Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Анна АЛГАДЬЕВА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Сккон щирыл мир акваг ӯргалаве
  • Акван-нтхатым рнэ тла вргыт
  • Югорск ӯст яныг сапрни лыс
  • Нпак хаснэ мхум ӯст атхатыгласыт
  • Хулюмсӯнт пвылт яныгхтпат янытлавсыт

Кӯщаит рӯпатаныл - Политика

  • Ксыӈ лумхлас пустгыл вос лы

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Нврамыт пслуӈкве ханищтан н
  • тил омав сымыӈыщ янытлылӯв

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Нпак ловиньтан колт врнэ рӯпата
  • ращ вуянтахтын урыл
  • Ялпыӈ хōталыт щпитгыт
  • Хотаӈ мртым мн тыламлантэ кастыл пӯрлахтасыт

Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события

  • Щрщ втат яныгмам хум
  • Нягань ӯст гит мгыс касыл ōлыс

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)
  • № 9 (1339)
  • № 10 (1340)
  • № 11 (1341)
  • № 12 (1342)
  • № 13 (1343)
  • № 14 (1344)
  • № 15 (1345)
  • № 16 (1346)
  • № 17 (1347)
  • № 18 (1348)
  • № 19 (1349)
  • № 20 (1350)
  • № 21 (1351)
  • № 22 (1352)
  • № 23 (1353)

Вы здесь

Главная » ращ вуянтахтын урыл
  • Мансийский
  • Русский

ращ вуянтахтын урыл

Ам ращ палтнэ урыл акв потыр хансуӈкв таӈхгум. рыӈ хотты мньлат хтпа пуӈкн выгтэ. Ты урыл ам ныпум Галина Константиновна Алгадьева ёт потыртасум:

– Ты пвылт с лыл ёхтын н хтпан ращ  вуянтахтас кос. Мӈквъя мхум тай ращаныл ат вуянтахты. А Връя м­хум палт - Анемгуровыт, Адиныт,  тн ращаныл вуянтахтйт. Тн раща­нылт пх хтпан уля пл­туӈкв ат рви. Тн пупганыл - Връя-Нй-ква. Тувыл ты Ялпыӈ-т лнэ Хӈылсам-Нй-ква.

– Ос ращ хумыс вуянтахты? 

– Тай Връя мхум, ту­выл Хӈылсам-Нй-ква пупыг щнэ мхум тн ращаныл вуянтахтйт. Тн кӯранылн ман ра­щанылн новхатуӈкв ат ри. Ктын ӯйн щалтаве. 

Твен щар ке ри - олынкр сртын пинуӈкв ри. Кӯрн олынкр лаен, тувл тай ущ плтыглахтэн. Ёвтхатйн ке, тай рви плтыглахтуӈкв. 

– Хт врт пс ращ ке хнтйн, та ращн уля плтуӈкв с ат рви?

– Кос акв та Тпс-сӯнт­та. Тн ань с та Връя-Нй-кван хйхатгыт. с кос пс ращ лыс – тув плтуӈкв ат ри, ри мощ наснув мт ращ врапаӈкв. нас ульйӣв выл атащлэн, нас плтэн. Ань лвуӈкв патсыт «ульйӣв». Тыт млты тай с «нй-йӣв» лвсыт. А мн алы-супыт «уль-йӣв» лвсув. Ань тай пуссын акван-тлы­гласув «уль-йив». 

– Тувыл маныр вруӈкв ри, ктын ӯйн ке щал­таве? 

– Тав ул хотмус пик­щаӈкв ри. Пс мхум, Трум нупыл сунсум м­хум, тн тай пикщаӈкв хссыт. Мори ращн ке новхатйн, ётыл кт ман тулвыл хот-пувлахтуӈкв врми – ӯйн щалтаве. ращ плтуӈкв рви - тр тув хомыгтаӈкв. Та рвтл ращ плтыгламе мгыс - ёвтхаты. Воссыг тащир ат паты вруӈкв. 

– Манхурип тр ри?

– Хорамыӈнув вос, н хтпа мгыс хорамыӈ ри. с аквты ссын вы­гын, олынкрыл нгилын, ращ плтйн, пасан врйн, матыр тнут лӯт щпитгын. Акваг ём­щакв ращ лумщи, тувыл трын тув та ращ нум­плн хомыгтылын, тавн минэ щирыл, пинылттан щирыл хомыгтытэ.

Пустгыл лнв порат, тувле тлав ти. А матпӯ­сум матыр кт-лгыл щарн патв, ущта тыгле-тувле ойтхатуӈкв ри. 

Анна АЛГАДЬЕВА

Про запреты разжигания костра

У народа манси, как и у других народов, отношение к огню особое, у них есть свои запреты, обычаи, связанные с ним. Причем эти запреты, обычаи имеют свои локальные особенности. Сегодня расскажем об  отношении к огню мансийских семей, проживающих на реке Северная Сосьва и её притоках.  Это может быть интересно молодому поколению, людям, изучающим и интересующимся культурой народа манси. Рассказывает знаток мансийских традиций, жительница деревни Хулимсут Берёзовского района Галина Константиновна Алгадьева:  

– В разных деревнях огонь оберегался особым образом, были запреты. У рода Алгадьевых нет, не было такого. А вот у людей из реки Ворья, у Анемгуровых, Адиных в их семьях не разрешается разводить костер и топить печь посторонним людям, так как огонь они считают своим покровителем. Они поклоняются Воръян-Най-Экве (Женщине-огню с реки Ворья)  и Хангылсам-Най-Экве (женщине-огню с Хангылсама). 

– А как они оберегали огонь?

– Если к ним в дом придёт посторонний человек, то их печь, костёр, очаг нельзя трогать, дрова подкладывать и растапливать тоже нельзя. 

– А если человек не знал и развёл огонь?

– Если есть такая необходимость, что надо печь растопить, то нужно сначала монету кинуть в печку, потом топить. Таким образом, как бы откупиться. 

– А в лесу на месте старого кострища тоже нельзя разводить огонь?

– И на устье реки Тапсуй тоже также. Они тоже к Святой-покровительнице речки Ворьи относятся. Если увидишь старое кострище, то на этом же месте нельзя разводить костёр, лучше отдельно чуть в сторонке  сделать. Дров собрать и отдельно развести огонь. 

– А что делать, если человек не зная всех правил, растопил печь или костёр развёл в неположенном месте?

– Нужно поставить чашку с угощением огню, принести красивый яркий платок в подарок и положить прямо на огонь, чтобы тот сгорел. Как старые люди говорили: пока всё хорошо, ничего не беспокоит - не думаешь ни о чем. А вот когда начнут руки-ноги болеть и тревожить, тогда начинаешь налево-направо долги свои отдавать. Поэтому обычаи надо знать и соблюдать. 

Анна АЛГАДЬЕВА

Рубрика: 
Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
Номер Луима сэрипос: 
№ 19 (1301)
5.10.2023

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика