Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Светлана РОМБАНДЕЕВА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Олныт хӯрум тлытын уртсаныл
  • рнэ нпак иӈ ат пирмайтавес
  • Кāтыл хурит пслум йка 90 тāлэ твлынув
  • Лххалыт йильпи щирыл вос хансавет
  • Округувт лнэ тил миркве!

Кӯщаит рӯпатаныл - Политика

  • Кāсащан хтпат кӯщайлахтуӈкве ханищтавет
  • Мньщи мирум урыл св мхум вос вгыт

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Хулюмсӯнт пвлыӈ лккар н
  • Ты кркам щмья рнэ тла ври
  • Āпрыӈыг ōлнэ мньлат пыг

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Пс накыт мирн акваг пӯмщалавет
  • Совъявй нтсӯв
  • Ялпыӈ хтал кастыл мщтырлгыт
  • Хум св ёмас хурит пслыс

Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события

  • Нпак хаснэ мхум мгыс лум врмаль

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 12 (1342)
  • № 11 (1341)
  • № 10 (1340)
  • № 9 (1339)
  • № 8 (1338)
  • № 7 (1337)
  • № 6 (1336)
  • № 5 (1335)
  • № 4 (1334)
  • № 13 (1343)

Вы здесь

Главная » Совъявй нтсӯв
  • Мансийский
  • Русский

Совъявй нтсӯв

Ханты-Мансийск ӯст лнэ «Трум Маа» музейт рӯпитан мхум свсыр хнтхатыглапыт, суссылтапыт втихал врыглгыт. Тув мхум св мныл атхатыглгыт, научный потрыт ловиньтгыт-хӯнтлгыт, аквъёт щаквщгыт, халанылт ханищтахтгыт. 

Ты таквсы лум семи­нарын Касум пвыл­ныл ханты н Валентина Григорьевна Тарлина ёхталас, тав сов тармыл хансат пслыс, льп урыл потыртас, хумус враве, хансат пслуӈкве мхум ханищ­тасанэ.

Н китыгласлум, хотыл лы, сов ёт рӯпитаӈкве хт ханищтахтас. Вален­тина Григорьевна ювле щгтым потыртас.

–Тамле хнтхатыгла­пын ам китынтыг ёхты­сум, выл щёс ёхталамум порат мн пля пун ста­пыл хансаӈ щулкиныт сагсӯв. Ань ос ам тыг мщтыр хтпаг вввсум, мхум сов тармыл хансат пслуӈкве вос ханищ­ты­янум, ты тла вос суссыл­тылум. Сов ёт рӯпитаӈкве сака пӯмыщ, ам свсыр пормасыт нтгум, хан­сал вриянум, хорамтыя­нум. Сов кминьт, замша хурипа, таве ктын выг­лум, тра номтум татем ёмас, хотты пормас ман маснут вруӈкве та ӯн­тыл­мат­гум.

– Сов ёт щаквщуӈкве хт ханищтахтасын?

– Хосат Касум пвылт ам с акв тамле семина­рыт лсум, тот суссум, ань мщтыр нквет хумус щаквщгыт, сов ёт рӯпи­т­гыт, тн ётаныл нт­сум. Тувыл хунь матыр-ти мощ тра-паттысум, амти нсхатуӈкве пат­сум, лаль акваг ханищ­тахтасум, мщ­тыр хтпат­ныл ки­тыг­лахтасум. Тох л­щал-л­щал пс щирыл щакв­щуӈкве та патсум.

Тнт мн Касумныл Нумсаӈ ёх пвылн ялсӯв, тот яныгхтпанув Ксения Григорьевна, Мария Сте­па­новна ос мт мщтыр лумхласатенув ёт нӈк сӯлыл льп пйтсӯв. Нӈк сӯл тав выгыр, таимгыс льп врнэ мгыс ханты ос мньщи мхум янгыщ таве пйтсаныл, тувыл сов тармыл сартсаныл. Ам мнь тгыл номилум, мхманув совъявил л­сыт, нврамыт ман яныг­хтпат. Совъявит ёлыя­ныл выгыр льпыл сар­тым лсыт, квлганыл с тамле льпыл сартыгла­саныл.

Мн пвлувт лнэ н хтпат пля пунныл стап врсыт, свсыр оспа ль­пытыл тллысаныл. Ты стапаныл тай лпкат тыналан льпыл сартыг­ла­саныл – выгыр, вущ­рам­харпа манос атыр­хари льпыл. влт стап в­ргыт, тувыл льпыӈ витын пиныяныл, та юи-плт нх-тагталыяныл, тслыя­ныл ос рнэ пор­мас са­гуӈкве та ӯнтгыт. 

Омам тн врыс, сов пормасанэ пуссын тныл нтыгласанэ – мольщаӈ, пӯркит, пссат. 

– Валентина Григорь­евна, наӈ хт яныгмасын?

– Ам Ванзеват пвылт самын патсум, тот яныг­масум. Пвлув с  втат ӯнлы, туи янге-мне  втан атхатгыт – хум хтпат лувыӈсун вргыт, тукат, та маныр. Яныг кр пӯщка витыл пиныяныл, ёлыл ращ плтгыт, хунь вит исыглы, сун врнэ йӣва­ныл тув тртыяныл. Тувыл хота мус ри, хӯ­тылтыя­ныл, квлгыл нг­салыя­ныл. Та торыг нлми в­тан н хтпат ос нв­рамыт ёхтгыт, ома­нув ма­тыр саггыт, нс­хат­гыт ман тынт­лах­т­гыт, нврамыт ос ёнга­сгыт, хй­тыгт­гыт. 

Та порат мйт внэ хтпа св лыс. Аким Герасим Никитич Молда­нов ханты мйтыт ос р­гыт вс, мйтыглас, Ӯй йӣквнэ порат тӯлыглах­тас, ргыс. Пвлувт мщ­тыр хум, рыг тотнэ хум лыс – Артём Григорьевич Гришкин. Тав с нлми втан ёхты, хум хтпат ёт рӯпи­тгыт, свсыр пс потрыт потыр­тас. Тнт мн, нврамыт, тав ляпа­тн ат­хатв, та хӯнтлв. 

– Юн мхманын улпыл с ханты лтӈыл потыр­тасыт?

– Вим, юн туп щнь лтӈув суйтыс. лпыл омав лви: «Сйкалн, пум вруӈкве минв…», «Щйпут пялтас, щй ав…»,  «мпув рпыгтас…» та маныр, тох яныгмасӯв. Ань тват лвгыт, лтыӈ ханищтаӈкве ат врмв. Таве ханищтаӈкве ат ри, мн хотьютн хунь ханищтавесӯв, лтӈув нас акваг хӯлыгласлӯв, ань таимгыс тав тӣвырт та лы.

Светлана РОМБАНДЕЕВА

Мы изготавливали традиционную летнюю обувь

В этнографическом музее под открытым небом «Торум Маа» в Ханты-Мансийске часто проводят семинары, мастер-классы. Осенью состоялся научно-практический семинар «Традиционные инструменты и материалы обских угров: виды, технологии и их использование». Участники мероприятия, мастера и ученики приезжали из посёлков и городов округа, а также из других регионов.

В течение всех дней работали шесть мастеровых площадок. Из посёлка Казым Белоярского района приезжала Валентина Григорьевна Тарлина, она была мастером площадки северных ханты «Изготовление краски из коры берёзы и традиционной обуви из ровдуги». У мастерицы мы поинтересовались, где училась шить традиционную обувь. Вот что рассказала Валентина Григорьевна:

- В музее «Торум Маа» на таком семинаре я второй раз, первый раз мы занимались вязаными изделиями. Я вязала чулки (на хантыйском языке - сэн вей) двух цветов, природные цвета – тёмные и светлые. А в этот раз меня пригласили как мастера. Сейчас мы  нюки вей (летняя обувь из выделанной шкуры оленя) шьём. 

- Всё ли получается у ваших учеников на семинаре?

- Не всё, конечно, получается, но все очень стараются, шьём потихоньку. Вот, например, у нас занимаются девушки студентки, им всё интересно, они смотрят, как надо правильно выделывать кожу, слушают, как краску варить. В дальнейшем будут сами мастерить, моделировать. Ученики мои хорошо рисуют орнаменты. Кто ещё не умеет наносить орнамент на ровдугу, мы им с девочками помогаем, карандашом рисуем, подсказываем. Все заинтересованы, это можно сказать забытое ремесло, уходящее, мы его вспоминаем, возрождаем.

- Где учились работать с ровдугой?

- Я самобытный мастер, люблю заниматься ровдугой. Это трудоёмкая работа. Сначала надо с оленьей шкуры убрать шерсть, затем выделать кожу, когда она станет мягкой, нежной, как замша, тогда можно будет разрисовывать кожу. Люблю её украшать, использую природную краску из коры дерева. Когда варишь краску, конечно, есть свои секреты. Краску варят из коры берёзы, которая под берестой, кора должна быть сухая, тёмная. Готовить её надо в порошкообразном виде, заливается кипятком, пропаривается часа три-четыре. 

Мне посчастливилось быть на семинаре по изготовлению традиционной обуви из ровдуги, когда проводили у нас, в Казыме. Потом мы в Нумсанг ёх ездили, там варили краску. С нами занимались наши мастера, они рассказывали, показывали, как надо варить краску. Тогда мы её очень долго варили из лиственничной коры, она более красная. 

Мастерицы нам говорили, что раньше охру просто намазывали на кожу, сначала вымачивали ровдугу и намазывали туда. Я помню, в детстве видела охру, потому что тогда шили летнюю обувь из кожи (на хантыйском языке – нюки вей), детскую и взрослую. У нас в Ванзевате разрисованных не было, а вот носик был красным, верхний ободок и сама верёвочка, которую завязывали, тоже были красные. Я такую обувь помню. 

Я когда подросла, маме говорю, научи меня то или это делать. Она говорит: «Я не умею учить, садись рядом, смотри, учись, вяжи. А если хочешь научиться шить, иди к своей тёте, учись у неё». Моя тётя Евгения Петровна Русмиленко работала в клубе, кружок вела. Я сильно хотела шить орнаменты, вот и пошла к ней, мы там вырезали узоры, шили. Помню, свою красную вельветовую курточку разрезала, сшила себе сумку. Орнамент был красный, основа синяя, сумочка как тучанг получилась, но с ручками. Так вот мы и учились потихоньку мастерить.

- Валентина Григорьевна, где вы росли?

- Родилась я в Ванзевате, на Оби, там и выросла. Моя мама всегда делала тан – сухожильные нити. Бурки, рукавицы на малицу, чижи они простыми нитками не шили, всё шили сухожильными нитями. Заранее всё подготовят, висят нитки. 

Помню, у нас много овечек было, весной их стригли. Все тётки придут, вместе овечек ловят, стригут. Потом они эту шерсть растаскивают, стирают, потом опять растаскивают. Раньше авоськи были, сетки, в этих сетках повесят, просушат, чтоб ветер продувал. Потом садятся и прядут. 

В магазине продавалась краска – красная, жёлтая, синяя, ею красили шерсть. Мотками шерсть в эту краску замачивали, краску помещали в марлю. До какого цвета нужно, подержат шерсть, потом в солёной воде поласкают, опять вешают, она высыхает. А потом смотают в клубки. Мы им всегда помогали – нам на руки надевают шерстяные нитки, мы стоим, они их разматывают и делают клубки. И когда едут на рыбалку далеко, на стан, на три месяца, берут с собой эти нитки, в свободное время вяжут. Мама всем вязала носки, рукавицы, женские чулки, они такие разноцветные были, плотные, тёплые.

- Дома вы все, наверно, говорили на родном хантыйском языке?

- Да, конечно, все на хантыйском разговаривали. Сейчас часто говорят, вот не можем выучить родной язык, а его не надо учить, это должно внутри сидеть. Родился ты в традиционной семье, все говорят на родном языке, утром просыпаешься, кто-то говорит: «Няврэмат, нух кураты», «Шай пунсум…» и т.д. Именно среда нас учила, поэтому знаем свой язык. 

Сказители у нас были, наш дядька – Герасим Никитич Молданов, он всегда рассказывал сказки, пел хантыйские песни, принимал участие в Медвежьих игрищах. Односельчанин наш Артём Григорьевич Гришкин всегда разные истории рассказывал. Он был музыкантом и художником, рисовал по дереву, весной дуги делал, на нарты и сани полозья мастерил. Мы всегда вокруг него собирались. 

На берегу мужчины под большой бочкой костёр разжигают, в бочку заталкивают вот эти полозья, они прогреваются, потом они их загибают, и дуги также делают. Мы всегда возле них были, они что-то рассказывали, мы слушали их рассказы, сказки. И наши родители туда приходили, кто-то с мехом придёт, кто-то с нитками, шьют, вяжут. 

Здесь говорят, раньше на таких семинарах только женщины занимались, а теперь и мужчины работают, всех объединили. Я сейчас радуюсь, что мы можем посмотреть, как у них идёт работа, они у нас смотрят. И всё-таки мужчины должны быть, например, мне нужны были палочки для того, чтобы наносить краску, её же не кисточкой наносят. Вот мне Толя Вадичупов сделал эти палочки, спасибо ему. А так бы я куда побежала, кто бы мне их сделал?! И ножики нам всегда нужны, что-то распороть или отрезать, берём у них. Мужчины приходят к нам, помогают. Сейчас они делают крепилку для сухожильных нитей, а женщины делают сухожильные нити, потом их поместят на эту крепилку. 

Беседовала Светлана РОМБАНДЕЕВА

Рубрика: 
Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
Номер Луима сэрипос: 
№ 23 (1329)
5.12.2024

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Главный редактор:
Алексеева Н. Г.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 500)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика