Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Тамара МЕРОВА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Хльӯс район кӯщай пвланэ уральтыянэ
  • Мāньлат āгит-пыгыт янытлыянӯв
  • Хум мхум Хулюмсӯнт пвылн касуӈкв ёхталасыт

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Мньщи лтӈув ханищтан хтпат
  • Сосса мхум ёсал хйтсыт
  • Эвенк кваг ёт лупсатн урыл потыртасӯв

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Нврамыт тнут вруӈкве тнти хсгыт
  • Св мт аквхурип тла вргыт
  • Щнянув-щанув номтаныл лаль тотыянӯв
  • Ты колт сосса хōтпат хольт мāщтырлгыт
  • Хнтаӈ м – тыранэ
  • Ленинград ӯс вуянтым урыл

Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница

  • Ӯйхул торгамтанэ пыгкве (мōйт)

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)
  • № 9 (1339)
  • № 10 (1340)
  • № 11 (1341)
  • № 12 (1342)
  • № 13 (1343)
  • № 14 (1344)
  • № 15 (1345)
  • № 16 (1346)
  • № 17 (1347)
  • № 18 (1348)
  • № 19 (1349)
  • № 20 (1350)
  • № 21 (1351)
  • № 22 (1352)
  • № 23 (1353)

Вы здесь

Главная » Эвенк кваг ёт лупсатн урыл потыртасӯв
  • Мансийский
  • Русский

Эвенк кваг ёт лупсатн урыл потыртасӯв

Мощртын Лӯим, Сибирьт ос Дальний Востокыт лнэ сосса мирыт Москва ӯст «Сокровища Севера» суссылтапын акван-хнтхатнэ пораныл ёхты. Тот тн тнки маснутаныл, ктыл врум пормасаныл суссылтыяныл ос халанылт ргын-йӣквнэ касылыт касгыт. Ты тл тамле XX суссылтап яныгпль тпос юи-выл хталант ос ӈк нтнэ тпос выл хталыг мус тах мты.

Ос млты тлт тув ялмум порат сакныл врим свсыр пормасыт пӯм­щаласанум, лӯим нт сакныл хартум нтнэ пальщимщакыл, турлп­сыл сака хорамтахтгыт. Тувыл ксыӈ лӯим мир тнкиннылн рнэ оспа сакыл матыр-ти харт­гыт. Москван ёхталам кит эвенк нг Елена Исакова ос Оксана Мальчакитова ёт вйхатасум, тн пор­масанн сунсыглым ань лупсатн урыл с китыг­ласагум. 

Тн сакныл хартум хо­ра­манн ксаламум юи-плт, таи лвуӈкве рви, эвенкыт кнтаныл, нтапаныл, турлпсаныл с нила-ат оспа сакыл хар­тыяныл. Та халт кит сак оспаг щар влт к­са­лахтг, кит мт оспаг тнатн рнг нтг ос атыт оспа сак тванакт врил ксалахты манос нила сакыт халт щурт­милыг врияныл. Эвенк мхум пуӈкын пиннэ кнтаныл, маснэ масну­таныл янгыщ ӈк, атыр­хари, вощрам-вгыр­харпа ос вгыр оспа сакыл хорам­тыяныл.

Нг лвсг, тн пс мхманн пормасаныл нупыл ӈкватлым акв­тох маснутыт нтг. рнэ сакыт пвыл лпкат тнки ёвтгыт ман ищхӣпыӈ почта хосыт хасылтгыт. Тувыл тнки лупсатн урыл таи потыртасг.

Елена Владимировна Исакова  Амурский область Зейский район Бомнак пвылныл ёхталас. Ты пвылт тав акваг лыс, млалнув пенщиян пат­ха­тас. Школа стламе по­рат тав Хабаровск ӯсн лаль ханищтахтуӈке ялыс, тувыл хум врыс ос ханищтахтын тлатэ та оссувламе. йкатнтыл тнки хӯрум нвраманн ос кит пнтаге янмалта­сг.

