- Мансийский
- Русский
Пс щирыл щаквщēгыт
Ксыӈ мир такви пс тгыл врнэ тлат ньщи – лӯим сосса мхум лгыл маснут ос пквпалыӈ суп нтгыт, рущит катанкат вруӈкве хсгыт, марийцыт лапти нампа лгыл маснут пумныл саггыт, алы мт лнэ мирыт вина пиннэ ос хӯл солвалтан мгыс йӣв пӯщкат вргыт.
Таквсы Нефтеюганск ӯст «Возвращение к истокам» нампа фестиваль лыс, тот свсыр мирыт тнти пс йис тланыл урыл потыртасыт, ктыл врум пормасаныл суссылтасыт. Нн ань Пойковский пвылт лнэ хум ос н вылтыт ловиньтн.
Сӈквылтапыт врнэ хум
Рущ хум Александр Калинушкин мньщи сӈквылтапыт вруӈкве хсы, такви ат кос сӈквылты, Виктор каӈке тав тныт вг. Мщтыр хум тох потыртас:
– Ты сӈквылтапум нила тл ювле хультум порат ӯльпа йӣвныл врыслум. Аквматнакт пс хури ксаласлум, ханты хтпа пслым лы, тав сӈквылтым ӯнлы. Номсгум, манрыг ат рви тамле инструмент вруӈкве, йӣв хнтсум, рӯпатам та вылтаслум. Амти врыслум, ань каӈкум сӈквылты.
Мн Башкирият Уфа ӯст самын патсумн, тот яныгмасмн. Лӯимн 1983 тлт внтлысамн. тямн ктыл хурит пслыс, йӣвныл матыр-ти ёргыс. Николай каӈкумн «Народный скульптор Башкортостана» намыл майлувес. Тав ктыл свсыр хурит ёргащлас. Тн тимыг мтмн юи-плт, мн ягпыгыӈыщ акваг щаквщуӈкве та патсумн. Викторум йӣвныл трмыт (иконат) ёрги, ам ос сӈквылтапыт вргум, тувыл ркытныл сыре-сыр ныт пщггум.
лтмт номсгум, мн тыт сосса мирыт пс йис мнанылт лв, тн культураныл вӈкве ри. Хунь выл сӈквылтапум врыслум, номтум татем ёмас, я-ты, ань сосса мир лупса урыл мощ матыр вӈкве ты патсум.
Колканын нортнэ тр сагнэ н
Шекерханум Пачаева пс щирыл ковёрыт вруӈкве хсы. Н Дагестан мт самын патыс, тот яныгмас. Лӯимн хосат ёхтыс, Пойковский пвылн лмыгтас, «Родники» нампа культура центр колт пуӈктоты. Шекерханум тох лвыс:
– Округ янытыл свсыр мирыт халанылт юртыӈыщ лгыт, ксыӈ такви пс врмалит ньщи, мхманыл мщтырлгыт. Мн ань тыг таимгыс ты атхатасув, ктыл матыр-ти врв, мирн пс йис пормасанув суссылтыянув, ты урыл потрамв. Ам яныгмам Табасаранский район Дагестан янытыл намыӈ-суиӈ мг лы. Тот пс тгыл мхум ковёр ктыл вргыт. Та мт ксыӈ колт тамле пормасыт лгыт, тват колнор онтсыл тагатавет, тват ос колканын нортавет. Мт пвлытт мщтыр хтпат щлыголныл сыре-сыр хорамыт вргыт, йӣвныл рнэ пормасыт ёрггыт манос ркытныл нысныт пщггыт.
– Акв тамле ковёр манах хтал враве?
– Мнь ут врнэ порат, щар акваг рӯпитаӈкве те, тпос арыг ӯнлуӈкве ри. Яныгнув хорамыт сагуӈкве кӯстырнуве. Ос тамле яныг ут капай станок тармыл акв хтпан тыгле-тувле пргатлуӈкве трвитыӈ, таве нилах-атах тпос сагуӈкве ри. Ты тла рӯпатаӈ тпыл, тав сымын сака рви, хунь сагим ӯнлгын, номтын татем ёмас.
Мн омав мньтгыл сагыс тамле ковёрыт, тав ос анквагум-щащквагум врыглам пормасаныл пс коланувт ань тыхтал мус ньщавет. Ктыл врим пормас хӯрмах-нилах нот палыт лы.
Хранители традиций
Александр и Виктор Калинушкины из посёлка Пойковский Нефтеюганского района настоящие мастера своего дела. Александр изготавливает музыкальные инструменты народов ханты и манси, занимается глиной, Виктор – резчик по дереву, музыкант. Братья представляли центр национальной культуры посёлка Пойковский на III Региональном фестивале забытых ремёсел «Возвращение к истокам». На фестивале мастера из разных городов и посёлков представляли свою культуру и ремёсла, рассказывали о традициях своих предков, показывали национальные костюмы, проводили дегустацию блюд и мастер-классы. Мероприятие ежегодно проходит в Нефтеюганске и направлено на формирование единого культурного пространства, развитие межрегионального сотрудничества по сохранению историко-культурного наследия.
Вот что рассказал Александр Александрович:
– Этот музыкальный инструмент я изготовил четыре года назад. Как-то увидел старую-старую картинку, там была изображена долблёнка. Вот и решил попробовать, почему нет, если найдёшь хорошее дерево. Здесь кедр. Сам я музыкой не занимаюсь, брат мой Виктор играет. Мы живем в Ханты-Мансийском автономном округе, поэтому должны обязательно знать культуру коренных народов Югры. Мне просто было интересно для себя сделать этот инструмент, чтобы прикоснуться к культуре народа ханты.
Родом мы из Уфы. Отец наш был народным умельцем – художником и резчиком по дереву. Его великолепные произведения мы бережно храним. Старший брат Николай был «Народным скульптором России» и Башкортостана. После того, как их не стало, мы с братом начали мастерить. Виктор стал вырезать иконы, хотя до этого никогда этим не занимался, не учился такому ремеслу. Также занимается музыкой, пишет песни, поёт. По образованию он баянист, окончил Уфимское училище искусств. В Пойковском центре национальной культуры руководит коллективом. А я изготавливаю музыкальные инструменты, занимаюсь керамикой. Последние мои работы чисто керамические, здесь я изобразил наших хантыйских женщин, показал их красоту, разноцветье одежды.
Шекерханум Пачаева является руководителем клубного формирования посёлка Пойковский. Она родилась и выросла в далёком Дагестане. Много лет назад приехала в округ посмотреть северный край, но так и осталась здесь жить. Шекерханум рассказала о своём увлечении:
- Я работаю в центре культуры «Родники». Мы приехали поучаствовать на мероприятии, показать мастер-классы. Мы же разные народы, у каждой народности своя изюминка. Сама я родом из Дагестана, Табасаранского района. Наш район славится ковроделием. Там есть и другие старинные ремёсла – и ковры, и кубачинские изделия, и иссыккульские изделия, кто серебром занимается, кто-то дерево обрабатывает. Соседнее село славится глиняными изделиями.
- Шакерханум, а за какое время можно соткать такой небольшой ковёр?
- Если с утра до вечера сидеть, то за месяц можно соткать. Если рисунок маленький, надо смотреть на образец, а когда большой, то запоминаешь его. Допустим здесь три ядра, они повторяются, и со временем запоминается рисунок.
Вот этот большой ковёр, что висит слева от меня, я сама соткала. Если одной делать, то месяца четыре-пять уйдёт. А вдвоём легче, потому что двигаться надо туда-сюда. Его ткут на большом станке, 2-х или 2,5 метра станок. Работа очень трудоёмкая, но когда сидишь, делаешь, то увлекаешься, тебя затягивает, всё больше и больше хочется сделать. У нас мама ткала. В каждом доме стоял ковровый станок. Хочешь или нет, ради интереса подходишь, делаешь, и со временем уже мама учит тебя узлы ткать. Моя мама уже умерла. И теперь из нашей семьи редко кто ткёт ковры, потому что они обесценились. Теперь появились импортные турецкие, они дешевле, но у них качество совсем другое. По нашим ним хоть 300-400 лет ходи, им ничего не будет. Те быстро рвутся, теряют внешний вид. Это же ручная работа. Те ковры, что мама в своей молодости соткала, у нас у племянников дома лежат, им абсолютно ничего не будет.