Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Галина КОНДИНА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Втихал акван вос хнтхатыглв
  • тил мньщи миртв!
  • Сосса мхумн пенсия-олн ойтнэ урыл

Кӯщаит рӯпатаныл - Политика

  • Трвит врмальн рмын хтпат нтавет
  • Мхум рӯпитаӈкве тыг ёхталгыт

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Нхщамвль пвылт св тл яныг лēккар ӯраве
  • Мньщи колтгыл
  • сунт пвылт яныгмам йка
  • Сӯкыръя пвыл яныгхтпа
  • Мхум  ӯлтта унсуптан хум
  • рнкол тӣвырт щнэ пормасыт

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Ягрим нврамыт ялпыӈ хталт мӯйлысыт
  • Хурит сунсыглым лӯим мирыт ввет
  • Ссныл врим пс пормасыт
  • тил мтэ янытластэ

Нврамыт мгсыл - Детская страничка

  • Назым  втат лум хум
  • 14 тл яныт гит-пыгыт паспортыл майвсыт
  • Нврамыт палт Ащирма йкат ёхталасыт
  • Тӯйтныл врим хурит
  • лаль лнэ ёмас номт вос щсыт

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)
  • № 9 (1339)

Вы здесь

Главная » Ссныл врим пс пормасыт
  • Мансийский
  • Русский

Ссныл врим пс пормасыт

Пс порат мхманув лпканыл ёвтнэ пормасыл хунь лсыт, тнти хумус хссыт, таи врсыт. Мнь нврам хуюптан пат, сныт, свтыт, пйпыт, сс ттапыт ос мт рнут тнти нтсыт, тувыл ос ксыӈ пормас хансал щуртсаныл. 

Ань тамле пормасыт сунсуӈкве ам «Галерея-мастерская Г.С. Райшева» колн ялсум. 
Тот «Орнаментированная береста обских угров» суссылтап ос ханищтап врыглавес. Нквет св плыл яныг ӯсн ввиньтлвсыт. Ханты н св лыс ос мньщитныл Нина Николаевна Загайнова (Вьюткина) ёхталас. 
Выставкат ам омам Аксинья Степановна Мерова нтум патэ, свтанэ, пйпе, сс канянэ, снэ, щумпыл суссылтавсыт. Наталья Николаевна Фёдорова, искусствоведыг рӯпитан н, лвыс: «Мн ань мньщит халт сс пормасыт хансал мщтырыг щуртнэ хтпа аты хнтсӯв. Аксинья Степа-новна Мерова тав юи-выл мщтыр хтпа лыс, тав юи-плт ань нмхотьют тим, ты сака сль. Мн ань туп тав врум пормасанэ сунсыглв, тув сунсым ханищтахтв. Тахольт ты пормасыт мнь гитн ӯргалым ньщавет ос мн тнаныл сунсыглаӈкве висанӯв. Пс мхум ёмщакв всаныл, хоты ханса хоталь щуртуӈкве рви ос хоты ханса нас пормасн вруӈкве ат рви.
Совныл манос нуйныл ханса врнэ порат, тав влт пславе, тувыл ущ яктаве. Тыт сс тармыл тох нмхотмус ат вруӈкве, мщтыр нквет тра щуртыяныл».
Искусствоведн потыртаме порат яныг хурит суссылтас. Тнт лвыс: «Хльӯс районт сунт пвылт хосатнув хотты пс сӯмъях ёлы-плт сс ттап хнтсум. Тав щар псыг мтум, хотлоньхатам ос хансанэ иӈ сака ёмщакв нӈксыт. Ам таве вислум ос Тюмень ӯс музейн тотыслум. Хансат тот сака мщтырыг врим лгыт, нматыр арыг тим». 
Ты хусапсовыт халт аква лви ос Хрыӈ-пвылт хотьютныл вис. Хотьютын врвес с ат вгтэ. Ам тавн хӯлтыслум, лвсум, омам лмт потыртлыс, тав кве Дарья Викторовна Анямова ссныл матыр-ти сака нтыс. нтум утанэ аквты щёс хансал щуртлыгтыянэ, тамле сс ттапыт молях вруӈкве хсыс. Ам таимгыс сс ттапе ханьщислум, омам увщитэ (ам квум) Дарья Степановна Анямова мщтыр рӯт нв нтум сс ттап ньщас, амти самыл вслум, мнь порат акваг сунсыгласлум. квум тот нсхатнэ трлмтанэ, стапанэ ньщас. с акв тамле сс ттап Саранпвыл музейт ньщаве.  
Ань Ханты-Мансийск ӯсн св ханты мньлат нт ос яныгпла кват ёхталасыт. Ты лы-пал таквсы порат Белоярский район Ка-сум пвылт нквет акван-атхатыгласыт, ссныл сс ттапыт, хусапыт нтсыт. Ань ос яныг ӯсн ввыгла-всыт, учёный мхум тнанылн хансат урыл потыртасыт. 
Наталья Фёдорова сс пормасыт пслым хурит суссылтамт лвыс: «Тва пормасыт сака псыт ос тн мн мгсылув яныг тын ньщгыт. Буклет-нпак врнв порат тнаныл пуссын тув пслыянӯв».
Выставкан атах-хтах па тотыма. Тн пуссын тнти щирыл нтым лгыт. Хансал с ксыӈ н такви щирыл щуртытэ. Ос ӯлум ӯй пуссын па сыст нумын пслыяныл. Омам нтум па сыст ӯлум ӯй пхат ингыт щуртым лгыт. Ос Наталья Фёдорова лвыс, ты тва патыт ӯлум ӯй лгланыл хӯрум консыл пславет, ты таимгыс ӯй пхыт тамле хансат с вравет. Ам ётум тав ат ксащас, таимгыс ам мньщи мхманум титыглаӈкве таӈхгум, нн рыӈ яныг мхманныл ты урыл хӯлыгласын. Ӯлум ӯй пхыт маныр пславе ос хумус лваве. Атиӈк внэ хтпа сака мощща хультыс, внэ лум-хлас те хнтв, сака ёмас лнув.  

Семинар по изготовлению берестяных изделий обских угров состоялся в окружной столице

Издревле наши предки сами изготавливали из бересты необходимые предметы быта, различную посуду и даже детские люльки. Все эти предметы орнаментировались традиционным способом выскабливания. В зависимости от времени года можно заготовить  два вида бересты – тёмно-коричневую и светло-жёлтую. Орнаменты наносятся ножом на тёмной бересте, и у каждой мастерицы есть свой стиль.

 

В семинаре по изготовлению берестяных изделий, который прошёл в Ханты-Мансийске в середине декабря, приняли участие 15 человек.  На мероприятии присутствовали как опытные, так и начинающие мастера, осваивающие этот сложный и поистине художественный промысел, уходящий корнями вглубь веков. Народные умельцы приезжали из Белоярского, Берёзовского, Сургутского, Нижневартовского районов и города Ханты-Мансийска. Среди участниц была мастерица из народа манси Нина Николаевна Загайнова из села Саранпауль Берёзовского района.

В рамках семинара в Галерее-мастерской Г.С. Райшева была открыта выставка «Орнаментированная береста обских угров», на которой были представлены  изделия, изготовленные мастерами. Также на экспозиции были  показаны старинные предметы из коллекции этнографического музея под открытым небом «Торум Маа».

На выставке были представлены предметы «Народного мастера России» Аксиньи Степановны Меровой. Детская люлька – апа, берестяные коробки, чаши, набирушки для ягод – совт, берестяные акани, ковш и другие изделия. Мастера уже нет в живых, но её работы сохранились в частных коллекциях и в фондах окружных музеев. Об этих предметах рассказала искусствовед Наталья Николаевна Фёдорова: «Среди народа манси мы искали таких мастеров и, к сожалению, не нашли тех, кто может так искусно наносить орнаменты, как это делала  Аксинья Степановна. Её предметы поистине уникальны, все они сделаны по всем традициям.

 В нашем деле главное композиция, то есть, как орнамент компонуется. Художник всегда делает композицию, и мастер также делает композицию. Например, с одной стороны две полосы, с другой три полосы, и это не просто так, это всё создает масштаб, объём. В простейшем фрагменте мы видим весь рисунок, всю композицию. И когда орнамент сочетается с предметом, тогда он и будет орнаментом.

В нашем буклете, который мы выпустили, есть орнамент от берестяной коробки, которую я нашла в одной из командировок по Берёзовскому району в деревне Ясунт. Она была почти развалившейся, лежала под лабазом, но орнамент прекрасно сохранился. Это настоящее произведение искусства, здесь очень мощный орнамент, коробку целиком восстановить не удалось, бересту обработали пропиткой, и теперь в таком виде она сохранится на долгие годы. Такие предметы могут стать теми образцами, теми ценностями, которые нужны для продолжения традиционного искусства».

Рассказывая о традиционных изделиях, Наталья Николаевна показала другую орнаментированную берестяную коробку, которой приблизительно  около ста лет. Изделие привезено из деревни Хурумпауль Берёзовского района, к сожалению, автор не известен. Увидев это традиционное изделие, я ей пояснила, что моя близкая родственница Дарья Викторовна Анямова была искусной мастерицей, она изготавливала  такие коробочки и вероятно, что она принадлежала именно ей. Подобная берестяная коробка – «сас тотап» хранится в фондах Саранпаульского музея, и автором там указана Д. В. Анямова.

Осенью прошлого года в селе Казым Белоярского района состоялся семинар по изготовлению предметов из бересты. Мастера показали все  своё мастерство, учёные и исследователи отметили, что казымская береста очень хорошо сохранилась и там есть ещё мастера, которые могут передать своё умение молодому поколению. После этого было принято решение организовать обучающий семинар по орнаментам в Ханты-Мансийске. Как сказала Наталья Фёдорова, все предметы, выставленные на экспозиции, внесут в буклет и будут доступны искусствоведам, учёным и широкому кругу пользователей.

На выставке были представлены несколько детских люлек от разных мастеров и разных территорий. Они различались и по пошиву и по орнаментике. Похожим было то, что на каждой люльке в верхней области спинки нанесен орнамент глухарки сна. У каждой мастерицы свой стиль этой птицы. Нам хотелось отметить следующее, у Аксиньи Степановны Меровой рядом с птицей нарисованы узоры в виде шиповника. Наталья Фёдорова поясняет, что это у некоторых мастериц нанесены лапки птиц с тремя когтями. И поэтому похожий орнамент находится ещё возле птицы. Нам хочется найти среди читателей, тех людей, которые что-то знают о технике нанесения орнаментов на бересту, о их значении. Ведь данный вид традиционной деятельности утрачивается и чтобы его возродить, нужно знать тонкости изготовления таких изделий.

Рубрика: 
Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
Номер Луима сэрипос: 
№ 1 (1187)
10.01.2019

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Главный редактор:
Алексеева Н. Г.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 500)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика