтасум. Мн, удмурт мир, лнэ коланувт ул ксыӈ нкве тамле станок ньщис. Ксыӈ н такви мхманэ мгсыл стапыл тр в­рыс ос та трытыл мас­нутыл нтсанэ. Нквет выгыр оспа хансаӈ супыл лсыт, хум хтпат тай хансал ат нтыглавсыт. 

Пс порат ги нг те тотвес, тав ксыӈ хтал супе тармыл ӈк трыл врим пртук масыглас. Тнт ныпе тав нупылэ сунсыс, ты ги маснутанэ сыстамыг ньщуӈкв хсы ман ти. Хӯрум тл мины, тувыл ущ тавн мт пр­тук масуӈкв рвыс. 

Нйт хтпаныл урыл

Мн мирувт тамле хт­пат рущ лтӈыл «жрец» тох лвавет. Ты хумыт йирхатнэ мт пуӈктотнэ хтпаг лсыт, ты йист тн ксыӈ пвылт с лгыт. Омам потыртлыс, ам пам пвлыӈ мхумн сака янытлавес. Тн пв­ланылт йир врнныл по­рат, тн тит хтпаг туп пйк­щуӈкв врмысг.        

Тамле хумыт щнэ маснутаныл мощ мт хурипат. Пвыл хумыт ощща нтапыл манос квлгыл нтхатсыт. Ос нйт хумыт мгыс нквет нас нтап врсыт, тав палытэ хӯрум метра арыгтем ос пхвыӈыг лыс. нтаптахтуӈкв с мт щирыл рыс. 

Тл сыс пӯрлахтын врмаль ат щёс врыг­ла­вес. Тӯяг, хунь м сак­ва­таве ос нньпум- са­мыл пинаве, йир тӯщ­тыг­ласыт. Тувыл таквсы – нньпум хот-винэ порат атхатыгласыт. Ос рущ тōрум свсыр мт ялпыӈ хталыт лнэ порат тн атхатыгласыт.

Яныгнув пвлытт нила-ат хтпа нйтыг лсыт. Анквав потыртаме щи­рыл, тн пвланылт тит хтпа тох лввесг.

Ам тамле пхвыӈ ос хоса нтап с саггум. Таве св хтал вруӈкв ри. влт ам стапыт пуссын тллыянум, ты ōльпыт лпкат ёвтуӈкв рви. Ос пс порат нквет тнти люп пйтсыт. Ань мн, ты йист лнэ мхум, тох вруӈкв ат хсв, тва пс врмалянув хотталь та сймысыт.

Тр врнэ урыл

Ам тр вруӈкв омамн ос анквамн ханищтав­сум. Мн удмурт н мас­нут нтнэ мгыс лпкат тр ат ёвтв, мнти ста­нокыл тр врв. Суп мгыс осыӈнув стап выгӯв, пртук мгыс сака ввта стап ри. 

Тр врнэ лы-плт ам нпакн хансат ёмащакв пслыянум, ты хансат пс пормасытыл выганум. Тувыл стапыт тллыя­нум, тн хунь ёмащакв тсгыт, тнт тр вруӈкв та вылтахтгум. 

Тох рӯпитаӈкв ам сака ксащгум, сымумт татем ёмас – мнти пс врмалянув, мщтыр­лан наканув нх-врмал­тыянӯв. Свсыр мн ввыглавв, тот мнти рӯпатав мирн суссылты­лӯв, мньлат гит-пыгыт пс щирыл мщтырлаӈкв ханищтыянӯв.

Тамле ты мщтыр нкве ёт потыртасум, тав ётэ потыртаӈкв татем кӯпнит лыс, тра-нӈки – ты ёмас сымыӈ нкве сака яныг мщтырыг лы, такви мире янытлытэ, пс врмалит нх-вр­малыянэ.

Валентина УЗЕЛЬ

Play / pause
0:00
0:00
volume
menu
  • Тр врнэ н
< previous
> next

Возрождение древнейших удмуртских ремесел

Сохранение культуры своего народа – такую цель поставила перед собой жительница села Алнаши из Удмуртии Надежда Викторовна Измайлова. В течение двадцати лет она является сотрудником Алнашинского Центра ремёсел, мастерица освоила все виды традиционного удмуртского ткачества. С целью популяризации своей культуры, её часто приглашают на различные мероприятия, в том числе и общероссийского уровня. 

С  Надеждой Викторовной мы познакомились на международном фестивале ремёсел коренных народов мира «Югра» в Сургуте. В интерактивной уличной программе «Территория ремесла» она представляла тканую одежду удмуртского народа, продемонстрировала процесс ткачества, работая на старинном станке. Сама мастерица была одета в очень красивый женский наряд.

– То, что вы видите на мне, это моя работа. Я сама ткала все эти ткани, затем сшила из них этот наряд, – рассказала удмуртская женщина. – Больше двадцати пяти лет я занимаюсь современным и традиционным ткачеством, но больше всего мне интересен традиционный. 

В течение многих лет мы в Центре ремёсел изучаем этнографию, культуру нашего народа. Выезжаем в отдалённые маленькие поселения, встречаемся со старшим поколением, находим старинные вещи и делаем копии, по-другому их называют реплики. Таким образом, полностью восстанавливаем одежду наших предков. И на основе их делаем современные вещи, тот же орнамент, та же стилистика, те же краски. Всё это имеет место быть в нашей современной жизни. К примеру, диванные подушки. Берём старинный ковёр, копируем оттуда узор и делаем диванные подушки. Это новая жизнь нашим старым вещам, что очень современно сейчас, и это такой этностиль, который никогда не выйдет из моды. 

В дни работы фестиваля, все участники международного фестиваля «Югра» работали на станках сургутского музея. Оказывается, принцип работы на таких видах станков везде одинаковый, различается только вид ткачества. Во время проведения фестиваля среди участников был объявлен конкурс профессионального мастерства, на который мастерица представила пояс жреца. 

Надежда Измайлова рассказала об этих видах мужских поясов. Оказывается, у удмуртов почти в каждом поселении был один или несколько жрецов, это зависело от количества населения. В той деревне, где выросла Надежда Викторовна, было два жреца, один из которых был дедушка женщины. Жрецы среди удмуртов и сейчас есть, и всегда это очень уважаемые люди, к ним обращаются за помощью или за советом. Во время проведения каких-либо обрядов, они всегда главные. По словам женщины, преимущественно весной, когда заканчиваются пахотные работы, мужчины-удмурты приносят жертвоприношение, женщины в это время варят кашу из круп прошлых урожаев, хлеб, мёд и все остальные продукты берут тоже оттуда же, и просят богов, чтобы в следующем году боги природы подарили им такой же богатый урожай. 

Пояс жреца, который представила Надежда на этом фестивале, был широкий и длиной более трёх метров. Повязывают его тоже особенным способом, не как обычно. Носить такой пояс другие мужчины не могут: женатые подвязывались более тонкими поясами, а молодые парни – верёвочками. Рубахи мужчины носили и сейчас носят только тканые и без вышивки.

На фестивале удмуртская мастерица также представила старинное платье, которая носила её прабабушка 1864 года рождения. Его все годы хранили в сундуке, поэтому оно очень хорошо сохранилось. Однажды, увидев этот сундук у мамы, она выпросила его со всем содержимым внутри. Помимо этого платья, там хранилось много других старинных и интересных вещей. 

Ещё об одном удивительном факте из жизни удмуртских женщин рассказала Надежда Викторовна. Выяснилось, девушка после замужества в течение трёх лет должна была ежедневно носить белый фартук. Таким образом, родственники со стороны мужа видели, аккуратна у них невестка или нет. По истечении этого времени, ей позволялось носить уже другой, тёмный фартук. 

Сама женщина уже не один подобный белый фартук выткала на станке. По её словам, эта очень трудоёмкая и долгая работа. Ткать надо из очень тонкой нити, соблюдая все тонкости ткачества и используя определённые орнаменты. Чем нить тоньше, тем красивее получается вязка. Для цветных фартуков белую нить предварительно красят, и только потом ткут фартук. 

Многие вещи Надежда Викторовна восстанавливает по старинным вещам, например, увидев однажды старый удмуртский ковёр, она восстановила все узоры, которые были там изображены. Надежда сказала:

– У нас очень серьёзное отношение к орнаментам нашего народа. Мы, мастера, знаем, какой можно выткать узор на платье или фартуке, а какой на диванной подушке, все они имеют своё сакральное значение. Хочу сказать, в последнее время люди стали интересоваться культурой своего народа, и сегодня этностиль – это модно, современно, поэтому работа наших умелых, опытных мастеров всегда востребована и будет всегда нужна современному обществу. 

Валентина УЗЕЛЬ

Рубрика: 
Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
Номер Луима сэрипос: 
№ 1 (1331)
16.01.2025

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика