Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Тамара МЕРОВА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Нврамыт щнь лтыӈ ханищтаӈкве вос ксащгыт
  • Ханищтан хтпат щнь лтӈыт урыл потыртасыт
  • Мньщи лтӈыл потыр хассӯв
  • Саранпвылныл лххалыг
  • Слы ӯрнэ мхум Саранпвылн касуӈкве ёхталасыт
  • Яныг ӯст слыӈ мхум кассыт
  • М янытыл сосса мирыт тинат с пōслгыт

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Мария Сергеевна Мерова 85 тлэ твлыс
  • Самын патум хталыл янытлылум
  • Рӯпататэ кркамыг вритэ
  • Яныг Илья гитэ янытлылум

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Пс йис потрыт акван-атнэ кол
  • тпос яныгман нупыл пӯрлахтасыт

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 10 (1292)

Вы здесь

Главная » Ханищтан хтпат щнь лтӈыт урыл потыртасыт
  • Мансийский
  • Русский

Ханищтан хтпат щнь лтӈыт урыл потыртасыт

М янытыл лнэ мирыт щнь лтӈаныл ртыӈ свой тпос вт нупыл выл хталт янытлыяныл. Ты кастыл нврамыт ханищтан «Лылыӈ сюм» нампа колт рӯпитан хтпат акв пӯмыщ нак Ханты-Мансийск ӯст щпитлсыт. 

Кит хтал сыс тн с-угорский мхум институтт щнь лтӈыт ос пс йис накыт лаль тотнэ хтпат ёт акван-атхатыгласыт ос врнэ тланыл вылтыт халанылт потыртасыт. 

Мт лтыӈ щирыл тамле врмаль «Хакатон» лваве. Ты тлан акв ма­тыр рӯпата врнэ мхум акван-атыглавет ос тн тнки врнэ рӯпатаныл урыл мт хтпатн потыр­тгыт. Тн акван-нт­ха­тым та врма­ляныл ёма­сыг щпи­тыяныл ос лаль аквъёт тотыяныл. 

Свсыр ӯсытныл ос пвлытныл щнь лтыӈ ханищтан хтпат Ханты-Мансийскан ёхталасыт. Хотьютаныл ёхталаӈкве тыг ат врмысыт, тн юил ищхӣпыӈ ут хосыт рӯ­пи­тасыт ос лтыӈ лвсыт. 

влт тн щнь лтӈыт вылтыт потыртасыт. Тот Русскинской, Касум, Полноват, Ванщеват ос Саранпвыл школатт щнь лтыӈ нврамытн ханищтан нт тнки рӯ­патаныл вылтыт по­тыртасыт. Ань юи-выл тлытт ханищтан нпа­кыт ущты йильпииг т­ра­тавсыт. Ты лы-плт урокыт мгыс ксыӈ хтпа такви матыр нпак хнты ке, таитыл нв­ра­мыт пӯмщаласанэ. 

Ётыл акван-атхатыг­лам мхум «Родной язык в дошкольном образо­вании: проекты и эффек­тивные практики» вр­малит урыл потыртасыт. Тот с-угорский инсти­тутт рӯпитан учёный нт нврамыт мгыс врнэ ёнгилыт суссылтасыт. 

Галина Леонидовна Нахрачёва тулвлыл такталым мйтыт выл­тыт потыр ловиньтас. Людмила Николаевна Панченко трслмыл кань атуӈкве, нпакныл свыркве вруӈкве мӯй хтпат ханищтас. Наталья Андреевна Герляк «Хумус лӈын кти ёт лсг» нампа мйт суссылтас. Оксана Юрисовна Динис­ламова мйтыт мйтнэ вылтыт мщтыр ханищ­тап щпитлыс. Тот атха­тыглам мхум пуссын хотты врмальн ханищ­та­всыт.

Китыт хталт мӯй м­хум «Лылыӈ сюм» нам­па колн ввиньтл­всыт. Тот пасан втат «Язык народа моего» тла урыл потрыт хӯнтлысыт. влт тув ялантан нврамыт ргын-йӣквнэ мйт сус­сылтасыт. Тамле пӯмыщ накн тн Владимир Савельевич Меровн ханищтавсыт.  

Ольга Мартыновна Норова, щар мнь нврамыт ханищтан н, «Витсам» программатэ урыл лтыӈ лвыс. Ат тл яныт хӯрум гирищит влт тав палтэ пслуӈ­кве, ктыл матыр вруӈ­кве ос мньщи лтыӈ ха­нищтаӈкве ялан­тасыт, тувыл школан ялан­тл­нныл порат тот сосса мхум йӣквыт ос ргыт ханищтасыт. 

Ань ты гит коллед­жит ханищтахтгыт ос практикан ты центрын ёхталгыт, тот ханищтам наканыл гирищитн-пыгрищитн суссылтыя­ныл. Тувыл ищхӣпыӈ утыт «смайлик» лвим ӯринква хуритэ тнки щпитасыт ос мньщи лтӈыл потыртым мнь кинат пслгыт. 

Ань ӯст лнэ школатт мньщи, ханты лтӈыг ос сосса мхум пс наканыл ханищтан акв-кит нврам ты тлат лаль тотуӈкве ке патнувыт, такем щг­тым ос ёмас лнув! 

Тамара МЕРОВА

Возрождение языкового и культурного наследия обских угров

Ежегодно 21 февраля отмечается международный день родного языка. В связи с этим в Ханты-Мансийске муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Детский этнокультурно-образовательный центр» в рамках соглашения о сотрудничестве на базе Обско-угорского института прикладных исследований и разработок провёл образовательный Хакатон «Ревитализация языкового и культурного наследия обско-угорских народов». Данное мероприятие состоялось впервые и проходило оно  в формате онлайн и офлайн.

Главным из задач участников Хакатона было совершенствовать и расширить деятельность педагогических работников по формированию новых направлений и методов взаимодействия, практической ориентированности, в том числе в сетевой деятельности. Каждый из преподавателей рассказывал о своих разработках, о проблемах и трудностях в работе, поделился своим накопленным опытом.

Программа Хакатона началась с пленарного заседания «Родной язык и воспитание ценностных ориентиров для будущих поколений». Здесь были представлены доклады педагогов дополнительного образования, учителей средних общеобразовательных школ посёлков Русскинские, Казыма, Полновата, Ванзевата и Саранпауля.

Вторая половина дня была посвящена практико-ориентированному семинару по теме «Родной язык в дошкольном образовании: проекты и эффективные практики». Так сотрудники обско-угорского института прикладных исследований и разработок провели мастер-классы по использованию сказок в работе педагога и их театрализаций. Например, Галина Нахрачёва прочла лекцию по теме «Педагогическая технология «Сказка на кончике пальцев». Людмила Николаевна Панченко провела мастер-класс по изготовлению игрушек из подручных средств и бумаги. Наталья Герляк презентовала «Пальчиковый театр как способ развития мышления у детей дошкольного возраста (на примере сказки «Как белка с котом жили»). Оксана Динисламова показала мастер-класс «Ожившая сказка». 

На следующее утро методисты, воспитатели и педагогические работники дошкольных образовательных учреждений, сотрудники центров национальных культур, организаторы культурного досуга провели презентационный кейс, на котором они презентовали свои идеи. Здесь было к чему прислушаться и на что обратить особое внимание.

По окончанию работы состоялся круглый стол «Язык народа моего», на котором обсуждали вопросы сохранения и популяризации родного языка, поддержки и поощрений разнообразий культурных традиций. Вначале перед участниками Круглого стола выступил детский фольклорный коллектив «Санквыл Отыр» («Звенящий богатырь»), руководителем которого является преподаватель Центра Владимир Меров. Они представили литературно-музыкальную композицию «Маска Яска» по мотивам мансийских писателей Ювана Шесталова и Андрея Тарханова.

Педагог дополнительного образования Ольга Мартыновна Норова поделилась опытом работы с детьми по обучающей программе «Витсам» («Капелька»). В эту группу набирались дошкольники, начиная с пяти лет, которые обучались народному творчеству обских угров, затем постепенно погружались в мансийский язык. Так случилось, что несколько девочек заинтересовались дальнейшей программой и решили продолжить обучение в этом центре. И сегодня, будучи студентами технолого-педагогического колледжа приходят на практику в качестве наставников. Интересно и то, что девушки разной национальности, объединились вокруг одной идеи и у них неплохо получается. Девушки сами разработали сайт, где размещают материалы о праздниках обских угров, поют песни на мансийском языке и исполняют танцы. Недавно они создали собственные этностикеры, это смайлик Вороны с мансийскими словами и продолжают работать над другими персонажами. Вот даже в таком формате можно привлечь человека изучать мансийский язык.

Языки малых народов  – национальное достояние и богатство, а их сохранение долгосрочный и абсолютный приоритет. 

Тамара МЕРОВА  

Рубрика: 
Лххалыт - Новости
Номер Луима сэрипос: 
№ 5 (1287)
9.03.2023

Главная

© 2012-2023 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Директор, главный редактор: Динисламова С. С.
Тел. (3467) 33-36-82

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-22-72

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-24-02

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52

gazeta@khanty-yasang.ru

© 2012-2023 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика