- Мансийский
- Русский
Мт хн мт лӯим мирыт пӯмщалавсыт
Млалнув Париж ӯст лнэ рӯманув тамле лххал потыртасыт. Акв научный центр-коланылт пӯмыщ суссылтап щпитлвес. Та ӯст лнэ ос мӯйлын мхум яныгпль тпос 14 хталныл ӈк натнэ тпос 26 хталэ мус свсыр хурит, вти кинат сунсуӈкве ввиньталвсыт.
Ань пуссын ты тлат урыл Доминик Самсон Норманд де Шамбург, Сорбоннский университетт гит-пыгыт ханищтан хум, потыртас.
Тав хансыс: «Та колт свсыр университетытт ос институтытт рӯпитан хтпат мирыт ханищтан наукат матыр пӯмщалан тлат акван-нтхатым врияныл. Ань тн лӯи мт ōлнэ мирыт палт хт-ти яласым пслум хурияныл суссылтасыт.
Ты ёмас тла кит мньлат антрополог-хтпаг вруӈкве номылматсг, тн намагн – Анне Даллес Марешал ос Клеман Жакму, акватэ Монголия мт лнэ мхум ёт рӯпитас ос мтанэ Алтай мн ялыс.
Та суссылтапт свсыр лы мн ялум мхум рӯпатаныл урыл потыртасыт. Тох Виржини Ватэ чукча мхум палт пслум хуриянэ суссылтас, Жан-Люк Ламбер – нганасаны мир вылтыт, Анне Даллес Марешал – нанайцыт вылтыт, Клеман Жакму – алтай мир вылтыт, Давид Кестер–ительмен вылтыт, Дмитрий Опарин – юпика мир вылтыт ос мн Эстель Пармантье ёт хантыт ос мньщит лупсаныл урыл потыртасмн».
Доминик Самсон Норманд де Шамбург хансум потре мньщи нквет ос ханты хум хтпат мщтырлан наканыл урыл лы. влт тав н хтпат маснут нтнэ мщтыр тланыл урыл хансыс, тувыл слы ӯрнэ хум хтпат лупсаныл урыл потыртас.
Эстель Пармантье сӈквылтап, мт ёнгын утыт ос рыгсов тныт урыл потрыт ос хурит тув щпитлыс.
Ань ты тлат лаль пӯмщалан мгыс нн ищхӣпыӈ ут хосыт тамле лпсыт https://sfsiberie.hypotheses.org/khanty-et-mansi кисхатн.
влт лххал мт хн лтӈыл ксалэгн, ннан рущ лтӈыл толмащлан кнопка пащирматуӈкве тах ри.
Тувыл лпс мōт палт «Populations» свсыр мирыт хнтэгн, тот тн вылтыт потрыт ловиньтаӈкве ос хурит сунсуӈкве врмегн. Ты суссылтап щпитам хтпат таве выл щёс плыг-пуснныл порат вти кина пслысыт.
Хн мхум мгыс суссылтап щпитан порат тамле лххал с хассыт.
«Сибирь мт лнэ мирыт сака свсырыт. Тн йис пораныл враян ос ӯйхул янмалтан хтпаг лгыт. Тн лнэ мнаныл акван-ловиньтаӈкве ке, Франция мв 26 щёс акван-слтыгллуӈкве тах рви.
Лӯим мирыт советский тлыт порат м-вит сыстамыг щсаныл, м-витн тыттувсыт, рнэ пормасыт врсыт.
Тн вганыл, хт, маныр тлы ос яныгми, тувыл хуньт ктыл врум пормасаныл хумус йильпииг щпитаӈкве рвгыт, та тлат пӯмщалгыт.
Ань пс наканыл тра-паттым мт мхум сунсыглахтгыт, хащтл врмалит ханищтыяныл. Ос пӯмщалахтгыт, кӯпнитыг манос трвитыг тамле пс накыт лӯим мхум лаль тотыяныл.
Тн ань тыг мус тнки Трумн пйкщгыт ос м-вит нупыл аквтох ёмщакв сунсгыт, пс щирыл лгыт».
Ты тлат тра-паттын мгыс ты суссылтап та щпитавес. Ань хурит хосыт лупсаныл ханищтавет, матыр пӯмщалан лумхлас свсыр тлат самагтыл такви ксалы. Тот «CEMS» антропологыт акван-атнэ рӯпатаныл суссылтавет.
лы мт хн мныл ктым потыр мньщи лтӈыл Тамара МЕРОВА хансыстэ
Неподдельный интерес к искусствам малых народов Севера
Новости из Парижа приходят к нам не так часто, одна из них хоть и запоздалая, но мы поделимся ею с нашими читателями. Всё-таки неподдельный интерес иностранцев к искусству малых народов Севера есть, это больше сближает людей и способствует взаимопониманию, восстанавливает забытые духовные ценности.
В Париже с четырнадцатого апреля по двадцать шестое мая в научном центре «Campus Condorcet» состоялась фотовыставка «Повседневные навыки: уменья народов Сибири». Об этом нам стало известно от французского исследователя, профессора Сорбоннского университета Доминика Самсон Норманд де Шамбург. Он пишет: «В этом научном центре принимают участие одиннадцать институтов и университетов, сам центр предназначен для изучения гуманитарных и социальных наук. Скорее всего, это не выставка по традиционному ремеслу коренных народов Сибири, а по умению, по мастерству/искусству в какой-либо традиционной техники коренных народов Сибири. Фотовыставка была организована Анн Далл Марешал и Клеман Жакму. Это два молодых антрополога нашего центра монголоведения и сибиреведения, первая работала у нанайцев, второй на Алтае.
На этой фотовыставке были представлены фотографии наших полевых работ с комментариями. Так Виржини Ватэ подготовила материал о чукчах, о нганасанах – Жан-Люк Ламбэр, о нанайцах – Анн Далл Марешал, об алтайцax – Клеман Жакму, об ительменах – Давид Кестер, о юпиках – Дмитри Опарин, о хантах и манси рассказали Эстель Парментье, и мои.
Моя статья в переводе называется: «Игла и олень: когда женское и мужское начало влияет на жизнь и смерть на Сибирском Севере». В первой части тема – шитьë (женские умения) и во второй части, оленеводство (мужские умения). А Эстель написала о музыкальных инструментах. Вы можете сами всё посмотреть и почитать, если пройдёте по ссылке моей страницы: https://sfsiberie.hypotheses.org/khanty-et-mansi.
Сайт на английском языке, но при необходимости, можете также перевести его на русский язык. В левой колонке имеется список народов (Populations) и связанный с ними материал, выбор просмотра за вами. И вот ещё ссылка ролика вернисажа: https://www.youtube.com/watch?v=CGcdjWYkNWs&t=6s
В рамках выставки найдёте Введение, в котором сообщается:
«Сибирские общества очень разнообразны. Они состоят из древних групп охотников-собирателей и/или кочевых скотоводов, расселённых на территории, в 26 раз превышающей площадь Франции. До советского периода жизнедеятельность этих сообществ в значительной степени зависела от окружающей среды. Детальное знание этой среды позволяло не только эксплуатировать сырьевые ресурсы и превращать их в промышленные товары (ремесла), но и обусловливало социальную организацию и представления. С точки зрения идентичности, современные коренные сибирские общества обновляют некоторые навыки, которые они считают "традиционными".
Исследование этих навыков означает постановку вопроса не только о знаниях, действиях и технике, используемых в материальном производстве, но и об их передаче, а также об образе жизни, отношениях между человеком и окружающей средой, между человеком и материей, социальных отношениях и представлениях о мире. Очень важен также вопрос о том, почему в постсоветском контексте возрождаются именно эти навыки, а не другие. Другими словами, что ноу-хау может рассказать нам об использующих его обществах?
Для ответа на этот вопрос на выставке представлены фотографии, демонстрирующие некоторые навыки коренных сибирских обществ. Цель этой выставки – дать посетителям возможность увидеть и понять коренные сибирские общества, их знания и техники работы с телом как ноу-хау, дискурс, сопровождающий их и позволяющий их передавать, а также работа по сбору данных, проведённую антропологами CEMS».
Тамара МЕРОВА