Н маснутыт нтуӈкве, сак хартуӈкве мньтгыл щанн ханищтавес. Нв­раманэ маснутыл такви с нтыгласанэ, лпкат ёвтуӈкве тыныӈ лыс. Тувыл тнки нтум супа­ныл эвенк мхум хансал хорамтаӈкве рвыс. Елена Исакова тох лвыс:

– Номнэм щирыл, омам акваг нсхатым ӯнлыс. Мн совныл н­тым пс­сал, кн­тыл, лгыл мас­ну­тыл акваг масхатасӯв. Нврам супыт хансанэ стапыл хорамтавет. Ргыӈ маснут слы котыл нтыглв, тувыл лпык, нутрия ос тӯлмах совыл. Тыи хум хтпат врагыт, тувыл пвлувт кит об­щи­на рӯпитг, тот Яку­тия­ныл ёвтым слыт ньщгыт.  

Бомнак пвлув  Зейский водохранилище пхат лы, тот 420 свит хтпа лгыт, тыгыл 200 свит эвенкыт, мтаныт мт свсыр национальностил. Мн мхманув щнь лтӈаныл вганыл, нвра­мыт ёт потыртаӈкве с таӈхгыт. Школат эвенк лтыӈ ханищтыяныл, тувыл Благовещенск ӯсн касылын ввиньтлавет кос, ос ӯсн минуӈкве сака трвит. Ёмас хта­лыт тов­лыӈхпыл тылам­лаӈ­кве врмв кос, ос турап х­талыт акв мн та тага­пв. Ляпа мт пвлыт мус тлы лӈх хосыт мшинал яласв. Туи моторхпыл тыгле-тувле яласаӈкве мхум пилгыт, щаквын патгыт. 

Кр лӈхыл яласан Улак пвыл мус акв врыста лх охсатэ хот-щпита­нуве ке, сака ёмас лнув. Ты тла вылтыт кӯщая­нувн св щёс лвыглл­сӯв, нпакыт хансыгла­сӯв, лт­ӈанув аман щар ат хӯлыяныл. Ань тыг мус мхманув савалым тох та яласгыт. 

Ты суссылтапын ам китынтыг ёхтысум, ты лы-плт 2018 тлт во­виньтлвсум. Ос амки врум маснутанум то­тыг­ласум. Сакыл хартым пуӈ­кын пиннэ кнт тпос­кем мщтырлв, юн хт та колсори рӯпата врв, хт та сак хартуӈкве ӯн­тылматыглв. Слы кот­ныл, ӯй совныл матыр с нтгум. Ты маснутанув слыл каснэ ялпыӈ хта­лыт акваг масыглыянӯв. 

Нвраманум школа стласыт, лаль ханищ­тахтгыт, акв пнтум СВО мн ктвес. Кит апыг ньщгум, тнатн янмалтаӈкве нтгум. Тох та лв.

Оксана Николаевна Мальчакитова Амурский областит лӯим рныл ёхталам эвенк н, тав таи потыртас: 

– Ам Тындинский район Усть-Нюкжа пвыл­ныл лгум, тот школат нврамыт матыр н­туӈ­кве, сакыл хартуӈ­кве ханищтыянум. Пвылт лнэм ос рӯпитанэм ко­ныпал врн ялантлгум. Тот родовой община ньщв, кыгщим слы янмалты, тавн нтгум. 

Врт палатка-колыт тӯщтв, тнаныл парщи­ныл лап-пантыянӯв, кӣ­вырт кӯр ӯнттв ос на­й­ӣ­выл плтыглахтв. Эвен­кыт тамле колт ак­ваг лсыт, слыяныл ёт тп кин­сым тн юи-пла­нылт мт-мт мн внт­лгыт, палатка-кола­ныл хот-выганыл ос ёт-тотыя­ныл, мт мт йильпииг тӯщтыяныл. 

Тлы кон 50 градус по­рат тох та палатка-колт лыглв, нйив мнки сртыннув свнув щпи­тв. Мн ань св слы ат янмалтв, 30-40 свит­кем слы ньщв. Слыт тнки мгсыланыл ян­малтан хтпат нмхт ат рӯпитгыт, туп слыяныл хосытыл субсидия-олныл тставет ке, таи ёмас. Мн ань слы нвыль мн­кинвн хультуптв, туп враян порат вр слы ктын-паттв ке, тыналаӈкве с врмв. 

Тувыл сосса мхманув пил втым, лхыс атым олн мощ слуӈкве вр­мгыт. Мн рувт тхт­пил, сӯйпил св яныгми, мрсыӈ мт саӈквлыпил ос свни яныгми. Хӯл алыщлан порат кӯмхӯл св пувыглв, вруй халт нёхыс ликмыглы. 

Эвенкыт тхт товлыӈ­ӯй ялпыӈыг ньщи­яныл, ам ань тыг тотнэ порма­сумт «Тхт товлыӈӯй консэ» ханса с сус­сыл­тылум. Сртын хансат хорамыӈ стапыл нтыг­лавсыт, мн ань сакыл хартыянӯв. Тувыл слы котныл, ӯйхул совныл маснутыт тныл нтв­сыт, ты коныпал тныт матыр оспал кллавсыт. Ань ты пс накыт мнки халанувт лаль тотыянӯв ос мньлат мхумн по­тыр­тыянӯв.

Москва суссылтапыт мт мирыт пормасаныл с сунсыглыянум, матыр-ти тра-паттгум ос нв­рамыт ханищтыянум. Амки Амурский педаго­ги­ческий колледжит ань юил ханищтахтуӈкве ялантгум. Ты колледж 2025 тлт стлылум ос мнь нврам ханищтан нг рӯпитаӈкве врмгум.

Ань гирищит-пыгри­щит ёт сак хартгум. Школат Любовь Никола­евна Максимова нвра­мыт эвенкийский лтӈыл потыртаӈкве ханищты. Тувыл тнаныл мн Бла­го­вещенск ӯсн «Турэн» («Лтыӈ») касылын тотыг­лыянӯв. Мт нврамыт халт гирищанув-пыгри­щанув нх-патыглгыт. Ты нврамаквет щнь-щаныл ёт врт яласым ос слы янмалтым л­гыт. Тн мньтгыл щнь лтӈаныл хӯлыяныл ос ёмщакв вганыл. Ань акв гиюв Санкт-Петербург ӯст Герцен нампа лӯим институтт ханищтахты, таве стлантэ порат школат эвенкийский лтыӈ ханищтан нг мты.   

Усть-Нюкжа пвлувт 800 свит лумхлас лы. Яныг ӯсув мус влт крлӈхыл минасӯв, ту­выл тыг товлыӈхпыл то­тавв. Крлӈхыл миннэ м мус пвлувныл м­навн сака трвит минуӈ­кве лы. Акв мт  ӯлтта унсах ат ньщв, туи мотор­хпыл минв, тлы «Бураныл» тотавв. Мн ань ювле миннэ лӈху­мн урыл Елена Исакова ёт ань аквъёт номсах­ты­мн. Благо­ве­щенск ӯсныл тавн алы м р нупыл минуӈкве ри, нумн лӯи м р нупыл. 

Тлы пвлувт слыл каснэ ялпыӈ хтал врыг­лв, мн тот нврамыт ёт свсыр касылыт с касв. Ам слыл касуӈкве амки хсгум, матах щёс нх-патыгласум, ос ты тлт хӯрмит места висум. 

Мн эвенк сосса мир вылтыт ос тн лупса­ныл урыл ань вӈкве пат­сӯв. Тн пс наканыл аквта хольт лаль вос тоты­яныл, щнь лтӈаныл ул вос ёрувлыяныл. 

Тамара МЕРОВА

Play / pause
0:00
0:00
volume
menu
  • Эвенк кваг ёт лупсатн урыл потыртасӯв
< previous
> next

Жизнь эвенкийских женщин как россыпь бисера

В апреле в Москве состоится XX юбилейная ярмарка-выставка «Сокровища Севера», основной целью проведения которой является сохранение и развитие уникальных культур коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Участники этого мероприятия представляют работы в области традиционных промыслов и ремёсел, декоративно-прикладного искусства, участвуют в конкурсных программах национальной одежды, традиционной кухни и жилища, номерах художественной самодеятельности. Также организуются площадки, где есть возможность обсудить актуальные вопросы социально-экономического развития КМНС, здравоохранения, образования, экологии и другие темы. В этом году москвичей и гостей столицы на выставке-ярмарке ждут с 28 апреля по 2 мая.

На выставке-ярмарке прошлого года меня, как и многих других посетительниц, привлекли украшения из бисера. Это надо понимать, насколько каждой мастерице надо быть внимательной и зоркой к изделиям, чтобы в орнаменте сочетались и цвет, и размер. А какое нужно иметь терпение и выдержку, изготовляя вручную бисерные украшения, ведь в каждом изделии чувствуется душа человека. Так, разглядывая россыпь бисера на одеждах и различных украшениях северян, знакомлюсь с двумя эвенкийскими женщинами Еленой Исаковой и Оксаной Мальчакитовой. В беседе узнаю, откуда они приехали, чем занимаются и как живут.  

В целом о головных уборах и украшениях из бисера можно сказать следующее, так же как и многие северные народы, эвенки соблюдают набор бисера из четырёх-пяти цветов. В изделиях у них основными идут два цвета, плюс два вспомогательных к ним и пятый между всеми иногда просто малозаметный или как особо разделяющий. У эвенков распространены в большинстве бисерные изделия из белого, чёрного и голубого, оранжевого и  красного цветов.  

Женщины сказали, что все вещи, которые они изготовили и представили на выставке, соответствуют старинной одежде предков-эвенков. Сейчас вещи мастерицы стали в основном оформлять бисером, необходимые материалы покупают сами в магазине или выписывают через интернет. 

В непосредственной беседе мы узнаем, что Елена Владимировна Исакова, мастер декоративно-прикладного искусства, из села Бомнак Зейского района Амурской области. Недавно оформилась на пенсию. После окончания школы выезжала на учёбу в Хабаровск, но не доучившись, вышла замуж и осталась в селе. С мужем они вырастили и воспитали своих троих детей и двух племянников. Шить национальную одежду и плести бисером она научилась с детства. Сама обшивала всю семью, поскольку покупать в магазине было дорого. И потом свою одежду обшивала эвенкийскими узорами. 

 Елена Исакова рассказала следующее:

– Сколько себя помню, мама всё время что-то шила, мы были с детства одеты в меховую одежду, обуты в унты, шили нам и перчатки, и рукавицы. Раньше орнаменты прошивали цветными нитками (мулинэ), позже стали обшивать бисером. Тёплую одежду шили из оленьей шкуры, кроме того утепляли шкурками соболя, нутрии, росомахи. Мужчины у нас охотники, и в посёлке есть две общины, которые занимаются частным оленеводством. Оленей закупают в республике Саха (Якутия). 

Наше село расположено у Зейского водохранилища, население в 420 жителей, из них половина эвенков, половина других национальностей. Наши эвенкийский язык все знают, но хотелось бы, чтобы дети тоже с нами разговаривали. В школе им преподают родной язык, но на олимпиаду по родному языку выехать в Благовещенск очень сложно. Если позволят погодные условия, то замечательно, а в ненастье сидеть только на одном месте. А участие в олимпиаде мотивирует молодёжь, движет вперед и им всем важно живое общение с другими ребятами. В соседние поселения людям по зимнику можно добраться, в летний период передвигаются на моторных лодках, но это опасно. 

До станции Улак, где находится железнодорожный путь, есть один километр дороги, который надо бы отремонтировать. Уже столько раз обращались с жалобами по разным инстанциям, нас вообще никто не слышит. Кто как сможет, так с трудом и добирается.

На эту ярмарку-выставку я приехала во второй раз, первый раз была в 2018 году. Привезла показать и меховые изделия, и украшенные бисером головные уборы. На одно изделие уходит где-то месяц. Естественно, между рукоделием надо и домашними делами успеть заниматься. Я шью одежду из оленьих шкур и из пушнины. Эвенки в такой одежде всегда красуются на оленьих гонках, национальных праздниках. Дети мои уже все взрослые, школу закончили и поступили дальше учиться, один племянник сейчас находится на СВО. Помогаю растить внуков, их у меня двое. Вот так и живём.            

Вторую собеседницу зовут Оксана Николаевна Мальчакитова, она тоже с Амурской области, но живёт в его северной части. О себе она рассказала:

– Я приехала с Тындинского района село Усть-Нюкжа, там работаю в школе, занимаюсь с детьми бисероплетением. Мы выросли в селе, по национальности мы эвенки. Традиции и обычаи мы соблюдаем. Живя в селе, иногда выезжаю в тайгу, потому что у нас олени есть, своё стадо. На данный момент за оленями смотрит брат. В лесу у нас стоят не чумы и не дома, а устанавливаются палатки. Они шьются в виде домиков, внутри неё есть печка. Это национальные жилища эвенков, они всегда в них жили. Сверху покрываются брезентом, снаружи всё утепляется. 

Температура зимой достигает 50 градусов, но мы привыкшие к таким морозам. Поэтому спокойно кочуем и проживаем в таких домиках. Дрова заготавливаем заранее. На одном месте не стоим, кочуем по зимним и летним пастбищам. Иногда неделю можем стоять на одной стоянке, и потом с оленями перемещаемся на другую территорию. Перевозим жилище на оленьих нартах. Стада частные и небольшие, голов по 30-40. 

От нашего местного муниципального образования раз в год полагается субсидия, в каких размерах, не могу сказать. Частники-оленеводы работают сами на себя, без зарплат. То что добывают, на то и живут. В последнее время мы перестали выставлять оленину на продажу, потому что численность поголовья значительно сократилась. Если дикого оленя добыть, то ещё можно продать мясо, а так мужчины охотятся на  соболей и других лесных зверей.  

В летний и зимний период село успевают обеспечить продовольствием, но относительно московских цен наши цены, конечно, разнятся. Картошку стараемся сами за сезон вырастить. Местное население занимается сбором дикоросов, и себя обеспечивают и что-то на продажу увозят. Голубики, брусники много, клюква есть, но не везде, черника, правда местами и мелкая. Из рыб добывают хариуса. 

Эвенки поклоняются гагаре, и вот видите, на этом изделии традиционный орнамент «лапка гагары». Сейчас он исполнен бисером, а раньше наши старейшины вышивали орнамент с помощью мулине. Здесь, как видите, перчатки прошиты не бисером, а нитками. Раньше нитки такие делали из оленьих сухожилий. Красили даже такие нитки, бабушки учили внучек, а внучка должна была передать это своим дочкам. 

Я приехала в Москву, чтоб перенять опыт мастерства по бисероплетению у других мастеров. Впечатлений много, наберусь опыта, может какие идеи возникнут, тогда и детей обучу. 

Я сама поступила заочно в Амурский педагогический колледж, окончу его в 2025 году и помимо преподавания ДПИ стану преподавателем младших классов. 

В школе у нас есть учитель родного языка, её зовут Любовь Николаевна Максимова. Чтобы дети  быстрее адаптировались в другом обществе и не забывали свой язык, разговаривают с нами и обучают эвенкийскому языку. В Благовещенске проходит олимпиада по родному языку «Турэн» («Слово»), наши дети ежегодно ездят туда и берут призовые места. Эти дети живут в тайге вместе с родителями, разговаривают с ними на родном языке. 

Взрослые ездят на всевозможные семинары, конференции в Москву и другие города. Сейчас в Санкт-Петербурге в Институте имени А.Н. Герцена учится одна наша ученица на преподавателя родного языка. 

В селе мы тоже стараемся, чтоб дети не забывали свои корни, учили язык, знали культуру. Дети участвуют в  программе на День оленевода, соревнуются на верховых гонках и на оленьих упряжках. Я тоже умею ездить, и не раз была победительницей оленьих гонок. В этом году лишь на третье место вышла.  

Население у нас примерно 800 человек. Радует, что связь наладили, интернет провели. Долетели до столицы на самолете, а из дома проехали полпути по железной дороге. Плохо, что добираться до железнодорожной станции очень сложно. Сейчас дорога внесезонная, опасная, моста нет, перебираемся на моторных лодках. Зимой можно на буранах, на машинах добраться. Сейчас с Еленой Исаковой уже думаем, как нам предстоит добраться до дому, долетим до Благовещенска, а там ей в южную часть области, а мне в северную. 

Как разноцветный бисер рассыпается по разным углам, так и эти две женщины разъедутся у себя по домам. А мы вместе с посетителями и нашими читателями газеты узнали немного больше об эвенках и их бисерной мозаике. Пусть путь этих женщин будет благополучный, пусть развивают свою культуру и обычаи, и чтобы молодое поколение не забывало родной язык.

Тамара МЕРОВА

Рубрика: 
Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
Номер Луима сэрипос: 
№ 3 (1333)
13.02.2025

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика