Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Светлана ДИНИСЛАМОВА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • рнэ тла мгыс св нтмил ōлы
  • Вр ӯргалан хтпат рӯпатаныл
  • Ӯс мир хйтсыт
  • Мир пусмалтан тлат вылтыт
  • Йис лупса ос пс лум врмалит
  • Мт хн мӈ мньлат хтпат мньхпыл щгтым кассыт

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Ам тыг ёхтумум мгсыл номтум татем ёмасыг лы
  • «Вогулка» нампа м

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Нуми Трум нвраманэ
  • Степан Чумпин наме янытлан вāрмаль
  • Мньщи мт йильпи суссылтап врвес
  • Ннь янытлан хтал лыс

Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница

  • Пилсам ква
  • Савалап гирищ

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)
  • № 9 (1339)
  • № 10 (1340)
  • № 11 (1341)
  • № 12 (1342)
  • № 13 (1343)
  • № 14 (1344)
  • № 15 (1345)
  • № 16 (1346)
  • № 17 (1347)
  • № 18 (1348)
  • № 19 (1349)
  • № 20 (1350)
  • № 21 (1351)
  • № 22 (1352)
  • № 23 (1353)

Вы здесь

Главная » Степан Чумпин наме янытлан вāрмаль
  • Мансийский
  • Русский

Степан Чумпин наме янытлан вāрмаль

рнэ яныг вāрмаль вāрыглам хтпат наманыл мā янытыл лнэ мāхумн ань тыхтал мус янытлым ньщавет. Тва хтпа намытыл ӯсыт, пāвлыт, нрыт, т, мт матыр мāт намаявēсыт, ос тват наманыл йисыт миннныл сыс лщлакв хот-ёрувлахтасыт.

Мāньщи хум Яков Савин 1702 тāл порат Никита Демидовын Карыс нр хӯлтыс, тавēн рнэ тēр-āхвтасыт тот хнтыс, ты нр иӈ Магнитныиг ос Выйскииг лāваве. Нр хӯлтуме мāгыс хум номсас рыӈ матыр олн лōмтыл миве, āти, ты пēнтсыл тав колтāглэ ёт Тагил мāныл хот-нвлувес. Тамле нттāл ос лль вāрмаль мāньщи хтпа ёт пēс порат лыс.

Мт мāньщи хум, Степан Чумпин, хӯлтум вāрмале мощ стыӈнувег лум. Ты враяӈ хум 1735 тāл порат магнит-āхвтас тиснэ Сергей Ярцов хум пāлт ёхтыс ос тавēн Кушва-т хнтум āхвта­санэ тотыс, лāвыс, тот тамле ут хот-āти сака сāв поварāлы. Сль, ётылнув ляпа н­рыт сусвēсыт, сака яныг место­рождения хнт­вес. Та тāлыт тув Ека­те­ринбург ӯсныл завод тлат щирыл пуӈктотнэ кӯщай Василий Татищев ёхталас, ты мā Благодать намыл пиныстэ.

Степан Чумпин рнэ тēр-āхвасыӈ мā хӯлтме мāгыс 4,70 солковил мӯйлуптавес, титыт тāлт, 1736 тāлт, тав Екатерин­бург ӯсн ввиньтāлвес, тот иӈ хус солковил май­вес. Ётыл, 1826 тāл по­рат Благодать нр пуӈк тальхыт тав наме номнэ ос янытлан мāгыс хум тēр памятникыл тӯщтувес, тот тамле лāтӈыт хансым лгыт «Вогул Степан Чумпин тыт 1730 тāлт нāин щаритавес». 

Ты лāтӈыт ловиньтым тāра тамле номт ёхты: хум 1735 тāлыт рнэ тēр-āхвтасыт хӯлтыс те, хомус ты лы-пāлт тав нāин щаритавес? Насати ты урыл 1986 тāлт акв пēс потыр хосыт Е. Пермяк «Быль-небыль про желез­ную руду» нпак хан­сыс, тот та урыл хансым лыс, аквтоп хум такви мāньщи хтпанн ялпыӈ мāт рущитн хӯлтме мāгыс тох алвес. 

Титыт пēс потыр ос та урыл лыс, аквтоп Степан Чумпин Демидов вāӈын хумиянн алвес. Потыртаве, хунь тав āхв­тасанэ Сергей Ярцовын суссылтасанэ, таи Хрущев пуӈктотнэ хумын нпак хансуӈкве Екатеринбург ӯсын молях тēтвес, āлыми те, тнт ты мāт тн завод ӯнттуӈкве тах патг. Ты торыг Екатеринбургын Никита Демидов тав пыге ос тамле нпак хансуӈ­кве ёхтыгпас… Насати мāньщи хум тавēн ты мā с хӯлтыстэ. Ты хосыт рущ хтпат тāнти хала­нынт нур тотуӈкве патсыт. Хотьют вāг, рыӈ Деми­довыт кантаныл сака янгыг лыс…

Тох манос мт щирыл вāрмалит лсыт, туп мāньщи хум хӯлтум мāт сака сāв руда-āхвтас хнтвес, яныг завод ка­пай вāрвес. Татищев тнт лāвхатас Чумпин йкан кāсыӈ тпос олн ойтуӈ­кве, туп ты лāтӈыт нас лāтӈыг тохи хультсыт, н­матыр лныл йка вос­сыг ат ойтыглāлвес.

Ты пēс вāрмалигт таи ёмасыг лы, Яков Савин ос Степан Чумпин нама­гēн тыхтал мус номыл­матыглāлавēг, вāвēг. Ты хосыт тāра-патхаты, пēс пораныл мāньщи мир тēр-āхвтас ёт рӯпитаӈ­кве хāсыс, рудный ос кузнечный тла ёмащакв вāстэ.

Светлана ДИНИСЛАМОВА

Вклад манси Степана Чумпина в развитие Урала

Человечество всегда с уважением относилось к первопроходцам, увековечивая их имена в названиях стран, городов, горных  хребтов и других географических объектов. Но не все имена увековечены, не все сохранились в истории, а если и сохранились, то ушли в забытье. Как представитель народа манси, данную работу посвящаю своим землякам-первопроходцам, оставившим свой свет в истории освоения Урала и Сибири, и имена которых, к счастью, не стерлись с памяти истории.

Мало кому известно имя вогула Якова Савина. В 1702 году он указал Демидовым гору Высокую (Магнитную или Выйскую, так её тогда именовали). В статье «Землепроходцы и рудознатцы Урала» (газета «Тагильский рабочий» от 08.09.1983 г.) Н. Мезенин пишет: «Идя к Демидовым, надо полагать, первооткрыватель надеялся на доброе к себе отношение. Но вышло наоборот: Демидов изгнал рудознатца вместе с семьей из пределов Тагильского округа». Вот к такому непочтительному отношению подвергся наш земляк. 

Другому нашему земляку повезло немного больше, вернее, повезло. Речь идёт о Степане Чумпине. За вклад в развитие Сибири и Урала ему было выделено в 1735 году – 4 рубля 70 копеек, а в 1736 году его вызывали в Екатеринбург в канцелярию Главного заводов правления, где в придачу к выделенным ранее деньгам, добавили ещё 20 рублей! Самым отрадным является то, что  на Урале, на вершине горы Благодать Степану Чумпину (конечно же, посмертно) в 1826 году был установлен памятник. В XX веке памятник представляет с собой чугунную тумбу, на её вершине стоит металлическая чаша, из которой вырывается язык пламени. Правда надпись на памятнике осталась прежней: «Вогул Степан Чумпин сожжён здесь в 1730 году». Кто же таков Степан Чумпин и почему он был сожжён?

Из источников известно, что Степан Чумпин – охотник. В 1735 году он явился к горному чиновнику Сергею Ярцову и представил ему несколько кусков магнитной руды из горы на берегу Кушвы. Он заявил, что руды на том месте очень много. Вскоре гора была исследована, и там было обнаружено крупнейшее месторождение магнитной руды высокого качества. В сентябре 1735 года гору посетил начальник заводов Василий Татищев и дал ей название Благодать в честь императрицы Анны Иоанновны (имя Анна переводится с древнееврейского языка как «благодать»). Осенью того же года здесь началось строительство горных заводов.

Если Степан Чумпин открыл гору Благодать в 1735 году, значит, что в 1730 году он не был сожжён. Да и данное утверждение, что Чумпин был сожжён, – не более чем легенда. Легенда о Степане и гору Благодать полностью изложена в рассказе Евгения Пермяка «Быль-небыль про Железную гору» Е. Пермяк. Рассказы и сказки. – М., Детская литература, 1986. В этой легенде говорится о том, что главный герой сожжён своими соплеменниками за поруганные языческие святыни. 

Правдоподобней всё же, кажется версия о том, что знаторудец погиб от рук приказчиков Демидовых. Итак, Степан Чумпин показал куски руды Сергею Ярцову. Шахтмейстер не придал особого значения заявке вогула. По пути Ярцов случайно встречает советника Хрущева, который, увидев находку, тут же приказал ехать ему в Екатеринбург. Представ перед горным командиром Василием Татищевым и едва оформив заявку на кушвинскую руду, в канцелярии появляется сын Никиты Демидова Василий с такой же заявкой. Но, увы, месторождение уже принадлежало казне. Случилось это 14 мая 1735 года. (А ведь за это можно и убить, и не кого-нибудь, а Степана Чумпина – и откуда он взялся на их голову?!) 

Решая судьбу месторождения, Татищев был очень осмотрителен. Хотя он и был главным представителем государыни на Урале, но силу и возможности Демидовых он испытал на себе ещё в период первой командировки на Урал при Петре I, когда именно происки Демидовых послужили причиной снятия его с высокой должности. Тем не менее, отдавать столь лакомый кусочек в полное владение Н. Н. Демидову ему явно не желалось. Ведь это сделало бы эту и так могущественную семью обладателем ещё одного богатейшего месторождения (ведь тогда высокогорские рудники работали исключительно на потребу заводов Акинфия Демидова). И следствием было бы только одно – роль государственных предприятий на Урале станет уже окончательно второстепенной, они превратятся в маломощный придаток и без того обширной процветающей демидовской металлургической державы.

А так, месторождение послужило рудной базой для многих первых уральских заводов. 

Таким образом, находка Степана Чумпина сыграла немаловажную роль  в развитии Урала. И хотя, Татищев и обещал, что «впредь, по усмотрению в выплавке обстоятельства тех руд, ему, Чумпину, надлежащая заплата учинена будет…», однако,  обещание так и осталось обещанием. И если судить по величине прибыли, которую извлекли и казна, и заводовладельцы от разработки Гороблагодатского месторождения, то такая плата кажется насмешкой над первооткрывателем.

В целом же, положительным является то, что имена Якова Савина и Степана Чумпина остались в истории. Остались в истории и сведения о том, что рудное и кузнечное ремесло народу манси (вогулам) было известно с глубокой древности. Об этом свидетельствует устное народное творчество, об этом свидетельствуют и слова русского поэта М. Плотникова – автора поэмы «Янгкыл маа»: «Ранее бодрый, воинственный, знавший рудное, кузнечное дело, хлебопашество, ведший войны и торговлю, вогульский народ, угнетаемый русскими завоевателями, опустился, утратил прежние знания и, теснимый со всех сторон, ушёл в труднопроходимые дебри. Князья, их городки, войны с соседями, подвиги богатырей остались только в сказках, былинах и героических песнях эпоса, возникшего до прихода русских» (М. Плотников, 1933). 

Светлана ДИНИСЛАМОВА

Рубрика: 
Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
Номер Луима сэрипос: 
№ 18 (1300)
21.09.2023

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Врио главного редактора:
Рагимова Н.В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика