- Мансийский
- Русский
Ссныл врим пс пормасыт
Пс порат мхманув лпканыл ёвтнэ пормасыл хунь лсыт, тнти хумус хссыт, таи врсыт. Мнь нврам хуюптан пат, сныт, свтыт, пйпыт, сс ттапыт ос мт рнут тнти нтсыт, тувыл ос ксыӈ пормас хансал щуртсаныл.
Ань тамле пормасыт сунсуӈкве ам «Галерея-мастерская Г.С. Райшева» колн ялсум.
Тот «Орнаментированная береста обских угров» суссылтап ос ханищтап врыглавес. Нквет св плыл яныг ӯсн ввиньтлвсыт. Ханты н св лыс ос мньщитныл Нина Николаевна Загайнова (Вьюткина) ёхталас.
Выставкат ам омам Аксинья Степановна Мерова нтум патэ, свтанэ, пйпе, сс канянэ, снэ, щумпыл суссылтавсыт. Наталья Николаевна Фёдорова, искусствоведыг рӯпитан н, лвыс: «Мн ань мньщит халт сс пормасыт хансал мщтырыг щуртнэ хтпа аты хнтсӯв. Аксинья Степа-новна Мерова тав юи-выл мщтыр хтпа лыс, тав юи-плт ань нмхотьют тим, ты сака сль. Мн ань туп тав врум пормасанэ сунсыглв, тув сунсым ханищтахтв. Тахольт ты пормасыт мнь гитн ӯргалым ньщавет ос мн тнаныл сунсыглаӈкве висанӯв. Пс мхум ёмщакв всаныл, хоты ханса хоталь щуртуӈкве рви ос хоты ханса нас пормасн вруӈкве ат рви.
Совныл манос нуйныл ханса врнэ порат, тав влт пславе, тувыл ущ яктаве. Тыт сс тармыл тох нмхотмус ат вруӈкве, мщтыр нквет тра щуртыяныл».
Искусствоведн потыртаме порат яныг хурит суссылтас. Тнт лвыс: «Хльӯс районт сунт пвылт хосатнув хотты пс сӯмъях ёлы-плт сс ттап хнтсум. Тав щар псыг мтум, хотлоньхатам ос хансанэ иӈ сака ёмщакв нӈксыт. Ам таве вислум ос Тюмень ӯс музейн тотыслум. Хансат тот сака мщтырыг врим лгыт, нматыр арыг тим».
Ты хусапсовыт халт аква лви ос Хрыӈ-пвылт хотьютныл вис. Хотьютын врвес с ат вгтэ. Ам тавн хӯлтыслум, лвсум, омам лмт потыртлыс, тав кве Дарья Викторовна Анямова ссныл матыр-ти сака нтыс. нтум утанэ аквты щёс хансал щуртлыгтыянэ, тамле сс ттапыт молях вруӈкве хсыс. Ам таимгыс сс ттапе ханьщислум, омам увщитэ (ам квум) Дарья Степановна Анямова мщтыр рӯт нв нтум сс ттап ньщас, амти самыл вслум, мнь порат акваг сунсыгласлум. квум тот нсхатнэ трлмтанэ, стапанэ ньщас. с акв тамле сс ттап Саранпвыл музейт ньщаве.
Ань Ханты-Мансийск ӯсн св ханты мньлат нт ос яныгпла кват ёхталасыт. Ты лы-пал таквсы порат Белоярский район Ка-сум пвылт нквет акван-атхатыгласыт, ссныл сс ттапыт, хусапыт нтсыт. Ань ос яныг ӯсн ввыгла-всыт, учёный мхум тнанылн хансат урыл потыртасыт.
Наталья Фёдорова сс пормасыт пслым хурит суссылтамт лвыс: «Тва пормасыт сака псыт ос тн мн мгсылув яныг тын ньщгыт. Буклет-нпак врнв порат тнаныл пуссын тув пслыянӯв».
Выставкан атах-хтах па тотыма. Тн пуссын тнти щирыл нтым лгыт. Хансал с ксыӈ н такви щирыл щуртытэ. Ос ӯлум ӯй пуссын па сыст нумын пслыяныл. Омам нтум па сыст ӯлум ӯй пхат ингыт щуртым лгыт. Ос Наталья Фёдорова лвыс, ты тва патыт ӯлум ӯй лгланыл хӯрум консыл пславет, ты таимгыс ӯй пхыт тамле хансат с вравет. Ам ётум тав ат ксащас, таимгыс ам мньщи мхманум титыглаӈкве таӈхгум, нн рыӈ яныг мхманныл ты урыл хӯлыгласын. Ӯлум ӯй пхыт маныр пславе ос хумус лваве. Атиӈк внэ хтпа сака мощща хультыс, внэ лум-хлас те хнтв, сака ёмас лнув.
Семинар по изготовлению берестяных изделий обских угров состоялся в окружной столице
Издревле наши предки сами изготавливали из бересты необходимые предметы быта, различную посуду и даже детские люльки. Все эти предметы орнаментировались традиционным способом выскабливания. В зависимости от времени года можно заготовить два вида бересты – тёмно-коричневую и светло-жёлтую. Орнаменты наносятся ножом на тёмной бересте, и у каждой мастерицы есть свой стиль.
В семинаре по изготовлению берестяных изделий, который прошёл в Ханты-Мансийске в середине декабря, приняли участие 15 человек. На мероприятии присутствовали как опытные, так и начинающие мастера, осваивающие этот сложный и поистине художественный промысел, уходящий корнями вглубь веков. Народные умельцы приезжали из Белоярского, Берёзовского, Сургутского, Нижневартовского районов и города Ханты-Мансийска. Среди участниц была мастерица из народа манси Нина Николаевна Загайнова из села Саранпауль Берёзовского района.
В рамках семинара в Галерее-мастерской Г.С. Райшева была открыта выставка «Орнаментированная береста обских угров», на которой были представлены изделия, изготовленные мастерами. Также на экспозиции были показаны старинные предметы из коллекции этнографического музея под открытым небом «Торум Маа».
На выставке были представлены предметы «Народного мастера России» Аксиньи Степановны Меровой. Детская люлька – апа, берестяные коробки, чаши, набирушки для ягод – совт, берестяные акани, ковш и другие изделия. Мастера уже нет в живых, но её работы сохранились в частных коллекциях и в фондах окружных музеев. Об этих предметах рассказала искусствовед Наталья Николаевна Фёдорова: «Среди народа манси мы искали таких мастеров и, к сожалению, не нашли тех, кто может так искусно наносить орнаменты, как это делала Аксинья Степановна. Её предметы поистине уникальны, все они сделаны по всем традициям.
В нашем деле главное композиция, то есть, как орнамент компонуется. Художник всегда делает композицию, и мастер также делает композицию. Например, с одной стороны две полосы, с другой три полосы, и это не просто так, это всё создает масштаб, объём. В простейшем фрагменте мы видим весь рисунок, всю композицию. И когда орнамент сочетается с предметом, тогда он и будет орнаментом.
В нашем буклете, который мы выпустили, есть орнамент от берестяной коробки, которую я нашла в одной из командировок по Берёзовскому району в деревне Ясунт. Она была почти развалившейся, лежала под лабазом, но орнамент прекрасно сохранился. Это настоящее произведение искусства, здесь очень мощный орнамент, коробку целиком восстановить не удалось, бересту обработали пропиткой, и теперь в таком виде она сохранится на долгие годы. Такие предметы могут стать теми образцами, теми ценностями, которые нужны для продолжения традиционного искусства».
Рассказывая о традиционных изделиях, Наталья Николаевна показала другую орнаментированную берестяную коробку, которой приблизительно около ста лет. Изделие привезено из деревни Хурумпауль Берёзовского района, к сожалению, автор не известен. Увидев это традиционное изделие, я ей пояснила, что моя близкая родственница Дарья Викторовна Анямова была искусной мастерицей, она изготавливала такие коробочки и вероятно, что она принадлежала именно ей. Подобная берестяная коробка – «сас тотап» хранится в фондах Саранпаульского музея, и автором там указана Д. В. Анямова.
Осенью прошлого года в селе Казым Белоярского района состоялся семинар по изготовлению предметов из бересты. Мастера показали все своё мастерство, учёные и исследователи отметили, что казымская береста очень хорошо сохранилась и там есть ещё мастера, которые могут передать своё умение молодому поколению. После этого было принято решение организовать обучающий семинар по орнаментам в Ханты-Мансийске. Как сказала Наталья Фёдорова, все предметы, выставленные на экспозиции, внесут в буклет и будут доступны искусствоведам, учёным и широкому кругу пользователей.
На выставке были представлены несколько детских люлек от разных мастеров и разных территорий. Они различались и по пошиву и по орнаментике. Похожим было то, что на каждой люльке в верхней области спинки нанесен орнамент глухарки сна. У каждой мастерицы свой стиль этой птицы. Нам хотелось отметить следующее, у Аксиньи Степановны Меровой рядом с птицей нарисованы узоры в виде шиповника. Наталья Фёдорова поясняет, что это у некоторых мастериц нанесены лапки птиц с тремя когтями. И поэтому похожий орнамент находится ещё возле птицы. Нам хочется найти среди читателей, тех людей, которые что-то знают о технике нанесения орнаментов на бересту, о их значении. Ведь данный вид традиционной деятельности утрачивается и чтобы его возродить, нужно знать тонкости изготовления таких изделий.