Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Светлана РОМБАНДЕЕВА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Округ кӯщай мхум акван-атыгласанэ
  • лнэ мвт св нврам самын паты
  • Лтӈанув ищхӣпыӈ ут хосыт ханищтаӈкве патавет
  • Щнь лтӈыт ӯргалавет
  • Иртыш  втат мхум мӯйлысыт

Кӯщаит рӯпатаныл - Политика

  • Кӯщаит пвлыт уральтым яласасыт
  • Ӯйхул щнэ мхум олныл мивет

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Мщтыр хтпа нвраманэ
  • Ёмас туи пора
  • Мхманув щмьяӈ тгыл мӯйлгыт

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Ты тӯр ялпыӈе сака яныг
  • Ӯй йӣквнэ врмаль лаль тотылӯв
  • Мн лупсанув аквхурипат
  • Талинка пвылт мхум ханищтахтасыт

Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события

  • Хурит пслын ханищтап

Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница

  • Нёхыс нтапыӈ хумит

Нврамыт мгсыл - Детская страничка

  • Нврамыт тпостем ӯщлахтасыт

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)
  • № 9 (1339)
  • № 10 (1340)
  • № 11 (1341)
  • № 12 (1342)
  • № 13 (1343)
  • № 14 (1344)
  • № 15 (1345)
  • № 16 (1346)
  • № 17 (1347)
  • № 18 (1348)
  • № 19 (1349)
  • № 20 (1350)
  • № 21 (1351)
  • № 22 (1352)
  • № 23 (1353)

Вы здесь

Главная » Мн лупсанув аквхурипат
  • Мансийский
  • Русский

Мн лупсанув аквхурипат

йттур тпос выл хталант Ханты-Мансийск ӯс ляпат мньхпыл каснэ врмаль лме порат лы хн мныл нг-хумыг ёхталасыг – Американыл чероки нампа индейский племя вождь Ларри Джеймс Машу Белое Перо ос Новая Зеландияныл маори нампа племя н Дорин Беннет. 
Тн «Югра лылып» ассоциациян ввыгла-весг, мньщи ос ханты хтпатн лупсаныл урыл китыглавесг. Нн ань лаль Ларри Джеймс Машу Белое Перо потре ловиньтэлн.
– Мн Дорин ёт «Два» пера нампа мирхал организацият рӯпитымн. М янытыл лнэ соссаӈ мирыт пс йис лупсаныл, культураныл, лтӈаныл янытлыянмн. Тувыл «Голос коренных народов» нампа радио программа врсумн. Ты радио хосыт ксыӈ соссаӈ мир лтӈе суйтуӈкве врми, мхум тнти лупсаныл урыл потыртгыт. 
Ам чероки индейский племят самын патсум. Мн щнь лтӈув ла ты хотталь сймыс. Акв вождь хумиюв, наме Секвойя, лтӈув нпакын хансыстэ. Вт нупыл хт тл рӯпитас, рнэ нпакыт хансыс. Хунь Совет племени тав хансум алфавитэ пирмайтасаныл, лтӈув нпак щирыл ханищтаӈкве патвес. Тнт ань тра-патыс, насати ксыӈ хтпа лтӈув молях ханищтаӈкве врмитэ,  Секвойяв татем ёмас алфавит хансум. 
Тувыл мн мхманув кит лтыӈ вӈкве патсыт, щнь лтыӈ ос мт мир (английский) лтыӈ. Кит лтӈыг ёмащакв всаныл, грамотныиг мтсыт. Тва мт хтпат тнти лтӈаныл ворил ты всаныл. Таимгыс мн племяв колонизаторытын ущпылнг нвлалаӈкве патвес, торастаӈкве патвес, ань манрыг мнти лтӈувтыл потыртв. Тн номсысыт, мн мощртн хотталь ты сймв, ос лтӈув аман хотыл нх-квлтапаптыслӯв. лнэ мвн тнанылн сака рыс, таимгыс мн нуплув нур тотсыт. 
Та порат мханув свыӈплэ щнь лтӈыл потыртаӈкве пилсыт, номсысыт, мт мирытын лкамтаӈкве патавет. Ань ти тох, ань ксыӈ хтпав лви, хоты племяныл тав лы – чероки, лакота манос апачи. Мн сака св рнэ тлат врв – щнь лтыӈ ханищтан школат ӯнттв, культурав нх-врмалтан колыт ӯнттв. Лтыӈ вос лыс, вос суйтыс, таве юн щмьят ханищтаӈкве ри. Нврамыт, мньлат мхум тнти лтӈыл потыртаӈкве патгыт те, мир тах лаль с лы.
Югорский университетт рӯпитан мньщи ква Диана Васильевна Герасимова мощ потыртас: «Нн, индейцыт, сома мн рӯтанув. Мн лупсанув ла ты аквхурипат. Нн хольтын мн Витхон хтал врыглв, витн хӯтахлв, ань тав хосытт ты лв – тнут ньщв, айнут ньщв. Мн мньщи ос ханты мхманув хӯл тнэтм алыщлгыт, тн вганыл, ань м-витыл матыр те висын, ювле с матыр маен. лнэ мв ӯргалаӈкве, янытлаӈкве ри. Мт яныг мирыт мнь мирытын хӯнтлынувыт те, тнт лнэ мв янытыл свсыр пилыщмаӈ врмалит ат мталанувыт». 
Индеец хум хот-щгтыс, ювле тох ты лвыс: «Мн, чероки мхум, вит с сака янытлылӯв. Вит янытлан ялпыӈ хтал врыглв. Хтал нх-нглынтэ псыл ёл-птырантэ мус мн мӯйлв, витув нупыл пуӈк пинв, пйкщв, таве ӯлылылӯв. Диана Васильевна, наӈ потрын нумн сака пӯмыщ лыс. Тох луӈкве мн мнь тгыл потыртлвесув, мнь тгыл ханищтлвесув. Ам ань тыт нн халынт ӯнлгум, ос сома мн племявт хтпа потырты. Мн щар аквхольт номсв, аквхольт лв».
Мхманув китыглахтан лтыӈ св щсыт. Кинат урыл потыртасыт, лвгыт, мн мньтгыл американцыт ат руптасанув, кина хосыт тнаныл всанув, ос индейцыт слитасанув, руптасанув. Кук йка урыл с китапахтасыт, тав май Новая Зеландия мн минас, тот соссаӈ хтпатын хотум врапавес, юв ат иӈ ёхталас. Мхманув китгагув ёт маттем та мовиньтасыт. 
Мтыт хтал Машу Белое Перо ос Дорин Беннет каснэ мн ялсыг. Мн мвн тн выл щёс ёхталасыг, тнатн тыт сака мӯстыс, кӯщаянувн пӯмащипа лтыӈ лвсыг.
Светлана Хозумова

 

Нас объединяет бережное отношение к природе

В начале июля в Ханты-Мансийском районе проходили международные соревнования на Кубок губернатора Югры по гребле на обласах. Приезжали гости не только из России, но и из-за рубежа. Из Америки был представитель племени чероки североамериканских индейцев Ларри Джеймс Машу Белое Перо и представительница племени маори  из Новой Зеландии Дорин Беннет. Ханты и манси их приглашали побеседовать в общественную организацию «Спасение Югры».

Они впервые приехали в Россию. Своими впечатлениями о нашей стране поделился Машу Белое Перо.

- Мне здесь очень нравится. Я много слышал о России, но даже и мечтать не мог о том, что все это смогу увидеть собственными глазами. В Москве сходил на Красную площадь и остался под большим впечатлением.

Я и моя коллега Дорин – соучредители международной консалтинговой компании «Два пера». Мы занимаемся сохранением традиций, языка, быта и обычаев коренных народов по всему миру, помогаем им.

Пару поколений назад наша культура стояла на грани выживания из-за того, что детей чероки забирали из семей и воспитывались они в школах-интернатах. Когда через какое-то время ребенок возвращался обратно, он был оторван от семьи и от своего племени. Поэтому сейчас мы особое внимание уделяем работе с подрастающим поколением, мы хотим, чтобы они понимали, где их корни, и знали свою культуру, а также сохранили традиционные взгляды на мир.

Конечно, многие из племени чероки уехали из традиционных мест проживания в большие города, получили образование. Тем не менее они не забывают о своём происхождении и культуре, выходцами которой они являются. Для сохранения традиционного уклада очень важен институт семьи.

Многие думали, что мы потеряли свою культуру. Сейчас наши коренные народы стали открыто заявлять о своей принадлежности к тому или иному племени, не боясь сказать: да я – чероки, вот он лакота или апачи. Тогда как раньше они прятали свою принадлежность к родному племени ради того, чтобы спастись. Теперь наша молодежь все больше возвращается к корням. Мы прилагаем много усилий, чтобы сохранить язык, культуру и традиции наших народов.

По словам Дорин Беннет, маори за время колонизации также много потеряли, но сейчас прилагают усилия, чтобы сохранить язык и культуру своего племени. На сегодняшний день численность маори составляет 12-13 процентов от всего населения Новой Зеландии. В их стране есть четыре университета для обучения молодежи.

Ларри Джеймс Машу и Дорин сказали, что вода для их народов многое значит.

- Мой народ и народ Дорин приходим к воде для молитв, для очищения, поэтому в этом смысле мы являемся народами воды, - сказал вождь Белое Перо.

Директор института Севера ЮГУ Диана Васильевна Герасимова, манси, сказала:

- Наверное, народы ханты и манси родственны вам, потому что наша мифология говорит о том, что первична была вода, а земля была поднята птицей со дна океана. Коренных жителей любых территорий отношение к природе объединяет, потому что мы относимся ко всему что есть в природе как к живому существу. Если бы наше мировоззрение изучали, тогда бы не было катастроф, потому что в природе все взаимосвязано.

На что вождь чероки ответил:

- Спасибо Вам! Все, что вы сказали – этому нас учили с раннего детства, и я сейчас словно услышал кого-то из своего племени.

Светлана Ромбандеева

Рубрика: 
Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
Номер Луима сэрипос: 
№ 14 (1104)
22.07.2015

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика