Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Людмила ТЕТКИНА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Округ кӯщай ат тлн та приявес
  • Вр ӯргалан хтпат акван-атхатыгласыт
  • Мхум кӯщаит приясыт
  • рыгсов тныт ханищтаӈкве ёхталн
  • Тнки врум тнутаныл тыналасыт

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • тятэ хольт лккарыг св тл рӯпитас
  • Пс порат Вогулка  хосыт св мир лыс
  • Лтӈув сака нтнэ
  • Нврамыт нсхатуӈкве ханищтыянэ

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Пӯрлахтын урыл потрыт ловиньтасыт
  • Мхманув Хтал нупыл пӯрлахтгыт
  • Пс врмалянув янытлыянӯв

Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события

  • Россия – вгыӈ р мв

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)
  • № 9 (1339)
  • № 10 (1340)
  • № 11 (1341)

Вы здесь

Главная » Пс порат Вогулка  хосыт св мир лыс
  • Мансийский
  • Русский

Пс порат Вогулка  хосыт св мир лыс

Учёный н Любовь Васильевна Кашлатова с-угорский институтт рӯпитаме порат Хльӯст лнэ сосса мхманэ ос «Вогулка» нампа м-вит ӯргалан хтпат ёт Вогулка  хосыт пс пвыл ёрыт кинсым ял­сыт. Ты врмаль урыл Любовь Васильевна таи потыртас: 

– Мньщи, ханты ос рн мхум ялпыӈ мт ӯргалан мгсыл округувт «О Святилищах» нампа сккон 2005 тлт пирмай­тавес. Та порат тыт сосса мирытын нтмил тотнэ департамент рӯпи­тас. 

Мн Вогулка  хосыт ялнэ мгсыл касыл щи­рыл олныл ты депар­та­мент плныл тс­туве­сӯв. Ты рӯпатав «Экспе­диция по горной Вогулке» на­мая­слӯв. Пс порат ты  хосыт св щмьят л­сыт, ётыл колхозыт, сов­хозыт врвсыт ос мхум яныг­нув пвылн внт­луп­тав­сыт, тох мнь п­вылквет мир тл та хульт­сыт. 

Мн халувт щар яныг хтпаг Анастасия Василь­евна Атшамова ос кит ягпыгыг Сергей ос Пётр Рябчиковыг лсыт. Тн рӯтаныл пс порат тот лсыт. 

Вогулка  хосыт мн ксыӈ пс пвылн хōиг­ласӯв, та м ханты лтӈыл хумус лваве, рущ лтӈыл хумус толмащлаве, хоты щмья тот лыс, пуссын нпакн ёл-хассанӯв. 

Ващкакурт – выл  пвлув. Та мт пс пора тгыл нмхотьют ат лы, пвыл влэ лап-яныг­мавес, щар нматыр ат хультыс, туп мнь хара м. Тот лум ялпыӈ м ханты лтӈыл «Тап юх юм эви» намаявес.  хосыт алгаль ялнэ мгсыл лӈхув ёмасыг вос ōлы, хум хтпанув тот пӯр­лахта­сыт. Мн хпыт ӯн­лысӯв, тамле ялпыӈ мт н хтпатын пг-в­глуӈ­кве щар ат рви.

Ты юи-плт мн Явро­выт ханты щмьят пв­ланыл мус ёхтысув, тн пӯрлахтын мнаныл – «Ай Āс Тōрум». Ты рӯт мхум халт щар яныг хтпа Борис Семёнович Явров, тав ань Хльӯст лы. Тав рӯтанэ Пс Тутлейм пвылт лсыт. Пс порат ты пвланыл Вогулка  втат ӯнлыс. 

Ты юи-плт мн Шаганы мус ёхтысӯв. Тот «Пашит ими» нампа ялпыӈ м лыс, ты м Новьюховыт ӯргаласаныл. 

Мн Ишпыртым пвыл мус ялуӈкве кусыгласӯв, тувыл тув аты ёхтысӯв. Вогулка  втатэ щар лап-яныгмавес, Анастасия Алексеевна 30 тл тув ат ялыс, хоты мт пвыл ӯнлыс – ат хнтыстэ.

Мн ётув «Вогулка» м-вит ӯргалан мт рӯпитан хтпат ялсыт. Тн ань м-вит ӯргалым врт хоса  рӯпитгыт, лнэ коланыл Мошкиныт ханты щмья ялпыӈ мнаныл пхыт ӯнттувес. Пс порат та м пхыт ос Выртупенковыт колтгланыл ёт лсыт. Тн пуссын тимыг мтсыт, ялпыӈ мнаныл воссыг нмхотьютын ат ураль­таве. 

Ань «Вогулка» м-вит ӯргалан мт рӯпитан хтпат сосса щмьят пвланыл хōт ӯнлысыт, ёмащакв вганыл. Тн пвланыл ос пӯрлахтын мнаныл уральтыяныл, пх хтпат тув ат трты­яныл. 

Ётыл мн мт т хосыт аквты щирыл пс пвылт кинсым ялсӯв. Тнт мн Гындышевыт, Неттиныт ос мт ханты щмьят  лум пвланыл хумус намаясаныл, хоты мт  тн пӯрлахтасыт, пуссын нпакын хассанӯв. 

