- Мансийский
- Русский
Вōруй алыщлан нлит врвсыт
Пвлыӈ мт лнэ музеит ань с сака ёмщакв рӯпитгыт, матыр йильпииг врнэ мгсыл проектыт хансгыт ос ты кастыл олныл мивет. Половинка пвылт лнэ Учинский музейт ты тӯя ос туи сыс свсыр нлит ос алыщ пормасыт врвсыт. Та музейт свыӈплэ н хтпат рӯпитгыт ос алщит урыл сака св вгыт.
Мн тув конференциян ёхталамув порат рущ щирыл лвнэ «Охотничья тропа» лӈханыл хосыт тотыглавесӯв. Анна Ерофеева, музей кӯщай н, ты лы-плт лвыс, влт туп хӯл алыщлан пормасыт музейт щсыт. Тувыл тн музеяныл мгсыл ōс м лмтыл майвсыт, тот тн враян алыщлапыт вруӈкве номылматсыт.
Музейн щалтмув порат косамтым сс ос нӈкйӣв сӯл посымыл Татьяна Хомякован такталавесӯв, тох сыстамтавесӯв. Надежда Хромова тот научный сотрудникыг рӯпиты, тав лвыс, влт св нпак ловиньтасыт, яныгпла хум хтпат титыгласыт ос тн хӯлтыглахтаманыл щирыл нлит та врвсыт. Ксыӈ алыщ маныр ӯйхул пувнэ мгсыл врвес, тот ёмщакв суссылтавесӯв.
Акв татем пӯмыщ нль ōлы, тавтыл тисупа пуваве. Ос нёхыс пувнэ мгсыл нор плыг-халытым лы, ты нор охсаг нхнув пинавег, акв влэ йиввлыл плыг вртаве, та халн нвыль лмт манос матыр паснэ тнут тув пинаве, нёхыс та тнут лмт хартыматэ, йиввыл с хот-хасумтахты, тав нумыл та патаве.
Охсар, щёпыр, свыр пувнэ алыщлапыт пуссын тот вримат, янгуй, пуппщикве ктын-паттын алщит хнтаӈ мньщит с щмыт. Маныр, хумус сграве, враве – пуссын Анатолий Николаевич Хомяков, музей врум йка, такви хӯлтыглахты. Тва порат нквет ат торгамтыяныл, манрыг хотты нляныл рнэ щирыл ат рӯпиты, тав тув ёхты, йиввлыт хоталь ри, тув вртасыянэ, тувыл та.
Хум хтпат врт яласанныл порат врколыт ӯнттгыт, тох тот пс щирыл лым пумкол врвес, тувыл сскол ос норкол ӯнттувсыт. Пквсам врнэ ос тслын м нас лы, ты кастыл носилка трыл ртым лы, та тармыл пквсамыт пинавет ос ёлыл вӈхал хилыма, тувыл нйил плтыглавет, тох та тсгыт.
Музей кант мирн суссылтан мгсыл вс пувнэ птас хартым лы, таве вит вӈха нумплыт врманыл, мн, Сакв мньщиянув, тӯр вӈхат халт йӣвыт ёл-сартыгласаныл ос та халн птас тагатлсаныл, тащир вс алыщласыт. Хнтаӈ мньщит с тох улпыл кос алыщласыт, нас ань йист ты врмаль ёмщакв ат вве, хот-ёрувласаныл.
Музей сака ёмщакв врим лы, тот сӯмъяхыт, мпарыт, мньщи колыт, ннь врнэ кӯрыт – матыр-ти пуссын лы, тув сунсым мхум мньщи лупса ёмщакв торгамтыяныл.
Галина КОНДИНА
«Охотничья тропа» в краеведческом музее Половинки
Учинский краеведческий музей в посёлке Половинка Кондинского района реализовал проект «Охотничья тропа». Изначально музею дополнительно выделили землю под постройки и различные сооружения. По словам директора, Анны Ерофеевой, у них в музее в основном были рыболовецкие снасти и сооружения, а охотничьих очень мало, поэтому было решено сделать охотничью тропу. Изучили имеющуюся литературу, посетили экспозицию этнографического музея под открытым небом «Торум Маа» и приступили к работе. В ходе работы консультировались с коллегами из окружного музея и, конечно же, главным консультантом и участником всегда является создатель Учинского музея Анатолий Николаевич Хомяков. Проект по восстановлению традиционных ловушек был реализован благодаря средствам Фонда президентских грантов и гранта губернатора Югры.
Во время проведения конференции «Манси – живая культура» мы посетили новый объект, при входе на территорию музея сотрудник Татьяна Хромова по традиции гостей окуривала зажжённой чагой и корой лиственницы, таким образом, очищались предки кондинских манси.
Тропа охотника состоит из различных ловушек, начиная с боровой дичи и заканчивая крупно-копытных животных и медведя. На первый взгляд интересной оказалась ловушка на рябчика, она сплетена из тонких прутьев черемухи в виде раскрытого зонта, только в перевёрнутом виде, на эту ловушку сверху устанавливается вырезанный круглый диск из фанеры с дырочкой посередине, за которую он подвязан, туда же кладут рябину или другие яркого цвета ягоды. Птица подлетает и садится на крышку, она переворачивается, и рябчик оказывается внутри закрытым сверху этим диском. Прутья сплетены не плотно, но и птица оттуда вылезти не сможет.
Для ловли соболя из расколотого бревна на высоте примерно одного метра установлена ловушка. Бревно на одном конце сомкнуто, а на втором конце установлена палочка с приманкой, эта палочка стоит как распорка, соболь, вынимая приманку, вместе с ней выдёргивает распорку, верхняя часть бревна падает и придавливает его, так шкурка зверька совсем не повреждается.
Стоит отметить, что ловушки обско-угорских народов в большей части являются давящими и пассивными. Также там, в музее, есть ловушки на лисицу, глухаря, петли на зайца, лося, ловчая яма на лося, на дереве установлена ловушка на медведя, где он, на дереве дотягиваясь за приманкой с мёдом, срывает насторожку и получает удар бревном с острыми кольями, то есть его бревно острыми кольями прибивает к дереву.
Экскурсовод Надежда Хромова сказала нам, что если какая-то ловушка неправильно установлена и они не понимают, как она должна работать, то всегда обращаются к Анатолию Николаевичу, он придёт и найдёт причину, установит или дополнит кольями ловушку и всё работает как надо.
Кроме ловушек, на территории находятся бревенчатая охотничья избушка, шалаш из сена, домик из бересты. Шалаш и домик из бересты – это небольшие временные постройки, где охотник проводит ночлег и пережидает ненастье.
Для заготовки кедровых орехов установлен сруб, где можно шелушить шишки, а затем на железном листе в виде носилок орехи сушили над огнём. Под этими носилками выкопана ямка и в ней разводят костёр, железо нагревается, для перемешивания орехов есть специально изготовленное приспособление, похожее на швабру, им орехи перемешивают до высыхания влаги и убирают с огня, пересыпают в мешки.
Также на территории раннее установлены запор для ловли рыбы, перевес для ловли уток, есть калданки, на которых коренные жители ездили на рыбалку, проверяли сети, запоры, весной охотились на уток.
В музее имеется глиняная печь, там её называют «камакан», её основание сделано из черемухового прута и обмазана глиной. Печь установлена на подставке из брёвен. В ней манси пекли хлеб, булочки, пироги, запекали утку и другие вкусности.
Впервые побывав в Учинском музее, мы обогатились знаниями о жизни кондинских манси и старожильческого населения Конды, хочется выразить благодарность его создателю Анатолию Николаевичу Хомякову и его последователям, молодому поколению, которые сохраняют и продолжают собирать информацию и предметы быта, содержащие генетическую память наших предков.
Галина КОНДИНА