- Мансийский
- Русский
Пссат, щулкиныт ос мт пормасыт
Туи порат Архангельск ӯст Гостиный двор колт «Молодые дарования» нампа выставка манос конкурс рӯпитас. Мщтыр мхум тыг 40 ӯсытныл ман округытныл тнти ктыл врум пормасаныл ктыгласаныл – 400 свит свсыр маснут, щнут, ёнгынут. Москва, Тула, Владимир, Ханты-Мансийск, Набережные Челны, Рязань, Липецк, Киров, Перьм, Иваново, Сергиев Посад ос мт мныл тотыглавсыт.
«У вас – варежки, у нас – чулки!» Как вязанье объединило Поморье и Югру
Москва, Тула, Владимир, Ханты-Мансийск, Набережные Челны, Рязань, Липецк, Киров, Пермь, Иваново, Сергиев Посад… Более 400 изделий мастеров народных промыслов из 40 регионов России представлено на выставке смотра-конкурса «Молодые дарования», которая в этом году приехала в Архангельск. И будет радовать нас до 5 июля в Гостином дворе.
Поморская Мангазея
309 участников со всей страны прислали свои удивительные работы. Среди них четверо мастеров из Центра народных художественных промыслов и ремесел Ханты-Мансийского автономного округа, которым руководит Ольга Бубновене. Двое из ее подопечных завоевали награды в номинации «Народный костюм».
– Екатерина Смирнова выполнила три комплекта одежды русских, проживаюших в Западной Сибири в конце XIX - начале XX века. Мастер провела огромную исследовательскую работу. В нашем регионе больше внимания уделяется традиционной культуре коренных малочисленных народов Севера, нежели русской культуре. Поэтому труд Екатерины для нас особенно важен, – рассказывает Ольга Дмитриевна.
Другая мастерица Лилия Янкина посвятила себя вязанию чулок обских угров (общее название хантов и манси). Восстанавливает старинные узоры по заметкам финнов, путешествовавших по территории Югры в XVIII–XIX веках. Изделия пользуются огромной популярностью у ученых и туристов.
– У вас бренд – варежка, а у нас – чулки! Но нам бы в ваших варежках зимой, конечно, было бы холодно, – смеется Ольга Бубновене. – Я всегда мечтала побывать в Архангельске. Ведь мы занимаемся и восстановлением культуры первого русского заполярного города Мангазея, появившегося в XVI веке в Сибири. В нем жили переселенцы из вашей земли. Поэтому было важно увидеть поморские традиции, орнаменты, узоры. Я себе столько литературы накупила!
Загогулины – это пыль
Есть на конкурсе и призеры из Архангельской области – мастера предприятий «Беломорские узоры» и «Декор Севера», завоевавшие награды в номинациях «Народная игрушка», «К юбилею Великой Победы» и «Медведь в произведениях мастеров и художников народных промыслов». На открытии выставки сотрудницы «Беломорских узоров» провели мастер-класс. На столе – пила, ножовка, стамеска. И «заготовки» – части тела будущей щепной красавицы с распушенным хвостом.
– Делаем из осины, ели или сосны. Дерево должно быть свежим. Здесь вырезаем, вставляем, вклеиваем – получается птичка! – быстро мелькают руки резчика по дереву Татьяны Небоженко. Пернатых самого маленького размера получается смастерить штук 6–7 в день. В моем детстве на берегу Мезени огромных птиц счастья можно было увидеть в каждом доме. Каждый третий дед умел их мастерить. Сейчас же встретить птичку под потолком – большая редкость. Рядом сидит художник по росписи. И опять воспоминание о своей малой родине – хорошо знакомые по прабабушкиной прялке красные лошадки на тонких черных ногах.
– Таким узором расписывали в основном прялки. Хвостик можно волнистый или прямой. Глаз не рисуется. У мезенских лошадей на ногах ставят три черные полоски, как очертания копытцев. И еще у ног делается орнамент – круглые загогулины, как будто лошадь бежит, поднимая в воздух пыль, – показывает Татьяна Спирина.
- Для сохранения и передачи экспонаты перевезли в Гостиный двор прямиком из Москвы, где их выставляли в зале Ассоциации «Народные художественные промыслы России» в апреле и мае этого года. Теперь на месяц расписные игрушки, причудливые вышивки, кружева, вязанья, костюмы, украшения, посуда, ковры, мебель из самых разных материалов представлены нашей публике. Конкурсу-смотру, который объединяет талантливых молодых мастеров, как и профильной ассоциации, исполнилось 25 лет. – Мы не просто так приехали в Архангельск. Промыслы в сложном положении. Хотим показать местным жителям разнообразные пласты культуры, многовековые традиции российского народа. Основная задача – сохранить и передать детям и внукам то, что нам оставили предки. И подчеркнуть значимость промыслов Поморья. Будем обращать на них внимание, говорить с руководством региона, потому что помощь нужна, – отметил председатель правления Ассоциации «Народные художественные промыслы России» Геннадий Дрожжин.
С ним согласна Татьяна Климова, заместитель директора предприятия «Беломорские узоры»:
– У нас работают 50 мастеров. Молодежи среди них не более пяти процентов. Ручной труд тяжел. Чтобы овладеть техникой в совершенстве, требуется много времени. А зарплаты низкие, высоки налоговые отчисления. Если в некоторых регионах народные промыслы идут по льготной категории, то у нас пока такого нет. Но местные власти нас поддерживают. Надеемся, что в будущем промыслы будут развиваться лучше.
Мария Гаврилова,
перевод на мансийский язык Светланы Ромбандеевой