- Мансийский
- Русский
Галя квум
Туи ам квум Галина Константиновна Алгадьева палт Хулюмсӯнт пвылт мӯйлысум. Хтал палыт ам нврамыт ёт ёнгасасум, ӣтиплаг квум ёт потыртасум, мньщи ос рущ рганэ хӯнтлысанум.
квум Яныгпвыл (Искарский) пвылт самын патыс. ще Константин Васильевич Самбиндалов та пвылт школа стлас. Щне Мария Григорьевна Нхщамвльт ханищтахтас, тувыл «Кирова» нампа колхозт счетоводыг рӯпитас. квум 1943 тлт мнь таквс тпос хӯрум щислат самын патыс. Млты тл тав 75 тлэ твлыс. Школа Нхщамвльт стлас. Тувыл щнягн-щагн Ханты-Мансийск ӯсн мнь лккарыг ханищтахтуӈкве ктвес. Ты юи-плт Хулюмсӯнт пвылн рӯпитаӈкв ёхтыс. Тот хум врыс, йкатэ наме Илья Никитич Алгадьев лыс.
Тн хт нврам щсг: хӯрум ги, хӯрум пыг. Тн пуссын мнь тгыл мньщи лтӈыл потыртаӈкве хсгыт.
Галя квум акв мт щар ат ӯнлы, акваг матыр ври. Тав Хулюмсӯнт музейн втихал ввыглаве. 2001 тлт Хулюмсӯнтыт Ӯй йӣквес. 2011 тлт Лплат мхум Ӯй йӣквуӈкве акван-атхатыгласыт, квум с тув ялыс. «Шешкинский чтениян» с ввыглавес.
квум нсхатуӈкве сака хсы, такви нтум сахил Ӯй йӣквнэ мн ялыс. Сак харты, свсыр хорамыт, прнат нтупыл нты.
2008-2013 тлытт сунт пвылн нврамыт ӯщлахтын «Мнь Ӯскве» мн ввыглавес. Тав «Время поющих стрел» ос «Путешествие по реке времени» нампа сменат нврамыт ханищтас.
Финно-угор мхум свсыр ханищтапытн, фестивалитн, ялпыӈ хталытн св щёс ввыглавес. 2011 тлт финно-угор мирыт мирхал фестиваляныл Ханты-Мансийскат врыглавес. Ты лы-плт 2005 тлт «Мньщи ргыт суйтсыт» фестивалит тав с ргыс. квум сака ссамтас, хунь мхум сымыӈ рганэ мгсыл пӯмащипа лтыӈ лвсыт. Галина квум ювле лвыс: «Ты мньщи ргыт сымын хгыт». Фестиваль порат студентыт мйтыт, ргыт, пс йис врмаль урыл потрыт ёл-хассыт, тнанылн тав с нтыс.
Мхмыт акваг тав палтэ ёхталгыт, тав уртыл кина пслгыт, потранэ нпакн хансгыт. Тав рганэ учёный н Е. И. Ромбандеева 2008 тлт нпакн хассанэ. Санкт-Петербург ӯст Кунсткамера музейт рӯпитан учёный н Елена Геннадьевна Фёдорова, Санкт-Петербург ӯст А.И. Герцен нампа Лӯим мхум институтт рӯпитан н Валентина Селиверстовна Иванова, Ханты-Мансийск ӯст с-угорский институтт рӯпитан н Светлана Алексеевна Попова ос Татьяна Дмитриевна Слинкина квум палт ёхталасыт, тав потранэ, мйтанэ нпакн хассаныл. Ӯй йӣквнэ урыл С.А. Попова «Медвежий праздник на Северном Урале» нампа нпак тратас, квум потранэ тот с лгыт. квум урыл «Югорият» кина суссылтавес. «Югра» тав уртыл с кина врыс. «Жизнь Югры», «Лӯим срипос» газетагт тав уртыл мхум потрыт хансыгласыт.
Тав св янытлан нпакытыл мӯйлуптавес. Тнаныл тав норыт онтсыл тгатым ньщиянэ. Св нврам янмалтаме мгсыл мглын тагатан посыл ос св тл кркамыг рӯпитаме мгсыл «Ветеран труда ХМАО-Югры» намыл майвес. Наме учёный мхум халт «золотой фонд» нампа нпакт хансым лы. Тав мйтыт, ргыт, пс потрыт внэ хтпаг лы, тыимгсыл наме тув хасвес.
Потрум ты оигпи ос таи лвуӈкв таӈхгум, ам сака щгтым лгум, ам тамле кв ньщгум. Тав мт мхмытн св нты, потырты, пс йис щирыл хумус вруӈкве ри, суссылты. Мньщи лтыӈ хӯнтлуӈкв сака пӯмыщ, щнь лтыӈ вӈкве ущпыл ёмас.
Анквам Наталья Константиновна Тасманова палт хунь лыглгум, мн потыртымн ос мньщи ргыт хӯнтлымн.
В гостях у бабушки Гали
Этим летом я гостила у бабушки Гали в деревне Хулимсунте. Днём я играла с ребятами, а вечерами мы с ней много разговаривали. Она прекрасный собеседник и хороший рассказчик, поэтому её всегда интересно слушать.
Родилась «анеква» (старшая бабушка ) в деревне Яныгпавыл (Искарский) Няксимвольского сельсовета. Она рассказала, что когда-то её прапрадедушка выкупил землю за тридцать соболей, поэтому их род называли «Ёвтым сос махум» - народ, выкупивший землю. В книге «Мансийские оронимы Урала» автор Татьяна Дмитриевна Слинкина пишет, что род «Ёвтым сос махум» появился примерно триста лет назад : «ёвты» - покупает, «ёвтункве» - покупать, «ёвт» - лук, «сос» - ручей, «махум» - люди, народ. Это народ гибкий, звенящий как тетева лука, чистый как в ручье вода. Тайное слово «Ёвтым сос хум» - стало понятным - бесстрашный; меткий глаз; чистый, светлый как родниковая вода; может упругий, звонкий как тетева лука.
Родоначальник рода был одноглазым или слепым, поэтому попы в своих церковных книгах писали фамилию - Самбиндалов.
Родители бабушки Гали были грамотными, прабабушка Мария Григорьевна окончила школу в Няксимволе, прадедушка Константин Васильевич учился в передвижной школе в Яныгпауле. В.Н. Чернецов в своей книге «Источники по этнографии Западной Сибири» писал, что с сыновьями Капьи Васьки Костей и Кириллом ходил на охоту. Капья Васька – это мой прапрадедушка, так назвали потому, что его вырастила тётя Капитолина. Имя прапрадедушки – Василий Устинович Самбиндалов.
Бабушка Галя в совершенстве знает мансийский язык и традиционную культуру. Родственники хорошо помнят, когда осенью третьего октября родилась Галина, летом в июне 1942 года был призван на фронт её дядя Кирилл. Но в Няксимвольском сельсовете написали другой год рождения – 1943 год. Окончив семилетку в Няксимвольской школе, поступила в медучилище в городе Ханты-Мансийске.
После окончания училища вышла замуж за Илью Никитича Алгадьева. Переехала к мужу в деревню Хулимсунт. Там устроилась звероводом в колхоз имени «Кирова», была зоотехником, ветеринаром и поваром. На звероферме держали чёрно-бурых и рыжих лис, голубых песцов.
Затем родились дети: три девочки и три мальчика. Детям всем дали образование. Старшая дочь Елена высшее образование получила в РГПУ им. Герцена. В 2008 и в 2010 году от этностойбища «Мань Ускве» в Хулимсунте провела смену «Путешествие по реке времени». Также она была депутатом поселения. Сын Елены Максим занимается национальными танцами и учится играть на музыкальном инструменте «сангквылтап». Её внучка Александра Алгадьева в 2009году написала книгу «Сильному роду нет переводу» под общ.ред. Г.И. Краснухиной (Алгадьевой).
Бабушка Галя – активный человек, она информант в общественном музее в Хулимсунте, также постоянный участник летних смен в этнолагере «Мань Ускве». Принимала участие в «Медвежьих игрищах» в деревне Хулимсунте в 2001году, в деревне Турвате на Северном Урале – в 2011году. Она была консультантом «Шешкинских чтений», которые проходили в Хулимсунте в 2008 году. Бабушка является исполнителем собственных песен, сочинила она песню и о Е.И Ромбандеевой. Она умеет всё: вышивает, шьёт одежду из меха, плетёт красивые изделия из бисера.
«Галина Константиновна - руководитель женских обрядов и наставник молодёжи, её неоднократно приглашали на фольклорные фестивали финно-угорских народов, конференции, семинары-практикумы. В 2011 году она была участником международного фольклорного фестиваля финно-угорских народов в Ханты-Мансийске. На фестивале Галина Константиновна исполнила песни на мансийском языке. Тогда к ней подходили незнакомые люди и от чистого сердца благодарили её за трогательные и душевные песни. Она отвечала: «Мансийские песни – это песни светлой грусти, поэтому они берут за душу». Во время работы фестиваля студенты Института языка, истории и культуры народов Югры занимались сбором фольклора. Основным информантом для них стала Галина Константиновна», – так о бабушке написано в газете «Жизнь Югры».
К ней часто обращаются корреспонденты и работники музеев с просьбой рассказать о жизни и быте манси прошлых лет. Неоднократно у неё в гостях были журналисты окружных ТК «Югория», ТК «Югра», писали о Галине Константиновне в газете «Жизнь Югры», в окружной мансийской газете «Луима сэрипос». Её рассказы и сказки печатались в различных изданиях.
Сейчас бабушка Галина живёт в деревне Хулимсунт в окружении своих детей, внуков, правнуков. Бабушка говорит, что для неё самая лучшая награда, когда дети, внуки говорят на мансийском языке и не забывают традиции и культуру своего народа.