Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Галина КОНДИНА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Слы ӯрнэ мхум нтуӈкв патавет
  • Ищхӣпыӈ утыл мв сунсыглаве
  • Сосса гит-пыгыт ханищтахтуӈкве ӯравет
  • Ксыӈ туве мт пвыл нврамыт рӯпитгыт

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Лӯсум мньщит палт ялсӯв
  • с мньщи нкве савалапыг яныгмас
  • Врт лнэ мхум врмаляныл

Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события

  • Пс рущ лупса Половинка пвылт суссылтаве
  • Лӯим мир мйтыт хурин пслыянэ

Нврамыт мгсыл - Детская страничка

  • Сыстам, нтнэ вркве ӯргалаве
  • рнэ мщтырлан врмаль
  • Пс хольт щаквщуӈкве ханищтавсыт
  • Пӯмыщ накыт тра-паттысыт

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)
  • № 9 (1339)
  • № 10 (1340)
  • № 11 (1341)
  • № 12 (1342)
  • № 13 (1343)
  • № 14 (1344)
  • № 15 (1345)
  • № 16 (1346)
  • № 17 (1347)
  • № 18 (1348)
  • № 19 (1349)
  • № 20 (1350)
  • № 21 (1351)
  • № 22 (1352)
  • № 23 (1353)

Вы здесь

Главная » Пс рущ лупса Половинка пвылт суссылтаве
  • Мансийский
  • Русский

Пс рущ лупса Половинка пвылт суссылтаве

Хнтаӈ район Половинка пвылт мньщи ос рущ культура суссылтан Учинский краеведческий музей рӯпиты, таве хуньт Анатолий Николаевич Хомяков вруӈкве патыстэ. Ань ос тот тав рӯтанэ рӯпитгыт ос лаль свсыр колыт ӯнттгыт, пвлыӈ хтпатныл пс пормасыт атгыт. 

йттур тпост мн щмьявтыл та музейн ялсӯв, Татьяна Хомякова рущ кол урыл потыртас, кол тӣвырт лнэ порма­сыт мнавн суссылтас:

– Ты пс щирыл ӯнттым рущ кол мт мт ӯнлыс, мн музейт рӯпитан хт­панув ёт грант-олн мг­сыл проект хансыгласӯв ос ты кол музей канын тотнэ мгсыл олныл май­весӯв. Ты ляпат йильпи мисколыл ос лувколыл ӯнттувесӯв. 

Ты кол нила щёс мт мт ӯнтталавес – влт тав Ингата пвылт ӯнт­тувес, тувыл мат палыт лвес ос хот-лсталавес, Кисарь пвылн тотым, та пвылт мат палыт ӯнлыс, ос Ёлушкино пвылн тотым. Та пвылт школаг ньщим, нврамыт ос яныгхт­пат тот ханищты­мат. Мн тыт кол норанув онтсыл кумыска сйт хурит акван-атсанӯв, акв пēс хурит Ёлушкино пвылт нврамыт ты кол висӯн­тыт аквъёт пс­лым л­гыт, тнт тот ты ха­нищтавсыт. 

Колн юв щалтнэ выл колнтак тыт хоса пасан ӯнлы, колнак пгленув колсмт нумын тыт ты норма, ты нормат мн хӯрум трум тӯщтысӯв. Котильт лнэ трум «Воскрешение Христа» лваве. Таве мнавн  пвлыӈ мхум тотсаныл. Мн тисхатуӈкве патсӯв, хотьют колт ты трум щвес ос матыр-ти тав уртыл титыглаӈкве. 

Насати Ёлушкино пвылт ялпыӈкол лум, хунь Советский власть ёхтыс, ялпыӈколыт пуссын лап-пантуӈкве патвсыт, хот-куритаӈкве, ос трмыт хот ул вос сакватавсыт, пӯпйкат тнаныл ёхта­лан хтпатын лкква-урт­саныл, ты трум Ольга Ивановна Мостовых вимтэ. 

Тувыл та н Ёлушкино пвылныл тыг Половин­кан внт­лум, выл лмыг­там колт ко­ла­лат хуль­туптаме. Хумус хӯрыг тӣвырн мнигтам­тэ, тот хультум. Ётыл тав аквты пвлувт мт колын внт­лум ос матрыг трме тот та хуль­туптамтэ. Тав юи-плт лмыгтам щмья ты трум 1982 тлт хнт­саныл ос ӯргалым щса­ныл, ань музейн тотсаныл.

Ты трум тит плыгт «Николай Чудотворец» (Микол трум) ос «икона Божьей матери» (Щнь трум) лг, тнатн ос тыт лнэ мхум музеювн тотсаныл. Тох ты пс по­рат мхум коланылт тр­ма­ныл щсаныл, тувле пйкщасыт, пр­напос пинсыт. Мн ань нвра­мытын ты урыл потыртв, вос вганыл. 

Колнорыт онтсыл ху­рит тагатасӯв, пс порат ксыӈ колт тох хурит врим лсыт. Ань мн тнаныл пвлыт щирыл акван-ат­санӯв. Тыт Учинья пвыл мхум, ты ти ань лнэ пвлув, мт мт, тыгыл врыста арыгтмт Учинья  втат тамле пвыл ӯнлыс. Та пвыл мньщи щирыл Ушъя лввес, рущ лтӈын те толмащлаӈкве – «мнь ». 

Семен Ремезов, пс йис порат т нпакн пслам хум, пс картатт 1701 тлт та пвыл тох хан­сым лыс – Учинские юрты. Мт хурит ос тамле пв­ланыл: Силава, Тап, Пихтовка, Половинка. Половинка сртын тыт ат лыс, тав тыгыл онто­лов­хуйплов врыстат Конда  хосыт мт мт ӯнлыс. Ксыӈ пвлыныл лум мхум мн акван-атса­нӯв.

лаль титыт колнакув мн «светёлка» лвилӯв, тыт свсыр пормасыт ньщв, смварыт, ргыт хӯнтлан граммофон, теле­визор, маснут састумыг вотнэ утюк, шкапыт, п­рина пӯтыскаӈ, нортнэ трыӈ тгыл. 

Тыт тамле ты «Зингер» нампа нсхатнэ мшина ӯнлы, таве мн ома­мн­тыл тыг мислумн. Хуньт ам яныг ащйкам Иван Климентьевич Иванов яныг анквамн Сусанна Григорьевна Иванован мӯйлуптастэ. Ос хунь ам анквам хум врыс, ты мшинка тавн мӯйлуптавес. Анквам ат нврам ньщас, тав щмьятн свсыр маснут такви нтыс. Ты коныпал мхум тавн маснут н­тылтасыт, тох тав олн слыс. Лвгыт, нсхатнэ мшина ньщам хтпа щёлыӈыг лыс.

Ётыл ты нсхатнэ мшина ат омам ньщи­стэ, тувыл мн аквъёт номсахтумамн юи-плт музейн мислумн. Тав­тыл тох тай иӈ нсхатуӈ­кве рōви. Матыр щаӈк­ванэ пуссын лгыт ос ёмщакв рӯпитгыт. 

– Татьяна Владими­ровна, ос тыт матырмат хащтл ут ксаласум, ты маныр?

– Ты «лучинный све­тиль­ник» манос «светец» лваве. Тав ёлытэ йӣвыл врима та йӣвн сома ощща тр ртым лы, тр нуми влэ нила лгыл ньщи, та трт халн ощща прт лмт манос йӣв­выл пинаве ос плам­таве, йӣввыл «лучина» лваве. Тамле св йӣв­выл ёргащлаве, ксыӈ н колт св спаслым ньщас. Таве ксыӈ мт пн­туӈкве рыс, нй ул вос харыглы. Тамле лучинал коланылт посыӈ лыс, таве лампа пнтсыл щ­саныл. Ос хунь лмпат тыналаӈкве патвсыт, тамле нй воссыг ат пламтавес. 

– Ос ты колнакыл ёмаспал нупыл колнак хумус лвилын?

–Ты ханищтан хтпа тав лум колнаке. Пс порат тыг свсыр рӯпи­тан мхум ёхталасыт ос нврамыт ханищтан хт­па сака янытлавес. Тав мир хан­суӈкве ос нпак ло­ви­ньтаӈкве ханищта­санэ. Ксыӈ колт нас колнак щпи­тым лыс, тот ханищтан хтпа ёмщакв луӈкве вос врмыс. Тыт тетрадит, учебникыт, ловиньтан нпакыт, хас­нэйӣвыт, краскат ос мт свсыр рнутыт ёхталан мӯй хтпатын суссылтв. 

– Тыт кол котильт яныг тирпащкур ӯнлы, таве ос щар пс хольт, улпыл, врыслн?

– Кӯр щар пс хольт врим лы. Таве мн пвлыӈ хтпав тирпащил пиныстэ. Тох ты пс порат рущ колт щмьят лсыт. Нумын хуйнэ пл лы, тот матум хтпат ос нврамыт хуясыт. Кӯр алат тнут пйтвес, кӯр тӣвырт нянь врвес. Ань таве ёмщакв варвес, мн нврамыт ёт тыт свсыр атыӈ булоч­кат, ватрушкат врв, кӯрн ӯнттыгплыянӯв ос ннянув та стгыт. 

Нврамыт ёт мастер-класс врыглв, тнаныл ханищтыянӯв, мнти в­лт ннь тлыгтв, таӈрв, тувыл кӯрн ӯнттыянӯв. стынныл юи-плт тнти врум нняныл ёт щил айтыянӯв. Нврамыт мн палтув ёхталаӈкве сака ксащгыт, тнанылн тыт пӯмыщ. 

– Кон пвылкант тит йильпи колыг ӯнлг, ты манырсыр колыг? 

– Ты мн лувкол ос мискол ӯнттысӯв. Мньнув колт мис щнэ кол, тыт мн мньмис ос пӯрщ щнэ колсм пртыл лап-врыслув. Щар аквтуп сль мис щнэ хольт. Ты яныгнув колт лув щнэ, пум пиннэ ос суныт, тле­кит ӯнттын колыг варвес. 

Ты мис, лув, мньмис ос пӯрыщ хурит мн лыл ёвтсӯв. Тн мт мныл, яныг ӯсныл яныг мши­нал тыг тотвсыт. Лув ос мис щар сль таянытыл врим лг. Хотьют мис­колн юв ӈкваты, пуссын хот-рохтгыт, аквтуп щар лылыӈ мис тыт лли. Нв­рамыт тыитыл сака пӯм­щалахтгыт, мовиньтгыт, влт мощ хот-рохтгыт ос ётыл та вотгащлыяныл. 

Лувув «Буян» лвилӯв, рттам щар сль лылыӈ лув ньщв. Ты ӯйхуланув пхат мхум пслахтуӈ­кве ксащгыт, тнанылн тыи пӯмщиг лы. 

Ос пвылканув котильт вит мартан колодец врсӯв. Пс порат мхум тыщир ты лсыт, ксыӈ щмья тнти вит мартан кусап щсыт, вит тувыл тотсыт. Ань тай туп музейт ньщв, воссыг нмхт тамле ут тим, нврамыт тыг сунсым вос вганыл. 

Татьяна Владимиров­на лвыс, рущ культура урыл врум выставканыл, ӯнттум коланыл мгсыл грант-олныл майвсыт, ты олнытыл тн норыт, пртыт ёвтсыт, мт рнут висыт ос рӯпата мгсыл ойтхатсыт. 

Учинский музейт рӯпи­тан хтпатын мн пӯма­щипа лтыӈ лвв, ос аквтох кркамыг лаль вос рӯпитгыт.  

Галина КОНДИНА

Старинная русская усадьба в селе Половинка

В Учинском историко-этнографическиом музее села Половинка на средства Президентского гранта и гранта губернатора Югры успешно реализовывается проект по воссозданию русской избы прошлого века и придомовой территории. Создатель этого музея известный в округе человек Анатолий Николаевич Хомяков, чьё имя носит данный культурный объект. 

О новой экспозиции, а точнее о русской избе нам рассказала методист музея Татьяна Хомякова. 

–  Дом, в котором мы находимся, перевозился четыре раза. Сначала этот дом был срублен на Ингате, потом перевезён в Кисарь, с Кисаря в Ёлушкино. А в Ёлушкино он уже не жилым домом был, а четырёхлетней школой. На стенах этого дома мы поместили рамки со старыми фотографиями, на одной из них на фоне этого дома дети Ёлушкинской четырёхлетней школы.

При входе в дом в первой комнате находится божница в виде полочки, эта комната считалась самой чистой и важной частью русского дома. На божнице находятся иконы, они имеют важное историческое значение для нас. Центральная икона Воскрешение Христа была найдена в 1982 году на чердаке старого дома. Когда мы готовились к конференции «Цехновские чтения», участвовали в фестивале музеев, тогда стали проводить научно-исследовательскую работу по истории этой иконы, откуда она появилась и т.д. И выяснилось, что оказывается эта икона не местная, она была привезена из деревни Ёлушкино с церкви, которая там когда-то была. Это низовье реки Конды. В этой деревне была церковь, и видимо в годы советской власти, когда эту церковь закрывали, чтобы иконы не пропали, их стали раздавать прихожанам. Одна из прихожанок Ольга Ивановна Мостовых взяла эту икону себе, возможно на сохранение, возможно ещё по каким-то причинам. И при переезде из Ёлушкино в Половинку она забрала с собой, но только нам не известно, почему она оставила её на чердаке того дома, где вначале жила. Она из этого дома переезжала в другие дома нашей деревни ещё несколько раз, а её там оставила, завернула в холщовый мешок. Может быть, забыла, может ещё по другой причине оставила. А эта икона так и осталась на чердаке того дома.  Новые жильцы, когда туда в 1982 году переехали, нашли икону и бережно хранили. 

Рядом с ней на божнице теперь ещё две очень старинные иконы, их принесли местные жители, подарили, но не знают историю их появления. С одной стороны, икона Николая Чудотворца, на Конде больше всего почитали именно Николая Чудотворца, а с другой стороны икона Божьей матери.  

На стенах в рамке мы поместили фотографии жителей исчезнувших деревень, здесь, например, размещены жители деревни Учинья. Она находилась в полутора километрах от нашего посёлка, на берегу реки Учинья. Это мансийская деревня, она называлась Ушья, то есть в переводе с мансийского языка «маленькая речка». В карте Семёна Ремезова 1701 года эта деревня значится как Учинские юрты. А потом на русский манер её стали называть Учинья. 

Собрали и других жителей деревень Силава, Тап, Пихтовка, Половинка, не этой Половинки, а старой Половинки, она находилась в 19 километрах вниз по реке Конде. В каждой рамке находятся фотографии жителей одной деревни.

Здесь в следующей части дома комната называется светёлка, тут много окон, самая светлая часть дома. Здесь немного другой интерьер. Предметы послевоенного периода. Тут предметы быта, разная мебель, которую делали вручную местные мастера-плотники. Тут граммофон, телевизор, самовары, утюги, юрки с деревянными нитками, салфетки ручной работы и многое другое. 

Хочу вам показать очень интересный исторический предмет - машинка фирмы Зингер, она с ножным приводом. Там стоит гравировка 1862 год, это семейная реликвия нашей семьи. Она когда-то принадлежала моей прабабушке Ивановой Сусанне Григорьевне. Ей привёз мой прадед Иванов Иван Климентьевич, он подарил ей швейную машинку, а потом, когда моя бабушка замуж выходила, на день свадьбы семья подарила её моей бабушке. У моей бабушки было пятеро детей, она обшивала всю семью, очень любила эту машинку. Машинка находится в рабочем состоянии. Потом машинка досталась моей маме. И мы с мамой решили, что она достойным образом украсит наш русский дом. В то время, у кого была швейная машинка, считались богатыми людьми, она приносила большой доход их владельцам. 

Дальше вам покажу лучинный светильник, или его называют светец. Снизу небольшая деревянная подставка, на неё вставлена металлическая деталь с четырьмя спицами, между ними вставляется сосновая лучина, тонкая палочка. Она быстро горит, пламя от неё большое. Лучины часто меняли, у хозяйки их всегда было много заготовлено, чтобы в избе всегда было светло. 

Тут находятся лапти, их плели русские, манси лаптей-то не плели, у них была своя хорошая обувь. 

– Татьяна Владимировна, а следующая, третья комната как называется? Что здесь хранится?

– Следующую часть дома мы оформили в кабинет учителя. Манси в то время не имели образования, письменность у коренных народов появилась в 1931 году. В деревню разные специалисты приезжали работать, но учителя были особо востребованы. И взрослые, и дети читать и писать не умели. В домах выделяли отдельную комнату для нужд новых поселенцев, для учителя, который здесь жил и учил население, вечерами проводил ликбезы. 

В комнате находятся ученические принадлежности, тетради, карандаши, сухие краски, учебники, книжки. Здесь в фоторамке поместили фотографии детей Ёлушинской четырёхлетней школы на фоне этого дома, который сейчас в музее. Раннее я говорила, что его перевозили четыре раза. Изначально был срублен на Ингате, потом перевезли в деревню Кисарь, с Кисаря в Ёлушкино, а там уже не жилой дом, а школа четырёхлетка. И вот эти фотографии, явное доказательство, что в этом доме была школа. Здесь находятся мои любимые предметы, это тетрадь мальчика первого класса, записи в феврале месяце, она написана чернильной ручкой, а какой красивый почерк и как грамотно пишет ребёнок. Он в первом классе, а уже как хорошо писал, как прекрасно владел письменностью.  

Благодаря неравнодушным, инициативным кондинцам мы собрали много предметов, до сих пор ведётся работа по установке предметов на учёт.   

– В середине избы находится печь, она действующая? 

– Да эту печь мы зимой топим, в ней мы печём с детьми булочки, ватрушки. Она сделана мастером нашей деревни, именно такие были в старину. Наверху находится спальное место, там обычно спали пожилые люди и дети. На печи готовили пищу, а в печи пекли хлеб, пироги и всё остальное. 

Сейчас мы с детьми проводим мастер-классы, сами ставим тесто, делаем булочки, ставим в печь, испечем, и дети с удовольствием пьют чай. 

– На улице у вас тоже имеются постройки, расскажите, пожалуйста, о них.

– Во дворе этого дома находятся две новые постройки это коровник и конюшня. Конюшня разделена на несколько частей – слева в помещении хранится сено, потом в середине без двери, там ставятся сани и телеги, а в правой стороне стойло для лошадей. Как раз тут у нас находится макет коня в натуральную величину. 

В коровнике макет коровы, телёнка и поросёнка, они тоже по размеру настоящих животных. Люди, заглядывая в это помещение, вначале пугаются, настолько натурально выглядит корова. Коровник разделён перегородками для телёнка и поросёнка. 

Сейчас даже в деревнях очень мало животных держат, поэтому нужно детям обязательно показывать, как их содержат, какие для этого постройки имели наши предки. А в середине двора нам построили настоящий старинный колодец с журавлём. Это тоже интересное построение, взрослые им тоже интересуются. 

Татьяна Владимировна Хомякова провела нам очень интересную и полезную экскурсию, мы благодарим всех сотрудников музея, от души желаем им дальнейшего процветания, новых идей и вдохновения!

Галина КОНДИНА

Рубрика: 
Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
Номер Луима сэрипос: 
№ 14 (1320)
25.07.2024

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика