Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Валентина УЗЕЛЬ

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Сккон щирыл мир акваг ӯргалаве
  • Акван-нтхатым рнэ тла вргыт
  • Югорск ӯст яныг сапрни лыс
  • Нпак хаснэ мхум ӯст атхатыгласыт
  • Хулюмсӯнт пвылт яныгхтпат янытлавсыт

Кӯщаит рӯпатаныл - Политика

  • Ксыӈ лумхлас пустгыл вос лы

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Нврамыт пслуӈкве ханищтан н
  • тил омав сымыӈыщ янытлылӯв

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Нпак ловиньтан колт врнэ рӯпата
  • ращ вуянтахтын урыл
  • Ялпыӈ хōталыт щпитгыт
  • Хотаӈ мртым мн тыламлантэ кастыл пӯрлахтасыт

Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события

  • Щрщ втат яныгмам хум
  • Нягань ӯст гит мгыс касыл ōлыс

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)
  • № 9 (1339)
  • № 10 (1340)
  • № 11 (1341)
  • № 12 (1342)
  • № 13 (1343)
  • № 14 (1344)
  • № 15 (1345)
  • № 16 (1346)
  • № 17 (1347)
  • № 18 (1348)
  • № 19 (1349)
  • № 20 (1350)
  • № 21 (1351)
  • № 22 (1352)
  • № 23 (1353)

Вы здесь

Главная » Хотаӈ мртым мн тыламлантэ кастыл пӯрлахтасыт
  • Мансийский
  • Русский

Хотаӈ мртым мн тыламлантэ кастыл пӯрлахтасыт

Юи-выл тлытт Ханты-Мансийск ӯс ляпат Востыхой нампа мт пӯрлахтын ос йирхатнэ кан врыглаве, та м мус ӯсныл нёлсттем врыста минуӈкв ри. 

Тув с ханты мхум, с мньщит акван-атха­тыглгыт. Ты тланыл рущ лтӈыл тох лвияныл – «Проводы Лебедя». Ты товлыӈӯй мртым мн миннтэ мгсыл тн ты пӯрлахтгыт. 

Кос хоты мт лнэ мньщит ос хантыт Кал­тащ щнь сака янытлы­яныл. с  вта хосыт Октябрьский районт лнэ с мньщит ос с хантыт – ты тн мк яныг Нй-тыраныл. Тн потыртанныл щирыл, Калтащ щнь ӯнлум мтэ Калтыщаны пвылт лы, тот Лысков ос Проску­ряков колтглыт лсыт. Хосат тгыл та пвылт нмхотьют ат лы, ос ань ты хтал мус мхум та пс пвылн пӯрлахтуӈкв ялантгыт.

Ты йист хӯрмит таквс «Трум Маа» музейт рӯпитан хтпат ос Ханты-Мансийск ӯст лнэ сосса мхум Востыхой пвылт акван-атхатыглахтуӈкв патсыт. Любовь Василье­вна Кашлатова ты тла лаль тотнэ хтпаг лы. Тав тох потыртас, с хантыт пс потраныл щи­рыл Кал­тащ щнь хотаӈ хурииг мир палт ёхталы, таим­гыс тн ты тов­лы­ӈӯй сака янытлыяныл. 

Тл сыс тит щёс, хотаӈ лӯимн ёхтынтэ порат ос алы мн тыламлантэ порат, тн пӯрлахтгыт. Ксыӈъмт йирхатгыт, йирыг матырсыр ӯйхул тӯщтгыт. Ты врмальт хум хтпа пуӈктоты. 

Ань мнь пля йирыг тотсаныл. Харамт яныг па­сан врсыт, йирыг то­тым пля нвле тра пйтвес, та сыс йӣвн св русыӈ тр нгсалавес ос нквет Калтащ щньн пйкщасыт.

Мньщи мир тырыт йис рганылт Калтащ урыл тох потыртаве: «М ӯнтхатам порат Нуми Трум яггитэ Кал­тащ ква нврам лньщ хӯнтамлам. Ёлаль ӈква­тас, тав ньге (ты Нуми Трум тав кватэ) с втат срниӈ ктуп, срниӈ лглуп нврам самын паттум. Калтащ ква сыме та щргалтахтас, ты нв­рам мгыс ёл вглыс. Тав ты нврам та янмалтастэ, ты нврамыг ква-пыг­рищ лыс». 

Касум мт лнэ хантыт ос тох лвыглгыт, Кал­тащ щнь смыл кати хурииг тн палтаныл ёх­талы. Ты ӯй тн с сака яныт­лыяныл. Та рт ханты мхум Ӯй йӣквнныл по­рат Калтащ щнь рге рги­яныл, тав йӣкве сус­сыл­тыяныл. Тав рге р­гын порат акв охсатэ хум хтпатн ргаве, мт охсатэ нквет мгсыл ргаве. 

Ты тпост мхум пӯр­лахтынныл порат тох пйкщасыт, хотаӈ млтып мн ань тыламлы, ос Кал­тащ щнь сосса мир нв­рамыт лаль ӯргалаӈкв патыянэ.

Пётр Молданов хансум потре мньщи лтӈыл В. УЗЕЛЬ хансыстэ
 

Осенний ритуал «Проводы лебедя»

Этнографический музей «Торум Маа» третий год подряд с соблюдением древних традиционных канонов 28 сентября провожал Лебедя. Как и в первый раз, этот ритуал проходил в старинном поселении Ханты-Мансийского района, в деревне Востыхой. Представители разных локальных групп ханты и манси приобщились к этому обрядовому действу.

Как известно, традиционный уклад жизни каждого народа был пронизан религиозными верованиями и был связан с многочисленными обрядами. У обских угров религиозно-обрядовая практика осуществлялась в особых священных местах, некоторые из них являлись общеугорскими культовыми центрами. К таким центрам относилась территория, связанная с поклонением общеугорской богине Калтащ (Каттась на средне-обском диалекте), хранители которой, носители современных фамилий Лысковы и Проскуряковы, жили в деревне с названием Каттась курт (деревня Каттась), а позже по объективным причинам переехали в Мулигорт. Орнитоморфный облик богини – белая лебедь. В одной из её песен поётся: «В священном облике осторожного лебедя, в священном облике благородного лебедя, я богиня-най прихожу». Поэтому здесь эта птица строго табуировалась и ей были посвящены соответствующие ритуалы.  

Основные семейно-родовые обряды хранителей Калтащ были связаны с прилётом и отлётом лебедей. Весной проводился обряд встречи лебедей, а осенью – проводы лебедей. Специальной даты проведения ритуалов не было, обряды проводились по факту прилёта и отлёта этих птиц. К этому времени запасались свежей едой и тканями для приношения. 

Калтащ ангки (Калтащ мать) – это обско-угорская Богиня-Мать, которой поклонялись все северные ханты и манси, это символ общего происхождения, общей памяти этих народов. Носители традиционной культуры считали, что каждый человек должен хотя бы один раз в жизни приехать тув шанш хося (к её коленям) в деревню Калтысъяны. Поэтому сюда для поклонения Великой Богине, для проведения посвящённых ей обрядов приезжало большое количество людей с разных территорий проживания хантов и манси.

По словам кандидата культурологических наук, исследовательницы из рода  хранителей Калтащ Л.В. Кашлатовой: «Зарождения обряда - Калтысьяны, Мулигорт – это территория когда-то бытовавших деревень Октябрьского района. Именно эту землю выбрала Каттась (Калтащ), любимая дочь Торума, когда просилась у отца, чтобы проживать среди людей. Так говорит старинная легенда. Отец позволил ей и спустил её на землю на железных цепях. И определил ей важную миссию – благоволить женщинам и детям, определять продолжительность человеческого жизненного пути при рождении, даровать счастье материнства отчаявшимся семьям… именно в образе Лебедя живёт среди нас эта Богиня. Поэтому к этой птице такое трогательное отношение. …Весной мы вместе встречаем Лебедя в Мулигорте и провожаем на притоках Иртыша. Мужские каноны исполняют носители традиционных знаний музея «Торум Маа» и наши добрые помощники. Это стало доброй традицией в практике музея. Именно так, сохраняя традиции, мы верим в доброе будущее и просим покровителей земли югорской, пусть мир и счастье будут в наших домах, чтобы все невзгоды обходили нас стороной!» Любовь Васильевна, как потомок и как исследователь этого обрядового действа, обязательно участвует в проведении всех обрядов, посвящённых Каттась. 

Калтащ относится к божествам наиболее высокого ранга, поэтому её священную песню и священный танец исполняют в последнюю ночь Медвежьих игрищ, в наиболее сакральной части праздника. На сегодняшний день эта песня хорошо сохранилась и поётся на игрищах в с. Казым Белоярского района, кроме того исследователями записаны и другие варианты этого обрядового песнопения. Исполнитель песни Калтащ поёт её песню сидя под стук железных стрел, что придаёт ей ещё более высокий статус. Богиня поёт: «Одною рукою жизнь я даю, другою рукою её забираю», т.е. и жизнь и смерть в её ведении. Во время рождения ребёнка на священном камне она делает зарубку, которая означает продолжительность жизни человека. «Девочек долгой жизни, мальчиков долгой жизни бумагу пишу я». Дольше этого человек прожить не может. Она берёт под свою защиту всех женщин и младенцев. При этом устанавливает нормы поведения по отношению к семье, как для мужчин, так и для женщин. Поэтому исполнитель песни Калтащ одну часть песнопения поёт, повернувшись в сторону мужчин, а вторую часть – в сторону женщин. При исполнении этой песни проводится гадание, женщины надевают на «Калтащ» дополнительные платки, которые принадлежат им и на концах которых завязаны монетки, в её «рукавицу» кладут деньги. При словах: «Девочек долгой жизни танец, мальчиков долгой жизни танец, для танца я поднимаюсь», исполнитель поднимается и начинает исполнять танец, он должен сделать по Солнцу семь кругов. При этом если чей-то платок упадёт с его головы, это означает, что в семье этой женщины будет горе, т.е. происходило определённое гадание. 

Согласно песнопению, Калтащ не только даёт и забирает жизни людей, но ещё она организует миропорядок в земном пространстве. Она «рассаживает» богов мужского рода, которые по отношению к ней всего лишь «внуки», по различным территориям и наделяет их соответствующими функциями. Что, в свою очередь, говорит о приоритете материнского начала Калтащ над мужскими локальными божествами.

Сегодня деревень Калтащаны и Мулигорт не существует, хранители богини ушли из жизни, остались их потомки, которые живут и работают в условиях современной жизни. Но память о великой Богине жива и воспроизводится уже в новой форме, в том числе через посредство сотрудников этнографического музея «Торум Маа». Как и их предки, сегодня они провожают на период зимы свою Калтащ. «И хотя птица улетит, но мы верим, что Каттась продолжит покровительствовать и в холодные осенние и зимние дни, главное, что мы будем ждать её с верой и надеждой, что всё будет хорошо!», – говорят они.

Пётр Молданов, перевод на мансийский язык Валентины УЗЕЛЬ
 

Рубрика: 
Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
Номер Луима сэрипос: 
№ 19 (1301)
5.10.2023

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика