- Мансийский
- Русский
Лӯим мирыт мӯсхалыг хансым скконытын вос ӯргалавет
Млты тл оигпан ляпат соссаӈ мхум мгыс рӯпитан депутатыт Ассамблеяныл хус тлэ твлуме кастыл конференция врыгласыт. Тнт кӯщаит ос мӯй хтпат свсыр тлат вылтыт потыртасыт.
Требуется совершенствование законодательства для северных народов
В конце прошлого года в округе прошла конференция, посвященная двадцатилетию Ассамблеи представителей коренных малочисленных народов Севера. На ней обсуждались важные темы государственной политики. По словам Надежды Алексеевой, одним из актуальных вопросов является совершенствование законодательства округа в сфере защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера. Она была депутатом третьего и пятого созывов.
Как член Ассамблеи представителей коренных народов Севера Надежда Алексеева выступила с докладом «О необходимости совершенствования законодательства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры в сфере защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера». Приветствуя гостей из дальних территорий, которые добирались сюда не одну сотню километров, она сказала, благодаря только тому, что они проживают и ведут традиционный образ жизни на суровом севере, собственно и сохраняется субъектность нашего автономного округа, сохраняется стержень коренной жизни нашей Югры. Она поблагодарила и других участников, которым небезразлична жизнь северных народов и они принимают активное участие в законотворческой деятельности. Надежда Геннадьевна продолжила: «Вам известно о том, как достаточно хорошо и ёмко наработано законодательство в нашем округе в сфере защиты прав коренных народов. Существуют одиннадцать именных законов, которые позволили коренным жителям сохраниться и развиваться. Они были приняты в период с 2001 по 2006 годы, это законы о развитии оленеводства, о традиционных видах хозяйственной деятельности, о территориях традиционного проживания регионального значения, о факториях.
Далее это позволило нам проложить создание родовых общинных угодий, и уже в новом формате территории традиционного природопользования. Мы знаем, что в округе создано 475 территорий традиционного природопользования, реестр территорий ведётся правительством Ханты-Мансийского автономного округа. На этих территориях проживает порядка четырёх с половиной тысячи коренных жителей автономного округа. Это больше тысячи сто семей. Они наше достояние, то основное, за счёт чего мы можем сохранить культуру и жизнь коренных, собственно сами народы.
Все мы знаем задачи нашего государства, в путях совершенствования к устойчивому развитию округа и страны в целом. Основной ключевой целью Югры является – сохранение коренных народов округа, сохранение традиционного образа жизни и мест исконного проживания.
Время идёт, и то, что законодательство нам позволило укрепить в поддержку коренных народов, сейчас я бы отметила, что наступила некая субординация в законодательстве в развитии коренных народов. Здесь нам надо совместно продумать о том, как мы можем законодательно регулировать возможность в продвижении к устойчивому развитию.
Хочу обратить внимание на последние законодательные акты, которые нанесли урон нашему национальному законодательству. Так случилось с внесением поправок в наш 145 окружной закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера регионального значения в Ханты-Мансийском автономного округе — Югре». У нас из статьи 12-й, которые регулируют начисление деятельности границы территорий традиционного природопользования с субъектами, не являющимися субъектами правом традиционного пользования, исчезла норма, которая регулирует возможность подготовки задания на проектирование хозяйственной деятельности. Что она не подлежит согласованию с уполномоченными органами исполнительной власти автономного округа и, соответственно, задание на проектирование объектов хозяйственной деятельности. Так этап предварительной подготовки, перед тем как недропользователи выходят на хозяйственную деятельность, исчез из норм 145 закона. То есть, по сути, согласование с нашими субъектами правом традиционного природопользования происходит после того, как недропользователи получили лицензию на право разведки, нефтедобычи и эксплуатации лицензионных участков. То есть, отменив одну норму в 12 статье 145 закона, мы сдвинули этап согласования с коренными жителями, что ухудшило наше законодательство в области традиционного природопользования.
Второй урон, о котором я бы хотела сказать, нанёс федеральный законодатель. 28 декабря 2014 года были приняты поправки в изменения 406 закона, в результате поправок и в нашем законодательстве это отразилось. У наших территорий традиционного природопользования исчез статус как природоохранных субъектов. То есть «режим природопользования» остался просто как особо охраняемые территории, без слово «природные». Таким образом, мы практически отказались от того, что территории традиционного природопользования – это природные объекты и сейчас они рассматриваются как некие режимные особо охраняемые субъекты. После чего произошло умаление статуса ТТП.
Отмечу, что в предыдущий пятый созыв нам не удалось продвинуться в принятии нового национального законодательства. То есть мы предлагали ряд законопроектов для рассмотрения и принятия в Думе ХМАО-Югры, чтобы они работали на коренные народы. Но ни один из них не был рассмотрен и не получил согласования — это проект закона «Об уполномоченном по правам по КМНС», комплексный законопроект «О государственной поддержке КМНС», законопроект в области образования «О подготовке кадров из числа КМНС» и законопроект «Об экологической экспертизе».
Думаем, что со следующим составом Ассамблеи, совместно с депутатами окружной Думы и органами исполнительской власти предстоит поработать, и придём к общему знаменателю. Поскольку наши федеральное законодательство, Конституция РФ и наш Устав Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, они всё-таки регулируют и регламентируют права КМНС в области защиты исконной среды обитания и ведения традиционного образа жизни. Это прописано в законах Конституции и в Уставе трёх федеральных законах в защиту прав коренных народов, которые образуют законодательный каркас «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Севера Сибири и Дальнего Востока», федеральный закон «Об общинах коренных малочисленных народов Севера» и закон «Территории традиционного природопользования федерального значения». В них прописаны нормы, которые нам нужно дальше развивать в окружном законодательстве. Нужен комплексный подход в подготовке ещё одного важного закона «О защите исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов Севера Сибири и Дальнего Востока». Направить на традиционную экономику наших народов, на природные ресурсы как среду обитания, на улучшение качества жизни. То есть не только для самообеспечения, но и для дальнейшего развития».
Мы за правильный и серьёзный подход к таким вопросам законодательства. Ведь они направлены на совершенствование отношения в устойчивом развитии, на защиту исконной среды обитания и традиционного образа жизни очень многих народов. Тех, которые борются и всегда боролись за чистоту экологии, планеты в целом.