Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Тамара ХАТАНЕВА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Пыгыт лусытан мн виӈкве патвсыт
  • Лккарыт лн лнэ пвлытын ялсыт
  • Мньлат хтпат нтмил вргыт
  • Слыт хумус янмалтавет, кӯщаянув с вганыл
  • щнутанув йильпи щирыл ул вос вравет
  • Кол ӯнттын мгсыл олн хумус тставе
  • гит-пыгыт ёмас тлат вос вргыт
  • Мхум щнь лтӈыл потыр хассыт

Кӯщаит рӯпатаныл - Политика

  • Лӯим мирыт мӯсхалыг хансым скконытын вос ӯргалавет

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Сымум тот та хультыс
  • Слы ӯрнэ соссаӈ мхум

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Югорск ӯст лум ялпыӈ хтал
  • Ӯринква хтал лыс
  • Товлыӈ ӯй янытлан хталт мхум мӯйлысыт
  • Хльӯст н хтпат мщтырласыт

Нврамыт мгсыл - Детская страничка

  • Ӯринква ёхтын пора
  • М-вит ӯргалан тла 100 тлэ твлыс

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)
  • № 9 (1339)

Вы здесь

Главная » Лӯим мирыт мӯсхалыг хансым скконытын вос ӯргалавет
  • Мансийский
  • Русский

Лӯим мирыт мӯсхалыг хансым скконытын вос ӯргалавет

Млты тл оигпан ляпат соссаӈ мхум мгыс рӯпитан депутатыт Ассамблеяныл хус тлэ твлуме кастыл конференция врыгласыт. Тнт кӯщаит ос мӯй хтпат свсыр тлат вылтыт потыртасыт.

Ань тва хансым скконыт хумус рӯпитгыт ос маныр лаль вруӈкв ри, ты урыл Надежда Алексеева потыртаӈкве ввыглавес. Тав округ Дума хӯрмит ос атыт созывыт депутатыг рӯпитас, таимгыс свсыр врмалит внг ньщиянэ.
Надежда Алексеева влт лы мныл ёхтум соссаӈ хтпат ёт пащалахтас ос лвыс, ты тн хсытаныл, тн пс мхманув лупсаныл лаль тотнэ мгыс округув такви нам ньщи. Мт мӯй хтпатн пӯмащипа лтыӈ лвыс, тн пхат ат лгыт, соссаӈ мирыт лупсаныл ӯргалыяныл ос матыр нтмил вргыт.
Тувыл тав лаль тох потыртас: «Нн вглын, соссаӈ мхум лупсаныл ӯргалан, пс накыт лаль тотнэ мгыс мн аквхуйплов сккон ньщв ос тн пуссын ёмасыг, мкыг рӯпитасыт. 2001-2006 тлыт сыс слы янмалтан урыл сккон, пс мхманув йис тгыл лнэ мт, пс накыт лаль тотнэ ос факторият урыл скконыт щпитасанӯв.
Та юи-плт «родовой общинат» ос «территории традиционного природопользования» нампа йильпи скконыт хансуӈкве патсӯв. Ань округувт 475 тамле м лы, тн миркол кӯщаитн реестр-нпакн хасвсыт. Та мт нила стыра атст свит соссаӈ хтпат лгыт, пуссын аквъёт яныгсткем щмьят тот ловиньтахты. Тн — мн стув, тн пс йис лупсаныл, щнь лтӈаныл мнавн ӯргалаӈкве ри ос тн мгсыланыл мн ты воритотв.
Яныг ӯст, пвлыӈ мт лупсав аквхурипаг ат лы. Ӯсыӈ хтпат акваг мт щирыл луӈкве таӈхгыт. Свнув  олн слнэ мгыс м-вй нх-винэ м кинсгыт. Государственный Думат мн хансыглам 145 округ скконув «О территориях традиционного природопользования регионального значения» 12 статьят тва лтӈанув мт щирыл хансымат ос та юи-плт округ плыл ӯргалан тланув ёл та пилттавсыт.
Матыр лтул тотнэ мгыс проект-нпакыт щпитан порат норма щирыл уральтан лтӈув хот-щуртумтымат. Та юи-плт кос хотыл ёхтум мхум округн м-вй нх-винэ мгыс ёхтэгт ке, тув тртавет, мн тнаныл уральтаӈкве ат врмиянӯв. Государство плыл м-вй нх-винэ мгыс лиценция-нпак ктыт ньщегт ке, округ кӯщаянув нматыр лвуӈкве с ат врмгыт. Тн соссаӈ мхманув лнэ мт м-вй нх-виӈкве патэгт ке, кос мт м пӈктэгт — тн ань федеральный скконыт плыл ӯргалавет.
Китыт лль врмалиг таи лы, 2014 тлт вти хтал тпос 28 щислат 406 федеральный скконытыт аквтох поправкат хасмыт. Тнт соссаӈ мхум лнэ мнаныл ос тот пс накыт лаль тотнэ тлат щпитан скконыт, влт хансым «природоохранные объекты» мт лтӈыл хансымат — «особо охраняемые территории». Ань та щирыл хантыт, мньщит ос рныт тнки лнэ мнаныл мгыс аргн воритотуӈкв с ат врмгыт.
Таквсы округ Думан мт депутатыт приявсыт, мн номсв, тн ётаныл ёмщакв рӯпитаӈкв патв. Йильпи щпитан скконыт мкыг пирмайтавет ос тн щиранылт луӈкве тах патв. Соссаӈ мхум тнки уполномоченный хтпа вос щнувыт, государство плыл свнув нтмилыл вос вравет, гиянув-пыганув номтыӈ хтпаг вос ханищтавет ос м-вит ӯргалан экспертиза врнэ сккон вос лнув.
Соссаӈ мир ёмащакв лнныл мгыс щпитан скконыт государство плыл кӯщаитын уральтавет ос тувыл депутатытн пирмайтавет. Тн «О гарантиях прав КМНСС и ДВ», «Об общинах КМНСС и ДВ», «Территории традиционного природопользования федерального значения» российский скконыт щирыл аквтох рталавет ос ксыӈ хансым врмаль вуянтыяныл».
Мн номсв, тн мощ сымыӈыг вос лнувыт, м-вй нх-винэ мгыс м-витув янытт пӈктаве, т тув тсгыт, хӯлыт, ӯйхулыт порсгыт. Тыи туп соссаӈ мхманувн ллиг хунь мты. Мн лаль лнэ посыӈ хтал кинсуӈкве акваг патв.

Требуется совершенствование законодательства для северных народов

В конце прошлого года в округе прошла конференция, посвященная двадцатилетию Ассамблеи представителей коренных малочисленных народов Севера. На ней обсуждались важные темы государственной политики. По словам Надежды Алексеевой, одним из актуальных вопросов является совершенствование законодательства округа в сфере защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера. Она была депутатом третьего и пятого созывов.

Как член Ассамблеи представителей коренных народов Севера Надежда Алексеева выступила с докладом «О необходимости совершенствования законодательства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры в сфере защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера». Приветствуя гостей из дальних территорий, которые добирались сюда не одну сотню километров, она сказала, благодаря только тому, что они проживают и ведут традиционный образ жизни на суровом севере, собственно и сохраняется субъектность нашего автономного округа, сохраняется стержень коренной жизни нашей Югры. Она поблагодарила и других участников, которым небезразлична жизнь северных народов и они принимают активное участие в законотворческой деятельности. Надежда Геннадьевна продолжила: «Вам известно о том, как достаточно хорошо и ёмко наработано законодательство в нашем округе в сфере защиты прав коренных народов. Существуют одиннадцать именных законов, которые позволили коренным жителям сохраниться и развиваться. Они были приняты в период с 2001 по 2006 годы, это законы о развитии оленеводства, о традиционных видах хозяйственной деятельности, о территориях традиционного проживания регионального значения, о факториях.

Далее это позволило нам проложить создание родовых общинных угодий, и уже в новом формате территории традиционного природопользования. Мы знаем, что в округе создано 475 территорий  традиционного природопользования, реестр территорий ведётся правительством Ханты-Мансийского автономного округа. На этих территориях проживает порядка четырёх с половиной тысячи коренных жителей автономного округа. Это больше тысячи сто семей. Они наше достояние, то основное, за счёт чего мы можем сохранить культуру и жизнь коренных, собственно сами народы.

Все мы знаем задачи нашего государства, в путях совершенствования к устойчивому развитию округа и страны в целом. Основной ключевой целью Югры является – сохранение  коренных народов округа, сохранение традиционного образа жизни и мест исконного проживания.

Время идёт, и то, что законодательство нам позволило укрепить в поддержку коренных народов, сейчас я бы отметила, что наступила некая субординация в законодательстве в развитии коренных народов. Здесь нам надо совместно продумать о том, как мы можем законодательно регулировать возможность в продвижении  к устойчивому развитию.

Хочу обратить внимание на последние законодательные акты, которые нанесли урон нашему национальному законодательству. Так случилось с внесением поправок в наш 145 окружной закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера регионального значения в Ханты-Мансийском автономного округе — Югре». У нас из статьи 12-й, которые регулируют начисление деятельности границы территорий традиционного природопользования с субъектами, не являющимися субъектами правом традиционного пользования, исчезла норма, которая регулирует возможность подготовки задания на проектирование хозяйственной деятельности. Что она не подлежит согласованию с уполномоченными органами исполнительной власти автономного округа и, соответственно, задание на проектирование объектов хозяйственной деятельности. Так этап предварительной подготовки, перед тем как недропользователи выходят на хозяйственную деятельность, исчез из норм 145 закона. То есть, по сути, согласование с нашими субъектами правом традиционного природопользования происходит после того, как недропользователи получили лицензию на право разведки, нефтедобычи и эксплуатации лицензионных участков.  То есть, отменив одну норму в 12 статье 145 закона, мы сдвинули этап согласования с коренными жителями, что ухудшило наше законодательство в области традиционного природопользования.

Второй урон, о котором я бы хотела сказать, нанёс федеральный законодатель. 28 декабря 2014 года  были приняты поправки в изменения 406 закона, в результате поправок и в нашем законодательстве это отразилось. У наших территорий традиционного природопользования исчез статус как природоохранных субъектов. То есть «режим природопользования» остался просто как особо охраняемые территории, без слово «природные». Таким образом, мы практически отказались от того, что территории традиционного природопользования – это природные объекты и сейчас они рассматриваются как некие режимные особо охраняемые субъекты. После чего произошло умаление статуса ТТП.

Отмечу, что в предыдущий пятый созыв нам не удалось продвинуться в принятии нового национального законодательства. То есть мы предлагали ряд законопроектов для рассмотрения и принятия в Думе  ХМАО-Югры, чтобы они работали на коренные народы. Но ни один из них не был рассмотрен и не получил согласования — это проект закона «Об уполномоченном по правам по КМНС», комплексный законопроект «О государственной поддержке КМНС», законопроект в области образования «О подготовке кадров из числа КМНС» и законопроект «Об экологической экспертизе».

Думаем, что со следующим составом Ассамблеи, совместно с депутатами окружной Думы и органами исполнительской власти предстоит поработать, и придём к общему знаменателю. Поскольку наши федеральное законодательство, Конституция РФ и наш Устав Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, они всё-таки регулируют и регламентируют права КМНС в области защиты исконной среды обитания и ведения традиционного образа жизни. Это прописано в законах Конституции и в Уставе трёх федеральных законах в защиту прав коренных народов, которые образуют законодательный каркас «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Севера Сибири и Дальнего Востока», федеральный закон «Об общинах коренных малочисленных народов Севера» и закон «Территории традиционного природопользования федерального значения». В них прописаны нормы, которые нам нужно дальше развивать в окружном законодательстве. Нужен комплексный подход в подготовке ещё одного важного закона «О защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера Сибири и Дальнего Востока». Направить на традиционную экономику наших народов, на природные ресурсы как среду обитания, на улучшение качества жизни. То есть не только для самообеспечения, но и для дальнейшего развития».

Мы за правильный и серьёзный подход к таким вопросам законодательства. Ведь они направлены  на совершенствование отношения в устойчивом развитии, на защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни очень многих народов. Тех, которые борются и всегда боролись за чистоту экологии, планеты в целом.

Рубрика: 
Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
Номер Луима сэрипос: 
№ 8 (1146)
19.04.2017

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Главный редактор:
Алексеева Н. Г.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 500)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика