Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Светлана РОМБАНДЕЕВА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Сккон щирыл мир акваг ӯргалаве
  • Акван-нтхатым рнэ тла вргыт
  • Югорск ӯст яныг сапрни лыс
  • Нпак хаснэ мхум ӯст атхатыгласыт
  • Хулюмсӯнт пвылт яныгхтпат янытлавсыт

Кӯщаит рӯпатаныл - Политика

  • Ксыӈ лумхлас пустгыл вос лы

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Нврамыт пслуӈкве ханищтан н
  • тил омав сымыӈыщ янытлылӯв

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Нпак ловиньтан колт врнэ рӯпата
  • ращ вуянтахтын урыл
  • Ялпыӈ хōталыт щпитгыт
  • Хотаӈ мртым мн тыламлантэ кастыл пӯрлахтасыт

Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события

  • Щрщ втат яныгмам хум
  • Нягань ӯст гит мгыс касыл ōлыс

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)
  • № 9 (1339)
  • № 10 (1340)
  • № 11 (1341)
  • № 12 (1342)
  • № 13 (1343)
  • № 14 (1344)
  • № 15 (1345)
  • № 16 (1346)
  • № 17 (1347)
  • № 18 (1348)
  • № 19 (1349)
  • № 20 (1350)
  • № 21 (1351)
  • № 22 (1352)
  • № 23 (1353)

Вы здесь

Главная » Щрщ втат яныгмам хум
  • Мансийский
  • Русский

Щрщ втат яныгмам хум

Анатолий Анатольевич Сорокин Камчатский крайт Петропавловский-Камчатский ӯст лы, Витус Беринг нампа университетт рӯпиты. Тӯяг Ханты-Мансийск ӯст мирхал хнтхатыглап лыс, тав тот Камчатка сосса мирыт щнь лтӈаныл урыл потыртас.

Мн, лххал тотнэ хт­пат, Анатолий Анатолье­вич ёт потрамасӯв, луп­саныл-наканыл вылтыт китыглахтасӯв, хум тох лвыс:

– Ам Камчатский край Олюторский район Тиличики нампа пвылт самын патсум, щрщ в­тат яныгмасум. Ань Петропавловск-Камчат­ский ӯст лгум, Витус Беринг нампа уни­вер­ситетт щнь лтыӈ ос пс накыт лаль тотнэ отдел тармыл пуӈкто­т­гум. Камчатка мт нила­хуйплов стыра арыгтем сосса мир лы – корякыт, чукчит, ительменыт, кам­ча­далыт, эвеныт, алеутыт ос эскимосыт.

Ам щнь лтӈум – алюторский, ты коряк мир лтыӈ. Мн лнэ мвт корякыт кит мирыг уртавет – слы ӯрнэ мхум (тнтинныл тох лвияныл: чувчувены) ос хӯл алыщлан мхум (намы­ланы). Ам омагум-тя­гум намылан колт­гылт самын патсг. Тн халнт алю­торский лт­ӈыл потыр­тасг. ти­плаг тям мйтыс, мщис. Ту­выл ӯйхулыт манос йӣвыт алюторский лтӈыл хумус лвавет, акваг лвыг­ла­санэ. 

Ам яныгмамум порат пвыл мир янгыщ пуссын щнь лтӈыл потыртасыт, ялпыӈхталыт порат с акваг суйтыс. Рӯт хтпа­нув палт ялантлсув, но­милум, яныгхтпат туп алю­торский лтӈыл по­тыр­тасыт, рущ лтыӈ ат в­сыт. Таимгыс ам ань щнь лтӈум ты вглум. Хунь аспирантурат ха­нищтахтуӈкве патсум, лтыӈ внэ тла сака р­мы­глас, номсгум, матъ­ёмас мньтгыл таве хӯ­лыгласлум, ань рӯпи­таӈ­кве кӯпнит. 

Амти лтӈум коныпал, университетт рӯпитан хтпат ёт ам мт лтӈыт тра-патты­янум. Чукот­ский ос ительмен­ский лтӈыг ёт рӯпи­тасум, тн корякский ос алю­тор­с­кий лтӈыг хурипаг. Кам­чатский край мт лнэ сосса мирыт лтӈаныл янгыщ пуссын тра-пат­тым ньщиянум, туп эвен мхум палт иӈ ат вуй­хатыгласум. 

– Анатолий Анатолье­вич, наӈ доклад потрын хосыт лвсын, ительмен­ский лтыӈ внэ хтпа мощща хультыс, тн хт лгыт?

– Ань щнь лтыӈ ха­нищтан ос нх-врмал­тан хтпа св лы, ос таве внэ лумхлас мощща. Ительменский лтыӈ ань туп акв яныгхтпа вгтэ, тактт хультыс. Алеут­ский лтыӈ внэ юи-выл хтпа млты порат тимыг мтыс. Керекский лтыӈ 1990-ыт тлыт порат сймыс. Тнт рыг тотнэ хум Юрий Шейкин керекский лтыӈ внэ юи-выл ква пӯльницат хнтыстэ, потранэ-рганэ ёл-хансуӈкве лымасанэ. 

– Камчатка мт ннти ялпыӈхталыт улпыл с ньщегн, мӯйлыг­л­лэ­гн?

– Ялпыӈхталыт хумус ат ньщв, втихал ак­ван-атхатыгллв, мӯй­лв. Слы ӯрнэ хтпат, враян ос хӯл алыщлан мхманув янытлыянӯв. ӈк нтнэ тпос выл х­талт «Аюангыт» нампа корякский ялпыӈхтал врыгллв. 

Та порат тӯйт толы, ӈк нты, ӯйхулыт, вр ос м-вит пуссын нх-сйкалгыт. Хоса т холы, хтал хосаг мты. Мхум лы хтал нупыл ёмас номтыл сунсгыт. 

«Аюангыт» порат кит хтал мӯйлв. выл хтал – хум хтпат хталаныл. Тн халанылт касгыт – сун ӯлтта порггыт, хй­тыгтгыт, ань хотьюта­ныл мк молях, плпыщ ялы-мины, тав та нх-паты. Китыт хтал ос н хталыг лваве. Нт с акван-атхатгыт, ктыл врум пормасаныл-маснутаныл мирн суссылтыяныл. Тнут щпитан мхум с нас суссылтап вргыт. Тувыл врнутаныл пуссын жюри хтпатн уральтавет, мк нтнэ пормасыт манос атыӈ тнутыт щпитам нт тн та нх-патгыт. 

– Нн щрщ втат лэгн, мйтанынт ос рга­нынт щрщ лвыг­л­лаве?

– Вим, щрщ – ты мн омав, тав хосытт мн лв, тнут-мастут нь­щв. Мхманув рганылт щрщ ӯлылыяныл, яныт­лыяныл. Хтпа хунь койп рты, щрщ хуритэ сус­сылтытэ – хумпыӈ те, ткыщ рты, тавант те, тӯп ты суйты. Акв яныг ква ргēт щрщ ёт сома касы, лви: «Наӈ, щрщ­кве, сака яныг, р, ос ам наӈынныл рнуве. Ань ргум хӯнтллн, койпум ткыщ суйтуӈкве паты, сумыллы, суе тах лын лнэ мирн хӯнтамлаве». 

рганув-мйтанув мн с ханищтыянӯв, тн т­ра­ныл нӈки, пс тгыл мхманув м-витаныл, хтал ос тпос яныт­ла­саныл, тн ётаныл сома лумхлас ёт по­тыр­тасыт. 

Светлана РОМБАНДЕЕВА
 

В песнях воспеваем море

Исследователь Анатолий Анатольевич Сорокин живёт в городе Петропавловск-Камчатский, является  руководителем центра межкультурных коммуникаций и этнолингвистических исследований Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования КамГУ им. Витуса Беринга. В апреле Анатолий Анатольевич посетил Ханты-Мансийск, где проходил Всероссийский форум национального единства, на площадке «Технологии сохранения и развития родных языков» выступил с докладом «О мультимедийном интерактивном онлайн-проекте по сохранению языков и лингвистического наследия народов Камчатки».

Мы, журналисты редакции национальных газет «Ханты ясанг» и «Луима сэрипос», пообщались с исследователем, спросили о жизни коренных жителей Камчатского края. В своём докладе он сказал о том, что носителей ительменского языка мало осталось. Поинтересовались, сколько человек говорит на ительменском языке? Анатолий Анатольевич рассказал: 

- К большому сожалению, именно носителей языка, в отличие от языковых активистов и тех, кто занимается популяризацией языков, точно знаю, что один носитель остался, он уже в преклонном возрасте. В прошлом году алеутского языка не стало, последний носитель ушёл. Керекского языка не стало. В конце 1990-х годов известному этномузыкологу Юрию Шейкину удалось записать последнего носителя керекского языка. Он записывал эту женщину в больнице, к ней никого не пускали, но ему удалось записать её. 

Я сам родом из села Тиличики Олюторского района Камчатского края. Сейчас живу и работаю в Петропавловске-Камчатском в КамГУ им. Витуса Беринга, руковожу центром межкультурных коммуникаций и этнолингвистических исследований. Занимаюсь сохранением и популяризацией не только своего родного алюторского языка, но и языками коренных народов, которые у нас проживают. Работал с ительменским, чукотским, с самим корякским, пока ещё эвенский не брал.

- Вы с детства слышали свой родной язык?

- Мой родной язык алюторский, он относится к чукотско-корякской ветви чукотско-камчатской семьи языков. Я представитель береговых коряков – намыланы, которые занимаются рыболовством. Когда я рос, ситуация с нашими языками на тот момент была не очень благоприятная, люди старались говорить по-русски. Но отец мой всё время говорил на родном языке, произносил какие-то фразы, слова, животных перечислял. Потом мы постоянно ходили в гости к нашим бабушкам, прабабушкам, родственникам и друзьям, где все говорили на алюторском языке, знали свою культуру. 

В одной семье бабушка в таком очень пожилом возрасте была, она только на своём родном корякском разговаривала. Мой папа понимал её, но особо не говорил. Когда я в школе и университете учился, вспоминал какие-то фразы, основные базовые понятия в памяти сохранились. 

И своим родным языком осознанно я уже начал заниматься в аспирантуре. Мне было многое понятно, потому что язык я с детства слышал, где-то на праздниках смотрел. Благодаря старшему поколению, мне удалось запомнить, понять мировоззрение нашего народа, увидеть, как раньше жили, воспитывали детей – это, конечно, очень ценно на самом деле.

- В Ханты-Мансийске Вы впервые?

- Здесь я уже второй раз, в 2019 году было открытие года языков коренных народов России. Тогда мне очень понравились мероприятия, большие именитые учёные выступали. Мне нравится посещать Югру и знаете, как-то картина расширяется, не только на своём крае зацикливаешься, а здесь ты видишь уже большую картину на самом деле, но и проблемы у всех одинаковые. 

- В вашем крае, наверное, также проводятся мероприятия по сохранению языка и культуры коренных народов?

- Да, конечно. Вот, к примеру, каждый год в начале мая у нас на Камчатке проводится корякский праздник, который называется «Аюангыт» – это праздник пробуждения весны, праздник возрождения природы и праздник миролюбия. И получается, что самая долгая ночь в году закончилась, дни идут на прирост, т.е. увеличиваются. После зимы природа просыпается, снег тает, трава появляется, всё оживает. К этому времени уже и в табуне оленята появились, и все насекомые оживают, т.е. пробуждается природа. 

Проводится он обычно два дня. Первый день – мужской день, это когда соревнуются мужчины в ловкости, в силе, устраивают соревнования – прыжки через нарты, бег с палкой, на расстояние (до сопки добежать и вернуться), т.е. на выносливость соревнуются. А второй день – женский день. Женщины, кто успел к этому празднику сшить традиционную одежду, показывают свои красивые наряды и выставляют самые вкусные блюда, традиционные. 

Праздник состоит из двух слов: аюкки – воскрешать, просыпаться, и ангыт – это праздник. Так вот он ещё имеет такое значение – праздник миролюбия. Обычно в этот день нельзя ни о чём негативном думать, мыслить, а наоборот надо веселиться и приносить всё самое красивое, самое вкусное. Почему? Потому что когда нас не станет, в этот день, вот как мы его сейчас встретим, точно также мы его отпразднуем там. И вот один раз наша старейшина Мария Иннокентьевна Притчина, когда пришла на праздник и увидела лепёшки, воскликнула: «Ой, как хорошо! И там буду праздновать, тоже буду есть эти лепёшки». Поэтому как мы отнесёмся к этому празднику сейчас, точно также мы его будем потом праздновать. Поэтому надо с философским пониманием относиться к этому событию.

- Анатолий Анатольевич, вы представитель береговых коряков, наверно в песнях воспеваете море?

- Море – это наша мать-кормилица. Когда свои родовые или личные песни исполняем, на бубне играем, всё время воспеваем в песнях. И на празднике «Аюангыт» тоже обязательно кто-то исполнит песню о море. 

Были и такие исполнители, одна бабушка даже с морем соревновалась, она говорила: «Какое ты сильное, море! Но я тебя сильнее! Я исполню песню, и ты услышишь мой бубен – он заиграет, зашумит, как морская волна…». На бубне не просто так играют, где-то по тише, как будто бы штиль, такая спокойная атмосфера, а где-то наоборот можно погромче, чтобы действительно создать бурю такую. Всё это у нас в песнях тоже прослеживается.

Анатолий Анатольевич – человек с добрым сердцем, прекрасный друг, собеседник. Мы, журналисты газеты «Луима сэрипос», желаем ему здоровья, семейного благополучия, успехов в науке, новых идей! Коренным жителям Камчатского края шлём огромный привет от ханты и манси. Пусть Духи-покровители края хранят их и оберегают! 

Светлана РОМБАНДЕЕВА

Рубрика: 
Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
Номер Луима сэрипос: 
№ 19 (1301)
5.10.2023

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика