- Мансийский
- Русский
Мӯтраӈ мхум халт яныгмам н
Пс тгыл Нижневартовский районт ханты мхум халт мӯтраӈ, мщтыр хтпа св лы. Йӣвныл ёргуӈкве хсгыт, сакныл хартуӈкве, ссныл свсыр пормасыт вруӈкве, совныл маснут нтуӈкве, та маныр, пуссын хсгыт.
Марина Михайловна Айпина тамле мхум халт яныгмас. Тав ётэ ам Ханты-Мансийск ӯст хнтхатыгласум, потрамасум. Нн ань лаль ты н потре ловиньтэлн:
— