Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Валентина УЗЕЛЬ

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Мньлат мир ёт хōнтхатыгласыт
  • Мирн приим хтпат рӯпитасыт
  • Нпак ловиньтан порат хтпа номтыӈыг мты
  • Касылт нх-патум хтпат янытлавсыт
  • Св тл сыс акв тла врнэ колтглыт

Кӯщаит рӯпатаныл - Политика

  • Яныг кӯщаиг м-вит ӯргалан ос хӯл янмалтан урыл потыртасг
  • Мнь йӣвыт тыналан мгсыл янмалтгыт

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Сосса мхум хольт касгыт
  • Мньщи газетав ловиньтылум
  • Нг-хумыг аквъёт рӯпитг
  • Нёлквлыг ӯрнэ хōтпат урыл
  • Нврамыт ханищтас ос нпакыт тратас
  • Ханты мхум хансат
  • Хӯлыӈ тнут щпитан хумыг

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Хащтл лтӈыл лвнэ кол

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)
  • № 9 (1339)
  • № 10 (1340)
  • № 11 (1341)
  • № 12 (1342)
  • № 13 (1343)
  • № 14 (1344)
  • № 15 (1345)
  • № 16 (1346)
  • № 17 (1347)
  • № 18 (1348)
  • № 19 (1349)
  • № 20 (1350)
  • № 21 (1351)
  • № 22 (1352)
  • № 23 (1353)

Вы здесь

Главная » Нг-хумыг аквъёт рӯпитг
  • Мансийский
  • Русский

Нг-хумыг аквъёт рӯпитг

Ты хурит пслым ханты нг-хумыг намагн Зоя Ильинична Сандрина ос Павел Егорович Сюлись. Тн пӯркат тыналым свсыр ӯсытт яласг. Ханты-Мансийск ӯсн тванакт с ёхталг. Тн ётн ӯсувт тыналахтын врмаль лум порат вщиньтахтасум, халувт мощ потыртасӯв.

Нкве такви урыл тох лвыс:

– Ам намум Зоя Ильинична Сандрина, амти парищ намум Ребась. Мнь пвылт самын патсум, пвлув тох лваве – Усть-Войкары, Нр ляпат ӯнлы. Омагум-тягум хӯл алыщлан хтпаг рӯпитасг. тям хосат тим, омав щув палт Мужи пвылт ань лы. 

Тав 81 тлэ твлыс. Хумус тав хум врыс, тох потыртлыс. Тав хайталыма порат аты ти­тыглавес, ксащи ман ти. Аквмат порат мньлат хум тав мгсылэ ты ёх­тыс. ги таве хунь кса­ла­стэ, номтэ щар ат патыс. Тувыл хоталь врхаты, мт пвылн та тотвес. Тн св тл хӯл алыщлан мт рӯпитасг, нила ги янмалтасг, ам щар яныг. 

Восяхово пвыл школат ханищтахтасум, стламум юи-плт Тюмень ӯсн ми­насум, тот тнтыт нтнэ хтпаг ханищтахтасум. Юв ёхтысум, тра хум вр­сум. йкам наме Николай Андреевич Сандрин лыс. Акван-минамумн юи-плт тра слыӈколн тотвсум. 1981 тлт яныг гимен самын патыс. 

Тнт мн пиркатав сака лы мт лыс, пвыл мус хоса минуӈкве. Яныгпла нквет нумн нтсыт, рнколт гим самын та патыс. Та юи-плт пыгум с рнколт самын патыс. 

Лов тл слыӈколт рӯ­питасум, тувыл пвылн та лмыгтасум, мнь нв­раманум пуссын пвыл пӯльницат самын патсыт. 

йкам тимыг мтыс, ам пвылт стхуйплов тл пӯльницат рӯпитасум, тувыл пенсиян минасум. гиянум Мужи пвылн лмыгтасыт, ам ос тн палтаныл ёхтысум. 

Тыт Павел Егорович Сюлись ёт акван-хнт­хатсумн. Тав с мн пв­лувныл лы. Аквъёт школат ханищтахтасмн, тав нумныл акв тлэ мньнуве. Мощрт хус тлыг ты мты аквъёт-лнэмн. Тав нумн акваг нты. Ам пӯркат нт­гум, тав ос тнаныл патыт­тыянэ. Свсыр яныг ӯсытн ялантымн, тот тына­лах­тымн. 

йкатэ Павел Егорович Сюлись потыртаӈкв с ввыслум. Тав ос тох лвыс:

– Ам Зоя хосат тгыл вглум, тав ам нупылум сака ат сунсыс. Атпан ну­пыл нила тлум твлыс, тнт ущ тав ётэ акван-минасмн. Мужи пвылт акван-хнтхатсумн. лнэ кол ёвтсумн, тув лмыг­тасмн. Ам тот мщтырлан колнакыл врыслум, тот ты аквъёт щаквщимн. 

Мн Ямал мв янытыл слыӈ мхум каснэ вр­маляныл акваг врыгла­вет, тн хт акван-атха­тыглгыт, тот ты мн св слы кот ёвтымн. Зоям котыт такви тынтлыянэ, пӯркат нты, ам ос пат­тал нтыянум. 

Хӯл алыщлаӈкве, в­раяӈкве аквъёт ялымн, вркол ат ньщимн, парщин-колт лымн. Пил втуӈкве ос нрн ялымн, тот тасвит пил та яныгми. 

Тув туп мн ялантв, тва тлытт мо­рах мгыс хӯрум щёс тув ялантв, та­свит пил та лы. Щмьяв яныг, хтпа св, пилыт ат тыналыя­нӯв, мнти юв-тганӯв. 

Ты ханты нг-хумыг сас сака нёмса хтпаг. Ханты-Мансийск ӯст яр­марка лум порат тн спак тӣврын пиннэ слы твыльныл яктым сов-лмтыт св тыналасг. Та хталт кон сака ащир­ма­ӈыг лыс, ӯст лнэ мир маттем та ёвтсыт.

Тох ты сосса мхманув лгыт, нтмил сака ат ӯргыт, тнти рӯпитгыт, тнти врум пормасаныл тыналыяныл. 

Валентина УЗЕЛЬ

Play / pause
0:00
0:00
volume
menu
  • Нг-хумыг аквъёт рӯпитг
< previous
> next

Самозанятые супруги

Всегда приятно видеть и знакомиться с людьми, которые занимаются собственным делом. Супругов из села Мужи Шурышкарского района я встретила на ярмарке «Товары земли Югорской», которые торговали своими изделиями под вывеской город Пыть-Ях.

Женщина была одета в традиционный женский наряд, характерный для ямальских ханты. Представилась, зовут ее Зоя Ильинична Сандрина, рядом с ней супруг Павел Егорович Сюлись. О себе Зоя Ильинична рассказала, родом она из маленькой деревни Усть-Войкары Шурышкарского района, что в сорока километрах от районного центра Мужи. Отец был оттуда, а мама была из другой деревни. По рассказам матери, в молодости ее сосватали, не спросив согласия. И впервые увидев своего будущего мужа, он ей совсем не понравился. Но против воли родителей не принято было идти, поэтому она покорно согласилась. Так и стали жить вместе. У них родилось четыре дочери, Зоя была самой старшей, и один сын, который умер в младенчестве. После этого их родители взяли из приюта другого мальчика и воспитали его. Ее отца  Ильи Егоровича Ребась давно уже нет, а мама Евдокия Константиновна (в девичестве Конкина) до сих пор жива, ей 81 год, живет у младшей дочери в Мужах. 

В деревне Усть-Войкары не было школы, учились дети в соседнем поселке Восяхово. После окончания школы Зоя выучилась на мастера по пошиву зимних головных уборов в Тюмени, работать вернулась домой. Почти сразу вышла замуж за Николая Андреевича Сандрина. Муж работал в Мужевском совхозе оленеводом, поэтому молодая жена поехала вместе с ним работать в чум. Почти десять лет проездили в стадах, это был конец 70-х, начало 80-х годов. В 1981 году родилась их первая дочь. Тогда их бригада находилась далеко от населенных пунктов, роды в чуме принимали бабушки, затем через три года родился сын, тоже в чуме. На вопрос, а не страшно ли было рожать в чуме, женщина ответила: «Нет, страшно не было. Тогда все женщины так рожали, да и бабушки знали свое дело». 

В те годы Мужевский совхоз был большим, работало более десяти оленеводческих бригад. Зоя Ильинична с мужем проработали в третьей бригаде десять лет. Затем после рождения остальных детей, она осталась в поселке. Начала работать в мастерской мастером по пошиву меховых изделий, потом перешла работать в больницу, санитаркой отработала почти семнадцать лет. Вышла на пенсию и занялась любимым делом – начала шить обувь из камуса оленя.

После ухода из жизни первого супруга, Зоя Ильинична вышла замуж во второй раз. Вторым мужем стал ее односельчанин Павел Егорович Сюлись, тогда обоим им было за сорок лет. Об их совместной жизни рассказал сам Павел Егорович:

– Я Зою знаю с детства, учились в одной школе, только в разных классах, я младше ее на год. Встретились совсем взрослыми, вместе много лет. Живем в поселке Мужи, у нас частный дом, там же организовали себе мастерскую, где шьем и мастерим. Зоя шьет бурки на продажу, а я их подшиваю. 

По словам мужчины, Зою он заприметил еще в школе, но жизнь их развела на долгие годы. В старших классах он учился в Мужах, их учитель физкультуры очень серьезно занимался с мальчиками лыжным и национальными видами спорта. Еще в школе Павел получил первый разряд по лыжам и стал кандидатом в мастера спорта по национальным видам, это было в 1981 году. 

После школы Павел решил поступать в Омский институт физической культуры, но не прошел по конкурсу. Приехал домой и его сразу призвали в армию. Вернувшись, устроился работать плотником. Там бы и работал, если бы не встретился со своим бывшим учителем, который и посоветовал поступать ему в Тюменское педучилище на учителя физкультуры. С дипломом на руках его отправили работать в маленький поселок Овгорт, проработал там до 1992 года и решил ехать в районный центр. Устроился работать в местный музей. Спустя годы, встретился с Зоей Ильиничной, стали жить вместе, купили дом. Уже на пенсии оформились как самозанятые, открыли собственное дело. Такая форма работы позволяет получать разную материальную помощь в виде стройматериалов, денежной компенсации на бензин и других видов помощи. 

Материал для пошива зимней обуви они покупают на свои деньги. На Ямале в зимний период в разных городах проводят соревнования среди оленеводов, Зоя Ильинична и Павел Егорович часто ездят туда, чтобы реализовать готовую продукцию и закупить камус для пошива новой обуви. Да и находящиеся рядом с поселком Мужи оленеводы сами предлагают им лапы оленя. Проблем в этом плане у них нет. 

Сейчас обоим супругам за шестьдесят, они вместе продолжают делать свое дело, поддерживают друг друга. Особенно очень внимателен к супруге Павел Егорович. 

– Мы с Зоей живем согласно нашим древнейшим традициям и обрядам, соблюдаем их. Вместе ездим на рыбалку, на сбор дикоросов. У нас есть свои ягодные места, планируем построить там избушку. Ездим вместе с детьми и внуками, бывают годы, когда собираем очень много ягод. В прошлом году вообще не было морошки, а в прежние года по три раза на одно и тоже место ездили, так много ягод было. 

У Зои Ильиничны дети все взрослые, дочери замужем, у нее три внука и три внучки, сыновья еще не женились, все живут в поселке Мужи. В конце разговора, я спросила у женщины, что означают их фамилии, потому что только в Шурышкарском районе встречаются такие необычные как Ребась, Сюлись. По ее словам, Ребась произошла от слова рэп – гора, а Сюлись – от слова сюль или щуль, щуль – это рассыпчатый снег, похожий на сахар. 

Валентина УЗЕЛЬ

Рубрика: 
Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
Номер Луима сэрипос: 
№ 21 (1327)
7.11.2024

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика