- Мансийский
- Русский
ращ вуянтахтын урыл
Ам ращ палтнэ урыл акв потыр хансуӈкв таӈхгум. рыӈ хотты мньлат хтпа пуӈкн выгтэ. Ты урыл ам ныпум Галина Константиновна Алгадьева ёт потыртасум:
– Ты пвылт с лыл ёхтын н хтпан ращ вуянтахтас кос. Мӈквъя мхум тай ращаныл ат вуянтахты. А Връя мхум палт - Анемгуровыт, Адиныт, тн ращаныл вуянтахтйт. Тн ращанылт пх хтпан уля плтуӈкв ат рви. Тн пупганыл - Връя-Нй-ква. Тувыл ты Ялпыӈ-т лнэ Хӈылсам-Нй-ква.
– Ос ращ хумыс вуянтахты?
– Тай Връя мхум, тувыл Хӈылсам-Нй-ква пупыг щнэ мхум тн ращаныл вуянтахтйт. Тн кӯранылн ман ращанылн новхатуӈкв ат ри. Ктын ӯйн щалтаве.
Твен щар ке ри - олынкр сртын пинуӈкв ри. Кӯрн олынкр лаен, тувл тай ущ плтыглахтэн. Ёвтхатйн ке, тай рви плтыглахтуӈкв.
– Хт врт пс ращ ке хнтйн, та ращн уля плтуӈкв с ат рви?
– Кос акв та Тпс-сӯнтта. Тн ань с та Връя-Нй-кван хйхатгыт. с кос пс ращ лыс – тув плтуӈкв ат ри, ри мощ наснув мт ращ врапаӈкв. нас ульйӣв выл атащлэн, нас плтэн. Ань лвуӈкв патсыт «ульйӣв». Тыт млты тай с «нй-йӣв» лвсыт. А мн алы-супыт «уль-йӣв» лвсув. Ань тай пуссын акван-тлыгласув «уль-йив».
– Тувыл маныр вруӈкв ри, ктын ӯйн ке щалтаве?
– Тав ул хотмус пикщаӈкв ри. Пс мхум, Трум нупыл сунсум мхум, тн тай пикщаӈкв хссыт. Мори ращн ке новхатйн, ётыл кт ман тулвыл хот-пувлахтуӈкв врми – ӯйн щалтаве. ращ плтуӈкв рви - тр тув хомыгтаӈкв. Та рвтл ращ плтыгламе мгыс - ёвтхаты. Воссыг тащир ат паты вруӈкв.
– Манхурип тр ри?
– Хорамыӈнув вос, н хтпа мгыс хорамыӈ ри. с аквты ссын выгын, олынкрыл нгилын, ращ плтйн, пасан врйн, матыр тнут лӯт щпитгын. Акваг ёмщакв ращ лумщи, тувыл трын тув та ращ нумплн хомыгтылын, тавн минэ щирыл, пинылттан щирыл хомыгтытэ.
Пустгыл лнв порат, тувле тлав ти. А матпӯсум матыр кт-лгыл щарн патв, ущта тыгле-тувле ойтхатуӈкв ри.
Анна АЛГАДЬЕВА
Про запреты разжигания костра
У народа манси, как и у других народов, отношение к огню особое, у них есть свои запреты, обычаи, связанные с ним. Причем эти запреты, обычаи имеют свои локальные особенности. Сегодня расскажем об отношении к огню мансийских семей, проживающих на реке Северная Сосьва и её притоках. Это может быть интересно молодому поколению, людям, изучающим и интересующимся культурой народа манси. Рассказывает знаток мансийских традиций, жительница деревни Хулимсут Берёзовского района Галина Константиновна Алгадьева:
– В разных деревнях огонь оберегался особым образом, были запреты. У рода Алгадьевых нет, не было такого. А вот у людей из реки Ворья, у Анемгуровых, Адиных в их семьях не разрешается разводить костер и топить печь посторонним людям, так как огонь они считают своим покровителем. Они поклоняются Воръян-Най-Экве (Женщине-огню с реки Ворья) и Хангылсам-Най-Экве (женщине-огню с Хангылсама).
– А как они оберегали огонь?
– Если к ним в дом придёт посторонний человек, то их печь, костёр, очаг нельзя трогать, дрова подкладывать и растапливать тоже нельзя.
– А если человек не знал и развёл огонь?
– Если есть такая необходимость, что надо печь растопить, то нужно сначала монету кинуть в печку, потом топить. Таким образом, как бы откупиться.
– А в лесу на месте старого кострища тоже нельзя разводить огонь?
– И на устье реки Тапсуй тоже также. Они тоже к Святой-покровительнице речки Ворьи относятся. Если увидишь старое кострище, то на этом же месте нельзя разводить костёр, лучше отдельно чуть в сторонке сделать. Дров собрать и отдельно развести огонь.
– А что делать, если человек не зная всех правил, растопил печь или костёр развёл в неположенном месте?
– Нужно поставить чашку с угощением огню, принести красивый яркий платок в подарок и положить прямо на огонь, чтобы тот сгорел. Как старые люди говорили: пока всё хорошо, ничего не беспокоит - не думаешь ни о чем. А вот когда начнут руки-ноги болеть и тревожить, тогда начинаешь налево-направо долги свои отдавать. Поэтому обычаи надо знать и соблюдать.
Анна АЛГАДЬЕВА