Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Галина КОНДИНА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Печать мт рӯпитан, лххал хаснэ ос нпак врнэ мхумаквет!
  • Ю.Н. Шесталов намыл пиным касыл
  • Газ щнэ колыт уральтавет
  • Округ мирколт лум сапрни
  • Мньщи ос ханты мхум акван-атыглавсыт
  • Слы щаквитыл вильт сартнэ трпи враве

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Пыгыӈ колтгыл
  • Мӯтраӈ мхум халт яныгмам н
  • Йис лупса лаль тотыяныл
  • 55-тлтыл янытлылӯв
  • Сосса мир лупсав сунсыглэлн
  • кваг-йкаг 50 арыгкем тл аквъёт лг
  • с мир выл учёный хум

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Св ёмас нпак вос ловиньтв
  • с втат ӯнлын пвылкве
  • Касуӈкв хснэ хум урыл суссылтап врвес
  • ргын-йӣквнэ кркам нквет

Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события

  • вылтым тла кит нот палыт лаль тотаве

Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница

  • Стиханэ мньщи лтӈыг толмащлавсыт

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)

Вы здесь

Главная » с втат ӯнлын пвылкве
  • Мансийский
  • Русский

с втат ӯнлын пвылкве

Шурышкарский районт с втат Ханты-Мужи нампа пвыл лы, тот свыӈпал колыт музей нупыл хансым лгыт. Рущ лтӈыл лваве – парк-музей «Живун». Пс порат ос ань тот лнэ тва мхум хӯл алыщлым яласгыт, туи ст хӯл пувгыт, тлы тӯр хурип вӈхатын атхатнэ хӯл мартгыт. Та ляпат св хӯл атхаты, таимгыс пс порат та м пвлыг лмыгтавес.

Пвылкве щар мн мньщи пвланув хурипа, врах втат колыт ӯнлгыт, коланыл, нйив-аняныл, мньхпаныл мн хольтув врим лгыт. Нйив-анят с сома тӯщтым йӣвытныл врим лгыт. Мн пс мхманув с тох ксыӈ кол ляпанылт нйив-аняныл лльсыт. Нйив-аня тӣврыт, щар рнкол хольт, матыр рнэ пормас ньщуӈкве манос пинумтаӈкве рви. 
Ханты-Мужи хуньт пвлыг лыс, тот св-нув мхум лсыт. Ань туп акв матах хум хтпа хультсыт. Колыт музей плыл ӯргалым ньщавет, тва колыт мт вр пвлытныл тув тотвсыт. Кӯщай н Анна Брусницына акв ӯра урыл таи лвыс, мт пвылныл тув тотвес, та рӯт мхумныл хум хтпат пуссын тимыг мтсыт, нт лвсыт, ты ӯра тн воссыг ӯргалаӈкве ат врмияныл, таимгыс музейн мисаныл. 


«Войкарский комплексыг» лвнэ колыт акван-тотым лгыт. Акв мпар титнакпа ллит, тав Войкар  втаныл тув тотвес. Тамле мпарт пс порат твлит тслувсыт, свсыр тнут, пормас тот щвес. Тлы кол щёвалыӈ, щар мньщи кол хольт врим лы, плыт ньщи.
Пвылкант туи колыт ос тлы колыт ӯнлгыт, рнколыт тӯщтым лгыт. Пгленув слыӈ суныт ӯнттын колпалыт вримат. Сырест мпарыт, сӯмъяхыт. 
«Тохотгортский комплексыг» лвнэ мт туи кол ӯнлы. Кол иснас тл, котильт ращ ньщи, пл пнтсыл рнкол  хольт хуйнэ мт колкант врим лгыт. Колалатэ котильт хал ньщи, посым тувыл нӈхаль мины. Ань тамле колыт хт лэгт те, кӯрыл ӯнттавет, тох кол тӣвырт лнэ пормасыт хот ат восыявет. 
Ямал мт лнэ с мхум мньхпаныл ос мньщи хп хольт врияныл, хӯрум йӣвныл сгрияныл — хп паттал ос титпал  пртытыл. Нн  ул  вщиньтасн,  мт ханты мхум мньхпаныл акв йӣвныл сгрияныл. Ты таимгыс тох лы, тват с втат лгыт, тот тнанылн ат хумплын хп ри, тват тӯрыӈ мт лгыт, тнанылн кӯпнит хп ёт тотыглаӈкве кӯстыр паты. 
«Живун» нампа музейт вӈын кӯщай нг Алла Конева рӯпиты. Алла Васильевна потырты, тн туи ос тлы акваг рӯпитгыт. Музеяныл Мужи пвылныл  хосыт хӯрум врыстат лы, хпыл тув мингыт, тлы ос лх хосыт тув яласгыт. Тот тармыл мхум акваг рӯпитгыт. Туи нврамыт ӯщлахтуӈкве ос матыр щаквщуӈкве тув атыглавет. Нврамыт лагерь «Кедровый остров» лваве. 


Ялпыӈ хталыт порат тув св мир ёхталы, «Ӯринква хтал» тӯяг, «Лункутоп-хатл» — туи котиль хтал вртур тпос титыт щислат врыглгыт. Ос хунь ст хталн св мир тув атхатыглгыт, ты «Земля мастеровая» фестивальн. Тнт св мщтыр хумыт ос нт акван-ёхталгыт, яныг кват ос йкат мньлат гит-пыгыт ос нврамыт ханищтыяныл. Тн тай яныг мхманыл иӈ лгыт, щаквщин хтпа твылхаты. 
Тамле ты пвылкве с  втат ӯнлы, хотьют пс йис лупсал пӯмщалахты, тавн тув ялуӈкве ос сунсуӈкве ри. 

Деревенька на берегу могучей Оби

Природно-этнографический парк-музей «Живун» основан в 1999 году. Музей находится на живописном берегу реки Малая Обь на территории деревни Ханты-Мужи, являющейся частью сельского поселения Мужевское. Деревня располагается в богатых рыболовных и охотничьих угодьях. Лес вокруг деревни изобилует ягодами, грибами, кедровыми шишками. Вблизи деревни в пойме реки Малая Обь находится незамерзающее рыбное озеро под названием «Мужи», с хантыйского оно переводится как «Живун». Поэтому музей в Ханты-Мужи носит такое название.

 

Впервые увидев деревню Ханты-Мужи, мне сразу вспомнилось детство, наши мансийские края. Многие жилища и хозяйственные постройки напоминают ляпинскую территорию Ханты-Мансийского округа. Например, дровяники, составленные из спиленных деревьев в виде чумов, внутри которых хранятся различные хозяйственные принадлежности. Сшивные лодки-калданки, изготовленные из трёх пластов дерева и многое другое, что тесно переплетается с культурой ляпинских и сосьвинских манси. Видимо, это связано с тем, что во время летней рыбалки мансийские семьи сплавлялись на больших лодках рыбачить на Обь за белой рыбой и долгое время находились в тесном контакте с близкородственным народом.

Вернемся к уникальному музею и расскажем вам следующее, в него входят несколько стационарных экспозиционных комплексов, таких как «Зимний», «Летний», «Охотничья тропа», «Священное место», «Куноватский святилищный комплекс», «Оленеводческое стойбище» и другие.

В составе Войкарского комплекса находятся двухэтажный амбар, зимний дом с земляной крышей, вешала для просушки шкур. При строительстве объектов за основу взяты строения, характерные для хантов реки Войкар.

На территории находятся несколько чумов, в зависимости от времени года их покрывают летними или зимними покрышками. В традиционных лабазах хранят меховую одежду и различные предметы. Для хранения нарт под деревьями сооружен навес. На берегу реки расположен навес для хранения лодок и других рыбацких предметов.

В «Тохотгортский комплекс» входит летний рыбацкий дом, его сохранили почти в первозданном виде, только вместо очага используют железную печь – буржуйку. Дом построен из колотых плах, окон не имеет, в середине крыши есть длинное отверстие для выхода дыма. Нары отсутствуют, спальные места находятся по две стороны от печи, они расположены также как в чуме на полу. В таких строениях летом семьями проживали на рыболовецких станах.

Неподалеку от дома находится ледник для хранения пойманной рыбы. Он сооружен в овраге в виде полуземлянки. Рядом навес для деревянных лодок. На той территории используют маленькие лодки-калданки, сделанные из трёх частей дерева. Такие лодки менее верткие и тяжелее, чем лодки-долбленки, изготовленные из цельного дерева методом выбирания внутри дерева. Долбленки удобны для жителей озерных территорий, а калданки используют жители речных территорий.

Заведующая природно-этнографическим парком-музеем «Живун» Алла Конева рассказала нам о мероприятиях их музея. Так как музей находится в трёх километрах от села Мужи, то посетителей всегда бывает много и в зимний, и в летний период. Летом селяне и гости приезжают на моторных лодках, зимой добираются по зимнику. Для детей летом работает лагерь «Кедровый остров», на смене ребят мастера обучают традиционным ремеслам.

Много людей съезжается на праздники «Вороний день» 7 апреля и «Лун-кутоп-хатл» (День середины лета) 2 августа. Самым большим и значимым мероприятием по реконструкции, фиксации и популяризации традиционных ремёсел является музейный фестиваль «Земля Мастеровая». Мастера в течение семи дней делятся секретами мастерства в обработке традиционных природных материалов и изготовлением из них различных предметов. Благо, что там мастеров по различным видам деятельности много и они с удовольствием работают с детьми и молодёжью.

Парк-музей «Живун» интересен не только коренным жителям, но и туристам, и исследователям. Во время нашего там пребывания в музей приезжали две девушки-вьетнамки, они с большим интересом осматривали постройки, предметы быта, фотографировались с местными жителями в традиционной одежде. Восхищались умением рукодельничать, сами пробовали обработать бересту. Мы, в свою очередь, хотим посоветовать вам, дорогие читатели, посетить этот уникальный музей и лично убедиться, что самобытная культура коренных жителей Ямала жива и развивается.

Рубрика: 
Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
Номер Луима сэрипос: 
№ 2 (1188)
23.01.2019

Главная

© 2012-2023 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Директор, главный редактор: Динисламова С. С.
Тел. (3467) 33-36-82

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-22-72

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-24-02

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52

gazeta@khanty-yasang.ru

© 2012-2023 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика