- Мансийский
- Русский
Анкватэ втихал кстыглытэ
Млал Нягань ӯсн ялмум порат Татьяна Евгеньевна Касьянова ёт вйхатасум. Тав «Ӯринква хталт» мӯйлыс ос ётыл Ханты-Мансийскан свсыр мирыт акван-атхатыглам форумн ёхталас. Ань такви лупсатэ урыл потыртас ос потыртамт, анкватэ акваг кстыгластэ. Тав лвыс:
– Ам анквам наме Мария Николаевна Тасманова лыс, тав сӯкыр тпос выл щислат 1924 тлт вр мт Свердловский область Ивдельский районт самын патыс. Тн мньщи колтгланылт нрыт ляпат хт лсыт, слы щсыт, таимгыс нрытыт слыяныл ёт внталлсыт.
Щмьят 18 нврам самын патсыт, тувыл тваныл щар мньпорат манос ханищтахтынныл порат тимыг мтсыт. Школан ялантан нврамыт Бурмантово пвылн тотыглавсыт ос тот интернатт лсыт, ханищтахтасыт.
Тн ащйканылн нтвсыт, мир халт тав нйт хтпаг лвыглавес. Слы янмалтан коныпал тав враяс, хӯл алыщлас ос вруй совыт тнут мгыс пнтыгласанэ. Щёлыӈыг лсыт.
Акв щёс хум хтпаныл пуссын слыт ӯрим яласасыт ос анквам лнэ мнаныл улян свес. Н хтпат нвраманыл ёт втан хйтсыт ос нила хтал та ляпат ӯрхатым ӯнлантасыт. Тот лылыяныл та нглысыт. Тувыл нврамыт пуссын акван-атвсыт ос Бурмантово пвылн нврамколн луӈкве тотвсыт. Та псыл анквам лаль тот та лыс ос ханищтахтас.
Атхуйплов тлэ твлуме порат тав Сухой Лог ӯсн кина суссылтан хтпаг ханищтахтуӈкве ктвес. Хнт вылтахтам порат тав Серов ӯс станцият кинобанкат ӯрыс, тувыл тнаныл лув сысн тлттым Ивдель ӯс нупыл, Вижай, Бурмантово ос Полуночный пвлытн тотыгласанэ. Тлы слыӈ суныл ялуӈкве врмыс. Та пвлытыт лум мхумн кина суссылтас.
Турманколт ӯнлум мхумн, ётыл немец пленныитн кина суссылтаӈкве с ктыглавес. Тув минуӈкве пилыс кос, такви талква лумхлас ос трвит кинобанкат лув сысн тох та тлттыянэ.
Турманколт мнь колнак кина суссылтан мгыс щпитытэ ос такви колсмт лльщим тот та ӯнланты. Хум мхум тай хт рӈхалтахтгыт, хт кисувлгыт, тавн пилыщма.
Ётыл тн палтаныл ханьщувлас, тн таве ӯрсаныл. Тавн пӯмащипа лвнэ кастыл нньлмтыт хӯрыгсовн атыгласыт, тав колнак висунтн пиныяныл. Анквам, вим, хот-щгты. Тнут ёт торыӈыщ ат ньщис, луве с нматарыл тыттуӈкве. Ты нньлмтыт киттыг-уртым луве тыттытэ ос таквинтн тӯйтныл исум вит пйтыс.
Анквам лмт свсыр мйтыт мйтыглас, пс мньщит лупсаныл урыл св потыртлыс. Мхумн нтыс, пусмалтаӈкве врмысанэ. Мн таве втихал кстыглылӯв, мн мгсылув тав сака ёмас ос тыныӈ лумхлас.
Хнт оигпам порат анквам хум врыс, наме Борис Борисович Дмитриев. Тн акв ги ос кит пыг янмалтасг. гитэ Светлана, тыи ам омам, тав ань ам ётум Нягань ӯст лы. Ос кит ягпыгыг Виталий ос Евгений, тн Ивдель ӯст лг.
Омам 67 тлэ, тав влт войсковой частит ос ётыл милицият 25 тл рӯпитас. Увщим с 18 тл тот лусытас. Ам с 22 тл полицият рӯпитамум юи-плт ань пенщиян патхатсум. Туп Юлия йигрищув тот ат рӯпитас, тав юн нвраманэ ёт ӯнлыс.
Мн тяв Пенза ӯсныл лыс, Вижай пвылн нйпос врнэ колн рӯпитаӈкве ктвес от тыт омам ёт акван-хнтхатсг.
Ам Уральский гуманитарный институт стласум, юристыг мтсум. Тувыл хум врсум. гимн ань мт ӯст щмьятэ ёт лы, кит нврам ньщи. Пыгмн мн ёт мн лы, техникумт ханищтахты. Ӯст сосса мхум ялпыӈ хталыт врнныл порат омам ёт акваг тув ялантымн. йкамн с пӯмыщ, мн матыр вруӈкве нтв. Нврамагум, апганум пс мньщит лупсаныл урыл с пӯмщалахтгыт, ат ссамтгыт.
Татьяна ёт мн свсыр тлат урыл потыртасмн, тав полицият рӯпитаме сыс турманколн ӯнттым сосса хтпат вс. Ань форумн ёхталам порат тнанылн нтмил врнэ мгыс кӯщаитн лтыӈ врыс.
Тамара Мерова
У меня идут слёзы, вспоминая жизнь бабушки
Многие няганьцы, подустав от зимних городских будней, в начале апреля спешат побывать на празднике обских угров «Вороний день». Не так давно его стали проводить на площадке парка «Центральный лес культуры и отдыха». Среди гостей там оказалась и Татьяна Евгеньевна Касьянова. Она принимает активное участие во многих мероприятиях, связанных с жизнедеятельностью коренных народов Севера. В конце апреля она побывала в Ханты-Мансийске на Всероссийском форуме национального единства. О своих корнях Татьяна Евгеньевна рассказала следующее:
- Мне часто вспоминается моя бабушка Мария Николаевна Тасманова, родилась она 1 сентября 1924 года в юртах Ивдельского района Свердловской области. Всей семьёй они кочевали с оленями по предгорьям Уральских гор. Семья у них была большая, на свет появились 18 детей, но в тяжёлые времена выжили не все. Кто дома в младенчестве умирал, кто постарше был, увозили учиться в детский дом-интернат Бурмантово и там даже умирали.
Дед у нас был признанным шаманом на Тресколье, он был зажиточным. Имели несколько тысяч оленей, параллельно занимался охотой, рыбалкой. Сдавал много пушнины. Помимо того что везли на продажу, купцы сами приезжали и меняли пушнину на сахар, муку, чай.
По рассказам бабушки, в какой-то год летом у них выгорела вся деревня, а мужчин рядом не было, они с оленьим стадом находились очень далеко. В деревне остались только женщины и дети. И вот они 4 суток сидели на берегу у реки, пока за ними не приехали. Тогда их всех перевезли в посёлок Бурмантово и там расселили в детский дом. Вот там бабушка и жила, и училась. В той деревне имеется мансийское кладбище. Раньше бабушка водила нас туда, и мы знали, где похоронены её братья и сёстры. Пока жили в Бурмантово, много работали и учились. Летом занимались огородом и сбором урожая, этим и кормились.
В 15 лет бабушка окончила учёбу и уехала в город Серов учиться на киномеханика. Пока училась, началась война, и она из станции Серова на лошади стала возить кинобанки в сторону Ивделя, Талицы, Вижай, Бурмантово, Полуночное. В этих поселениях были спецколонии и позже появились лагеря для пленных немцев. Бабушка видела там много пленных. Вот так она привозила кино с передвижкой и такой аудитории показывала. Говорит, временами боялась. По росту бабушка была невысокой, включит кино и сама спрячется в кинобудке в угол, чтоб её никто не увидел, сидит там и плачет от страха. А те же могут и шуметь, и свистеть, и топать ногами. Но со временем привыкли уже к ней, не пугали, ждали её с фильмами и даже в благодарность давали кусочки хлеба.
Она выходила из будки, а под дверью для неё лежал пакетик с хлебом. Бабушка себе немного оставляла и для лошадки, на которой привозила тяжёлые кинобанки. В дороге особо кормиться было нечем. На остановках в железной баночке кипятила себе воду из снега для чая и крошила туда сухарики. Вот так вот зимой этим хлебом спасались от голода и долгой дороги. Бабушка сама даже не садилась на лошадь, потому как та и так была загружена тяжёлой аппаратурой.
Война закончилась, бабушка вышла замуж за Бориса Борисовича Дмитриева. У них появилось на свет трое детей, моя мама Светлана и два брата Виталий и Евгений. Сейчас братья живут в Ивделе, а мама живёт со мной в Нягани. Ей 67 лет. Мама моя отслужила 25 лет в УФСИН, давно на заслуженном отдыхе. Сначала устроилась работать в Бурмантово войсковую часть производителем, а когда её закрыли, она перевелась в Ивдель в зону и так вот всю жизнь и проработала там в охране. Моя старшая сестра там же отслужила 18 лет. А я 22 года в полиции, сейчас два года на военной пенсии. У нас только младшая сестра Юлия не пошла по нашим стопам, она домохозяйка.
Папа наш в молодости приехал специалистом в посёлок Вижай работать на электроподстанции. Был из Пензы. Жили родители до 1984 года, потом развелись, но с нами он общался. Мама так и не выходила потом замуж, а у папы появилась другая семья и у нас есть сестра сводная. После смерти папы мы с той семьёй общаемся, никаких проблем нет.
А я окончила Уральский гуманитарный институт (УрГИ) в Екатеринбурге, получила юридическое образование и начала работать. В 1995 году я вышла замуж, у нас двое детей и двое внуков. Дочь живёт в республике Татарстан городе Альметьевске. А сыну 17 лет, учится в техникуме. Дети с уважением относятся к своей родословной, не раз слышали о своей прабабушке, ни культуры, ни обычаев не стеснялись. Для нас всех она святой человек. Меня обычно пробивает на слёзы, когда вспоминаю нелёгкую жизнь бабушки, столько выпало всего на её долю.
Сейчас в Нягани, когда проводят разные праздники коренных народов Севера, с удовольствием принимаем участие, можем помочь что-то сделать. Нам надо успеть передать все ценности молодому поколению. Встречаемся и общаемся друг с другом. Муж меня поддерживает в этом деле.
Очень сильно переживаешь за своих коренных, манси, ханты и ненцев, которые находятся в местах лишения свободы. Юридически люди неграмотные, хотелось бы обратить внимание, чтобы у них были юристы бесплатные. Многие попросту сами себя защитить не могут. Те, кто попадались к нам, у них нет никакой квалифицированной юридической помощи, никто и ничего им не оказывает. Вот это, конечно, для меня больная тема. Некоторые из них даже путём элементарно не обеспечены необходимыми средствами личной гигиены, бывает и без тёплой сезонной одежды. Понятно, что в лагерях выдадут рабочую одежду, а своей одежды порой нет. Бывает, их попросту некому поддержать. Потом возвращаются домой, работы нет, не берут их никуда. Болтаются туда-сюда, опять напились, украли и снова на зону. Никаких курсов адаптации на свободе не проходят. Меня вот эта ситуация очень сильно волнует. На форуме я обсудила этот вопрос с нужными людьми, надеюсь, им помогут.
Тамара Мерова