Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Людмила ТЕТКИНА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Тимкапвыл урыл сккон хасвес
  • Тн Ханты-Мансийск ӯст янытлавсыт
  • Нпакыт тнти лтӈыл толмащлыяныл
  • Свсыр нтмил вргыт

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Ямал мт кркам гит-пыгыт лгыт
  • Яныгмам пвлн внтлас

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Мньщи поэтув номилӯв
  • Нврамыт щаквщуӈкве ханищтавет
  • Пссат нтсыт ос йӣвныл тайит ёргысыт

Нврамыт мгсыл - Детская страничка

  • Мньщи нпак ловиньтаве
  • «Тандора» нампа ӯщлахтын м
  • Врт луӈкве ханищтахтасӯв
  • Паща лн, нврамыт!
  • гирищ урыл мнь потыр

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)
  • № 9 (1339)
  • № 10 (1340)
  • № 11 (1341)
  • № 12 (1342)
  • № 13 (1343)
  • № 14 (1344)
  • № 15 (1345)
  • № 16 (1346)
  • № 17 (1347)
  • № 18 (1348)
  • № 19 (1349)
  • № 20 (1350)
  • № 21 (1351)
  • № 22 (1352)
  • № 23 (1353)

Вы здесь

Главная » Пссат нтсыт ос йӣвныл тайит ёргысыт
  • Мансийский
  • Русский

Пссат нтсыт ос йӣвныл тайит ёргысыт

Ты тув лӯпта тпос 19-23 хталытт мщтырлан нт ос хум хтпат Ханты-Мансийск ӯст «Трум Маа» музей-колт лум ханищтапн акван-атхатыгласыт. Ты врмаль рущ щирыл «Традиционные изделия обских угров: аппликация тканью по ткани и бытовая деревянная утварь» намаим лыс. 

«Трум Маа» музейт рӯ­питан хтпат ты тла щ­питлсыт. Мхум мн ок­ругувныл ос Ямал мныл тыг ёхталасыт. Ат хтал сыс нт ос гит хорамыӈ пссат нтсыт, хум хтпат, пыгыт йӣвныл нлыт, нысныт, тайит ёргысыт.
выл хталт музей кӯщай н Людмила Алек­сандровна Алфёрова м­хумн лвыс: «Акв тамле семинар 2001 тлт тыт лыс, тнт свсыр мныл ёхталам нквет аквты щирыл нсхатасыт. Ань мн палтув хум хт­пат с ёхталгыт, тн мнь­лат пыгыт, нврамыт свсыр пормасыт йӣв­ныл ёргуӈкве ос св мт щи­рыл мщтырлаӈкве ханищтяныл. 
Св тл ты семинарытн учёныит ввыглянӯв. Татья­на Александровна Молданова ос Наталья Николаевна Фёдорова акваг тыг ёхталг. Тыи мгсыл яныг пӯмащипа лтыӈ тнанылн лвв».
Ты юи-плт мхум док­лад-нпаканыл ло­виньтасаныл. Татьяна Александровна Молда­но­ва мньщи ос ханты хораманыл урыл потыртас. Тав сосса мхум пс йис лупсаныл ханищтыянэ ос ты урыл нпак хансы. Пс порат хум ос н хтпат тнки хорамыт щсыт. 


Тав лвыс: «Хум сграп, тӯп, хп ос мт рнэ пормас ке врыс, тав хум хтпа хорамыл хорамтасанэ. Н сс ттап, па нтыс ке с такви хорамыл щуртсанэ. Ань тва мхманув нтнэ хорам ксалгыт, свсыр пормасн та нтлыгтыя­ныл, рви тох вруӈкве ман ти, щар ат номсахтгыт. Ты хорамыт урыл тн вос вгыт, ам свсыр ханищтапыт, конференцият акваг ты потыртгум». 
«Трум Маа» нампа музейт рӯпитан ханты н Раиса Германовна Решетникова «Апплика­ция в одежде обских угоров: происхождение и развитие» нампа потыр тот ловиньтас. 
Октябрьский район Шеркалы пвыл музейт рӯпитан н Валентина Ивановна Пащанина ос с  втат лнэ хантыт пссаныл хумус хо­рам­тасаныл, та урыл по­тыртас. Шеркалы пвыл музейт ань пс пссат суссылта­вет. 
Тамле маснут Лохтот­курт ос мт мнь пвлыт лум хантыт щсыт. Та мт пс мхум пля пуныл стап врсыт ос хорамыӈ пссат сагсыт, слы св­ныл с нтсыт, хорамыт люпыл щуртсаныл.


Нуйныл нтым псса мсым нт Ӯй йӣквнэ колн ялантасыт. Пс порат та мт хантыт манхурип хорамыт нтсыт, та урыл Валентина Ивановна лтыӈ с лвыс
Учёный н Наталья Николаевна Фёдорова тайит, нысныт, тӯпыт хумус пс порат хорамта­всыт ос хоты нпакыт ты врмаль урыл хансым лы, та урыл потыртас.
Конференция оигпам юи-плт мщтырлаӈкве пуссын та вылтахтасыт. Мн округувныл ос Ямал мныл нёлолов мщтыр хтпат щаквщуӈкве м­хум ханищтасаныл. Тн халанылт Хльӯс район Ягрим пвылт лнэ мнь­щи ква Тамара Семёнов­на Мезенцева лыс. Тав лвыс:
«нум музейт рӯпитан н Неля Низамова тыг ввыстэ. Тыт нила нт ам ётум мньщи пс­сат нтсыт. Тамле пссат пс мхманув щсаныл, нт ялпыӈ хталын ма­сыгласаныл. Рӯпита­ма­ныл порат нх ат масыгласыт, хотталь лпкан, мирколн яныг сапрнин, улпыл, тай ялантасыт ос Ӯй йӣквнэ нак лум порат масыгласаныл. Мньщи нтн Ӯй йӣквнэ колн нр ктыл щалтуӈкве ат рви, псса масуӈкве ос тох тӯйтыглахтуӈкве ри. 
Ам яныг квум Ирина Гоголева палт тамле хо­рамыӈ пссат всанум, тав сампыльтл лыс. Самаге ёмасыг хунь ксаласг, тав псса такви йиныс, нтыс. Ам мниг лсум, тав палтэ щалтаплсум, тав суп нтыс ке, ам тав ляпатн ӯнтылматыгллсум ос нс­хатасум. Тнт ты пссат всанум, пасант хуясыт.


Хум хтпа пссан нк­ветн новхатуӈкве ат рви. Таимгсыл йирхатаӈкве ри. Йирхатнэ тл хум хтпат ялпыӈ маснут н­туӈкве ат рви. Ты пссат нтнэ нн тох сыстамтаве, мньщи лтӈыл пинаве ос ты юи-плт нсхатуӈкве туп рви».
Мщтыр хум Анатолий Васильевич Вадичупов «Трум Маа» музейт нв­рамыт, мньлат гит, пыгыт тайи ёргуӈкве ха­нищтасанэ. Тав сӈк­вылтапыт, трыгсыплув йӣвыт, свсыр аньщарыт ос св мт пормасыт йӣв­ныл, лувныл ёргуӈкве сака хсы. Мньщи хум кркамыг лы, свсыр ханищтапн, суссылтапн акваг ввыглаве.
Ханты хум Николай Анатольевич Тасьманов Белоярский районныл ёхталас. Тав «Нумто» нампа м-вит ӯргалан мт рӯпиты. Тав «Народный мастер России» нам ньщи, врум тва пормасанэ свсыр музейт суссылтавет.
Ань ханты тайи ёргуӈк­ве мхум ханищтасанэ, ты урыл лвыс: «Тайи ам акв хтал сыс вргум, ктагум ханьщувласг, молях рӯпитгум. Тыт ат молямласум, мхумн ёма­щакв суссылтаӈкве рыс, хӯрум хтал сыс тайи ёргыслум. 
Ёмас тайи Анатолий Тырлин врыс, тав Нижне­вартовский район Аган пвылныл ёхталас». 


гит-пыгыт, нвра­мыт музей-колт с мщ­тырласыт. Тн халанылт щар мниг Богдан Па­щанин лыс. Тав оматэ ёт Октябрьский район Шеркалы пвылныл ёх­талас. Мнь пыг лвыс: 
«Ам йӣвныл нлы ёргысум. Ты тл выл класс стласум, таквсы китыт классын тах мингум. Тамле ханищтапн ялантаӈкве нум сака мӯсты, тыт мхум ёт вйхатгум, тн ётаныл потыртгум ос тн палтаныл ханищтахтгум».
Белоярский район Пол­новат пвылт лнэ ги Алина Сайнахова лвыс: «Тыг ам омам Светлана Николаевна Сайнахова ёт ёхтысум. Ам нлы ёргысум, Анатолий Александрович Каюков нум ханищтастэ. Тыт мщтырлаӈкве пӯмащ лыс». 
Ос акв ги наме Ели­завета Накова, тав Сале­хард ӯсныл оматэ-тятэ ёт ханищтапн ёхталас. Музей-колт тав хорамыӈ псса нтыс. 
Мхум ат хтал мщ­тырласыт ос пуссын ак­въёт 56 пормас врсыт ос музейн мӯйлуптасаныл. Тн пормасаныл «Т­рум Маа» музейт тах сус­сылтавет. Юи-выл х­талт ксыӈ хтпа пӯмащипа лтӈыл лввес ос яныт­лан нпакыл майвес. 
Ханищтап лме сыс 400 арыгкем лумхлас тув ёхталасыт, тват ха­нищтахтасыт, мтаныт нас пӯмщалахтасыт. 

Людмила Теткина 

Семинар мастеров прошёл в музее «Торум Маа»

В окружном этнографическом музее «Торум Маа» с 19 по 23 июня проходил научно-практический семинар «Традиционные изделия обских угров: аппликация тканью по ткани и бытовая деревянная утварь».

В течение пяти дней участники учились изготавливать предметы быта коренных малочисленных народов Севера, мужчины мастерили деревянные черпаки и ложки, женщины шили традиционные рукавицы и обереги.

 

На открытии семинара директор музея Людмила Алферова, приветствуя мастеров, отметила, что первый научно-практический семинар в музее под открытым небом «Торум Маа» проходил в 2001 году.

– Сегодня у нас праздничный, торжественный день, мы смогли собрать в маленьком зале весь «бомонд» мастеров Югры. Сейчас музей для нас – это тёплый дом. Миссия нашего музея – не только показывать, как жили, как живут коренные жители, не только вовлекать в мир головоломок, тайн, загадок, но и не оставлять одну из главных задач  – фиксировать, записывать и передавать следующему поколению традиционное  богатство. Замечательно, что когда-то родилась традиция – проводить научно-практические семинары, и мы идем под пристальным сопровождением нашей науки. Здесь также присутствуют Татьяна Александровна Молданова, Наталья Николаевна Фёдорова –  наши постоянные эксперты и помощники-наставники. Приятно, что эта тема затронула очень многих, эта красота, которую творят замечательные волшебные руки, этому научиться очень сложно, но не говорить об этом нельзя, – сказала Людмила Александровна.

В научной части семинара обсуждались традиционные изделия коренных малочисленных народов Югры и их орнаментированость. Так, кандидат исторических наук Татьяна Молданова в своём докладе «Традиционные орнаменты обских угров на изделиях из дерева и ткани» рассказа об истории создания орнаментах, а также отдельно остановилась на мужских и женских орнаментах.

– Мужчины – это одна субкультура, женщины – это другая субкультура, следовательно, орнаменты мужские отличались от женских. И сегодня возникает вопрос, насколько правильно использовать мужчинам женские орнаменты? Наука выделяет 6 типов орнаментов, среди них есть и северный, приобский орнамент. Он уникален тем, что его создали ханты и манси. Как полагают исследователи северный, приобский орнамент произошёл от южно-хантыйской вышивки. Ханты, манси его преобразили и немного переделали.

Возвращаясь, к мужским орнаментам, тут нужно сказать, что чаще всего они наносили на изделия из дерева  – это лодки, топоры, весла, также раньше орнаментировалась часть жилища. Орнамент был простой, чаще это были треугольники, но из них создавались уникальные композиции. Но все это ушло в 20 веке, плохо или это хорошо, это уже другой вопрос.

Что касается женских орнаментов, то есть такое понятие как «типовые изделия из ткани». Это когда платье кроиться по одному типу выкройки, но орнамент нашивается разный. Мастерица его украшает по-своему, это и есть то, что называется народным искусством. Конечно, какие-то изменения по жизни происходят, но они не значительны. И на такие изделия мастерица нашивает именно женские орнаменты и их очень много.  

Сотрудник музея «Торум Маа», к.п.н.  Раиса Решетникова прочитала доклад «Аппликация в одежде обских угоров: происхождение и развитие».

Еще один доклад, прозвучавший на научно-практическом семинаре, назывался «Рукавицы как оберег и предмет женского украшения». Его представила заведующая Шеркальским этнографическим музеем, МБУК «Культурно-информационный центр» Валентина Пащанина.

Мастерицы, проживающие на данной территории, для изготовления рукавиц использовали, ткань, сукно и шерстеную нить. Этот женский предмет одежды, имел еще и защитную функцию и использовался, как оберег на «Медвежьих игрищах» для того чтобы защитить не покрытые части тела.

– Для их изготовления средне-обские ханты чаще использовали ткани и шерстеные нити. В фонде Шеркальского музея есть оригинальные рукавицы, изготовленные из мешковины. Они принадлежали семье Ангашуповых из деревни Лохторкурт. Тыльная сторона полностью орнаментирована, яркими шерстеными нитками. Для окрашивания использованы натуральные краски. Для вышивки использован крестик, орнаменты на них многообразны. Также мастерицы данной локальной группы шили орнаментированные рукавицы из сукна, –  рассказала Валентина Пащанина.

Искусствовед Наталья Фёдорова остановилась на традиционной деревянной бытовой утвари обских угров, которую изготавливали мастера-мужчины. Являясь искусствоведом, Наталья Николаевна рассмотрела эти предметы с точки зрения искусства. 

По завершению научной части, началась практическая часть семинара. На её собрались мастера из 13 муниципальных образований Югры и Ямала. Наставниками выступили 8 мастеров Югры. Среди них была мастерица из Игрима Тамара Семёновна Мезенцева.

– Здесь я выступаю в роли наставника, на семинар меня пригласила сотрудник музея «Торум Маа» Неля Низамова. Мы шили традиционные мансийские рукавицы. Они у нас из сукна, орнамент здесь не сложный, – поделилась женщина. – Раньше такие рукавицы шили женщины-манси. Их одевали на праздники, на собрания, а также  на «Медвежьи игрища». На этом празднике у женщин должны были покрыты все части тела, включая руки. Поэтому наши мастерицы специально шили праздничные рукавицы. Меня научила их шить моя тетя Ирина Гоголева. Я у неё их впервые увидела, когда ещё была ребёнком.

Ещё одним наставником был мастер резьбы по дереву из деревни Шапша Ханты-Мансийского района Анатолий Вадичупов. Он прекрасно делает традиционные изделия обских-угров, в том числе музыкальные инструменты, такие как «сангквылтап», «тарыг сыплы йив» (журавль). На семинаре Анатолий Васильевич учил подмастерье изготавливать мансийские черпаки.

Другого мужчину, который передавал свое мастерство молодому поколению, зовут Николай Тасьманов. Родом он из Казыме Белоярского района, в настоящее время работает в отделе экологического просвещения природного парка «Нумто». На семинаре Николай Анатольевич показывал, как северные ханты изготавливают деревянную поварёшку:

– Сюда меня пригласили, чтобы научить всех желающих делать деревянную поварёшку. Дома могут её сделать за один день. А здесь, рассказывая и показывая, сделал за несколько дней. Эту поварёшку изготовил Анатолий Тырлин из Агана, я ему всё подробно рассказывал, как нужно делать, у него отлично получилось, – поделился мастер.  

Отрадно, что на семинаре было много детей, среди них самым молодым стал Богдан Пащанин из деревни Шеркалы Октябрьского района.

– Я окончил 1 класс, во второй сейчас перешёл. Сюда приехал с мамой из Шеркал, это очень далеко. Маму зовут Пащанина Валентина Ивановна, она работает в музее. Я уже не в первый раз здесь участвую, мы с мамой уже были на таких семинарах. Здесь сделал деревянную ложку и тарелку.

Ещё одна юная участница Алина Сайнахова, приезжала из села Полновата Белоярского района.

– Сюда мы с мамой Светланой Николаевной Сайнаховой приехали. Мама работает в клубе в Полновате. Я здесь сшила оберег и сделала деревянную ложку. Делать ложку училась у Анатолия Александровича Каюкова. Мне очень интересно было потому, что на такой семинар я приехала в первый раз. 

Другая школьница Елизавета Накова приезжала на семинар из Салехарда, девочка рассказала: 

 – Я приехала сюда с мамой и папой. Папа учил здесь всех желающих делать деревянные ложки. А я на семинаре сшила варежку.

Пятидневный семинар закончился выставкой, где были представлены все работы мастеров и подмастерье. Все изделия, выполненные за это время, а это  56 предметов, останутся в фондах музея «Торум Маа». Их можно будет увидеть на различных выставках.

Как отмечают организаторы, за 5 дней работы семинара музей посетили 427 человек. Данное мероприятие стало самым многочисленным за всю историю проведения таких научно-практических семинаров. 

Людмила Теткина

Рубрика: 
Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
Номер Луима сэрипос: 
№ 13 (1295)
6.07.2023

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика