Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Тамара МЕРОВА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Слы ӯрнэ мхум нтуӈкв патавет
  • Ищхӣпыӈ утыл мв сунсыглаве
  • Сосса гит-пыгыт ханищтахтуӈкве ӯравет
  • Ксыӈ туве мт пвыл нврамыт рӯпитгыт

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Лӯсум мньщит палт ялсӯв
  • с мньщи нкве савалапыг яныгмас
  • Врт лнэ мхум врмаляныл

Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события

  • Пс рущ лупса Половинка пвылт суссылтаве
  • Лӯим мир мйтыт хурин пслыянэ

Нврамыт мгсыл - Детская страничка

  • Сыстам, нтнэ вркве ӯргалаве
  • рнэ мщтырлан врмаль
  • Пс хольт щаквщуӈкве ханищтавсыт
  • Пӯмыщ накыт тра-паттысыт

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)
  • № 9 (1339)
  • № 10 (1340)
  • № 11 (1341)
  • № 12 (1342)
  • № 13 (1343)
  • № 14 (1344)
  • № 15 (1345)
  • № 16 (1346)
  • № 17 (1347)
  • № 18 (1348)
  • № 19 (1349)
  • № 20 (1350)
  • № 21 (1351)
  • № 22 (1352)
  • № 23 (1353)

Вы здесь

Главная » Лӯим мир мйтыт хурин пслыянэ
  • Мансийский
  • Русский

Лӯим мир мйтыт хурин пслыянэ

Любовь Попова ёт мн хосат тгыл вйхатымн. В 2012 тлт Россия янытыл свсыр мхум акв ханищтапын Хакасия мн ввиньтлвсыт. Любовь Юрьевна ёт тот хотыл-ти ёхталам мирыт пс йис наканыл тра-паттысанмн ос мнки рӯпатав урыл тот с потыртасӯв. 

Млты тлт мн А.И. Герцен нампа лӯим нврамыт ханищтахтын колт Санкт-Петербург ӯст акван-хнтхатыгласмн ос тӯяг тав Москва ӯсн такви пслум хуриянэ тотыглас. Ань ты вылтыт мн потрамасмн:

– Ам амки Вятка мт самын патсум ос мнь­тгыл Таймыр мт лгум. Юи-выл нёлоловхуй­плов тланум Таймыр­ский творчество колт кӯщаиг рӯпитасум, млты тлт йкамнтыл Санкт-Петербург ӯсн внтлыс­мн. Таквсы лӯим нв­рамыт ханищтан колн рӯпитаӈкве патхатсум.  

Св тл лӯим мирыт халт лмум сыс тн ёта­ныл ёмщакв юрщхатасум ос пс наканыл ёмщакв тра-паттысанум, тна­ныл пуссын руптыянум. Таймыр мт мощщаг хультум мирыт лгыт, тыи долганыт, нганасаныт, ненцыт, энцыт ос эвенкит. 

Ань тн наканыл ём­щакв внэм мгыс хурин пслыянум. влт ощхуль врнэ пӯмыщ хурит пс­луӈкве патыгласум, рума­нумн тн сака мӯстысыт. Тувыл лӯим мирыт луп­саныл ксалым, мйта­ныл ханищтым, ам ань мт хурит пслгум. 

Тыг ам «Миф» нампа серияг ловиньтым матах­мат хурит тотсум. Тнки щиранылт тн нас «Времена года. Осень» манос «Времена года. Ожидание тишины» нам­тым лгыт. Ам лӯим мирыт пс йис мйтаныл ос потраныл хӯнтлым, лаль амки номсахтым тамле хурит пслгум. Хурит холст-тр тармыл акриловый кллан ль­пыл ос текстурный пас­тал врсанум. Ты кастыл пслым утанум, сль, аквтупмат лылтгыт. Тот лумхлас матыр врим мӯтраӈыг сусхаты, ӯй­хулыт с лылыӈыт, тн аквк­мыл лгыт.  

– Ань вылт лвум хури урыл мнавн мощ потыртн.

– Ань таквсыиг мтнэт порат м-витув сытамыг мты, ӯйрищит воссыг ат луйггыт, мртым мн тыламласыт. Тлыӈ ос лӯптаӈ йӣвытыт сывыр­тан суй ат суйты, вт щар ат вты. М-вит асталыг ӯрхатым лы, мощртын выл тӯйт ты паты. 

Акв тамле порат нйт ква пйкщим ӯнлы. Ам тав урет Василий Ивано­вич Батагай ру­мам­ныл хӯнтамласум. Ты ква Хатанг­ский район долган мхум халт лыс. Яныг хнт порат пыге хнт­луӈкве тотвес. Оматэ тӯр втан ялантас ос пыге мгыс акваг пйкщас. Тувыл пыге юв та ёхтыс ос потыр­тлыс, манах щёс пи­лыщмаӈ врмальн ликмалас. Тав вгтэ, тыи оматэ хосыт лылытэ нглыс. 

Ань ты поравт тамле накыт с внэг вос лнувыт. Ты хури ам СВО мн ветераныт ос тув ялум хтпат тнаныл нтмил врнэ центрыт суссылтаслум. Мн ань пуссын асталыг мтнэ нак сака ӯрв. Пуссын миранув халт юртыӈыщ лнэ врмаль вос ёхты­нув, воссыг хнтлан нак щар нм­хотты мт ат ри. 

– Сль лвгын, мн пуссын с пйкщв. Мт хуриигт хотьют пслым лы?

– Китыт пслум хурим «Морозная магия барга­на» намтым лы. Барган – тыи долган мхум сӯп-нлмыл рыгсовыт ёнгын утаныл. Хурит ам тлы пора ощхулянэ суссыл­таӈкве тахмаясум. Вта­сыӈ типлаг слыӈ хум мптыл сун тармыл ӯн­лг ос йка сӯп-нлм ён­гин утыл ёнги. Пуссын нтнэ рыгсуй хӯнтлгыт. Тав кос лӯимт ащир­маӈ, в­тасыӈ ос м-витув ак­ваг нтнэг вос лы ос сымн рнэг вос ньщаве. 

Лӯимт самын патум хтпат манос тот хосат тгыл лнэ мхум вга­ныл, тлы – ащирмаӈ пора кос, ос тав такви хурип нтнэ накыт ньщи. Тувыл барган рыгсовыт суйтнныл сыс, мувлахи щар аквтупмат мйтыт лгын. 

Хӯрмит хурит «Времена года. Зима» Щищнай постын мйт урыл лы. Хуримт тав с аквтупмат лылыӈ, матаре суйты. 

Нганасан мхум Хой­мору намтым матум ква урыл мйт ньщгыт. нумн ты мйт Евгения Чебяковна Сидельникова мйтыс. 

Тав лвнт щирыл, Хоймору ква ты тав Щищнай ври. Мв яны­тыл нганаса­ныт щар йис мхумыг ло­винь­тахтгыт, тн тнки вылтыт лв­гыт, мхар­ыт тн юи-п­ланылт ущ м тармыл нглысыт. Ты ӯит хосат тгыл порсыс­ыт, нганаса­ныт ань тыг мус лгыт. 

нумн ты йис мхум мйтаныл сака мӯстгыт, ань тнаныл мкыг пс­лы­санум ман ти, ты сус­сылтапын ёхталам мхум вос матыр лвгыт. Ам тн лтӈаныл хӯнтамлым, амки рӯпатам лаль в­руӈкве патылум.

– Любовь Юрьевна лвн, наӈ хунь типлаг манос лпыӈ срипост хурит пслуӈкве тах­малгын?

