Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Тамара МЕРОВА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Округ кӯщаюв рнэ нпакт хасхатас
  • Пищма хаснэ мхум ёт рӯпитгыт
  • М-вит ӯргалан ос нй харыгтан хтпат касгыт
  • Лль тлат вруӈкве ул вос кащилтавет
  • Туи ӯщлахтын пора ты ёхты
  • Ялпыӈ мт ӯргалавет
  • Лль нак врнэ утыт хнтавет
  • Щнь лтӈыл пслым кина ктн

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Кит щмьяг янытлавесг
  • Нтнэ м-вит ӯргалаве
  • Мирн нтнэ хтпат касылыл врыглавсыт

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Мщтыр ква пормасанэ акван-атыглавсыт
  • Ӯсыӈ мт яныгман тпос пӯрлавес
  • Слы ӯрнэ мхманув кассыт
  • Соссаӈ мхум ньтныл свсыр утыт ёргысыт

Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события

  • Пыг тк номтыл лаль лы
  • Йильпи тинат та суссылтавсыт

Нврамыт мгсыл - Детская страничка

  • Мньщи ос саран лтыӈ ханищтгыт

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)
  • № 9 (1339)
  • № 10 (1340)
  • № 11 (1341)
  • № 12 (1342)
  • № 13 (1343)
  • № 14 (1344)
  • № 15 (1345)
  • № 16 (1346)
  • № 17 (1347)
  • № 18 (1348)
  • № 19 (1349)
  • № 20 (1350)
  • № 21 (1351)
  • № 22 (1352)
  • № 23 (1353)

Вы здесь

Главная » Мньщи ос саран лтыӈ ханищтгыт
  • Мансийский
  • Русский

Мньщи ос саран лтыӈ ханищтгыт

Саранпвыл школат 405 нврам ханищтахтгыт, тн халанылт 139 мньщит, 77 рныт, 13 хантыт ос тувыл сараныт ман рущит. Ты нврамыт школат мньщи манос саран лтӈын ханищтавет. выл классанылт тн нас нас кружокыл вравет, ос атыт классныл аквхуйпловит класс мус урок щирыл ханищтавет. Тамле уроканыл ст сыс акв щс лыглгыт.

Анжелика Владимировна Петренко, школа кӯщай вныӈ н, лвыс: «выл классытт нврамыт щнь лтыӈ ханищтанныл мгыс мн «В мире родных языков» кружок врсӯв. Мньщи ос саран яныгнув гит-пыгыт урокт щнь лтӈаныл ханищтгыт. Рущ нврамыт тнки культураныл ханищтаӈкве с врмгыт. Тн мгсыланыл «Культура народов Севера. История русской традиционной культуры» нампа урокыт щпитавсыт.
Мньщи лтӈын гит-пыгыт Светлана Савельевна Мерова ханищтыянэ, саран лтӈын Наталья Александровна Сорока ос Татьяна Васильевна Кириченко. Ты нквет хосат тгыл школат рӯпитгыт. Щнь лтыӈ ханищтан урокт тн рнэ нпак сака ат ньщгыт. Тва нпаканыл с псыг мтсыт. Мн рувт лнэ сараныт лтӈаныл мощ мт хурипаг лы, «ижемскииг» лвавет. Тн Коми республиканыл ханищтахтын нпакыл ктавет. Тн тнки халанылт пуссын саран лтӈыл потыртгыт.
Ос мньщи нврамыт щнь лтӈаныл ань аты вганыл. Щнянылн-щанылн с ат ханищтавет. Ань таимгыс тнанылн лтӈув трвитыӈ ханищтаӈкв. Ам тох номсгум, мньщи лтыӈ внэ мгыс яныг пӯмащипа Светлана Савельевна Мерован, Раиса Павловна Хозумован ос мт мхманувн лвуӈкве ри. Раиса Павловна св тл ты школат рӯпитас. Светлана Савельевна такви рӯпататэ щирыл Ханты-Мансийскан касуӈкве с ялыс. Тн пуссын сгын нпакыл мӯйлуптавсыт, нх-патум хтпат олныл майвсыт.
Щнь лтыӈ ханищтан щсыт щар хот ке вивет, с лль мты. Мн школавт нврамыт ГИА ос ЕГЭ врмалитын акваг ёмащакв щпитыянӯв. Щнь-щаныл мнавн с лвгыт, мн тва предметытн номтыӈыщ вос ханищтыянӯв. Тнт тн нвраманыл лаль ханищтахтуӈкве тах патгыт. Тват таимгыс щнь лтыӈ ханищтан урокыл ат пӯмщалахтгыт».
Мньщи ос саран лтӈыл нврамыт хумус ханищтавет, «Югра» телекомпаният рӯпитан хтпат кина пслысыт, мн с, «Лӯима срипос» ос «Ханты ясанг» газетагт рӯпитан нг, потрыт хӯнтлысамн. Светлана Савельевна урокт мньщи маснут вылтыт потыртас. Тав нврамыт ювле потыртаӈкве акваг лвиянэ. Свсыр мйтыт, стихыт ловиньтгыт. Музейн тотыглыянэ, тот пс пормасыт сунсыглым, лтыӈ ханищтгыт. Ам ты гирищитн-пыгрищитн «Юный корреспондент» урыл потыртасум. Тнанылн мнь потрыт хансуӈкве лвсанум.
Саран лтыӈ ханищтан нврамыт уроканылт стыт лнэ хталыт наманэ тра-паттысаныл. влт тн рущ лтӈыл лвсаныл ос тувыл саран лтӈын хумус толмащлавет, тетрадкан хассаныл. 
Наталья Александровна ищхӣпыӈ прт тармыл хансыс. Масленица ялпыӈ хтал кастыл нврамыт ты урыл рыг ргысыт, хоровод врсыт. Ос акв гирищкве щащкватэ сритам блиныт школан тотсанэ ос мн пуссын ты атыӈ ннил тыттувесӯв.
Наталья Александровна такви уртыл лвыс: «Ам хус тл тыт рӯпитгум. Нврамыт рущ ос саран лтӈыл ханищтыянум. Сртын саран лтыӈ ханищтан нврам св лыс, тн экзамен пуссын ёмщакв хассыт. Ань ГИА ос ЕГЭ врвесг, щнь лтыӈ внэ экзамен тот тим, таимгыс нврамыт лтӈув ханищтаӈкве ат ксащгыт. Ам палтув св мнь гирищ-пыгрищ ёхталы. Млты тл сыресыр ищхӣпыӈ утыл тотвесӯв, свсыр хурил, мань кинал майвесӯв, тыил нврамыт сака пӯмщалахтгыт. Туп учебник-нпаканув сака псыг мтсыт. Тн Коми мныл ктыглавсыт, ань ос олн ойтуӈкв лввесӯв».

В Саранпауле изучают мансийский и коми-зырянский языки

В Саранпаульской школе обучается 405 учащихся, среди которых 139 детей манси, 77 ненцев и 13 ханты. Большинство из них учат мансийский или  коми-зырянский языки. В начальных классах обучение проходит во внеурочные часы, с пятого по одиннадцатый классы дети изучают мансийский и коми-зырянский на уроках родного языка. В учебном плане на этот предмет предусмотрен один час в неделю.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе Анжелика Владимировна Петренко рассказала: «В начальной школе обучение родным языкам идет вовнеурочное время на кружке «В мире родных языков». Русские дети  тоже имеют возможность изучать свою культуру. Для них преподаётся предмет «Культура народов Севера. История русской традиционной культуры».

Мансийский язык преподает учитель первой категории и с большим опытом работы Светлана Савельевна Мерова. Коми-зырянский язык преподают два учителя: Наталья Александровна Сорока и Татьяна Алексеевна Кириченко. Они тоже имеют большой опыт работы.

Как и у других школ, у нас есть одна проблема — не хватает учебной литературы по родным языкам. Что касается литературы по коми языку, нам помогают коллеги с республики Коми. Но язык коми тут не все понимают, так как  местные коми-зыряне говорят на ижемском диалекте.

Мансийский язык тоже не все дети знают. В семьях практически не разговаривают на родном языке, но мы пытаемся вызвать у этих детей интерес к изучению своей культуры и языка. Несмотря на все существующие трудности в изучении родного языка, наши дети неоднократно становились победителями районных, окружных олимпиад по мансийскому языку. Это заслуга Светланы Савельевны Меровой и Раисы Павловны Хозумовой. Школьники возвращаются с призовыми местами, получают благодарности. Светлана Савельевна постоянно повышает свой профессиональный уровень, также принимает участие в окружных конкурсах среди учителей родного языка.

К сожалению, количество часов по изучению родных языков из года в год уменьшается. Здесь и финансирование ограничено, сказывается и подготовка, и сдача ГИА, ЕГЭ. В последние годы  все больше времени и сил отдается на эти предметы. У нас есть региональный компонент, в рамках которого можно было бы вести родные языки, но на них дается не так много часов. Сейчас по новым образовательным стандартам эти часы распределяются по желанию родителей и детей. Так как у нас на первом месте сдача экзаменов, то часы, в основном, выделяются на изучение математики, химии, физики, а на родной язык уже распределяется по остаточному принципу».

Мы, журналисты национальных газет «Ханты ясанг» и «Луима сэрипос» и окружной телерадиокомпании «Югра», побывали на уроке мансийского языка в пятом классе и на кружке зырянского языка. Темой урока мансийского языка была «Одежда». Светлана Савельевна на уроках старается обучать детей по форме устной разговорной речи. Ученики читают и разбирают сказки, рассказы, ходят на экскурсию в краеведческий и школьный музеи. Так как почти никто из детей не владеет мансийским языком, преподавание идёт как по предмету иностранного языка.

Мы, в свою очередь, на уроке мансийского языка рассказали детям о проекте «Юный корреспондент» и пригласили их поучаствовать.

Посетив кружок коми-зырянского языка, мы посмотрели, как ребята учат коми-зырянский язык. На уроке дети изучали дни недели. Сначала учитель им называл дни недели на русском, а дети переводили их на родной язык и записывали их в тетради. Наталья Александровна работала на интерактивной доске. Отрадно, что класс технически хорошо оснащён. Затем третьеклассники исполнили песню на коми-зырянском языке о Масленице.

После занятий Наталья Александровна рассказала нам о своей работе: «В школе я работаю двадцать лет учителем русского и коми-зырянского языка. Раньше, когда не было системы ГИА, ЕГЭ, дети выбирали изучение родного языка. И это очень приветствовалось со стороны родителей. И надо сказать, дети успешно сдавали экзамены по коми языку. Биологию, химию некоторые сдавали на «удовлетворительно», а предмет родного языка писали всегда очень хорошо.

В прошлом году нам привезли различные интерактивные, мультимедийные пособия, которыми мы сейчас активно пользуемся. В этом плане уроки наши стали интереснее, дети стали работать на интерактивной доске. Они не теряют интерес к изучению родного языка, особенно ученики начальных классов. Они с удовольствием ходят на занятия. Если во втором классе не было некоторых учеников, то в третьем они снова пришли к нам.

С учебными пособиями нам помогают с Министерства образования Коми республики. Раньше я сама ездила туда и привозила оттуда учебники, словари. Сейчас литература стоит дорого, я делала заявку на новые издания теперь их надо выкупать».

Рубрика: 
Нврамыт мгсыл - Детская страничка
Номер Луима сэрипос: 
№ 6 (1144)
22.03.2017

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика