- Мансийский
- Русский
Нврамыт врыӈ мт луӈкве ханищтавсыт
Вртур тпос юи-выл хталант Ханты-Мансийск ӯст «Трум Маа» музейт рӯпитан мхум нврамыт врыӈ мт луӈкве ханищтасаныл. Ты тланыл мньщи лтӈыл намаясаныл – «Таксар махум», рущ щирыл «Крепкие люди». Мнь мхум тув ксыӈ туи ввиньтлавет.
Школат ханищтахтын гирищит-пыгрищит музей кант, врыӈ мт, ат хтал ханищтахтасыт – врн тотыглан хӯнтмил щпитасыт, ращ плтсыт, парщин хасап ӯнттысыт, ӯйхул алыщлапыт ос ссныл ны-сныт врсыт.
Музейт научный сотрудникыг рӯпитан хнтаӈ мньщи хум Анатолий Брусницин лвыс:
– выл хтал нврамытн музей урыл потыртасув, тыт лнэ колыт, сӯмъяхыт, суныт, хпыт ос мт пормасыт тнанылн суссылтасув. Тувыл рюкзак-хӯрыг щпитасыт, маныр ёт виӈкве ри, ос маныр врт щар ат рмыглы. Врыӈ мт хот ул вос тыпгыт, лӈх хумус кинсуӈкве ри, та маныр, ханищтасанув.
Та юи-пал хталытт парщин хасап ӯнттысув, тувыл алыщлапыт ос ссныл нысныт мщтырласув. Акв яныгнув ныснув тӣвырт ращ втат щй пйтсув.
Хум китыгласлум, ань йис нврамыт матыр вруӈкве хсгыт – ёргащлахтуӈкве манос хӯл алыщлаӈкве? Анатолий Николаевич лвыс:
– Мн хунь тн янытаныл лсув, ат китыглахтасув, тыгле ман тувле ялгум. Нас лвсасув, ам хӯл алыщлаӈкве мингум, няслуӈкве, манос лсыт уральтаӈкве. Щпитапахтв, врн та минв, щранка ос касай ёт выгув, ращ плтуӈкве хссув. Ань нврамыт щар нматыр вруӈкве ат хсгыт, нāй пламтаӈкве пилгыт. Юн касай ос щранка ктын виӈкве ат тртавет, ома-тяныл пилгыт, ань нврам ул вос плаве, ул вос котыртахты.
Мньтгыл матыр вос ёргащлгыт, яктгыт, тнаныл юн ханищтаӈкве ри, тнт пуссын вӈкве, хсуӈкве патгыт.
Дети осваивали навыки выживания в лесу
В августе в этнографическом музее «Торум Маа» в Ханты-Мансийске прошла вторая смена интерактивного образовательного проекта «Таксар махум» – «Крепкие люди», где дети осваивали навыки выживания в экстремальных природных условиях.
Занятия проходили на территории музея. Школьники учились собирать в поход рюкзак, разжигать огонь, ставить палатку. Изготавливали охотничьи ловушки, берестяную посуду и другие предметы.
О программе «Таксар махум» рассказал научный сотрудник музея Анатолий Брусницин:
– В первый день дети учились правильно собирать рюкзак, какие предметы надо брать с собой в поход. Учились ориентироваться в лесу, рассказывали им способы древние и современные.
В последующие дни учились делать временное жилище, изготавливали охотничьи и рыболовные ловушки, добывали дёготь, чтобы от комаров спасаться. Сделали берестяную посуду, в которой вскипятили воду.
Мне было интересно узнать, могут ли современные дети ориентироваться в лесу, знают ли хоть какие-то способы выживания, Анатолий Николаевич сказал:
– Мы в их возрасте были уже самостоятельными, не спрашивали, можно ли сходить туда-то туда. Просто говорили родителям, что пойду, например, сети ставить. Взял сети, сел в лодочку и поехал. Поставил, потом езжу, проверяю. Спички у нас всегда в кармане были, родители их от нас не прятали, ножики свои были. А в городе им естественно запрещают, это нельзя, то нельзя, поэтому дети не приспособлены ни к чему.
У нас жизненных навыков было больше. Нас на неделю можно было одних оставлять, мы бы не голодали. Мы знали, как приготовить, что приготовить, из чего приготовить. Здесь их нужно подготавливать.