– Ам туп хтыл матыр пслуӈкве ӯнтсгум, ти­плаг ат врмгум. Ам хтал палыт ёмщакв номсахтгум ос сыре-сыр хурит та пслгум. Тох ханьщувласум, нумн сытам колнакт рӯпитаӈ­кве ри, тнт амкирот номсахтым матыр та в­ргум. 

Ань яныг ӯсн лмыг­тамум мгыс лӯимт хультум юрта­нум тл ксум холас. Тамле сус­сыл­тапыт акван-хнт­ха­тв ке, хот-щгтв ос св потыртв. Хурит пс­лы­нэм порат тнаныл акваг китыг­лыянум, тн вщкат лтыӈ лвгыт. Ам тна­ныл пуссын руп­тыянум, тн ётаныл юртыӈыщ лв.

– Ам тыт пӯмыщ куклат ксаласанум, хотьют т­наныл врыс?

– Тамле куклат мщтыр щс врнэм порат Санкт-Петербург ӯст ханищтах­тын гит-пыгыт ёт врса­нум. Мн тнаныл хурин пслым лӯимт лнэ лум­хлас хурипаг щ­пи­тасанӯв. Ксыӈ кукла матыр врнэ тлатт ос такви номтт тув-кртыс. 

Ань ты суссылтапын ёхталам мӯй мхум ки­тыглыянӯв, хоты кукла тавн сака мӯстыс, тав нуплэ сунсым матыр агтым номт вос ври ос номере щирыл тав лвитэ. Тувыл та номере щирыл вти потыр тавн ловиньтылӯв ос ётыл агты ман ти, такви лаль та номсахты.

Ты куклат свсыр лӯим гитн врвсыт. Ань рн мхум мйтыт щирыл куклат Альбина Яптунэ, Виктория Вален­кова, Василиса Вален­кова ос Алёна Лонгор­това щпитасыт. Тувыл ксыӈ кукла намыл пин­саныл, тыи «Ст», «рупса», «Морах ги», «Кс врнэ хтпа». 

Таисья Голо­вац­кая чукча мхум куклатэ «Туп лаль» намтыстэ, Яна Ягловская юкагир мхум мйтыт щирыл «Янытлан пйка», Анна-Мария Неизвестных «Нйт-йка».   

Мария Христофорова эвенк мхум щй айнэ врмалянэ суссылтас, Диана-Виктория Пиме­нова долган мхум «Хей­ро» нампа йӣква­ныл. Марина Резанова – ку­ман­дин йка тлы враи ос нл пхвты, Мария Пле­ханова – шорцы мхум куклаӈ пыг тятэ палт врн н­туӈкве молямлы. Дина Нева –ханты н ращ втат рӯпитан тлат щ­питастэ ос Екатерина Росугбу ульчи н врыстэ. 

Ты нт ам мщтырыг врум кукланыл мгыс пӯмащипа лтыӈ лв­гум. Мӯй мхум пӯмща­лахтым суссаныл ос матыр агт пиннэ порат приим кукланыл щар сль, тнанылн мк нт­сыт.

Тамара МЕРОВА

Play / pause
0:00
0:00
volume
menu
  • Лӯим мир мйтыт хурин пслыянэ
< previous
> next

Рисует по сюжетам северных сказок и легенд

Рады представить вам картины художницы Любовь Юрьевны Поповой. Со времени знакомства с ней в 2012 году в Хакасии прошло много времени, мы обе приезжали туда на международную конференцию, и каждый представлял свой регион в области культуры, образования, сохранения языков малочисленных народов Севера. Сейчас же она приезжала в Москву из Санкт-Петербурга и вместе с преподавателями и студентами института народов Севера участвовали в выставке-ярмарке народов Сибири, Севера и Дальнего Востока. О своей любви к северянам и творческом процессе она сказала: 

– Вообще, я родом из Вятки, но с раннего детства жила на Таймыре. Последние 18 лет я руководила Таймырским Домом народного творчества. За это время у меня была возможность погрузиться полностью в культуру коренных малочисленных народов Таймыра – долган, нганасан, ненцев, энцев и эвенков. Не просто погрузиться, а полюбить культуру этих людей всей душой.

Поскольку я художник, я не могла в своём творчестве не отразить уникальную культуру наших замечательных народов. И у меня есть серия «Весёлые северные картинки», где я создавала добрые образы северян. Причём это было виденное в жизни, где-то на стойбищах, среди моих друзей.

А сейчас я создаю новую серию картин, назвала их «Миф». В этой серии работы выполнены на холсте акриловыми красками с применением текстурной пасты. Мне интересно экспериментировать с материалами. Но почему я выбрала такой материал? Для того чтобы в этой серии работы стали волшебными. И чтобы они дышали, вибрировали всеми красками в этой серии.

– За Вами я вижу три полотна, расскажите нам о них, пожалуйста.

– Они посвящены мифологии, легендам коренных северных народов. Работы, представленные здесь, я их назвала из серии «Времена года». Например, в центре висит картина «Ожидание тишины». Почему ожидания тишины? Все северяне знают, что перед морозцем перед тем, как начинается зима, когда улетают на юг перелётные птицы, вдруг в тундре начинается время глубочайшей тишины. Ни дуновение ветерка, ни пенье птички, ни шелеста листочков. Вот просто глубочайшая тишина. Вот-вот выпадет снег.
В этой работе как раз я отразила именно это состояние. Но не это главное.

Здесь изображена наша легендарная долганская удаганка, женщина-шаманка. О ней мне рассказал мой друг, сказитель Василий Иванович Батагай. Среди долган была шаманка и жила она в Хатангском районе. Во время Великой Отечественной войны её сына забрали воевать. И она долгие годы камлала, практически не переставая. Даже истощила себя. Камлала на озере, которое сейчас носит её имя. И она спасла от смерти своего сына. Сын уверен, только благодаря этому, он вернулся домой, потому что у него было очень много ситуаций, когда смерть была просто неминуема. Вот эта поддержка его мамы, волшебницы, шаманки оберегла и спасла его.

И эта творческая работа она ещё оказалась символична к нашему времени. Она создавалась на выставку, которая проходила в центре поддержки ветеранов и участников СВО. Всё так совпало, картина оказалась очень актуальна. Мы все ждём великой тишины зимы. Мы также все ждём, когда наконец-то настанет время тишины и в нашей жизни будет мирное время. Поэтому эта картина называется «Ожидание тишины». И речь идёт не только о зиме, но здесь речь идёт ещё и о мире. Пусть придёт мирная тишина, мужчины вернутся домой и в сердцах матерей, жён наступит покой. 

– Действительно, мы также ждём и молимся о мирном времени. А две другие рядом картины о чём? Зима, отдых, сказочные персонажи? 

– Слева картина называется «Морозная магия баргана» из серии «Миф». Барган ¬– древний музыкальный инструмент долган. Здесь мне просто хотелось показать магию, волшебство зимы,  танец пурги, долганских оленей. 

И, знаете, вот хотелось бы не через трагедию показать, не через сложную какую-то ситуацию, а подчеркнуть красоту нашей северной природы. Кто живёт на севере, кто жил на севере, тот понимает, насколько он красив и колдовски очарователен.

Северная природа прекрасна в любом состоянии. И в состоянии ветра, вьюги, столько искристого снега, а тем более, когда ещё и поддержана мелодией баргана, то это просто волшебство. Считается, что волшебная музыка баргана способна дарить исцеление, поднимать настроение и делать людей счастливее и лучше! 

Хотелось, конечно, передать и волшебство, и дыхание ветра. Пока ещё экспериментирую. Но я надеюсь, что у меня всё это получается и получится.

Третья картина тоже из серии «Времена года. Зима». И это легенда о северном сиянии. Северное сияние - это совершенно неподражаемое явление, кто видел северное сияние, кто его наблюдал, кто был рядом, особенно если в тундре. Мы же знаем, что северное сияние – оно живое, оно имеет свой звук. Оно шевелится, когда там что-то говоришь и двигаешься. И мне хотелось бы как раз передать вот это всё движение, вибрацию, дыхание северного сияния. Ну и легенду.

А о северном сиянии неимоверное количество легенд у всех северных народов. Но я выбрала легенду нганасан о том, что у них есть бабушка Хоймору. Моя нганасанская подруга, Евгения Чебяковна Сидельникова рассказала мне легенду о бабушке Хоймору, которая создаёт что ли это северное сияние. Вот она сидит где-то на высоком Холме снежном. И сама его создает для того, чтобы людям в пути было веселее, чтобы оленеводы не заблудились.

Мне эта легенда очень близка, и мне она очень нравится, именно её я изобразила. Я  вообще очень люблю культуру нганасан. Это самый древний народ Таймыра. Они считают себя древнее мамонтов. Они говорят, что мамонты вымерли даже, а мы до сих пор живём. И вот я попыталась создать всё это волшебство северного сияния, которая создаёт эта бабушка Хоймору.

– Любовь Юрьевна, а желание творить когда чаще всего приходит к Вам? Во время вечернего заката или наоборот ранним утром, или оно так чисто случайно?

– Нет, это не случайное. Я работаю днём, вечером я не могу работать. Мне лучше работается днём, и я создаю свои картины. Конечно, мне нужно, чтобы это была полная тишина, погружение. Потом я очень много консультируюсь с носителями культуры. И поскольку я жила с ними очень долго и работала с ними, была в стойбищах, конечно, что-то знаю. Но, тем не менее, сейчас постоянно с ними консультируюсь. Показываю им свои работы, чтобы это всё было точно и этнически.

Несмотря на то, что много стилизации здесь, всё-таки хочется, чтобы это было по-настоящему. Чтобы этносы были узнаваемые, и вот эта «настоящность», для меня чрезвычайно важна.

– Спасибо вам. Вижу, здесь ещё куклы разные стоят. Расскажите нам о них, Ваши работы?

– Эти куклы были созданы студентками и всеми желающими, кто ходит на мои мастер-классы в Санкт-Петербурге. Здесь также несколько моих работ. Куклы, как видите, все своеобразны, под своим культурным кодом. И мы придумали для посетителей нашей выставки такую игру или повод для исполнения желаний человека. Каждый выбирает понравившийся ему кукольный персонаж, загадывает пожелание и потом называет его номер. Затем мы читаем его предназначение. 

Наши замечательные ненецкие девушки создали такие персонажи: Альбина Яптунэ «Счастье», Виктория Васильевна Валенкова «Любить», Василиса Валенкова «Морошковая девочка» и Алёна Лонгортова «Весельчак». Таисия Павловна Головацкая придумала чукотскую куклу «Только вперёд», Яна Ягловская по мотивам сказок юкагир слепила куклу «Уважаемый дедушка», а  Анна-Мария Неизвестных изобразила северного «Шамана».

По эвенкийским приметам Марина Лукинична Христофорова показала нам «Чаепитие» эвенков, кукла Дианы-Виктории Пименовой исполняет танец долган «Хейро». Марина Резанова выполнила куклу в стиле кумандинцев  и назвала «Зимний охотник», кукла Марии Плеховой – шорский парень отправился в тайгу на помощь отцу. Хантыйская кукла Дианы Нева называется «Хранительница очага», а куклу в одежде народа ульчи представила Екатерина Росугбу и назвала «Таёжная женщина». 

Я благодарю всех моих учениц, их обаятельные куклы-северяне и правда порадовали и удивили наших посетителей выставки, а у многих желаемое с точностью совпадало с предсказаниями. 

Тамара МЕРОВА

Рубрика: 
Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
Номер Луима сэрипос: 
№ 14 (1320)
25.07.2024

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика