Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Тамара МЕРОВА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Округ кӯщаюв лаль ат тл рӯпитаӈкв паты
  • Мн лнэ мвт приян хтал с лыс
  • Мхум янытлавсыт
  • Ат смпа тит пс пӯсвесг
  • Соссаӈ мирыт нтуӈкве патавет

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Мньхпыл касум мхум
  • Нёрахи пвылквет лнэ хтпа
  • Нврамыт ӯщлахтан колыт сгувсыт
  • выл щёс врыглан касыл
  • Йильпи нотыт ханищтан йильпи кол
  • Лельхов колтгыл урыл потыр
  • Пссат, щулкиныт ос мт пормасыт
  • Йильпи нпакыт тратавсыт
  • Восыӈтӯр пвыл школа
  • ква 82 тлтыл с янытлылӯв

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Мщтырыг лнэ мньлат хтпат

Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события

  • Потрыт ос стихыт щнь лтӈыл хансн
  • Акван-хнтхатыглаӈкве сака ёмас
  • Лув сыс тармыл яласан м

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)
  • № 9 (1339)
  • № 10 (1340)
  • № 11 (1341)
  • № 12 (1342)
  • № 13 (1343)
  • № 14 (1344)
  • № 15 (1345)
  • № 16 (1346)
  • № 17 (1347)
  • № 18 (1348)
  • № 19 (1349)
  • № 20 (1350)
  • № 21 (1351)
  • № 22 (1352)
  • № 23 (1353)

Вы здесь

Главная » Йильпи нпакыт тратавсыт
  • Мансийский
  • Русский

Йильпи нпакыт тратавсыт

с-угорский институтт рӯпитан мньщи нт щнь лтӈув ханищтан ос лаль тотнэ мгыс св рӯпитгыт. Тн ань свсыр пӯмащ потрыт, мйтыт акван-атыгллсыт, тнаныл мӯсхалыг ханищтасаныл ос ты тл рнэ нпакыт тратасыт.

Татьяна Дмитриевна Слинкина венгр учё-ный хум Бернат Мунка-
чи мньщи мхумныл хансыглам пс ргыт хнтыс ос тнаныл «Старинные песни народа манси в записях Б. Мункачи»  намаим нпак врыс.  Людмила Николаевна Панченко кит пӯмащ нпакг щпитас, тыи «Краеведение. Дидактический материал» ос «Фольклорные праздники в школе». Светлана Алексеевна Герасимова 
школат китыт классыт ханищтахтан нвра-
мыт мгыс мньщи 
тест-лпсыт щпитас. Тувыл Мария Владимировна Кумаева ёмас рӯпата врыс, ты вылтыт ам таве мощ китыгласлум. лаль тав потре ловиньтэлн. 
– Мн ты институтт ань свсыр научный рӯпатат врв. Мньщи лтӈыл хансым потрыт ёл-хансыянӯв ос тувыл  рнэ нпакыт тратв. Лӯтпа тпост акв 
йильпи нпакум т-ратавес, рущ щирыл тав  «Сказки, песни, загадки народа манси (фольклорный сборник)» намаим лы. 
Ам лов арыгкм тл мньщи мйтыт, пот-рыт, ргыт, мщит ёл-хансыгласум. Ань 
тахольт тн нпакыг 
та мтсыт. Тот яныгп-ла хтпаныл акван-атум потрыт наманыл тув хассанум, хурия-
ныл тув врсанум. Тувыл хт самын патсыт, 
хоты пвылт лгыт, 
маныр щмья ньщ-
гыт – пуссын тув хӯлтсанум. 
– Наӈ ань свсыр пвлыӈ мт яласгын, лвн, св хтпа мнь-щи лтӈыл потырт-гыт? 
– Ам ты потрыт, 
мйтыт, ргыт яныгп-лаг лнэ мхумныл хансыгллсанум, тн пуссын щнь лтӈыл ёмщакв потыртгыт. Тыи Красколыӈъя пвылт лнэ мхмыт, тувыл Хулюмсӯнтыт лнэ мньщит. Тват 
ань тимыг мтсыт, потраныл ань туп ты нпакыт хультгыт 
тах.
Мт кит нпакыг ам 5 классыт ханищтахтан нврамыт мгыс щпитасагум, тыи «Мансийский язык. 5 класс. Дидактический материал» ос «Мансийский язык. 5 класс.Проверочные работы».  Тнатн нумн 
Валентина Николаевна Соловар вруӈкве нтыс, тавн пӯмащипа лвгум.  Тав влт 
такви акв тамле ханты лтӈыл хансым нпа-кыг щпитас ос т-
ратас. Ты нпакыт ишколат ханищтахтын гирищитн-пыгрищитн рмыглгыт тах. Соссаӈ мхум лтӈыг тн вос пӯмщалгыт, вос ханищтгыт. 
– Йильпииг тратан мньщи потрыт манхурип шрифтыл, графи-кал хансым лгыт, ловиньтан порат тн ёмщакв торгамтавет ман ти? 
– Мн потрыт пуссын PT Serif шрифт щирыл хассанӯв, лтӈыт ёмщакв торгамтан мгыс хоса суит ман вти суит пуссын уральтым щсанӯв. Тувыл лӯсум мньщиянув тнки 
хольт лтӈаныл л-галыяныл, ам тн щиранылт потраныл 
хультуптасанум. Ты коныпал нпакыт ёл-хансым потрыт ам 
турсуяныл диктофо-нын хансым ньщия-нум. Тнаныл пуссын институтувт лнэ 
архивын мисанум. Вк ётыл диск врв тах ос потрыт мхумн хӯнтамлаӈкве врма-вет. Ты мт нас 
рӯпата. 
– Ос ты нпакыт мхманув хт выганыл, тн хт тыналавет ман ти?
– Мн ань нпакыт школан, библиотекан мыганув тах. Ос ты 
лы-плт тот рӯпитан хтпат мн институтувн пищма вос 
ктгыт ос манах 
нпак ри вос ввгыт. Таи лль, тн мощща (250 свит) тиражил 
туп тратавсыт. Ты рӯпатав мн гоззаказ щирыл врилӯв. Ман тамле рӯпата вруӈкве округ образование ос мньлат мхум тлат департамент плыл  лввесӯв ос нпак тратан мгыс олныл майлувесӯв.
Ань ты нпакум врнэ порат ам ётум 
рӯпитан хтпатын пӯмащипа лтыӈ к-тгум. Тн нумн 
пс потрыт, мйтыт 
тахольт мйтыгласыт. Тувыл ктыл пслын хтпа хури пслыс ос 
рнэ таблицат тув 
врыс. 
– Мария Владимировна, мн наӈын ос яныг пӯмащипа лвв. Мнки щнь лтыӈкв лаль тотнэн мгыс номтыӈыщ лаль иӈ св рӯпитн. 
 
Тамара Мерова 

Книжные новинки

Сотрудниками Обско-угорского института для сохранения и развития языков коренных народов Югры выпущено немало учебных пособий и книг. Они предназначены для широкого круга читателей, знакомят с фольклором, традициями коренных народов автономного округа.

Татьяна Дмитриевна Слинкина пополнила литературный фонд изданием венгерского ученого «Старинные песни народа манси в записях Б. Мункачи».  Людмила Николаевна Панченко подготовила два учебника: «Краеведение. Дидактический материал» и «Фольклорные праздники в школе». Светлана Алексеевна Герасимова выпустила тесты по мансийскому языку для учащихся 2 классов. Автором нескольких книг является и молодой учёный Мария Владимировна Кумаева. Вот что она рассказала:

- Мы с сотрудниками института чётко выполняем план научной работы: собираем фольклор, записываем материал на аудионоситель, делаем бумажные записи,  затем выпускаем необходимую литературу.  Так, в июне этого года вышла в свет книга «Сказки, песни, загадки народа манси (фольклорный сборник)», подготовленная мною. Материалы для сборника собирала в течение 10 лет. Наконец-таки они опубликованы. В конце книги имеется поименный список информантов, все личные сведения о них и фотографии.

- Вы часто бываете в местах компактного проживания манси. Много ли среди них говорящих на родном языке?

-  Фольклор в основном записывала от людей пожилого возраста. Они все прекрасно говорят на мансийском языке. Это жители деревни Тресколье Ивдельского района, в которой проживают лозьвинские манси, а также старожилы из поселка  Хулимсунт Берёзовского района. Некоторых, к  сожалению, уже нет, но они оставили для нас старинные фольклорные предания, легенды. 

Другие два учебных пособия, которые подготовлены мною, называются «Мансийский язык. 5 класс. Дидактический материал» и «Мансийский язык. 5 класс. Проверочные работы».

В подготовке пособий мне помогла хантыйский учёный, доктор филологических наук Валентина Николаевна Соловар. У неё уже были изданы такие же учебники по хантыйскому языку. По-моему, это очень своевременный учебный материал для старшеклассников, а также для всех  желающих изучать языки народов Севера.  Мне бы очень хотелось, чтобы языки коренных народов Югры изучались, продолжали существовать.

- На каком шрифте печатались мансийские тексты, соблюдены ли правописания слов и понятна ли будет сложная графика для учащихся?

- Все тексты набраны шрифтом PT Serif , слова написаны с соблюдением правил и норм литературного мансийского языка. В текстах есть пометки о том,  что та или иная сказка, песня записана от носителя лозьвинского или сосьвинского диалекта.  Все долгие гласные в словах проставлены. (В мансийском языке  необходимо соблюдать правописание долгих гласных, поскольку они несут смыслоразличительную функцию в словах).

Хочу сказать, что все рассказы, сказки, песни или загадки, записанные у носителей разных диалектов, имеются в аудиозаписях. Диктофонные записи мы сдаем в архив нашего института. Надеюсь, что когда-нибудь мы сможем дополнить печатные издания на родных языках ещё и голосовыми записями в виде дисков.

- Скажи, пожалуйста, где можно увидеть ваши книжные новинки, как вы их распространяете?

- Изданную литературу мы передаем библиотекам, школам округа. Кому необходимы книги, учебные пособия могут подать заявку на их получение  руководству нашего института. К сожалению, наши издания выходят небольшими тиражами (250 штук). Печатались в Ханты-Мансийске, в типографии «Югорский формат». Вся литература выпускается согласно плану по госзаказу. Мы работаем совместно с Департаментом образования и молодежной политике Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, благодаря финансовой поддержке которого и выходят в свет учебные пособия.

Пользуясь случаем, хочу поблагодарить своих информантов, несмотря на занятость, состояние здоровья они никогда не отказываются поделиться народным фольклором. Также  благодарю художника-оформителя, который подготовил схемы, подобрал репродукцию картин к учебному материалу.

- Спасибо, Мария Владимировна, благодаря вашим учебным пособиям, научным изданиям мансийский язык ещё долго будет востребован.

Тамара Мерова

Рубрика: 
Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
Номер Луима сэрипос: 
№ 18 (1108)
24.09.2015

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика