- Мансийский
- Русский
Щнь лтӈыт урыл потыр лыс
Ханты-Мансийск ӯст свсыр мирыт янытлан хнтхатыглап лме порат акван-атхатыглам мхум щнь лтӈыт урыл потыртасыт.
Москва ӯст Россия янытыл лнэ мирыт Ассамблея общественный организация кол рӯпиты, тувыл мн палтув кӯщай вӈын хтпа Назиржон Насибжонович Абдуганиев ёхталас, хум тох потыртас:
– Ты Ассамблея кол 2022 тлт ӈк нтнэ тпост рӯпитаӈкве вылтахтас, кӯщаиг Владимир Абдуалиевич Васильев паттувес, тавн Александр Васильевич Даркович нты.
Мн ань Федеральное агентство по делам национальностей, Россия янытыл Лӯимт, Сибирь ос Дальний Востокыт лнэ сосса мирыт ос финно-угорский мхум ассоциацияг ёт акв тла врв – свсыр мирытын нтв, ксыӈаныл тнти лтӈыл вос потыртгыт, пс лупсаныл нх вос врмалтыяныл.
Свсыр мирыӈ Россиявт щнь лтыӈ вӈкве ос янытлаӈкве – ты мк рнэ тла. Тыхтал мн ты урыл потыртаӈкве ты атхатасӯв. Россиявт ань 194 свсыр мирыт ос национальностит лгыт, халанылт 277 лтӈытыл потыртгыт, школатыт 81 лтӈыт ханищтавет.
РФ Президентув В.В. Путин щнь лтӈыт торыг потрыт мӯсхал щирыл хӯнтлыянэ, тувыл ты врмалит тра-паттыянэ. Акваг лвыгллы, мхум таӈхгыт те, тнти лтӈыл вос потыртгыт, школат нврамыт щнь лтӈаныл вос ханищтыяныл, учителит ос учёный хтпат рнэ нпакыт вос хансгыт, тратгыт.
Акв сака ёмас врмаль урыл лвуӈкве таӈхгум, ань Татарстан республикат акв район лы, тот школатыт нврамыт мньтгыл марийский, удмуртский ос башкирский лтыӈ ханищтгыт.
Мн китыглахтв, ос манрыг Татарстан мт мт лтӈыт ханищтгыт? Ос мк таи ты, та мт лнэ хатань мхум тнти лтӈаныл коныпал мт мирыт лтӈыт янытлгыт, нврамытн школатыт вос ханищтавет, юн с колтгыл мхманыл ёт вос потыртгыт.
Казань ӯст Мирыт юртыӈыщ лнэ колт свсыр лтӈыт ханищтан колнакыт лгыт, нврамыт ёт сака мӯтраӈ хтпат рӯпитгыт, ргуӈкве-йӣквуӈкве ханищтавет.
Акв мньлат хум Африканыл лы, хатань лтыӈ ханищты, тувыл ты лтӈыл ргыт татем нтнэг ргиянэ. Та мт хум сака руптаве, рганэ щгтым хӯнтлавет.
Крым мт лнэ мир хӯрум лтӈыл потыртгыт – рущ, крымско-татарский ос украинский лтӈытыл.
Мн ань вглӯв, Россия Президентувн нтавв, таимгыс свсыр мт лнэ мхум ёт ёмас номтыл рӯпитв, сыре-сыр хнтхатыглапыт врыгллв, ӈта пасан втат мк рнэ тлат вылтыт потыртв.
Назиржон Насибжонович Абдуганиев потыртаме юи-плт н ос хум хтпат докладыт ловиньтасыт. Хотьют маныр урыл потыртас, нāн ань лаль ловиньтн.
Лтӈанув ханищтавет
Инна Святченко, Югра ханищтап ос наука Департамент кол кӯщай вӈын н, мн лнэ мвт ханищтан врмаль хумус мины, ты урыл потыртас:
– Округувт щнь лтыӈ мгыс св рнэ тлат вравет. Ханты, мньщи ос рн лтӈытыл нпакыт тратавет, пс лупса нх-врмалтаве. Щнь лтыӈ нврамыт 24 школатыт ханищтгыт, акван-ловиньтаӈкве те, 1 стыра 565 хтпа. Сосса мирытныл 16 тл мус ань 6 стыра 736 гирищ-пыгрищ лы.
Округ янытыл щнь лтыӈ ханищтан 36 учителит рӯпитгыт, тн халанылт 10 хтпа – мньщи лтыӈ ханищтгыт, 24 – ханты, 2 – рн лтыӈ. Тыг воспитателит ос школа юи-плт нврамыт ханищтан хтпат ловиньтаӈкве те, пуссын аквъёт – 56 хтпа.
2020 тл псныл округувт «Стойбищная школа» нампа проект вруӈкве патвес. Сосса нврамыт лнэ мнанылт ищхӣпыӈ ут хосыт ханищтахтгыт, ома-тяныл ляпат лгыт. Ты тла хосыт вр мт лнэ нврамаквет ханищтахтгыт, лы мн (интернатын) минуӈкве ат ри.
Ань тамле 7 школа рӯпиты, ты хосыт 31 колтглытныл 3-7 тл яныт 42 нврамыт ханищтахтгыт. Ты сака ёмас, рнэ тла, ома-тят ос ханищтан хтпат тамле школа урыл щгтым потыртгыт.
Халанувт юртыӈыщ лв
Исторический наука кандидат н Екатерина Аверьянова Мордовия мныл ёхталас, мордва мир лтӈаныл вылтыт тох лвыс:
– Мн, ань тыг атхатам мхум, лтыӈ лвуӈкве врмв, потыртаӈкве, ань щнь лтӈанув лаль лнэ мгыс маныр вруӈкве ри, нврамыт хумус ханищтаӈкве, манхурип нпакыт хансуӈкве ри.
Финно-угорский мирыт щнь лтӈаныл сака янытлыяныл, ты торыг свсыр хнтхатыглапыт щпитлгыт. Мн мвт ты тла с щар мкыг лы. Тот мордва мир коныпал мт свсыр мирыт акв ляпат лгыт. Мхум халанылт тнти лтӈыл потыртгыт, ос хунь пх хтпа ёт акван-хнтыгпахтгыт, лаль рущ лтӈын патапгыт.
Ам Мордовский государственный университетт мньлат хтпат ханищтым рӯпитгум, тнанылн пс лупса урыл потыртгум, ханищтыянум, щнь лтӈаныл ос культураныл вос вганыл, янытлыяныл, мт мирыт ёт юртыӈыщ вос лгыт.
Св лтӈыт ханищтан кол
Татарстан мныл Ирек Ильдусович Шарипов ёхталас, хум лвыс:
– Татарстан мт 170 мирыт лгыт, ксыӈ тнти лтӈыл потыртгыт. Ам Казань ӯст Мирыт юртыӈыщ лнэ колт пуӈктотгум. Тот 25 тл сыс Воскресный школа рӯпиты, 500 арыгтем гирищит-пыгрищит ханищтахтгыт. Школан ялантан нврамыт 22 лтыӈ ханищтгыт, тн халанылт хинди ос корейский лтӈыг. Тувыл тн тот «Жемчужинки» ансамблит свсыр мирыт ргыт ос йӣквыт ханищтгыт. Нврамыт ёт кркам, мӯтраӈ учителит рӯпитгыт.
Тамат пилыщмаӈ гм порат пуссын янгыщ ищхӣпыӈ ут хосыт ханищтахтасыт. Тувыл сунсв, ты татем рнэ ут лнтэ. Ань акв районт хӯрум мнь пвыл лы, ксыӈ мт школа хунь ӯнттв, ос ищхӣпыӈ ут хосыт нврамыт ханищтаӈкве татем кӯпнит. Тн пуссын юн лгыт кос, ос ты ут хосыт учителяныл ксалыяныл, тн ётаныл потрамгыт.
тил мхумаквет, мн мвн мӯйлуӈкве ёхталн, ам ннанн Мирыт юртыӈыщ лнэ кол суссылтылум. Россия янытыл тамле школа воссыг нмхт тим, туп мн мвт ӯнттувес, ты мгыс номтанув сака ёмасыт.
Анастасия Хоженова Иркутский областьныл ёхталас, тот лнэ мощщаг хультум мир вылтыт потыртас. Камчатский крайныл лум хум Анатолий Сорокин щнь лтӈе ос пс йис лупсаныл урыл потыртас. Ты хум вылтыт мн тах акв хотты газетат хансв.
Мньлат н Лидия Кельчина Ямал мныл ёхталас, лвыс, тн мнанылт мхум щнь лтӈаныл сака янытлыяныл, ты мгыс свсыр проектыт вргыт, пс йис лупсаныл лаль тотыяныл. Людмила Гурьева «Ханты ясаӈ» ос «Лӯим срипос» газетаг врнэ кол, Ольга Норова «Лылыӈ сюм» нврам кол урыл потыртасыг.
Юи-выл лтыӈ Н.Н. Абдуганиев лвыс:
– Ам ань ннан ищхӣпыӈ ут хосыт сака пӯмыщ карта суссылтгум, ты хосыт нӈки, Россиявт мансвит мир лгыт, ксыӈаныл нас лнэ м ньщгыт, тнти лтӈыл потыртгыт. Ищхӣпыӈ утыт лпс ньщв, ты карта тот сунсэлн тах.
Акв-кит лтыӈ «Гордость нации» проект урыл лвгум. Сосса мир мгыс рнэ тлат врнэ хтпат ты проект щпитам мхум ёт акван вос потыртахтгыт, рнэ нпаканыл тув вос ктыяныл. Тот 7 номинация лы, тн халанылт щнь лтыӈ янытлан тла – «За вклад в сохранение и развитие родных языков».
Ань потрув ты оигпи, нн таи вос вглын, Россиявт ксыӈ щнь лтыӈ янытлаве, тав сккон щирыл тармыл-патаве – учителит нтмил ӯргыт те манос рнэ нпакыт тратаӈкве нтуӈкв ри, ксыӈ хтпа нтаве, тав туп щнь лтӈе вос руптытэ, вос янытлытэ ос нвраманэ ёт вос потырты.
Светлана Ромбандеева
Круглый стол по сохранению родных языков
В рамках Всероссийского форума национального единства в Ханты-Мансийске состоялся круглый стол «Технологии сохранения и развития родных языков». С приветственным словом выступил заместитель генерального директора Общероссийской общественно-государственной организации «Ассамблея народов России» Назиржон Насибжонович Абдуганиев:
- Общероссийская общественно-государственная организация «Ассамблея народов России» начала свою работу в мае 2022 года. Председателем организации является Владимир Абдуалиевич Васильев, а генеральным директором – Александр Васильевич Даркович. Для нас очень важно сохранение родных языков нашей многонациональной России.
В России проживают 194 народов и национальностей, используются 277 языков и диалектов, в школах изучаем 81 языков. Наш президент В.В. Путин лично курирует, контролирует этот вопрос, и он всегда с интересом заслушивает все доклады. Один из острых вопросов всегда – это изучение и преподавание родных языков в нашей стране.
Уникальный случай я знаю в республике Татарстан, там есть один интересный район, где изучаются марийский, удмуртский и башкирский языки. В республике очень бережно относятся к родным языкам, уделяют внимание не только татарскому языку, но и языкам других народов, которые там проживают.
В Казани есть замечательный Дом Дружбы народов, где дети изучают разные языки. Там есть очень талантливый молодой человек из Африки, который поёт на татарском языке татарские песни так, что на душе становится хорошо. Он там очень популярный.
Также уникальный субъект России – это Крым, где наравне с русским языком используются крымско-татарский и украинский языки.
Во время нашей беседы прошу обратить внимание на те задачи, которые вы выполняете в субъектах Российской Федерации.
Заместитель директора Департамента образования и науки ХМАО – Югры Инна Владимировна Святченко рассказала о сохранении и развитии языков коренных малочисленных народов, проживающих в Ханты-Мансийском автономном округе:
- Языковая политика в Югре реализуется по направлениям сохранения, изучения и популяризация родных языков в сфере образования и культуры. В Югре приняты две государственные программы в сфере образования КМНС – это развитие образования в Югре и устойчивое развитие КМНС.
В соответствии с региональным законом об образовании одна из основных задач системы образования – это создание условий для изучения в государственных и муниципальных образовательных организациях родных языков, литературы и культуры народов ханты, манси и ненцев, а также иных предметов этнокультурной направленности.
Родной язык у нас изучают в 24 школах, из них в 3 школах как учебный предмет. Количество детей, которые изучают родной язык – 1 565 человек в 8 муниципальных образовательных организациях. Всего детей из числа КМНС до 16 лет – 6 736 человек.
Количество учителей родного языка в школах округа – 36 человек, из них мансийского – 10 человек, хантыйского – 24, ненецкого – 2 человека. Всего педагогов родного языка с учётом воспитателей, учителей и педагогов дополнительного образования – 56 человек.
Все образовательные организации Югры имеют развитую материально-техническую базу для осуществления этнокультурного образования, интерактивные оборудования, национальные костюмы, стенды, современные учебно-методические комплексы.
Ежегодно Департаментом образования и науки совместно с издательством «Просвещения» проводится работа по изданию и направлению в школы округа учебных пособий по родным языкам коренных народов Югры.
В Югре в местах компактного проживания КМНС созданы все условия для воспитания и обучения детей из числа коренных народов Севера дошкольных и общеобразовательных организаций.
С 2020 года реализуется образовательный проект «Стойбищная школа-сад», в рамках которого дети получают дошкольное образование, не выезжая из стойбища. Благодаря данному проекту, цифровое образование стало доступным для детей самых далёких стойбищ Югры, имеющих доступ к широкополосному интернету. В настоящее время в округе функционирует 7 стойбищных садов, в которых занимается 42 ребёнка из 31 семьи от 3 до 7 лет. Проект нужный, важный, педагоги и родители его высоко оценивают.
Доклад кандидата исторических наук Екатерины Алексеевны Аверьяновой из Мордовии назывался «О важности сохранения исторической памяти и национальных языков Мордвы в современных условиях». Она сообщила:
- Все мы, собравшиеся здесь представители разных народов, финно-угорских народов России, несём ответственность не только за судьбу своего народа, но и всей страны. Как показывает мировой опыт, и Российский в том числе, единение общества происходит не по крови, а по истории, общности судьбы. Сохранять язык – это важное направление деятельности финно-угорского народа и народов вообще в целом.
Но нужно ещё сохранить память. Память формирует человека. Когда он теряет её, он перестаёт быть самим собой. То же самое происходит и с обществом, страной и народом. Без истории они утрачивают способность к самоидентификации, самостоятельному существованию.
В региональных учебниках история является важной вещью, так как закладывается основа политического мировосприятия с юных лет. Здесь ошибаться нам точно нельзя. Идею единого учебника впервые выдвинул наш президент В.В. Путин в феврале 2013 года для формирования непротиворечивой и последовательной картины исторического развития страны у подрастающего поколения.
Я являюсь преподавателем историко-социологического института Мордовского государственного университета, также являюсь заместителем директора по молодёжной политике. И именно работа с молодёжью является составляющей моего будущего, моя кандидатская была написана именно по молодёжной политике, и поэтому мне не безразлична судьба национального языка, судьба молодёжи моей республики, потому как мне с ними в будущем работать.
Финно-угры – это примерно 2,4 млн человек, лишь небольшая часть населения России. Сохранение и поддержка родного языка остаётся приоритетным в национальной политике. В республике Мордовия гармонизации национальных отношений выделяется большое внимание, она неоднократно становилась площадкой для обсуждения вопросов сохранения духовности финно-угорских народов.
Заместитель председателя Ассамблеи народов Татарстана, директор учреждения «Дом Дружбы народов Татарстана» Ирек Ильдусович Шарипов рассказал о практиках по изучению родных языков, реализуемых Домом Дружбы народов.
- В республике Татарстан проживают более 170 народов, поэтому тема сохранения родных языков для нас актуальная. У нас в Доме Дружбы народов Татарстана в Казани есть многонациональная Воскресная школа, где дети изучают родные языки. Ассамблеи народов Татарстана в прошлом году исполнилось 30 лет, Дому Дружбы народов столько же, Воскресной школе – 25 лет.
Организаторы Ассамблеи одним из главных направлений своей деятельности считают возможность получать образование, изучать родные языки. Сегодня в Воскресной школе изучается 22 языка. Обучают детей по стандартам, которые существуют в РФ. В школе 6 учебных классов, там занимаются более 500 учеников. Занятия проходят в вечернее время и в выходные дни. Все педагоги имеют дипломы, и главный критерий преподавателя – знание родного языка.
Дети изучают родной язык, историю, занимаются фольклорным направлением. Гордость многонациональной Воскресной школы – это ансамбль «Жемчужинки». Самые талантливые, голосистые дети попадают в этот ансамбль. Артисты поют песни на разных языках. С ними занимаются профессиональные вокалисты, педагоги. Это самый любимый коллектив в Казани, его песни крутятся на популярных радиостанциях.
В Доме Дружбы народов дети ежегодно пишут диктант на 16 языках. Там даже язык хинди преподают, конечно, не так много представителей этого народа, но есть запрос. У нас был год, когда мы выставляли два коммерческих класса по изучению корейского языка, был огромный запрос. Каждый язык, каждое объединение – это семьи.
Есть ещё и летние лагеря, также проводится фестиваль Воскресных школ и школ с этнокультурным компонентом образования, и много других мероприятий, фестивалей. Практически любое событие в жизни страны отражается в деятельности Воскресной школы, будь то Навруз, «Мы любим Кремль» или другие события и праздники.
Во время пандемии мы стали проводить уроки онлайн. Имея педагогов и соответствующую технику, часть уроков проводили онлайн, которые продолжили и после пандемии. Например, в одном из муниципальных районов Татарстана в трёх сёлах проживает мордовское население, и ни в одном из них открыть отдельные мордовские классы сегодня невозможно, но и лишать детей возможности изучения родного языка нельзя. Поэтому онлайн учёба – это выход из сложившейся ситуации, думаю, что это перспективное направление.
Приглашаю вас приехать к нам, посмотреть, как всё это у нас устроено. Мы знаем, что во всей России есть только одна такая школа, и мы этим, конечно, гордимся.
Прослушали ряд докладов с других мест. Анатолий Сорокин, преподаватель Камчатского государственного университета имени Витуса Беринга, рассказал о мультимедийном интерактивном онлайн-проекте по сохранению языков и лингвистического наследия народов Камчатки. Доклад Анастасии Хоженовой назывался «Сохранение языков коренных народов в Иркутской области, а также в Усть-Ордынский Бурятский». Лидия Кельчина представила доклад «Этнокультурные и проектные инициативы в сохранении и продвижении родных языков коренных малочисленных народов Севера Ямала». Журналист газеты «Ханты ясанг» Людмила Гурьева подготовила сообщение на тему «Продвижение родных языков национальными печатными СМИ в просторах сети Интернет». Педагог Ольга Норова рассказала о детском этнокультурно-образовательном центре «Лылынг союм», где преподаются хантыйский и мансийский языки.
Все выступления круглого стола были очень интересными, было много вопросов, добрых пожеланий. В заключении Назиржон Насибжонович показал уникальную карту, где руками мастериц вышиты места проживания народов России, он сказал:
- Я специально для вас сохранил интригу – это карта России, которую нам подарили чувашские коллеги. Вот здесь вы видите – разные территории, как мы на разных языках говорим, так и наша великая Россия, здесь всё показано. Это у нас на сайте есть, можете там посмотреть.
Теперь хочу сказать о замечательном проекте, который называется «Гордость наций». Здесь 7 номинаций. Найдите вашу номинацию «За вклад в сохранение и развитие родных языков». Совсем скоро будет дан старт этой премии. Это единственная такая народная премия, и я очень хочу, чтобы каждый из вас подали свои заявки.
А ещё этот год президентом нашей страны В.В. Путиным объявлен Годом наставника и учителя. Я, как ученик, хочу всех вас поблагодарить за то, что вы проводите бесценную работу со своими учениками. Хочу пожелать каждому из вас, чтобы ваши ученики всегда добивались определённых результатов для того, чтобы вы радовались.
Заканчивая наш круглый стол, заверяю, что все языки России пользуются поддержкой государства. Россия на законодательном уровне гарантирует всем народам, независимо от их численности, равные права на сохранение всестороннего развития родного языка, свободу выбора использования языка общения, признаёт равные права всех языков на всех территориях нашей страны.
Мы, в свою очередь, хотим выразить слова благодарности модератору, кандидату филологических наук Ирине Молдановой и эксперту Назиржону Насибжоновичу Абдуганиеву за работу на круглом столе, за бережное отношение к родному языку, добрые слова и пожелания в адрес участников и гостей мероприятия. Пожелаем им успехов в работе, позитивных эмоций, вдохновения, удачи!
Светлана Ромбандеева