- Мансийский
- Русский
Саранпвылт «Тӯрупъя» община рӯпиты
Иван Митрофанович Качанов «Тӯрупъя» нампа общинат кӯщаиг лы. Тн мк яныг рӯпата планыл – враян врмаль. Враян мгыс кит яныг м-лмт ньщгыт, атпан нупыл онтолов тлн висаныл.
Враян ос алыщлан мгыс соглашение-нпак ньщгыт, ты хосыт ксыӈ тл враян лицензиял мивет. Врнэ рӯпатаныл китыт плэ — хӯл алыщлан врмаль. Хӯл алыщлан мгыс онтолов -тӯр втат ньщгыт.
Та коныпал этнографический туризм хосыт рӯпитгыт. 2013 тлт Тӯрупъя тӯр втат мхум ӯщлахтын мгыс колыт ӯнттысыт. Тот тлэ-туве касуӈкве рви, хӯл алыщлаӈкве, враяӈкве, сосса мир йис лупсаныл ёт вйхатуӈкве.
Общинат налыманкем хтпа рӯпиты. Мхум ёмас рӯпитгыт. рум с ньщгыт. Община св олн ат слы, тн тнкинныл щнныл мгыс туп рӯпитгыт. Нтмил тл лаль свмалтаӈкве тах ат врмгыт. Грант-олн винэ мгыс нпак кос хансыглгыт. Тувыл ос рӯпатаныл урыл акваг свсыр рнэ нпакыт атуӈкве, нлок-олн ойтнэ врмаль ювле хансуӈкве ри. Общинатн государствавныл нтмил ри.
2018 тл сыс Россия мвт ат ӯст «Национальный Лесной Форум» врмаль врыглавес: мньполь тпост — Ижевск ӯст, ӈк нтнэ тпост — Ханты-Мансийск ӯст, лӯпта тпост — Хабаровск ӯст, йттур тпост — Барнаул ос Петрозаводск ӯсыгт. Сӯкыр тпос 14 хталт Москва ӯст Государственный Думат М-вит ӯргалан Комитетыт «Проблемы и перспективы законодательного регулирования лесных отношений в РФ» нампа хӯнтлын врмаль лыс.
Тув Россия свсыр мныл вр ӯргалан ман врт рӯпитан яныг кӯщаит, враян хтпат ёхталасыт. Тн халанылт И. М. Качанов лыс. Тав с лвнэ лтӈыл майлавес. Тав потре ловиньтэлн:
— Ам враян хум, мньщи хтпа, Иркутск ӯс техникумт ӯйсовыт ёт рӯпитаӈкве ханищтахтасум. 1986 тл псыл Хльӯс коопзверпромхозт враян хтпаг лсум.
Ст тл тот рӯпитасум. Нёхыс, лӈын, анттра алыщласум ос алыщлгум. 1990-т тлытт ам колтглум ты хосыт лыс. Та тлытт Хльӯс районт 300 арыгкем враян хтпат рӯпитасыт, тн пуссын ты рыл лсыт. 2000 тлныл Лӯимт свитаныл мощща сосса мир общинат кӯщаиг лгум, пыгагум ёт врагум.
Мн врав, хӯл алыщлв, пил втв, лхыс атв, пквсам спаслв. Алыщлан мнанув Югра мт Нрыт нупыл хтал нглын рт лгыт. Община враян врмале ат врмитэ лаль свмалтаӈкве, мн враян тлав ворил нх-нглы.
Хльӯс районт враян 300 хт-патныл, улпыл, 20 хтпа хультыс. Враян манос сосса хтпа такви алыщлан мтэ ӯргалытэ, вруй лаль свмалтан урыл номсахты, вгтэ, хунь рви алыщ-лаӈкве, хунь ти. Сосса мхум мнь тгыл вр ӯргалаӈкве ханищтавет.
Ксыӈ колтгыл такви ктпос ньщис, ты ктпосыл тнки мныл пстысаныл. Мирув йис тгыл лнэ, мнав тыттын м-витув, врув ӯргалан сккон нупыл пуссын суссыт. Ты румт хотьют таӈхи, таи мн мвн враяӈкве та ёхты, ос тавн нматыр ат мты. Мн праконьерыт ёт мнки нматыр вруӈкве ат врмв.
Тыхтал ам выл щёс тыт потыртгум, враян мхум мгыс врнэ тлат вылтыт лвуӈкве таӈхгум. Ань рӯпитан «Враян врмаль урыл» скконт враян хтпат тамле тлан рмгыт: охотминимум минэ врмаль, враян ос алыщлан соглашение-нпак. Сосса мир враян мнаныл тыпылтаӈкве врмгыт.
Ты «Враян врмаль урыл» сккон хосыт враян м тыналан порат ёвтнэ олн хнтгын ман ти, ат вглын. Мн враян соглашениев оигпам порат саватпи щсӯв.
Ты соглашение йильпииг молях щпитаӈкве рыс, рынтаг олн висум, враян м щнв мгыс ойтхатуӈкве рыс.
Ты коныпал свсыр нпакыт ри щпитаӈкве, маныр врт вруӈкве патгын ос м тармыл мныр ӯнттгын. Ты нпакыт урыл Российский Федерация Вр урыл скконт (Лесной кодекс) хансыма. Скконыт ат хансыма, враян хтпатын рви ман ти лнэ кол, пувлынкол, м-пар, матыр рнэ прткол ӯнттуӈкве.
Тувыл ос мк яныг ртпи, алам хӯланув, ктын-паттум вр ӯянув, сованув, втум пиланув хоталь миӈкве, тыналаӈкве. Св мхум тыил туп олн слгыт, ты рыл лгыт. Ань коопзверпромхоз тим. Государстван ты мгыс ри йильпи матыр вруӈкве.
Государство сккон щирыл враян мхум мгыс нтмил ке вргыт, тнт враян хтпат нтгыт м-витув лаль хультуптаӈкве, врув нйныл ӯргалаӈкве, хн мв экономикатэ свмалтаӈкве.
В Саранпауле работает община «Турупья»
Иван Митрофанович Качанов возглавляет общину «Турупъя». Основное направление - это охотничья деятельность. Имеется два больших участка под охоту в аренде сроком на 49 лет. Подписано охотхозяйственное соглашение, благодаря которому каждый год они получают лицензию на ведение охоты.
Второе направление это рыбодобыча. На сегодня имеется 9 рыбопромысловых участков. Переработкой рыбы пока не занимаются, так как нет оборудования. Сейчас подготовили грант на приобретение оборудования, если получат его, то займутся переработкой.
Кроме того, занимаются этнографическим туризмом. В 2013 году на угодьях общины в урочище Турупъя, вблизи озера Турупъя, обустроили промышленный стан, и ведётся приём туристов. «Турупъя» предлагает спортивно-рыболовный и охотничий туризм в летний и зимний периоды. На стойбище предоставляется возможность познакомиться с культурой и бытом коренных малочисленных народов Севера.
На сегодняшний день в общине работает около 40 человек, община работает стабильно. Они не зарабатывают много денег, но работают на поддержание самих себя. Как всегда без проблем не обходится. Без социальной помощи они не могут сами развиваться дальше. Хотя и подают документы для получения грантов. Затем постоянная отчётность, налоги, проверки, бумажная волокита отпугивают предпринимателей. Общинам необходимы реальные механизмы поддержки, в том числе государственная поддержка.
В 2018 году в 5 городах России проходил «Национальный лесной форум». В марте прошёл в Ижевске, в мае – в Ханты-Мансийске, в июне – в Хабаровске, в июле – в Барнауле и в Петрозаводске. 14 сентября в Москве состоялся заключительный этап парламентских слушаний Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям на тему: "Проблемы и перспективы законодательного регулирования лесных отношений в Российской Федерации". К участию в парламентских слушаниях были приглашены представители профильных федеральных министерств и ведомств, законодательные и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, общественных организаций, профессиональных сообществ, научных и образовательных учреждений. Среди всех приглашённых был И.М.Качанов. Ему было также предоставлено слово.
Иван Митрофонович обратился со словами: «Я профессиональный охотник, по национальности манси. Выпускник Иркутского пушно-мехового техникума по специальности «товароведение пушно-мехового сырья». Занимаюсь охотничьим промыслом. С 1986 года в Берёзовском коопзверпромхозе Ханты-Мансийского автономного округа. Являлся штатным охотником. Проработал там семь лет. Добывал и добываю соболя, белку, ондатру. В 1990-е годы охота была основным источником существования моей семьи. В те годы в нашем Берёзовском районе было более 300 штатных охотников, для них охота была смыслом жизни. Сейчас с сыновьями продолжаю заниматься охотничьим промыслом. С 2000 года являюсь председателем общины коренных малочисленных народов Севера. Его основным видом деятельности является охотничий промысел, рыбодобыча, сбор дикоросов. Охотничьи угодья общины находятся на восточном склоне Приполярного Урала на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Община продолжает заниматься охотой скорее, вопреки развитию. Мы просто выживаем. Из 300 штатных охотников Берёзовского района осталось только 20 человек, хотя отношение к природе у охотников-профессионалов и ведущих традиционный образ жизни общеизвестны. На своём участке охотник, как правило, выделяет зоны покоя, воспроизводства животных и птиц, так как думает о будущем. Охотник является защитником своих угодий, коренные народы с детства приучены к бережному отношению к лесу. Каждый род имел свой родовой знак для информирования соседей о событиях в лесу, говорил о разрешениях и запретах. Все соблюдают дедовские законы для сохранения окружающей нас тайги – кормилицы.
С приходом новых реалий промысловику всё труднее противостоять проникновению чужих на свои угодья. Любой покоритель природы может осуществлять охоту на участке охотника-промысловика и ничего ему не будет. В современной ситуации мы один на один остаёмся с браконьерами без финансовой, юридической и транспортной поддержки. Я в первый раз нахожусь на этой трибуне, хотел бы озвучить свои предложения охотника. Сегодня понятие "охотничья отрасль", "охотничье хозяйство" в общероссийском классификаторе видов экономической деятельности не прописано. Там написаны услуги в сфере охотничьего хозяйства. А услуги изначально подразумевают коммерческую подоплёку. В существующем законе "Об охоте" простые охотники-промысловики столкнулись с такими понятиями, как сдача охотминимума, право на добычу охотничьих ресурсов, охотхозяйственное соглашение. Угроза потерять свои охотничьи угодья коренным малочисленным народам реальна и повсеместна. По существующему закону "Об охоте" нет никакой гарантии, что при проведении аукциона найдутся те, которые заплатят деньги, чтобы выиграть аукцион. Община также столкнулась с проблемой оформления охотхозяйственного соглашения. Срок действия долгосрочной лицензии заканчивался, и пришлось срочно решать вопрос переоформления охотничьих угодий. Пришлось занимать деньги для оплаты аренды на закрепление охотничьих угодий на 49 лет. Также к договору необходимо было предложить разработанный и утверждённый проект освоения лесов и ещё один документ охотустройства территории охотничьих угодий. Эти документы затрагивают Лесной кодекс Российской Федерации. Необходимо провести обустройство территорий. Согласно Лесному кодексу по проекту освоения лесов определить лесной участок, который закрепляется на 20 лет пользования, где можно возводить охотничью инфраструктуру для ведения охотничьего хозяйства. А как определить охотнику промысловый стан? В законе не прописано, что он имеет право возводить на своём промысловом участке охотничью избу, баню, гараж, которые необходимы ему во время ведения охотничьих промыслов. Это как-то надо определить в Лесном кодексе, чтобы охотник, ведущий традиционный образ жизни, имел юридическое право на возведение необходимых построек, пусть и временного характера. А то сейчас приходится писать в актах закрепления охотничьего участка временное сооружение. А что за сооружение – каждый трактует, кто как может.
И главный вопрос, затрагивающий жизнь простого охотника-промысловика, сбыт продукции промыслов. В нашем районе практически во всех населённых пунктах занимаются промысловой охотой. Для многих это, наряду с добычей, сбором дикоросов, является основным источником существования. Сейчас, как известно, нет традиционной системы коопзверпромхозов. Необходимость замены системы КЗПХ и госпромхозов назрела давно. Необходимо создание органа по типу главохоты, так как государство много теряет от самоустранения в сфере охотничьего хозяйства. При грамотной законодательной, государственной поддержке охотники-промысловики помогут сохранить дикую природу, защитить леса от пожара, преумножить экономику страны, оставаясь хозяевами и пограничниками наших кладовых».
В дальнейшем мы будем следить по нововведениям в сфере законодательства по данной теме.