Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Галина КОНДИНА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Округ кӯщаюв мхум ёт потыртас
  • Пусмалтан врмаль
  • Савалап нврамыт кӯщаитн нтавет
  • Вр мт ӯльпат ос нӈкыт ӯнттувсыт
  • Соссаӈ мхум йильпи нпакыг хассыт
  • Свсыр мирыт пормасаныл акв мн хансавет
  • Нврамыт потрыт вос хансгыт

Кӯщаит рӯпатаныл - Политика

  • Мнти лтӈув акваг вос суйты
  • Св нврамыӈ колтглыт урыл потыр

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Лпкаӈ н
  • Тк пвылт лнэ мщтыр ква
  • Тавда мт лнэ мньщи ква
  • Тав ханты ос рущ лтӈыл стихыт хансы
  • Янгуит лӈханыл ӯргалан мхум

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Ннь пс щирыл враве
  • Пс пормасыт суссылтап
  • Пслум хуриянэ сака ёмасыт

Нврамыт мгсыл - Детская страничка

  • Туи выл хталт нврамыт янытлавет

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)
  • № 9 (1339)
  • № 10 (1340)
  • № 11 (1341)
  • № 12 (1342)
  • № 13 (1343)
  • № 14 (1344)
  • № 15 (1345)
  • № 16 (1346)
  • № 17 (1347)
  • № 18 (1348)
  • № 19 (1349)
  • № 20 (1350)
  • № 21 (1351)
  • № 22 (1352)
  • № 23 (1353)

Вы здесь

Главная » Ннь пс щирыл враве
  • Мансийский
  • Русский

Ннь пс щирыл враве

Ксыӈ тӯя Россия янытыл акв т музеит рӯпитгыт, ты врмаль рущ щирыл тох лваве — «Ночь музеев». Мн округувт лнэ музеит типлаг мньлат мхум, нврамыт мгсыл св-сыр ёнгилыт вргыт, пӯмыщ суссылтапыт щпитгыт.
Ам типлаг «Трум Маа» музейн ялсум, тот тн «Ночь у очага» суссылтап врыгласыт. Рктыл пщгим кӯр тӣвырт хумус тн ннь вргыт, ты урыл Зоя Никифоровна Лозямова потыртас, проектаныл рущ щирыл тох намаим лы — «Югорский хлеб — история со вкусом». ква хосат тгыл ты музейт рӯпиты. влт хунь тув рӯпитаӈкве ёхтыс, лви, такви тамле кӯр врыс. Юил пс сковородкат тотыс, внэ мхманэ тавн тнти сковородканыл мисыт. Мощ ётылнув трныл формал врвес. Ос ань тн тамле противениг лвнэ трыт кӯрн ӯнттгыт, лпкат ёвтсыт. Тав лви, аквторыг хт тамле тр кӯрн лпи.
Ань мир музейн ёх-туманыл порат кӯраныл иӈ плтыглахтас. Ннь тн тит втра лпнэ яныг пӯт тӣвырт таӈргыт ос матах щс ӯнлуӈкве ри, ннь нх вос лапи, тнт ущ тр тармыл пинуӈкве рви. Та сыс кӯраныл исыглы, лумыӈыг мты. Нйив с манхурип ри, Зоя Никифоровна такви прии. Музейт рӯпитан мньлат нт ннь вруӈкве тав ос ханищтасанэ. Тавн тн аквписыг нтгыт, тнти вруӈкве ань хсгыт. Мн мньщи пвланувт пс с тамле кӯрыт лсыт, ксыӈ щмья тнти ннь врсыт. Мньщи кӯрт врим ннь лапим ос сака атыӈ лыс.
Мхум исум ннь ӯрманыл сыс лувыл яласаӈкве врмысыт. Яныг лув тлекил трим нврамыт тотыглас. Акв лув сыс тармыл тлуӈкве рвыс. Татем нтнэ лувкет ёт мӯй хтпат пслахтасыт.
Пс порат ӯнттым мпар Сухоруково пвылныл Югорский долинаг лвнэ мн тотвес, тав ань «Трум Маа» музей нупыл хансым лы. Та мпар ань суссылтан мгсыл лы, мхум тув щалтсгыт, сунсыглахтгыт. Тӣвырт та порат ньщим пормасыт лгыт. мпар тит накпа ллит, нуми накн ам ат щалтсасум.
мпар пхат концерт врыглавес, рущ мхум нтнэг масхатым ргысыт, йӣквсыт, ощхуль врсыт.
Ксащан хтпа врмыс стапыл нтап сагуӈкве ханищтахтуӈкв. Нврамыт оманыл-тяныл ёт втыл нл пхвтысыт, тув тай св мхум лля-хлсыт, пуссын тахсыт тнти раныл рталаӈкве. Мӯй мхум ул вос пльвсыт, лӯптаӈ щил айтвсыт, пйтым пилыл тыттувсыт.
Ос тиман порат ннь стыс. Ӯсыӈ мхум хотьют юв тотуӈкве ксащас, тамле исум ннькве ёвтуӈкве врмысыт. Ань ӯст св мхум вгыт, манхурип атыӈ ннь хантыт ос мньщит вруӈкве хсгыт.

Хлеб пекут по традиционным рецептам

Ежегодно в округе проходит акция «Ночь музеев». Для каждого жителя найдется площадка, где можно с интересом и пользой провести это время. Мы эту ночь, точнее вечер провели в этнографическом музее под открытым небом «Торум Маа» на территории Югорской долины. Для гостей сотрудники музея подготовили интерактивный проект «Ночь у очага».

Территория этностойбища музея стала местом, где каждый смог найти свою вечернюю историю в музее живой культуры: были и шумные ярмарочные гуляния, и тихие мастер-классы, и неспешные рассуждения на литературной встрече, и площадка состязаний в ловкости и меткости.

Особая атмосфера ждала гостей на презентации программы «Югорский хлеб. История со вкусом». Лектор-экскурсовод, Народный мастер России Зоя Никифоровна Лозямова рассказала гостям историю появления традиционной хлебной печи и раскрыла некоторые секреты выпечки хлеба. В 80-е годы с приходом в музей она сама соорудила хантыйскую хлебную печь обмазанную глиной, из дому принесла сковородки, некоторые знакомые тоже приносили свои старые сковороды. Позже им изготовили из железных листов прямоугольные формы, когда они пришли в негодность, то в магазине подобрали подходящие противни и  закупили нужное количество. Тесто заводят в двухведерной кастрюле, оно должно настояться какое-то время, подняться, затем тесто перекладывают в противни, ждут ещё, чтобы поднялось, и потом формы перемещают в печь, туда входит шесть противней.

Дрова для печи отбирает сама Зоя Никифоровна, по словам мастера, от дров тоже много зависит, сколько хлеб должен находиться в печи. Всему этому мастерству она уже научила многих сотрудниц музея, теперь они тоже самостоятельно могут испечь традиционный хлеб. У нас в мансийских деревнях раньше у каждой семьи были свои традиционные печи для выпечки хлеба. Там хлеб получался румяный, пористый, с вкусной хрустящей корочкой. Но в связи с урбанизацией, отпала надобность самим выпекать хлеб и печи со временем разрушились.

Пока гости ждали хлеба, могли прокатиться на лошадях из спортивного клуба «Мустанг». Дети с удовольствием фотографировались с красивыми животными.

На территории музея находится старинный амбар, он был перевезен из деревни Сухоруково. Сейчас является частью экспозиции музея «Торум Маа», в нём представлены предметы быта, хозяйственные предметы, использовавшиеся более века назад. Амбар построен в два этажа, на верхнем этаже мне не удалось побывать, так как в традиционной культуре нельзя женщинам подниматься на крышу или верхний этаж. Я воспитывалась в мансийской семье, где мы соблюдали обычаи. Амбар является старинной постройкой, поэтому я не смогла и не хотела подниматься наверх. Но в современном мире уже все культуры смешались, очень сложно сейчас соблюдать свои обычаи.

Возле амбара представители хуторского казачьего общества «Хутор Усть-Иртышский» исполняли русские народные песни, танцевали, играли на гармони, вместе со зрителями исполнили танец «Ручеек».

Гости мероприятия могли присоединиться к мастер-классам по изготовлению циновки, из шерстяных нитей сплести цветок, ну и самым интересным наверно было – попробовать свои силы на меткость из традиционного лука. Весь вечер к этому месту была очередь, многие хотели проверить свои силы и меткость.

Весенне-летним вечером, когда уже село солнце, стало прохладно, и чтобы гости не замерзли, им предлагали чай из трав и различные варенья из местных ягод. К окончанию мероприятия хлеб был готов, это можно было определить по приятному хлебному запаху. Горожане не только сами могли попробовать этот хлеб, но и купить домой, чтобы накормить традиционным югорским хлебом и своих домочадцев. Теперь Ханты-Мансийцы знают, какой вкусный хлеб пекут в традиционной печи музея «Торум Маа».

Рубрика: 
Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
Номер Луима сэрипос: 
№ 11 (1149)
7.06.2017

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика