- Мансийский
- Русский
Пс порат Вогулка хосыт св мир лыс
Учёный н Любовь Васильевна Кашлатова с-угорский институтт рӯпитаме порат Хльӯст лнэ сосса мхманэ ос «Вогулка» нампа м-вит ӯргалан хтпат ёт Вогулка хосыт пс пвыл ёрыт кинсым ялсыт. Ты врмаль урыл Любовь Васильевна таи потыртас:
– Мньщи, ханты ос рн мхум ялпыӈ мт ӯргалан мгсыл округувт «О Святилищах» нампа сккон 2005 тлт пирмайтавес. Та порат тыт сосса мирытын нтмил тотнэ департамент рӯпитас.
Мн Вогулка хосыт ялнэ мгсыл касыл щирыл олныл ты департамент плныл тстувесӯв. Ты рӯпатав «Экспедиция по горной Вогулке» намаяслӯв. Пс порат ты хосыт св щмьят лсыт, ётыл колхозыт, совхозыт врвсыт ос мхум яныгнув пвылн внтлуптавсыт, тох мнь пвылквет мир тл та хультсыт.
Мн халувт щар яныг хтпаг Анастасия Васильевна Атшамова ос кит ягпыгыг Сергей ос Пётр Рябчиковыг лсыт. Тн рӯтаныл пс порат тот лсыт.
Вогулка хосыт мн ксыӈ пс пвылн хōигласӯв, та м ханты лтӈыл хумус лваве, рущ лтӈыл хумус толмащлаве, хоты щмья тот лыс, пуссын нпакн ёл-хассанӯв.
Ващкакурт – выл пвлув. Та мт пс пора тгыл нмхотьют ат лы, пвыл влэ лап-яныгмавес, щар нматыр ат хультыс, туп мнь хара м. Тот лум ялпыӈ м ханты лтӈыл «Тап юх юм эви» намаявес. хосыт алгаль ялнэ мгсыл лӈхув ёмасыг вос ōлы, хум хтпанув тот пӯрлахтасыт. Мн хпыт ӯнлысӯв, тамле ялпыӈ мт н хтпатын пг-вглуӈкве щар ат рви.
Ты юи-плт мн Явровыт ханты щмьят пвланыл мус ёхтысув, тн пӯрлахтын мнаныл – «Ай Āс Тōрум». Ты рӯт мхум халт щар яныг хтпа Борис Семёнович Явров, тав ань Хльӯст лы. Тав рӯтанэ Пс Тутлейм пвылт лсыт. Пс порат ты пвланыл Вогулка втат ӯнлыс.
Ты юи-плт мн Шаганы мус ёхтысӯв. Тот «Пашит ими» нампа ялпыӈ м лыс, ты м Новьюховыт ӯргаласаныл.
Мн Ишпыртым пвыл мус ялуӈкве кусыгласӯв, тувыл тув аты ёхтысӯв. Вогулка втатэ щар лап-яныгмавес, Анастасия Алексеевна 30 тл тув ат ялыс, хоты мт пвыл ӯнлыс – ат хнтыстэ.
Мн ётув «Вогулка» м-вит ӯргалан мт рӯпитан хтпат ялсыт. Тн ань м-вит ӯргалым врт хоса рӯпитгыт, лнэ коланыл Мошкиныт ханты щмья ялпыӈ мнаныл пхыт ӯнттувес. Пс порат та м пхыт ос Выртупенковыт колтгланыл ёт лсыт. Тн пуссын тимыг мтсыт, ялпыӈ мнаныл воссыг нмхотьютын ат уральтаве.
Ань «Вогулка» м-вит ӯргалан мт рӯпитан хтпат сосса щмьят пвланыл хōт ӯнлысыт, ёмащакв вганыл. Тн пвланыл ос пӯрлахтын мнаныл уральтыяныл, пх хтпат тув ат тртыяныл.
Ётыл мн мт т хосыт аквты щирыл пс пвылт кинсым ялсӯв. Тнт мн Гындышевыт, Неттиныт ос мт ханты щмьят лум пвланыл хумус намаясаныл, хоты мт тн пӯрлахтасыт, пуссын нпакын хассанӯв.
Тувыл Лӯим департамент лкква-патыс, Хльӯс пхат пс пвылт ӯнлын мт кинсуӈкве воссыг ат ялантасӯв. Ты рӯпата вруӈкве лаль ань ри, пс йис врмалит внэ яныгпла мхум ксыӈ тлныл мощщаг мты, мньлат хтпат тнки рӯтаныл хоты пвылт пс порат лсыт, вӈкве тах ат патгыт, пӯрлахтын мнаныл ат хнтыяныл.
Людмила ТЕТКИНА
Этнографическая экспедиция по Горной Вогулке
Этнографические материалы, собранные старшим научным сотрудником Белоярского филиала Фольклорного центра Обско-угорского института прикладных исследований и разработок Любовью Васильевной Кашлатовой в экспедиции по Горной Вогулке Берёзовского района сегодня представляют большую научную ценность. Этнографическая экспедиция состоялась в далёком в 2007 году. Тогда ещё были живы представители старшего поколения, которые могли показать, где находились старинные хантыйские деревни и рассказать о святилищах, об их хранителях. Поведать легенды, связанные с этими местами. Любовь Васильевна вспоминает:
– В 2005 году был принят окружной закон «О Святилищах», тогда мы вышли с проектом на конкурс в департамент по делам коренных малочисленных народов Севера, в те годы он ещё работал, и выиграли. Свой проект назвали «Этнографическая экспедиция по Горной Вогулке». Мы хорошо понимали, что люди там уже не живут, и пока есть старожилы нужно успевать фиксировать информацию. Мы торопились объехать Горную Вогулку так, как она опустела ещё в конце 90-х годах прошлого столетия.
Самым пожилым членом нашей экспедиции стала Анастасия Васильевна Отшамова. С нами были ещё мужчины, все те жители, которые когда-то жили по Горной Вогулке – это Рябчиковы Сергей и Пётр. Транспорт нам предоставила община КМНС «Войтехово», председатель общины Мочипов Альберт.
В каждом населённом пункте мы останавливались и отмечали хантыйское название, перевод на русский язык, род хранителей, есть ли эпитеты. Первая остановка была деревне Ващкакурт. К сожалению, там вообще никаких построек не сохранилось, только одна поляна. Священное место той деревни называлось «Тапт юх юм эви» («Дочь семи черёмуховых рощиц»). Там провели обряд, и попросили у наших местных духов разрешить проехать. Конечно, все обряды проводили мужчины, а мы находились там, где можно было находиться женщинам. Затем мы доехали до святого места Явровых, сейчас Борис Семёнович Явров один из старших представителей этого рода, больше из взрослых никого нет. Их святое место называется «Ай Ас Торум («Богатырь малой Оби»), оно находится рядом с Тутлеймом.
Следующая остановка была в деревне Шаганы, там располагается святое место Новьюховых «Пашит ими» («Богиня в образе лягушки»). Мы планировали доехать до поселения Вышпыртым, но Анастасия Алексеевна не была там больше 30 лет, а берега все заросли, поэтому она не смогла найти и показать, где находилась эта деревня.
Теперь многие эти хантыйские деревни располагаются на особо охраняемой территории «Вогулка», поэтому представители заказника тоже стали участниками нашей экспедиции. Хочу сказать, что где сейчас находится их кордон, там есть священная грива, мы им показали, чтоб они знали и бережно к этому относились. Хозяева-хранители этого места были Мошкины. Это семья туда не ездит, потому что в этом роду мужчин не осталось. Там ещё род Выртупенковых жил, их тоже никого не осталось. Все эти рода хантов, они когда-то жили по Горной Вогулке.
В такие экспедиции по выявлению и описанию святилищ мы ездили два года. После департамент по вопросам коренных малочисленных народов Севера распался, и все функции по выявлению описанию этих мест взял комитет государственной охраны объектов культурного наследия ХМАО-Югры. Что он теперь делает, что он там описывает, не знаю. Выезжают ли в экспедиции, тоже сказать не могу.
Во второй экспедиции мы проехали Луговую Вогулку и Малую Обь, начиная от Войтехово. Там раньше была родовая деревня Гындышевых. Потом мы проехали на то, место, где раньше находилась деревня Непкинская. К сожалению, сейчас там тоже никаких построек не осталось. С нами тогда ездили представители рода Непкиных, хранителей этого священного места, они показали, где находится мужское, где женское место поклонения. Мы естественно, здесь у берега были. Там дальше была черемуха, возле этого дерева они проводили обряд.
Любовь Васильевна с горечью отмечает, что все эти деревни и святилища давно заброшены.
– В некоторых местах хоть что-то сохранилось, в других местах вообще ничего не осталось. Горько осознавать, что хранителей не осталось, кто мог следить за святилищами.
Сегодня ценность этих этнографических материалах в том, что в научных статьях, в архивах останется хоть какая-та информациях о хантыйских родах, об их месте проживания, об их хранителях, когда-то населявших Горную Вогулку, Луговую Вогулку и Малую Обь.
Людмила ТЕТКИНА
фото заказника "Вогулка"