Тувыл Лӯим депар­тамент лкква-патыс, Хльӯс пхат пс пвылт ӯнлын мт кинсуӈкве воссыг ат ялантасӯв. Ты рӯпата вруӈкве лаль ань ри, пс йис врма­лит внэ яныгпла мхум ксыӈ тлныл мощщаг мты, мньлат хтпат тнки рӯтаныл хоты пвылт пс порат лсыт, вӈкве тах ат патгыт, пӯрлахтын мнаныл ат хн­тыяныл.

Людмила ТЕТКИНА

Play / pause
0:00
0:00
volume
menu
  • Пс порат Вогулка  хосыт св мир лыс
< previous
> next

Этнографическая экспедиция по Горной Вогулке

Этнографические материалы, собранные старшим научным сотрудником Белоярского филиала Фольклорного центра Обско-угорского института прикладных исследований и разработок Любовью Васильевной Кашлатовой в экспедиции по Горной Вогулке Берёзовского района сегодня представляют большую научную ценность. Этнографическая экспедиция состоялась в далёком в 2007 году. Тогда ещё были живы представители старшего поколения, которые могли показать, где находились старинные хантыйские деревни и рассказать о святилищах, об их хранителях. Поведать легенды, связанные с этими местами. Любовь Васильевна вспоминает: 

– В 2005 году был принят окружной закон «О Святилищах», тогда мы вышли с проектом на конкурс в департамент по делам коренных малочисленных народов Севера, в те годы он ещё работал, и выиграли. Свой проект назвали «Этнографическая экспедиция по Горной Вогулке». Мы хорошо понимали, что люди там уже не живут, и пока есть старожилы нужно успевать фиксировать информацию. Мы торопились объехать Горную Вогулку так, как она опустела ещё в конце 90-х годах прошлого столетия.

Самым пожилым членом нашей экспедиции стала Анастасия Васильевна Отшамова. С нами были ещё мужчины, все те жители, которые когда-то жили по Горной Вогулке – это Рябчиковы Сергей и Пётр. Транспорт нам предоставила община КМНС «Войтехово», председатель общины Мочипов Альберт.

В каждом населённом пункте мы останавливались и отмечали хантыйское название, перевод на русский язык, род хранителей, есть ли эпитеты. Первая остановка была деревне Ващкакурт. К сожалению, там вообще никаких построек не сохранилось, только одна поляна. Священное место той деревни называлось «Тапт юх юм эви» («Дочь семи черёмуховых рощиц»). Там провели обряд, и попросили у наших местных духов разрешить проехать. Конечно, все обряды проводили мужчины, а мы находились там, где можно было находиться женщинам. Затем мы доехали до святого места Явровых, сейчас Борис Семёнович Явров один из старших представителей этого рода, больше из взрослых никого нет. Их святое место называется «Ай Ас Торум («Богатырь малой Оби»), оно находится рядом с Тутлеймом. 

Следующая остановка была в деревне Шаганы, там располагается святое место Новьюховых «Пашит ими» («Богиня в образе лягушки»). Мы планировали доехать до поселения Вышпыртым, но Анастасия Алексеевна не была там больше 30 лет, а берега все заросли, поэтому она не смогла найти и показать, где находилась эта деревня.

Теперь многие эти хантыйские деревни располагаются на особо охраняемой территории «Вогулка», поэтому представители заказника тоже стали участниками нашей экспедиции. Хочу сказать, что где сейчас находится их кордон, там есть священная грива, мы им показали, чтоб они знали и бережно к этому относились. Хозяева-хранители этого места были Мошкины. Это семья туда не ездит, потому что в этом роду мужчин не осталось. Там ещё род Выртупенковых жил, их тоже никого не осталось. Все эти рода хантов, они когда-то жили по Горной Вогулке.

В такие экспедиции по выявлению и описанию святилищ мы ездили два года. После департамент по вопросам коренных малочисленных народов Севера распался, и все функции по выявлению описанию этих мест взял комитет государственной охраны объектов культурного наследия ХМАО-Югры. Что он теперь делает, что он там описывает, не знаю. Выезжают ли в экспедиции, тоже сказать не могу.

Во второй экспедиции мы проехали Луговую Вогулку и Малую Обь, начиная от Войтехово. Там раньше была родовая деревня Гындышевых. Потом мы проехали на то, место, где раньше находилась деревня Непкинская. К сожалению, сейчас там тоже никаких построек не осталось. С нами тогда ездили представители рода Непкиных, хранителей этого священного места, они показали, где находится мужское, где женское место поклонения. Мы естественно, здесь у берега были. Там дальше была черемуха, возле этого дерева они проводили обряд. 

Любовь Васильевна с горечью отмечает, что все эти деревни и святилища давно заброшены.

– В некоторых местах хоть что-то сохранилось, в других местах вообще ничего не осталось. Горько осознавать, что хранителей не осталось, кто мог следить за святилищами.

Сегодня ценность этих этнографических материалах в том, что в научных статьях, в архивах останется хоть какая-та информациях о хантыйских родах, об их месте проживания, об их хранителях, когда-то населявших Горную Вогулку, Луговую Вогулку и Малую Обь. 

Людмила ТЕТКИНА

фото заказника "Вогулка"

Рубрика: 
Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
Номер Луима сэрипос: 
№ 18 (1324)
19.09.2024

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Главный редактор:
Алексеева Н. Г.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 500)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика