Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Светлана РОМБАНДЕЕВА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • гит ос пыгыт мгсыл рнэ лххал
  • Россияв янытлан хтал
  • Мньщи лтӈыл потрыт хӯнтлн
  • Тнти рӯпатаныл врнэ мхум нтавет
  • Нврамыт ЕГЭ тах хансгыт

Кӯщаит рӯпатаныл - Политика

  • Ӯс мувлахи лнэ вр ӯргалаве
  • гмыӈ мхум мгыс кēлп атаве

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • сунт пвылныл хнтлам хумыг
  • Ам рӯтанум лккарыг рӯпитгыт
  • Ханты мт лнэ мньщи н
  • Турсуе ёл-хансым хӯнтлылӯв
  • Пслыматэ сампыльтлыг мтыс
  • Сӯкыръят тн номавет

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Пйпыӈ па нтнэ н
  • Мщтыр нг-хумыг

Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница

  • Юван Шесталов стиханэ ловиньтн

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)
  • № 9 (1339)
  • № 10 (1340)
  • № 11 (1341)

Вы здесь

Главная » Мщтыр нг-хумыг
  • Мансийский
  • Русский

Мщтыр нг-хумыг

Белоярский район Касум пвылт Тарлин колтгыл лы. Нг-хумыг Зоя Никоновна ос Яков Никифорович сака мщтыр хтпаг, ктыл матыр-ти вруӈкве пуссын хсэг. Хум йӣвныл свсыр рнут ёрги, лувныл  матыр щаӈквыт ври, сс ос сов ёт рӯпиты. кватэ ссныл пат ос свсыр хусапсовыт нты, сакныл хорамыт харты. 

Яков Никифорович Касумт 1967 тлт самын патыс. тятэ Никифор Георгиевич Тарлин совхозт эконо­мистыг рӯпитас. Оматэ Екатерина Николаевна мщтыр н лыс, ктыл маснут ос мт рнэ пормас врыс. 

Хум школа стламе юи-плт армиян ялыс. Касумт св тл Культур­но-антропологический школат мастерыг рӯпи­тас, нврамыт матыр-ти вруӈкве ханищ­тасанэ – пыгри­щит ёт йӣвныл ёргыс, ссныл щаквщис, тувыл ги-пыгыт ханты йӣквыт йӣквуӈкве ос тумраныл ёнгуӈкве ханищтасанэ. 

Яков Никифорович Ӯй йӣквнэ врмаль порат тӯлыглахты, пс йис ргыт рги. Таимгыс тав хоталь-ти акваг ввиньтлаве – ханищтапыт ман сус­сылтапыт лыглан мн яланты, сосса мир ёт хнтхатыглы, потрами, мхум ханищты, такви ханищтахты. 

Хум потре 

Хум китыгласлум, мщтырлаӈкве аман хт ханищтахтас, тав тох лвыс:

– Мщтыр мхум халт яныгмасум, мньтгыл суссум, хум хтпат хумус ёргащлахтгыт, щаквщгыт. Тох лщал-лщал ханищтахтасум, матыр-ти вруӈкве хсуӈкв патсум. Хунь яныгхтпат нтап вр­сыт, тай ёмащакв сус­сум. Луввыл пригыт, рнэ палыттемыг сар­тыяныл, тув хорамыт ёрггыт – прнапосыт, свыр паль, йӣвтов ос мт хотты хорамыл в­рияныл. 

Ам ань тамле нтап врнэм лы-плт пс нтапыт сунсыглыянум, хумус тн врыг­лав­сыт, ханищтыянум. Ханты н, историчес­кий наукат кандидат хтпа Татьяна Александ­ровна Молданова нпаканэ ловиньтыянум, хурит сунсыглгум, тувыл ущ вылтахтгум нтап вруӈкве. 

– Акв нтап манах хтал вргын?

– Кит сттем вр­гум, мньнувег лмумт тай тыгыл моляхнув врсум. Хунь школат яныг классытт ханищ­тахтасум, Кислоры п­вылн ялантлсум, тот тям кве лыс Анна Степановна Гоголева. Тот св матыр мщтыр­ласув, ханищтахтасув, нтап щпитасув. ква св мйт, пс потыр вс, акваг мйтыглас. 

Касумт Нина Мака­ро­вна Каксина к­вум тав ныпе ханты мйт св мйтыглас, ргыс. Мн, мньлат мхум – гит-пыгыт, ак­ван-атхатв, ква палт минв, тав колт мйт хӯнтлым ткотиль мус та ӯнлв. Тувыл ква нх-лли, лви: «лаль холытан ущ мйтв».

Ам хунь армият лу­сытасум, Кавказ мныл пыгыт ёхтысыт, тнти халанылт щнь лтӈыл татем потыртгыт. Мн, ханты пыгрищит, щг­тым лвв, мн с щнь лтыӈ вгув, халувт с ханты лтӈыл потыртаӈкве патсув. Тнт ам номылматсум, матъ­ёмас амти лтӈум вглум. 

кватэ потре

Яков Никифорович Зоя кватнтыл хӯрум пыг янмалтасыг. Н тох потыртас:

– Пыганмн пуссын мщтырлгыт. Яныг пыгмн Максим Касумт нй харыгтан мт рӯ­питы. Гошамн акваг тятэ ёт матыр ври, щаквщи. Тав тай кр­кам пыг – юв щалты, кол­сори рӯпата ври, т­нут пйты, кон-квлы - тятэ ёт матыр мщтырлы. Питипатта пыгмн Гришамн Ханты-Мансийск ӯст ЮГУт ханищтахты. 

Зоя Никоновна Тк пвылт самын патыс, тот яныгмас. Школа ст­ламе юи-плт пед­училищат ханищтах­тас, садикт воспитате­лиг рӯпитас. Ссныл пат ос хусапсовыт нты, хорамыл щурты­янэ. Н лви, йкатн акваг нтаве, сс ман ӯль­па тр ри те, врныл тотаве. Аквъёт матыр врг, щаквщг.

Светлана РОМБАНДЕЕВА

Хантыйский мастер и жена рукодельница

В селе Казым Белоярского района проживает «Народный мастер России» Яков Никифорович Тарлин. Почётное звание ему было присвоено в 2006 году. Мастер работает по дереву, железу, кости, бересте. Супруга его Зоя Никоновна также занимается рукоделием – из бересты мастерит традиционные хантыйские люльки и коробочки, шьёт платья с узорами, плетёт из бисера.

 

Яков Никифорович родился в 1967 году в селе Казым. Отец его Никифор Георгиевич Тарлин работал в совхозе «Казымский» главным экономистом. Мама Екатерина Николаевна имела звание «Народного мастера России» по декоративно-прикладному искусству народов ханты.

 

Яков Никифорович окончил Казымскую среднюю школу, работал в совхозе рабочим. В 1986 году был призван в армию. После службы продолжил трудиться в совхозе. С 1993 по 1996 годы работал мастером в Казымской культурно-антропологической школе.

 

Для детей Яков Никифорович стал настоящим наставником и другом – с ними мастерил, строгал, рисовал, играл. К тому времени он уже женился, у самого родились дети. Мастер обучает молодёжь игре на тумране, нарсъюхе, хантыйским танцам. Принимает активное участие в «Медвежьих игрищах», показывает сценки, поёт, танцует.

 

При встрече с Яковом Никифоровичем, я поинтересовалась, где он научился игре на музыкальных инструментах, изготавливать пояс и другие предметы. Мастер сказал:

 

- Специально я нигде не учился. С детства видел, как старшие работают. Если хочешь чему-то научиться, надо просто начать делать. Главное, начать, и всё получится. Всё что нужно по хозяйству, для охоты и рыбалки, я могу сделать своими руками. Изготавливаю традиционные ножи. У меня от отца три ножа осталось, все они старше меня, на них даже ручки сточились. До сих пор с ними работаю. Когда делаю пояс, изучаю старинные пояса, смотрю, как их изготавливали. Читаю книги, просматриваю труды кандидата исторических наук Татьяны Александровны Молдановой.

 

В старину наши ханты на пояс делали простейшие элементы, это мы потом ввели сложные узоры. Делали ромбики, заячье ушко, веточки берёзовые. На пояс также делали наконечник стрелы – для мужчины он является священным оружием, и крест. Такие вещи у стариков видел, смотрел, как они их выпиливали. Все рисунки выполняли вручную. А теперь у нас есть точильный камень, круг шлифовальный.

 

 

- Как долго изготавливаете такой пояс?

 

- Пояс делаю в среднем где-то две недели, раньше быстрее работал. Такие вещи у меня сын Гоша делает. Я рос в традиционной хантыйской семье, и в селе проживает много наших ханты, видел, кто чем занимался, как мастерили.

 

С детства слышал родной язык. В Кислорах жила тётя моего отца – Анна Степановна Гоголева. Она много сказок знала, всегда рассказывала. В Казыме у тёти Нины Макаровны Каксиной свекровь тоже рассказывала сказки, легенды, песни пела. Мы, тогда молодёжь – парни и девчонки, соберёмся вместе, пойдём к бабушке, просим рассказать нам сказку. Сидим у неё весь вечер, она рассказывает, слушаем. Потом встанет, говорит: «Завтра приходите, будем дальше рассказывать».

 

Когда я служил в армии, привезли молодых парней из Кавказа, все они между собой на родном языке говорили. А нас из Казыма четверо ханты было, двое с Ванзевата. Мы говорим, что тоже знаем свой родной язык, стали разговаривать по-хантыйски. Помню, так легко было на душе. Тогда я стал думать, хорошо, что знаю свой родной язык, стал осознавать, кто я такой по жизни. Я – ханты, человек.

 

Меня часто приглашают на семинары, выставки, когда есть время, езжу. Отрадно, что есть такое прекрасное место, как музей Торум Маа в Ханты-Мансийске. Там всегда большая насыщенность, и мастерами, и учениками. С годами там много наработано, на территории музея каждый свои вещи делает. Всегда стараюсь туда попасть.

 

 

Яков Никифорович с женой Зоей вырастили трёх сыновей. Супруга сказала:

 

- Сыновья наши все мастерят. Мы их не заставляем, конечно. Старший Максим в пожарной части работает в Казыме. Гоша всегда с отцом что-то делает, у него всё в руках спорится. Он дома даже готовит. Младший Гриша учится в ЮГУ в Ханты-Мансийске. Когда приезжает домой, садится возле отца и всегда что-нибудь делает. Все вместе ездят на охоту, рыбалку.

 

Зоя Никоновна родилась и выросла в селе Теги Берёзовского района. После школы поступила в Ханты-Мансийское педучилище, работала воспитателем в детском саду. Мастерица шьёт берестяные люльки и коробочки, хантыйские платья, работает с мехом. Говорит, когда шьёт, муж всегда помогает – и построгает, и пришьёт, и корень кедра принесёт из лесу.

 

Семье Якова Никифоровича и Зои Никоновны желаем всего самого доброго, успехов, счастья! Пусть Духи-покровители хранят их и оберегают.

 

Светлана РОМБАНДЕЕВА

Рубрика: 
Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
Номер Луима сэрипос: 
№ 12 (1222)
25.06.2020

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Главный редактор:
Алексеева Н. Г.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 500)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика