Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Светлана РОМБАНДЕЕВА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Округ кӯщай н лххал тотнэ хтпат ёт нила щс потыртас
  • Олныт нх-нтавет
  • Хащтл гмыл ӯргалахтн
  • Лщмарт лн, ӈк иӈ ввта!

Кӯщаит рӯпатаныл - Политика

  • Хулюмсӯнтныл Агириш мус тлы лӈх 2023 тлт тах враве
  • лнэ мāв урыл потыр хассыт

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Мщтыр н хтпа лупсатэ
  • Хӯл пувим ос пил втым олн слгыт
  • Мньщи колтгыл

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Пуӈкын пиннэ тр нтсыт
  • Совныл нтым маснут урыл потыртасыт

Нврамыт мгсыл - Детская страничка

  • Касылт нх-патум нврамыт янытлыянӯв
  • Ам лнэ мкем

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)
  • № 9 (1339)
  • № 10 (1340)
  • № 11 (1341)
  • № 12 (1342)
  • № 13 (1343)
  • № 14 (1344)
  • № 15 (1345)
  • № 16 (1346)
  • № 17 (1347)
  • № 18 (1348)
  • № 19 (1349)
  • № 20 (1350)
  • № 21 (1351)
  • № 22 (1352)
  • № 23 (1353)

Вы здесь

Главная » Пуӈкын пиннэ тр нтсыт
  • Мансийский
  • Русский

Пуӈкын пиннэ тр нтсыт

Ювле хультум тпос 15-17 хталант Хльӯст «Хошум хот» («Тёплый дом») нампа ханищтап лыс, н хтпат пуӈкын пиннэ тр нтсыт. Ань тымат гм мгыс мт мныл мхум ат ёхталасыт, туп ӯст лнэ сосса нквет акван-атхатыгласыт. 

Культурологический наука кандидат н Любовь Васильевна Кашлатова пуӈкын пиннэ тр урыл тох потыртас: 

– Сосса н св тр ньщи – такви ктыл врум ос лпкат ёвтыг­лам трыт ос трсалит, нас щнэ ос ялпыӈ хта­лыт порат пуӈкын пиннэ трыт, тувыл рсыныг нх-врнэ трыт. 

лнаӈ н йкатэ щ ос тав яныг каӈканэ ляпат лманыл порат кастыс, тртыл пуӈке ос вильтэ лап-пантытэ (ты тла рущ щирыл лваве: обряд избегания).

Йӣквнэ порат тр с ри. Ӯй йӣквнэ мāт н ос хум хтпат тр пуӈ­кын пингыт, вильтаныл лап-пантыяныл, тох йӣк­вгыт, ань пуппщия­нылн ул вос ханьщавет. 

Мнь нврам с трыл нгсалаве, лль матыр тав палтэ ул вос ханы. пат хуи те, патэ трыл лап-пантаве, атиӈк йипыг ёхты, нврам рохтуптаве. 

Н хтпат хльйӣвыт яныгман ялпыӈ мн ялантасыт, тот трыт ос трслмыт тагталлсыт. Тамле мт пӯтыӈ тнут ат пйтсыт, юил тс тнут тотыгласыт, ращт щй пйтсыт. Колтгланыл, нвраманыл пустгыл вос лгыт, Нй-тыра­ныл нупыл пйкщисыт, исум щй аим ӯнлахл­сыт, тпъяласыт. 

Атхатыглам хтпат тр йинуӈкве ос н­туӈ­кве мщтыр нквтн ха­нищтавсыт – Кашлатова Любовь Василь­евнан, Сидорова Зоя Захаров­нан ос Артанзеева Лидия Егоровнан. Пуссын аквъёт йинсыт, мнь нтмилыл нсхатасыт.

Ханты н Зоя Захаров­на Сидорова тох лвыс:

– Ам мнь пвылт яныгмасум, школан Пол­но­ватын тотыглавсум, 70 врыста минуӈкве рыс. Каникулын юв туп йильпи тл ёхтын порат ос туи тотыглавесӯв. Ам таимгыс ат вщинтасум, омам хумус нсхатас. Хунь яныгмасум, тнт ущ ханищтахтасум матыр-ти нтуӈкве, ань мт хтпан нтуӈкве врм­гум. Ювле хультум тлыт сыс ам св гирищит ос нт щаквщуӈкве ха­нищтасум, пс пормаса­нув-маснутанув хумус мщтырлаӈкве ри, сус­сылтасум. 

Хӯрмит хталт нквет щпитам пуӈктраныл суссыл­тасаныл, ханищтан хт­патн ксыӈ тр ёма­щакв сунсыглавес, аман сль рнэ щирыл, пс мх­манув врыглам щирыл нт­са­ныл, русыяныл та маныр, аман ёмащакв врсаныл.

Любовь Васильевна рӯпитам нт янытласанэ, лвыс, ань пуӈктр н­туӈ­кве ксыӈаныл врми, туп лыпащ щс вос хнты ос щаквщуӈкве номтэ вос паты. 

Любовь Вынгилева потре мньщи лтӈыг Светлана Ромбандеева толмащластэ 

Л. Вынгилева ктум хурииг

Платок в традиционной культуре обских угров

Платок – один из самых распространенных предметов обской женщины.

Платок в переводе с мансийского Тор – значит «ткань», «материя».

По мнению Любовь Васильевны Кашлатовой, кандидата культурологических наук, начальника Берёзовского филиала ОУИПИиР, платки обских угров делятся на фабричные и самодельные, а также на бытовые и праздничные, повседневные и платки обрядово-ритуальные.

Образ Женщины несёт в себе сокровенные секреты рождения и смерти. Платок – символ женственности и скромности, олицетворение благочестивой жизни женщины. Он являлся символом, «знаком» замужней женщины – во время сватовства жених надевал его на невесту, в дальнейшем она закрывала им своё лицо от отца мужа и его старших братьев. При сватовстве жених обязательно должен подарить родственникам невестки платки, с умыслом - «чтобы было чем прикрыть лицо».

Один из обычаев, сохранившихся до наших дней, соблюдение обычая избегания. Этикет предписывает женщине закрывать лицо в присутствии мужчин-родственников по линии мужа, что легко сделать, используя платок. Женщины в присутствии таких родственников закрывали лицо головным платком, поворачивались к ним боком или спиной, молчали или разговаривали тихо. Мужчины при входе в жилище, где находилась избегающая его женщина, предупреждал о своём появлении покашливанием. Он как бы не замечал её присутствия и не смотрел в её сторону даже при непосредственном обращении.

Платок присутствует во многих важных ритуалах, в том числе и в танце, где  скрывает волосы, лицо и руки женщины. Женский танец, исполняемый с расправленным платком, который  почти полностью закрывает фигуру, связан с обрядом избегания и нахождения танцующей в сакральном пространстве.

Платок является важной частью ритуальной одежды на Медвежьих игрищах. Они используются как в женских, так и в мужских танцах, ими закрывали лицо. В народе бытует поверье, что закрывать своё лицо на Медвежьих игрищах необходимо, чтобы возродившийся зверь при встрече не узнал человека и не отомстил ему.

Защитная роль отводится платку и при накрывании люльки с ребёнком в ней. В семье всегда внимательно следили, чтобы пустая люлька не оставалась непокрытой: считалось, что в неё может забраться злой дух, который напугает ребёнка. Оберегая от зла, у северных ханты платок младенцу обязательно надевали до полного зарастания темечка. Неслучайно в экспозициях выставок этнографических музеев находится колыбель, накрытая платком.

Обрядово-ритуальные платки совместно с лоскутами ткани (арсынами) – одно из самых желательных жертв-приношений духам-покровителям. В прошлом повсеместно было распространено подношение платков изображению духа-покровителя семьи по разным случаям, например, после рождения ребёнка, чтобы обеспечить ему здоровье и благополучие.

Женщины собирались на женские священные места – берёзовые рощицы, где на деревья вешали разноцветные лоскутки (остатки от шитья). На костре кипятили чай, угощали духов. Проводили обряды со специальной куклой из ткани, обращались с просьбами к духу. Жертвенные платки на поселковых святилищах развешивают на ветвях деревьев, обматывают ими стволы. В домашних священных лабазах вешают на перекладины, складывают в сундуки.

В течение трёх дней с 15 по 17 октября в Берёзово проходил семинар «Хошум Хот» по пошиву традиционного платка. В силу сложившейся ситуации, с эпидемией коронавируса, участников на семинаре было мало и лишь из Берёзово. В работе приняли участие как опытные, так и начинающие мастерицы. Любовь Васильевна Кашлатова познакомила собравшихся с историей появления традиционного платка, с ритуалами и обрядами, которые тесно связаны с использованием платка у женщин ханты и манси.

Проводила мастер-класс по пошиву платка мастерица Зоя Захаровна Сидорова. Она самый активный участник семинаров, мастер-классов и выставок по ДПИ народов ханты и манси. Зоя Захаровна рассказала: 

- Я родилась в деревне и училась далеко от дома. Нас возили в школу поселка Полноват. Там мы жили всё время, а домой возвращались только на зимние и летние каникулы. Поэтому я никогда не видела, как шьёт моя мама. Шить одежду и другие традиционные изделия научилась благодаря мастер-классам, семинарам по национальному шитью, которые посещаю с большим удовольствием уже много лет. За это время я добилась хороших результатов, а мой платок, который я также сшила вручную и отправила в конкурсную комиссию в Ханты-Мансийск, признали правильно пошитым с учётом национальных традиций. В целом, за эти годы я не только училась, но и передавала свои знания нашим начинающим мастерицам и детям.

Все участники кроили и шили себе платок вручную из ситца, в котором обязательно был рисунок растительного происхождения, все стежки должны быть одинаково мелкими и ровными, затем изготовляли бахрому под чутким руководством опытных наставников, которыми явились Лидия Артанзеева, Зоя Сидорова и Любовь Кашлатова. Все присутствующие на семинаре освоили технологию шитья и смогли самостоятельно сшить себе традиционный платок. В теплой, дружеской атмосфере семинара «Хошум Хот» три дня работы пролетели очень быстро и плодотворно.

Методист отдела декоративно-прикладного творчества и национальных культур п.г.т. Берёзово Любовь Вынгилева, перевод на мансийский язык Светланы РОМБАНДЕЕВОЙ

фотографии Л. Вынгилевой

Рубрика: 
Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
Номер Луима сэрипос: 
№ 22 (1256)
17.11.2021

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика