- Мансийский
- Русский
с втат ӯнлын пвылкве
Шурышкарский районт с втат Ханты-Мужи нампа пвыл лы, тот свыӈпал колыт музей нупыл хансым лгыт. Рущ лтӈыл лваве – парк-музей «Живун». Пс порат ос ань тот лнэ тва мхум хӯл алыщлым яласгыт, туи ст хӯл пувгыт, тлы тӯр хурип вӈхатын атхатнэ хӯл мартгыт. Та ляпат св хӯл атхаты, таимгыс пс порат та м пвлыг лмыгтавес.
Пвылкве щар мн мньщи пвланув хурипа, врах втат колыт ӯнлгыт, коланыл, нйив-аняныл, мньхпаныл мн хольтув врим лгыт. Нйив-анят с сома тӯщтым йӣвытныл врим лгыт. Мн пс мхманув с тох ксыӈ кол ляпанылт нйив-аняныл лльсыт. Нйив-аня тӣврыт, щар рнкол хольт, матыр рнэ пормас ньщуӈкве манос пинумтаӈкве рви.
Ханты-Мужи хуньт пвлыг лыс, тот св-нув мхум лсыт. Ань туп акв матах хум хтпа хультсыт. Колыт музей плыл ӯргалым ньщавет, тва колыт мт вр пвлытныл тув тотвсыт. Кӯщай н Анна Брусницына акв ӯра урыл таи лвыс, мт пвылныл тув тотвес, та рӯт мхумныл хум хтпат пуссын тимыг мтсыт, нт лвсыт, ты ӯра тн воссыг ӯргалаӈкве ат врмияныл, таимгыс музейн мисаныл.
«Войкарский комплексыг» лвнэ колыт акван-тотым лгыт. Акв мпар титнакпа ллит, тав Войкар втаныл тув тотвес. Тамле мпарт пс порат твлит тслувсыт, свсыр тнут, пормас тот щвес. Тлы кол щёвалыӈ, щар мньщи кол хольт врим лы, плыт ньщи.
Пвылкант туи колыт ос тлы колыт ӯнлгыт, рнколыт тӯщтым лгыт. Пгленув слыӈ суныт ӯнттын колпалыт вримат. Сырест мпарыт, сӯмъяхыт.
«Тохотгортский комплексыг» лвнэ мт туи кол ӯнлы. Кол иснас тл, котильт ращ ньщи, пл пнтсыл рнкол хольт хуйнэ мт колкант врим лгыт. Колалатэ котильт хал ньщи, посым тувыл нӈхаль мины. Ань тамле колыт хт лэгт те, кӯрыл ӯнттавет, тох кол тӣвырт лнэ пормасыт хот ат восыявет.
Ямал мт лнэ с мхум мньхпаныл ос мньщи хп хольт врияныл, хӯрум йӣвныл сгрияныл — хп паттал ос титпал пртытыл. Нн ул вщиньтасн, мт ханты мхум мньхпаныл акв йӣвныл сгрияныл. Ты таимгыс тох лы, тват с втат лгыт, тот тнанылн ат хумплын хп ри, тват тӯрыӈ мт лгыт, тнанылн кӯпнит хп ёт тотыглаӈкве кӯстыр паты.
«Живун» нампа музейт вӈын кӯщай нг Алла Конева рӯпиты. Алла Васильевна потырты, тн туи ос тлы акваг рӯпитгыт. Музеяныл Мужи пвылныл хосыт хӯрум врыстат лы, хпыл тув мингыт, тлы ос лх хосыт тув яласгыт. Тот тармыл мхум акваг рӯпитгыт. Туи нврамыт ӯщлахтуӈкве ос матыр щаквщуӈкве тув атыглавет. Нврамыт лагерь «Кедровый остров» лваве.
Ялпыӈ хталыт порат тув св мир ёхталы, «Ӯринква хтал» тӯяг, «Лункутоп-хатл» — туи котиль хтал вртур тпос титыт щислат врыглгыт. Ос хунь ст хталн св мир тув атхатыглгыт, ты «Земля мастеровая» фестивальн. Тнт св мщтыр хумыт ос нт акван-ёхталгыт, яныг кват ос йкат мньлат гит-пыгыт ос нврамыт ханищтыяныл. Тн тай яныг мхманыл иӈ лгыт, щаквщин хтпа твылхаты.
Тамле ты пвылкве с втат ӯнлы, хотьют пс йис лупсал пӯмщалахты, тавн тув ялуӈкве ос сунсуӈкве ри.
Деревенька на берегу могучей Оби
Природно-этнографический парк-музей «Живун» основан в 1999 году. Музей находится на живописном берегу реки Малая Обь на территории деревни Ханты-Мужи, являющейся частью сельского поселения Мужевское. Деревня располагается в богатых рыболовных и охотничьих угодьях. Лес вокруг деревни изобилует ягодами, грибами, кедровыми шишками. Вблизи деревни в пойме реки Малая Обь находится незамерзающее рыбное озеро под названием «Мужи», с хантыйского оно переводится как «Живун». Поэтому музей в Ханты-Мужи носит такое название.
Впервые увидев деревню Ханты-Мужи, мне сразу вспомнилось детство, наши мансийские края. Многие жилища и хозяйственные постройки напоминают ляпинскую территорию Ханты-Мансийского округа. Например, дровяники, составленные из спиленных деревьев в виде чумов, внутри которых хранятся различные хозяйственные принадлежности. Сшивные лодки-калданки, изготовленные из трёх пластов дерева и многое другое, что тесно переплетается с культурой ляпинских и сосьвинских манси. Видимо, это связано с тем, что во время летней рыбалки мансийские семьи сплавлялись на больших лодках рыбачить на Обь за белой рыбой и долгое время находились в тесном контакте с близкородственным народом.
Вернемся к уникальному музею и расскажем вам следующее, в него входят несколько стационарных экспозиционных комплексов, таких как «Зимний», «Летний», «Охотничья тропа», «Священное место», «Куноватский святилищный комплекс», «Оленеводческое стойбище» и другие.
В составе Войкарского комплекса находятся двухэтажный амбар, зимний дом с земляной крышей, вешала для просушки шкур. При строительстве объектов за основу взяты строения, характерные для хантов реки Войкар.
На территории находятся несколько чумов, в зависимости от времени года их покрывают летними или зимними покрышками. В традиционных лабазах хранят меховую одежду и различные предметы. Для хранения нарт под деревьями сооружен навес. На берегу реки расположен навес для хранения лодок и других рыбацких предметов.
В «Тохотгортский комплекс» входит летний рыбацкий дом, его сохранили почти в первозданном виде, только вместо очага используют железную печь – буржуйку. Дом построен из колотых плах, окон не имеет, в середине крыши есть длинное отверстие для выхода дыма. Нары отсутствуют, спальные места находятся по две стороны от печи, они расположены также как в чуме на полу. В таких строениях летом семьями проживали на рыболовецких станах.
Неподалеку от дома находится ледник для хранения пойманной рыбы. Он сооружен в овраге в виде полуземлянки. Рядом навес для деревянных лодок. На той территории используют маленькие лодки-калданки, сделанные из трёх частей дерева. Такие лодки менее верткие и тяжелее, чем лодки-долбленки, изготовленные из цельного дерева методом выбирания внутри дерева. Долбленки удобны для жителей озерных территорий, а калданки используют жители речных территорий.
Заведующая природно-этнографическим парком-музеем «Живун» Алла Конева рассказала нам о мероприятиях их музея. Так как музей находится в трёх километрах от села Мужи, то посетителей всегда бывает много и в зимний, и в летний период. Летом селяне и гости приезжают на моторных лодках, зимой добираются по зимнику. Для детей летом работает лагерь «Кедровый остров», на смене ребят мастера обучают традиционным ремеслам.
Много людей съезжается на праздники «Вороний день» 7 апреля и «Лун-кутоп-хатл» (День середины лета) 2 августа. Самым большим и значимым мероприятием по реконструкции, фиксации и популяризации традиционных ремёсел является музейный фестиваль «Земля Мастеровая». Мастера в течение семи дней делятся секретами мастерства в обработке традиционных природных материалов и изготовлением из них различных предметов. Благо, что там мастеров по различным видам деятельности много и они с удовольствием работают с детьми и молодёжью.
Парк-музей «Живун» интересен не только коренным жителям, но и туристам, и исследователям. Во время нашего там пребывания в музей приезжали две девушки-вьетнамки, они с большим интересом осматривали постройки, предметы быта, фотографировались с местными жителями в традиционной одежде. Восхищались умением рукодельничать, сами пробовали обработать бересту. Мы, в свою очередь, хотим посоветовать вам, дорогие читатели, посетить этот уникальный музей и лично убедиться, что самобытная культура коренных жителей Ямала жива и развивается.