- Мансийский
- Русский
Пс рущ лупса Половинка пвылт суссылтаве
Хнтаӈ район Половинка пвылт мньщи ос рущ культура суссылтан Учинский краеведческий музей рӯпиты, таве хуньт Анатолий Николаевич Хомяков вруӈкве патыстэ. Ань ос тот тав рӯтанэ рӯпитгыт ос лаль свсыр колыт ӯнттгыт, пвлыӈ хтпатныл пс пормасыт атгыт.
йттур тпост мн щмьявтыл та музейн ялсӯв, Татьяна Хомякова рущ кол урыл потыртас, кол тӣвырт лнэ пормасыт мнавн суссылтас:
– Ты пс щирыл ӯнттым рущ кол мт мт ӯнлыс, мн музейт рӯпитан хтпанув ёт грант-олн мгсыл проект хансыгласӯв ос ты кол музей канын тотнэ мгсыл олныл майвесӯв. Ты ляпат йильпи мисколыл ос лувколыл ӯнттувесӯв.
Ты кол нила щёс мт мт ӯнтталавес – влт тав Ингата пвылт ӯнттувес, тувыл мат палыт лвес ос хот-лсталавес, Кисарь пвылн тотым, та пвылт мат палыт ӯнлыс, ос Ёлушкино пвылн тотым. Та пвылт школаг ньщим, нврамыт ос яныгхтпат тот ханищтымат. Мн тыт кол норанув онтсыл кумыска сйт хурит акван-атсанӯв, акв пēс хурит Ёлушкино пвылт нврамыт ты кол висӯнтыт аквъёт пслым лгыт, тнт тот ты ханищтавсыт.
Колн юв щалтнэ выл колнтак тыт хоса пасан ӯнлы, колнак пгленув колсмт нумын тыт ты норма, ты нормат мн хӯрум трум тӯщтысӯв. Котильт лнэ трум «Воскрешение Христа» лваве. Таве мнавн пвлыӈ мхум тотсаныл. Мн тисхатуӈкве патсӯв, хотьют колт ты трум щвес ос матыр-ти тав уртыл титыглаӈкве.
Насати Ёлушкино пвылт ялпыӈкол лум, хунь Советский власть ёхтыс, ялпыӈколыт пуссын лап-пантуӈкве патвсыт, хот-куритаӈкве, ос трмыт хот ул вос сакватавсыт, пӯпйкат тнаныл ёхталан хтпатын лкква-уртсаныл, ты трум Ольга Ивановна Мостовых вимтэ.
Тувыл та н Ёлушкино пвылныл тыг Половинкан внтлум, выл лмыгтам колт колалат хультуптаме. Хумус хӯрыг тӣвырн мнигтамтэ, тот хультум. Ётыл тав аквты пвлувт мт колын внтлум ос матрыг трме тот та хультуптамтэ. Тав юи-плт лмыгтам щмья ты трум 1982 тлт хнтсаныл ос ӯргалым щсаныл, ань музейн тотсаныл.
Ты трум тит плыгт «Николай Чудотворец» (Микол трум) ос «икона Божьей матери» (Щнь трум) лг, тнатн ос тыт лнэ мхум музеювн тотсаныл. Тох ты пс порат мхум коланылт трманыл щсаныл, тувле пйкщасыт, прнапос пинсыт. Мн ань нврамытын ты урыл потыртв, вос вганыл.
Колнорыт онтсыл хурит тагатасӯв, пс порат ксыӈ колт тох хурит врим лсыт. Ань мн тнаныл пвлыт щирыл акван-атсанӯв. Тыт Учинья пвыл мхум, ты ти ань лнэ пвлув, мт мт, тыгыл врыста арыгтмт Учинья втат тамле пвыл ӯнлыс. Та пвыл мньщи щирыл Ушъя лввес, рущ лтӈын те толмащлаӈкве – «мнь ».
Семен Ремезов, пс йис порат т нпакн пслам хум, пс картатт 1701 тлт та пвыл тох хансым лыс – Учинские юрты. Мт хурит ос тамле пвланыл: Силава, Тап, Пихтовка, Половинка. Половинка сртын тыт ат лыс, тав тыгыл онтоловхуйплов врыстат Конда хосыт мт мт ӯнлыс. Ксыӈ пвлыныл лум мхум мн акван-атсанӯв.
лаль титыт колнакув мн «светёлка» лвилӯв, тыт свсыр пормасыт ньщв, смварыт, ргыт хӯнтлан граммофон, телевизор, маснут састумыг вотнэ утюк, шкапыт, прина пӯтыскаӈ, нортнэ трыӈ тгыл.
Тыт тамле ты «Зингер» нампа нсхатнэ мшина ӯнлы, таве мн омамнтыл тыг мислумн. Хуньт ам яныг ащйкам Иван Климентьевич Иванов яныг анквамн Сусанна Григорьевна Иванован мӯйлуптастэ. Ос хунь ам анквам хум врыс, ты мшинка тавн мӯйлуптавес. Анквам ат нврам ньщас, тав щмьятн свсыр маснут такви нтыс. Ты коныпал мхум тавн маснут нтылтасыт, тох тав олн слыс. Лвгыт, нсхатнэ мшина ньщам хтпа щёлыӈыг лыс.
Ётыл ты нсхатнэ мшина ат омам ньщистэ, тувыл мн аквъёт номсахтумамн юи-плт музейн мислумн. Тавтыл тох тай иӈ нсхатуӈкве рōви. Матыр щаӈкванэ пуссын лгыт ос ёмщакв рӯпитгыт.
– Татьяна Владимировна, ос тыт матырмат хащтл ут ксаласум, ты маныр?
– Ты «лучинный светильник» манос «светец» лваве. Тав ёлытэ йӣвыл врима та йӣвн сома ощща тр ртым лы, тр нуми влэ нила лгыл ньщи, та трт халн ощща прт лмт манос йӣввыл пинаве ос пламтаве, йӣввыл «лучина» лваве. Тамле св йӣввыл ёргащлаве, ксыӈ н колт св спаслым ньщас. Таве ксыӈ мт пнтуӈкве рыс, нй ул вос харыглы. Тамле лучинал коланылт посыӈ лыс, таве лампа пнтсыл щсаныл. Ос хунь лмпат тыналаӈкве патвсыт, тамле нй воссыг ат пламтавес.
– Ос ты колнакыл ёмаспал нупыл колнак хумус лвилын?
–Ты ханищтан хтпа тав лум колнаке. Пс порат тыг свсыр рӯпитан мхум ёхталасыт ос нврамыт ханищтан хтпа сака янытлавес. Тав мир хансуӈкве ос нпак ловиньтаӈкве ханищтасанэ. Ксыӈ колт нас колнак щпитым лыс, тот ханищтан хтпа ёмщакв луӈкве вос врмыс. Тыт тетрадит, учебникыт, ловиньтан нпакыт, хаснэйӣвыт, краскат ос мт свсыр рнутыт ёхталан мӯй хтпатын суссылтв.
– Тыт кол котильт яныг тирпащкур ӯнлы, таве ос щар пс хольт, улпыл, врыслн?
– Кӯр щар пс хольт врим лы. Таве мн пвлыӈ хтпав тирпащил пиныстэ. Тох ты пс порат рущ колт щмьят лсыт. Нумын хуйнэ пл лы, тот матум хтпат ос нврамыт хуясыт. Кӯр алат тнут пйтвес, кӯр тӣвырт нянь врвес. Ань таве ёмщакв варвес, мн нврамыт ёт тыт свсыр атыӈ булочкат, ватрушкат врв, кӯрн ӯнттыгплыянӯв ос ннянув та стгыт.
Нврамыт ёт мастер-класс врыглв, тнаныл ханищтыянӯв, мнти влт ннь тлыгтв, таӈрв, тувыл кӯрн ӯнттыянӯв. стынныл юи-плт тнти врум нняныл ёт щил айтыянӯв. Нврамыт мн палтув ёхталаӈкве сака ксащгыт, тнанылн тыт пӯмыщ.
– Кон пвылкант тит йильпи колыг ӯнлг, ты манырсыр колыг?
– Ты мн лувкол ос мискол ӯнттысӯв. Мньнув колт мис щнэ кол, тыт мн мньмис ос пӯрщ щнэ колсм пртыл лап-врыслув. Щар аквтуп сль мис щнэ хольт. Ты яныгнув колт лув щнэ, пум пиннэ ос суныт, тлекит ӯнттын колыг варвес.
Ты мис, лув, мньмис ос пӯрыщ хурит мн лыл ёвтсӯв. Тн мт мныл, яныг ӯсныл яныг мшинал тыг тотвсыт. Лув ос мис щар сль таянытыл врим лг. Хотьют мисколн юв ӈкваты, пуссын хот-рохтгыт, аквтуп щар лылыӈ мис тыт лли. Нврамыт тыитыл сака пӯмщалахтгыт, мовиньтгыт, влт мощ хот-рохтгыт ос ётыл та вотгащлыяныл.
Лувув «Буян» лвилӯв, рттам щар сль лылыӈ лув ньщв. Ты ӯйхуланув пхат мхум пслахтуӈкве ксащгыт, тнанылн тыи пӯмщиг лы.
Ос пвылканув котильт вит мартан колодец врсӯв. Пс порат мхум тыщир ты лсыт, ксыӈ щмья тнти вит мартан кусап щсыт, вит тувыл тотсыт. Ань тай туп музейт ньщв, воссыг нмхт тамле ут тим, нврамыт тыг сунсым вос вганыл.
Татьяна Владимировна лвыс, рущ культура урыл врум выставканыл, ӯнттум коланыл мгсыл грант-олныл майвсыт, ты олнытыл тн норыт, пртыт ёвтсыт, мт рнут висыт ос рӯпата мгсыл ойтхатсыт.
Учинский музейт рӯпитан хтпатын мн пӯмащипа лтыӈ лвв, ос аквтох кркамыг лаль вос рӯпитгыт.
Галина КОНДИНА
Старинная русская усадьба в селе Половинка
В Учинском историко-этнографическиом музее села Половинка на средства Президентского гранта и гранта губернатора Югры успешно реализовывается проект по воссозданию русской избы прошлого века и придомовой территории. Создатель этого музея известный в округе человек Анатолий Николаевич Хомяков, чьё имя носит данный культурный объект.
О новой экспозиции, а точнее о русской избе нам рассказала методист музея Татьяна Хомякова.
– Дом, в котором мы находимся, перевозился четыре раза. Сначала этот дом был срублен на Ингате, потом перевезён в Кисарь, с Кисаря в Ёлушкино. А в Ёлушкино он уже не жилым домом был, а четырёхлетней школой. На стенах этого дома мы поместили рамки со старыми фотографиями, на одной из них на фоне этого дома дети Ёлушкинской четырёхлетней школы.
При входе в дом в первой комнате находится божница в виде полочки, эта комната считалась самой чистой и важной частью русского дома. На божнице находятся иконы, они имеют важное историческое значение для нас. Центральная икона Воскрешение Христа была найдена в 1982 году на чердаке старого дома. Когда мы готовились к конференции «Цехновские чтения», участвовали в фестивале музеев, тогда стали проводить научно-исследовательскую работу по истории этой иконы, откуда она появилась и т.д. И выяснилось, что оказывается эта икона не местная, она была привезена из деревни Ёлушкино с церкви, которая там когда-то была. Это низовье реки Конды. В этой деревне была церковь, и видимо в годы советской власти, когда эту церковь закрывали, чтобы иконы не пропали, их стали раздавать прихожанам. Одна из прихожанок Ольга Ивановна Мостовых взяла эту икону себе, возможно на сохранение, возможно ещё по каким-то причинам. И при переезде из Ёлушкино в Половинку она забрала с собой, но только нам не известно, почему она оставила её на чердаке того дома, где вначале жила. Она из этого дома переезжала в другие дома нашей деревни ещё несколько раз, а её там оставила, завернула в холщовый мешок. Может быть, забыла, может ещё по другой причине оставила. А эта икона так и осталась на чердаке того дома. Новые жильцы, когда туда в 1982 году переехали, нашли икону и бережно хранили.
Рядом с ней на божнице теперь ещё две очень старинные иконы, их принесли местные жители, подарили, но не знают историю их появления. С одной стороны, икона Николая Чудотворца, на Конде больше всего почитали именно Николая Чудотворца, а с другой стороны икона Божьей матери.
На стенах в рамке мы поместили фотографии жителей исчезнувших деревень, здесь, например, размещены жители деревни Учинья. Она находилась в полутора километрах от нашего посёлка, на берегу реки Учинья. Это мансийская деревня, она называлась Ушья, то есть в переводе с мансийского языка «маленькая речка». В карте Семёна Ремезова 1701 года эта деревня значится как Учинские юрты. А потом на русский манер её стали называть Учинья.
Собрали и других жителей деревень Силава, Тап, Пихтовка, Половинка, не этой Половинки, а старой Половинки, она находилась в 19 километрах вниз по реке Конде. В каждой рамке находятся фотографии жителей одной деревни.
Здесь в следующей части дома комната называется светёлка, тут много окон, самая светлая часть дома. Здесь немного другой интерьер. Предметы послевоенного периода. Тут предметы быта, разная мебель, которую делали вручную местные мастера-плотники. Тут граммофон, телевизор, самовары, утюги, юрки с деревянными нитками, салфетки ручной работы и многое другое.
Хочу вам показать очень интересный исторический предмет - машинка фирмы Зингер, она с ножным приводом. Там стоит гравировка 1862 год, это семейная реликвия нашей семьи. Она когда-то принадлежала моей прабабушке Ивановой Сусанне Григорьевне. Ей привёз мой прадед Иванов Иван Климентьевич, он подарил ей швейную машинку, а потом, когда моя бабушка замуж выходила, на день свадьбы семья подарила её моей бабушке. У моей бабушки было пятеро детей, она обшивала всю семью, очень любила эту машинку. Машинка находится в рабочем состоянии. Потом машинка досталась моей маме. И мы с мамой решили, что она достойным образом украсит наш русский дом. В то время, у кого была швейная машинка, считались богатыми людьми, она приносила большой доход их владельцам.
Дальше вам покажу лучинный светильник, или его называют светец. Снизу небольшая деревянная подставка, на неё вставлена металлическая деталь с четырьмя спицами, между ними вставляется сосновая лучина, тонкая палочка. Она быстро горит, пламя от неё большое. Лучины часто меняли, у хозяйки их всегда было много заготовлено, чтобы в избе всегда было светло.
Тут находятся лапти, их плели русские, манси лаптей-то не плели, у них была своя хорошая обувь.
– Татьяна Владимировна, а следующая, третья комната как называется? Что здесь хранится?
– Следующую часть дома мы оформили в кабинет учителя. Манси в то время не имели образования, письменность у коренных народов появилась в 1931 году. В деревню разные специалисты приезжали работать, но учителя были особо востребованы. И взрослые, и дети читать и писать не умели. В домах выделяли отдельную комнату для нужд новых поселенцев, для учителя, который здесь жил и учил население, вечерами проводил ликбезы.
В комнате находятся ученические принадлежности, тетради, карандаши, сухие краски, учебники, книжки. Здесь в фоторамке поместили фотографии детей Ёлушинской четырёхлетней школы на фоне этого дома, который сейчас в музее. Раннее я говорила, что его перевозили четыре раза. Изначально был срублен на Ингате, потом перевезли в деревню Кисарь, с Кисаря в Ёлушкино, а там уже не жилой дом, а школа четырёхлетка. И вот эти фотографии, явное доказательство, что в этом доме была школа. Здесь находятся мои любимые предметы, это тетрадь мальчика первого класса, записи в феврале месяце, она написана чернильной ручкой, а какой красивый почерк и как грамотно пишет ребёнок. Он в первом классе, а уже как хорошо писал, как прекрасно владел письменностью.
Благодаря неравнодушным, инициативным кондинцам мы собрали много предметов, до сих пор ведётся работа по установке предметов на учёт.
– В середине избы находится печь, она действующая?
– Да эту печь мы зимой топим, в ней мы печём с детьми булочки, ватрушки. Она сделана мастером нашей деревни, именно такие были в старину. Наверху находится спальное место, там обычно спали пожилые люди и дети. На печи готовили пищу, а в печи пекли хлеб, пироги и всё остальное.
Сейчас мы с детьми проводим мастер-классы, сами ставим тесто, делаем булочки, ставим в печь, испечем, и дети с удовольствием пьют чай.
– На улице у вас тоже имеются постройки, расскажите, пожалуйста, о них.
– Во дворе этого дома находятся две новые постройки это коровник и конюшня. Конюшня разделена на несколько частей – слева в помещении хранится сено, потом в середине без двери, там ставятся сани и телеги, а в правой стороне стойло для лошадей. Как раз тут у нас находится макет коня в натуральную величину.
В коровнике макет коровы, телёнка и поросёнка, они тоже по размеру настоящих животных. Люди, заглядывая в это помещение, вначале пугаются, настолько натурально выглядит корова. Коровник разделён перегородками для телёнка и поросёнка.
Сейчас даже в деревнях очень мало животных держат, поэтому нужно детям обязательно показывать, как их содержат, какие для этого постройки имели наши предки. А в середине двора нам построили настоящий старинный колодец с журавлём. Это тоже интересное построение, взрослые им тоже интересуются.
Татьяна Владимировна Хомякова провела нам очень интересную и полезную экскурсию, мы благодарим всех сотрудников музея, от души желаем им дальнейшего процветания, новых идей и вдохновения!
Галина КОНДИНА