- Мансийский
- Русский
Нврамыт ханищтан мāньщи н
Ты тл тӯяг округувт нврамыт ханищтан хтпат мгыс касыл щпитлвес. Щнь лтыӈ ханищтан врмаль щирыл Раиса Мартыновна Гаврильчик, парищ наме Анямова, нх-патыс. Тав Ханты-Мансийск ӯст «Лылыӈ сюм» нврамыт ханищтан колт рӯпиты. Тав ётэ «Ханты ясаӈ» газетат рӯпитан н Людмила Гурьева потыртас.
Раиса Мартыновна 1972 тлт ртыӈ свой тпос атыт хталт Хльӯс район Нхщамвль пвылт самын патыс. Тав щар мк ляпа рӯтанэ лӯсум мныл лгыт. Пс тгыл Анямовыт щмья Свердловский область Ивдельский район Красколыӈъ пвылт лгыт.
Хунь репрессия лыс, Раиса Мартыновна патэ Илья Васильевич Анямов, колтглыл мнь нвраманэ ёт нр ӯлтта минас, Усть-Мнья пвылн внтлыс. Ты пвыл Нхщамвль ляпат ӯнлы. Ётылнув тав яныг пыганэ Никон, Даниил, Мартын с Усть-Манья пвылн щмьяныл ёт лмыгтасыт.
Раиса тятэ Мартын Ильич Анямов, ётыл самын патум мтн Красколыӈъ пвылн ялыс, тувыл н тотыс. Раиса Мартыновна патэ ос тятэ слыӈ хумыг лсг. Тн щмьянылт лов нврам яныгмасыт. Раиса кит увщияге Ульяна ос Софья мнь порат гм паттат тимыг мтсг. Ётыл Никита, Алексей, Софья, Борис, Вера, Людмила, Раиса ос Ольга самын патсыт.
Усть-Манья пвылт мощ лсыт, тувыл колтглыл Нхщамвль пвылн внтлысыт. Нврамыт тот школан ялантаӈкве патсыт. Оматэ школа-интернатт кӯр плтыглым ос колкан ловтым рӯпитас. Юн ӯщлахтын порат нвраманэ мгыс свсыр пормасыт нтыглас, сака мщтыр н лыс. Юн св слы кот щсыт. Тав учитель хтпат мгыс пӯркат нтыглас. Нврамыт пуссын нрал, вил, сахил ос мольщаӈыл масхатым лсыт.
Тувыл Раиса яныгмас, школат ханищтахтуӈкве патыс. Таве выл ханищтам хтпа Ольга Митрофановна Сайнахова лыс. Ты н нврамыт ёт акваг мньщи лтӈыл потыртас. Тнт Раиса ты урыл номсыс, янгыг мты с тах учителиг рӯпитаӈкве паты.
Тувыл аквматнакт ӯщлахтын хталт нврамыт пуссын юн атхатасыт. Оматэ та порат тох лвыс: «Соня бухгалтерыг, Вера сельсоветыт, Люда пӯльницат рӯпитаӈкве патгыт, Раиса ос учителиг мты». Сль, тав лтӈе щирыл тох та мтыс.
Раиса щняге-щаге хосат тимыг мтсыг, та порат тав ст тлэ твлыс. Туи слыт нр ляпат тпыӈ мт яласасыт, тнт тятэ Нхщамвль пвыл пилорамат рӯпитас. Тот хотум мтыс, хотталь щалтыс. Та юи-плт оматэ гмыл мтыс, Хльӯс пӯльницан тотыглавес, тот пусмалтавес. Тувыл юв ёхтыс, мощ лыс, с тимыг ēмтыс.
Раиса увщиянэ ос каӈканэ ёт акв тл коланылт тнки лсыт. Тувыл пуссын интернатн вуйвсыт. Нврамыт школат пуссын ёмщакв ханищтахтасыт, сака янытлавсыт.
Ётыл Софья Тюмень ӯст бухгалтерыг ханищтахтас. Ювле Нхщамвльн ёхтыс, йӣгрищанэ ос пщиянэ янмалтас. Тот бухгалтерыг рӯпитас. Вера ос секретариг ханищтахтас. Ань Тюмень ӯс архивт рӯпиты. Людмила ос Салехард ӯст ӯйхул пусмалтан хтпаг ханищтахтас. Раиса ос культурологыг стлас, ань няврамыт ты ханищты. Ольга с А.И. Герцен нампа лӯим мхум ханищтахтын институт стлас. Оманыл потыртлум щирыл та мтыс.
Раиса школа стламе юи-плт нёлоловхуйплов тлэ твлыс, тав влт Хулюмсӯнт пвылн Людмила увщитэ палт минас. Тот компрессорный станциян рӯпитаӈкве патхатас. Ты предприятие ти уральтас ос яласан мшинат мгыс пӯсас-ви плыг-пӯнсыглас. Тот Раиса акв ги Галина Алгадьева (ань йкатэ щирыл Краснухина) ёт вйхатуӈкве патыс. Та ги Тюмень ӯст мединститут ханищтахтын мныл стластэ. Тн акван-рщхатсыг ос Санкт-Петербург ӯсн ханищтахтуӈкве та минасыг.
1991 тлт тав ётэ Надежда Ерныхова, Виктория Лапцуй, Виталий Истомин, Игорь Алексеев ос мт хтпат тув ханищтахтуӈкве минасыт. Лӯим мхум институт Ирина Александровна Лапина гит-пыгыт ханищтас. Тав сака ёмас н, мньлат хтпат таве сака руптасаныл.
Раиса Мартыновна институт стламе юи-плт Ханты-Мансийск ӯсн ёхтыс. Тыт ВГТРК «Югория» нампа телерадиокомпаният рӯпитаӈкве патыс. Та юи-плт матахмат тл округ творчество колт рӯпитас. Тот нврамыт сосса мир врмалитн ханищтасанэ. Студентыт ввиньтлсанэ, аквъёт свсыр пӯмащ ёнгилыт щпитлсыт. Тувыл Раиса Мартыновна тыт хум врыс. йкатэ наме Василий Гаврильчик, тн кит нврам ньщг. Иван ты тув армияныл юв ёхтыс. Татьяна иӈ школат ханищтахты.
Та порат творчество кол кущаиг Татьяна Вадичупова рӯпитас. Тав нврамыт мгыс сосса лупса врмаль, мньщи ос ханты лтыӈ ханищтан кол пунсуӈкве номылматас. Ты колэ «Лылыӈ сюм» намаястэ. Раиса Мартыновна нврамыт ханищтаӈкве тув ялантас. Тувыл Ольга Кравченко таве с-угорский институтн рӯпитаӈкве ввыстэ. Тот научный потрыт ос ханищтахтын нврамыт мгыс свсыр программат хансыс.
Тнт ялпыӈ хталыт порат рнколт тӯщталаӈкве патвсыт. Тот хӯл ос нвыль исмит ос мт свсыр тнут пйтыглавес, лыл ёхталам мӯй мхумн сака пӯмащ лыс. Тн сосса мир лупса ксалаӈкве врмысыт. Раиса Мартыновна тнанылн сосса мир пс йис тлат ос слыӈ мхум лупсаныл урыл потыртас.
Тувыл «Лылыӈ сюм» ущ пӯнсым ханищтахтын колн нврам ханищтан хтпат ат твылхатасыт. Ос кӯщай н Раиса Мартыновна такви палтэ рӯпитаӈкве ввыстэ. 2007 тл псныл ань тыг мус н тот ты рӯпиты. Тав нврамыт мньщи лтӈыл потыртаӈкве ханищтыянэ. Мӯй мхум лыл Ханты-Мансийск ӯсувн ёхталанныл порат, Раиса Мартыновна тнаныл ӯс янытыл тотыглыянэ, ӯсувт маныр пӯмащ лы, таи суссылты. Тувыл рӯпатанылт нврамыт мгыс туи порат ӯщлахтын хталыт щпитлгыт. Сосса ялпыӈ хталыт порат пуссын мӯйлгыт. Ань тн нас колыл майвсыт, колнаканыл лощитыт ос посыӈыт. гит-пыгыт тув щгтым ёхталгыт.
Раиса Мартыновна мньщи лтӈыл мньтгыл ёмщакв потырты. Тыимгыс тавн нврамыт ханищтаӈкве кӯпнит. Ты врмаль щирыл хӯрумхуйплов тл рӯпиты.
Нврамыт ханищтан касылыт тав щар влт 2013 тлт Ханты-Мансийск ӯст касыс. Тнт мньщи н нилыт места вис. Тувыл 2016 тлт с каснэ врмаль лыс. Та порат ос нх ат патыс. Ань ты тл каснэ врмальн сртыннув щпитахтас. Югра м урыл рыгсов хансыс ос ргыстэ, тумраныл ёнгыс.
выл хтал каснэ порат, тн тнки рӯпатаныл урыл потыртасыт. Аквта хталт щнь лтыӈ урок суссылтасыт. Ань хнтлын нак оигпам псныл 75 тл твлыс, тыимгыс урок ты тла кастыл вруӈкве лввес. Раиса Мартыновна патэ Илья Васильевич Анямов война порат слыӈ суныл Спса пвыл станция мус нвыль, хӯл, почта тотыглас. Тувыл ты почта Нхщамвльн ос Хльӯсн тотыглас. Ос Раиса Мартыновна уроке патэ кстыглан мгыс щпитастэ. Тав нврамытн слыӈ мхум щнэ пормасыт урыл мньщи лтӈыл потыртас. Нврамыт вгтал ул вос патсыт, уроке ёныг щирыл врыстэ.
Касыл Нефтеюганск ӯст лыс. Тот ханищтахтын нврамыт сосса мир лупса урыл св ёмас потыр хӯнтамласыт. Тнанылн сака пӯмащ лыс, щгтым хӯнтлысыт. Ты ханищтап жюри хтпатн Раиса Мартыновна уроке сака мӯстыс, выл места тавн мисаныл. Китыт места Татьяна Андреевна Сайнакова вис, ты ханты н Сургутский район Русскинская пвылт лы. Хӯрмит места с мньщи н Лариса Николаевна Карпенко вис, тав Октябрьский район Нрихумит пвылныл ёхталас.
Ты потыр Людмила Гурьева хансыстэ, мньщи лтӈыг Николай МЕРОВ толмащластэ
Предсказание мамы сбылось – я стала учительницей
Родилась Раиса Мартыновна Гаврильчик 5 февраля 1972 года в селе Няксимволь Берёзовского района Тюменской области. Их корни начинаются от лозьвинских манси. Одна ветвь мансийского рода Анямовых проживает в деревне Тресколье Ивдельского района Свердловской области.
– Раиса Мартыновна, расскажите немного о себе, где вы родились, выросли, кто ваши родители, почему выбрала педагогическую стезю?
- Наш дедушка Илья Васильевич Анямов в период начала репрессий вместе со своей семьёй, маленькими детьми перешёл через Урал и поселился в деревне Усть-Манья, что находится возле посёлка Няксимволя. Уже позже его взрослые сыновья Никон, Даниил, Мартын тоже обосновались со своими семьями в Усть-Манье. Мой отец Мартын Ильич Анямов ездил за невестой, нашей мамой Анной Андреевной, в свою родовую деревню Тресколье. Получается, что мы – лозьвинские манси.
Отец, как и дед, был оленеводом, поэтому наша семья постоянно каслала со своим стадом через Уральские горы. Нас в семье было 10 детей, старших сестёр Ульяны и Софьи из-за болезней не стало в младенческом возрасте. Затем родились братья Никита и Алексей, сестра Софья (её назвали в честь умершей сестры), Борис, Вера, Людмила, я – Раиса, и младшая сестра Ольга.
Потом родители переехали в посёлок Няксимволь, потому что нам, детям, нужно было учиться, а там была школа. Помню, что мама всегда вставала рано, так как она была истопником, растапливала печи в школе, интернате, а также работала техничкой, а всё свободное время шила, была отменной рукодельницей. Поскольку отец был оленеводом, то у нас всегда имелись оленьи шкуры, камусы, из которых мама шила бурки нашим сельским учителям.
Вспоминаю, что я всегда с неохотой, со слезами ходила в детский сад.
Наконец-то настала школьная пора. Я начала учиться в подготовительном нулевом классе. Тогда к нам приехала молоденькая учительница Ольга Митрофановна Сайнахова. Мы удивлялись, что она с нами всегда разговаривала на мансийском языке. Именно тогда у меня появилась мечта – вот вырасту и тоже стану учительницей.
Помню, однажды летом мы, дети, были на каникулах при родителях. И мама, как всегда, за шитьём вдруг сказала, полагаясь, по-видимому, настоящим реалиям жизни – на селе были врачи, учителя, работники сельского совета: «Вот ты, Соня, будешь работать бухгалтером, Вера будет работать в сельсовете, Люда в больнице, Рая будет учителем в школе, а ты, Оля, будешь работать в детском саду». И как-то вот так она нас распределила.
Родителей, к сожалению, рано не стало. Мне было всего 7 лет. Пока олени в летний период были на пастбищах на Урале, отец работал на пилораме в Няксимволе, где и погиб трагически. Мама очень тяжело перенесла потерю мужа, от переживаний у неё начало скакать давление. Случился инсульт, и её парализовало на правую сторону, маму увезли в районную Берёзовскую больницу. Там, вроде, она поправилась, к концу лета привезли из Берёзово, а осенью её не стало.
Год мы жили в своём доме, а потом нас всех забрали в интернат. Что интересно, ведь, предсказание матери стало постепенно сбываться. Софья выучилась в Тюмени на бухгалтера-экономиста, на заводе её назначили старшим бухгалтером. Когда не стало мамы, Софья вернулась в Няксимволь, чтобы помочь нам, здесь она работала главным бухгалтером. Вера выучилась на секретаря-делопроизводителя, сейчас она работает в областном архиве города Тюмени, возглавляет отдел особо важных архивных документов. Людмила выучилась в Салехарде на ветеринара, я – на культуролога, учителя истории и культурологии. Ольга окончила дошкольный факультет Института народов Севера РГПУ им. А.И. Герцена. В школе мы все учились хорошо, были старательными учениками. Пророчество мамы сбылось.
В школе я очень любила уроки математики, физики, геометрии, поэтому мечтала выучиться на бухгалтера или экономиста. Даже в старших классах проходила практику в магазине, мечтала стать продавцом. После окончания школы поехала в Хулимсунт к сестре Людмиле, я 18-летней девушкой была охранником газовой компрессорной станции. В мои обязанности входило отворять ворота прибывающему транспорту, а также сторожить предприятие ночью. Мы, как настоящие дочери охотника, все меткие стрелки.
В Хулимсунте на мою удачу попадается местная девушка Галина Ильинична Краснухина (Алгадьева), разговорились с ней. А она училась в Тюменском медицинском институте и приехала домой. Я говорю, что, мол, сдала документы в Ханты-Мансийский педагогический колледж, наверное, буду учиться на воспитателя детсада. И она уговорила меня поехать с ней в Санкт-Петербург. Мы вместе приехали в Ханты-Мансийск, я забрала документы и мы поехали в Санкт-Петербург. Тогда вначале 90-х годов, а вернее, в 1991 году в Институте народов Севера только открылся факультет культурологии. Вместе со мной из округа поступили Надежда Ерныхова, Виктория Лапцуй, Виталий Истомин, Игорь Алексеев и другие студенты. Тогда нам было дано творческое задание – мы должны были представить инсценировку какой-нибудь народной сказки, красиво продекламировать стихотворение, что-то в этом роде. Я помню, что подготовила юмористический номер.
Учились и практику проходили в Санкт-Петербургских школах. У нас был хороший педагог Ирина Александровна Лапина. Она преподавала истории разных периодов, практику по которой и проходили в городских школах. Именно тогда мы начали учиться по учебному пособию «Педагогика XXI века», где подробно рассказывалось о новых преподавательских методиках, писалось о нестандартном подходе к ведению урока, сейчас это называется «Федеральный государственный образовательный стандарт» (ФГОС). Смысл таков, что основная деятельность, логически мыслить, стремиться к получению знаний – всё это должно исходить от учащегося, учитель лишь направляет его.
– Где начали работать после вуза?
– В 1996 году успешно окончила университет, мне хотелось вернуться в родное село Няксимволь, но попала в Ханты-Мансийск. Здесь устроилась корреспондентом на радио и телевидение в ВГТРК «Югория», которое тогда располагалось по улице Ленина, дом 21а. Директор телерадиокомпании Александр Витальевич Конев помог мне прописаться там, я ещё долго была прописана в этом здании.
А вот сейчас раскрою небольшой свой секрет. Когда я училась в Санкт-Петербурге, у меня зародилась идея – выучиться на актрису. Но просто так я уволиться не могла, мне поставили условие – найти замену, именно тогда я предложила Наталье Маковецкой пойти работать в «Югорию».
Подала документы в одно из театральных училищ Санкт-Петербурга, прошла конкурс. Но там не выплачивали стипендию, не предоставляли общежитие, поэтому я проучилась всего 2 месяца и бросила. А сейчас я жалею, что ушла оттуда. Заочно успешно окончила в Санкт-Петербурге Институт педагогики РГПУ им. А.И. Герцена.
По приезду в Ханты-Мансийск устроилась на работу в Окружной Дом народного творчества, тогда директором была Елена Павловна Соломина. Здесь я начала организовывать различные познавательные мероприятия по культуре обских угров, приглашала студентов ханты, манси, ненцев. Например, собирала сведения о мансийском роде Анямовых, а также о других мансийских родах и потом рассказывала им. Со студентами дискутировали на тему сохранности и бережного отношения к культуре и родным языкам. Проводили различные семинары-практикумы по традиционным ремёслам. Заведующая музеем Окружного Дома народного творчества Ольга Анатольевна Мыльникова просила меня проводить экскурсии.
Здесь в Ханты-Мансийске я познакомилась со своим мужем Василием Гаврильчиком, сыграли свадьбу, родился сын Иван. Ушла в декретный отпуск, а когда вернулась, то здесь уже работали новые сотрудники Галина Шуганова, Надежда Бушуева, Татьяна Вадичупова, Анатолий Вадичупов. Помню, что, работая в Окружном Доме народного творчества, мы с коллегами начали поднимать жилищные вопросы. Выяснилось, что у нас внутри организации даже нет списка нуждающихся в жилье. Я тогда и начала пробивать этот вопрос дальше, составили список нуждающихся в улучшении жилищных условий. Сотрудники начали в срочном порядке собирать все необходимые документы для постановки в очередь. Ведь в то время только начались строиться дома именно для коренных малочисленных народов Севера. И сотрудники Окружного Дома народного творчества первыми получили жильё. Тогда на наше учреждение выделили три квартиры.
– Раиса Мартыновна, расскажите, а как вы попали на работу в Центр дополнительного образования «Лылынг союм» («Живой ручеёк»)?
– Татьяна Вадичупова, будучи сотрудницей Окружного Дома народного творчества, загорелась идеей в условиях города обучать детей родным языкам и культуре. Она написала проект о создании образовательного центра, всё обсчитала. Защитила проект, были выделены деньги, но не было отдельного здания, поэтому в первый год мы занимали несколько комнат в офисе общественной организации «Спасение Югры» по улице Безноскова, дом 2 А. Тогда центр относился к «Станции юных туристов». Я работала в Окружном Доме народного творчества, но и начала подрабатывать в этнообразовательной студии «Лылынг союм».
Меня в тот период заметила Ольга Александровна Кравченко и стала приглашать на работу в Обско-угорский институт прикладных исследований и разработок, тогда там открывался «Отдел инновационных технологий». Я переводом перешла в институт в новый отдел, который и возглавляла О.А. Кравченко, а сотрудников было всего два – Наталья Лыткина и я. Ольга Александровна для меня стала хорошим наставником, научила писать научные статьи, разрабатывать программы, даже написали книгу по туризму.
Именно в тот период на различных праздниках стали выставляться чумы, чтобы каждый гость воочию увидел жизнь и быт коренных народов Югры. О.А. Кравченко строго всё расписывала, как должно всё быть, что должно быть в чуме, какие традиционные блюда, травяные чаи готовить для гостей и так далее. Чумы ставились в городском парке имени Бориса Лосева, а когда начали проводить фестиваль кинематографических дебютов «Дух огня», то традиционное жилище оленеводов стали устанавливать в Югорской долине, в той гостинице проживали гости кинофестиваля. У нас внутри чума были традиционные пологи, быт и убранство – всё было настоящим, гости в буквальном смысле заходили и ахали от удивления. Иностранцы-то вообще впервые это видели. Мы рассказывали гостям о культуре обских угров, об оленеводстве, проводили экскурсии, рассказывали о традициях, обычаях.
Татьяна Савельевна Вадичупова стала уговаривать меня перейти к ней в центр, тогда очень требовались педагоги. О.А. Кравченко просила остаться, но я понимала, что молодому центру нужны учителя и перешла туда. Я преподавала в центре детям мансийский язык. Так, с 2007 года на постоянной основе работаю педагогом-организатором в Детском этнокультурном образовательном центре «Лылынг союм».
Но туристическую деятельность я не забросила. Тогда директором «Станции юных техников» была Ираида Фёдоровна Самоловова. Она научила меня проводить обзорные экскурсии по городу Ханты-Мансийску, поэтому и иногда проводила для гостей окружной столицы экскурсии.
Центр «Лылынг союм» только открылся, сотрудников было мало. Мы начали проводить традиционные праздники обских угров, например «Вороний день», в летний период организовывали этнолагерь, создали детские фольклорные коллективы. Жизнь кипела. Людмила Александровна Алфёрова параллельно в офисе «Спасение Югры» проводила семинары, участниками которых были и наши сотрудники. Например, семинар «Покрой и шитьё традиционных женских платьев» и других. Потом городская администрация выделила этноцентру отдельное помещение по улице Мира, дом 52. Я до сих пор работаю в этом этноцентре. Здесь же был организован музей, заведующей которой я являюсь . У меня было 9 часов педагогической нагрузки.
– Раиса Мартыновна, знаю, что на тот момент не было учебных пособий, методичек для преподавания родного языка для невладеющих детей, как вы готовились к урокам?
– Поскольку мы сами – прекрасные знатоки родных языков, то сами готовились к урокам, рассчитанным именно на таких детей. Ведь главное было, заинтересовать детей к изучению, для многих, не родного языка. Писали авторские программы, методички и т.д.
– Знаю, что кроме работы в центре «Живой ручеёк», вы преподавали в Центре культуры для одарённых детей Севера, а также участвовали в телевизионной записи образовательной программы «Югорика», что выходит на телеканале «Югра». Расскажите немного об этом.
– Первые обучающие программы «Югорика» вели сотрудники нашего центра Владимир Савельевич Меров, Ольга Мартыновна Норова. Известная хантыйская поэтесса Мария Вагатова тоже вела уроки хантыйского языка на «Югорике». И как-то она позвонила мне и попросила принять участие в записи этой программы. Я согласилась и записала несколько уроков мансийского языка.
До 17:00 часов работала на основной работе в центре «Лылынг союм», а после преподавала ДПИ в Центре искусств для одарённых детей Севера. Дело в том, что долгие годы в Центре искусств для одарённых детей Севера известная мастерица Ульяна Николаевна Шульгина вела предмет «Декоративно-прикладное искусство обских угров». Когда она ушла на пенсию, то обратились ко мне, продолжить её дело. Вот так я стала обучать детей традиционному рукоделию. Вот уже два года как не преподаю там. В общей сложности три года отработала. Для меня это тоже педагогический опыт. Мы организовывали различные традиционные праздники, проводили различные конкурсы, проводили соревнования по национальным видам спорта и так далее.
Помню, когда привозили детишек ханты, манси, ненцев из глубинок, все они такие же скромные, стеснительные. Часто подходили ко мне и жаловались, что их обижают. Естественно, я их защищала, стала для них, как мама. Понятное дело, что они очень скучали по родителям.
В Центре искусств прекрасный педагогический коллектив. Педагог Фаина Тимофеевна Давыдова сама родом из мансийского села Саранпауля, поэтому прекрасно знает психологию детишек ханты и манси. У неё много выпускников, которые часто навещают и благодарят её. В общей сложности мой педагогический стаж составляет 13 лет.
– Раиса Мартыновна, а как решились участвовать в конкурсе «Учитель года»?
– Надо сказать, что я не впервые участвую в этом конкурсе. В 2013 году была такая же ситуация, как в этом году, было всего три учителя родного языка. Он проводился в Ханты-Мансийске. Тогда я буквально за месяц подготовилась. Во время конкурса представила урок «Виртуальный музей мансийского писателя Ювана Шесталова». Тогда я заняла четвёртое место. Получила приз зрительских симпатий, городской Профсоюз народного образования поощрил. Также принимала участие в конкурсе учителей в 2016 году, но, к сожалению, не заняла никакого места.
А в этом году я за полгода начала готовиться к конкурсу. Успешно прошла заочный этап, заняла первое место, поэтому пригласили на очный этап. Готовя визитную карточку, написала даже песню о Югре, которая вошла в мой презентационный ролик. Я сама даже играла на музыкальном инструменте варгане.
В первый день конкурса мы, учителя родных языков, представили свои визитки, где вкратце рассказали о себе, о своей педагогической деятельности. В этот же день провели уроки родного языка, литературы.
Нам была поставлена задача – приурочить урок к 75-летию Великой Победы. Вспомнила, что мой дедушка Илья Васильевич Анямов в годы войны возил на оленьих обозах до станции в посёлок Ивдель Свердловской области рыбу, мясо, почту, получал почту, которую и доставлял в село Няксимволь и Берёзово.
Решила связать урок с трудовым подвигом дедушки-оленевода. Во время урока познакомила детей с оленеводческой лексикой мансийского языка. Долго думала над темой и тут мне под руки попадается сборник со стихами «Звон летящего аркана», листаю и нахожу стихотворение хантыйского поэта Романа Ругина «Дети войны». Тут же назвала урок «Звон летящего аркана». Начинаю урок с вопроса к ученикам: «Дети, вы знаете, что такое аркан?», практически весь урок ученики постепенно узнавали об укладе жизни оленеводов, о предметах быта. Я представила урок в игровой форме – урок-путешествие.
Конкурс учителей родного языка проходил в кадетской школе города Нефтеюганска. Ученики были в военной форме. Тема войны близка кадетам. Но всё, что связано с северными народами, для них это было своего рода открытие. Они узнали о военных и трудовых подвигах северных народов округа. Я создала возможность очутиться на настоящем стойбище. За один урок они узнали практически всё об оленеводстве, об укладе жизни. Дети были в восторге.
Самый главный результат для меня – многие дети с восхищением говорили, что они открыли для себя народ манси, кто-то заинтересовался мансийским языком – это самое главное для учителя. У детей загорелись глаза. Мы с детьми зачитали стихотворение Романа Ругина «Дети войны», где описывается тяжёлый детский труд, который был большой помощью женщинам, старикам, оставшимся на стойбищах. Урок понравился мне, моим коллегам и членам жюри. Даже учительница истории этой школы отметила, что ей очень понравился мой урок.
Мастер-класс для педагогов я провела по хвойным деревьям. Это своего рода обмен опытом. Привезла веточки различных хвойных деревьев, шишки, рассказывала о хвойных деревьях, об их применении в традиционной медицине. Даже привезла варенье из сосновых шишек, лиственничную жвачку-живицу.
Мне понравился мастер-класс Татьяны Андреевны Сайнаковой – учительницы родного языка из деревни Русскинская Сургутского района. Она учила изготовлять книжку-малышку с загадками на родном языке о животных. Учительница из посёлка Нижние Нарыкары Октябрьского района Лариса Николаевна Карпенко учила собирать из предложенных слов на мансийском языке целые предложения.
Итогом конкурса учителей родного языка стал круглый стол на тему «Учитель будущего», где мы обсуждали пройденный конкурс, говорили о своих пожеланиях, а также озвучили проблемы по преподаванию родных языков в округе. Я посоветовала проводить в районах свои конкурсы учителей. У нас, к сожалению, нет должного общения между учителями, мы не делимся своим накопленным багажом знаний по преподавательской практике.
Сама атмосфера конкурса была доброжелательной. Нас тепло встретили учителя и учащиеся кадетской школы, мы чувствовали себя очень уютно, каждому учителю-конкурсанту для подготовки к уроку был предоставлен отдельный кабинет.
Я осталась в восторге от конкурса.
Редакция нашей газеты поздравляет Раису Мартыновну с победой в конкурсе профессионального мастерства. Мы желаем дальнейших успехов в педагогической деятельности.
Беседовала Людмила Гурьева, на мансийский язык перевёл Николай МЕРОВ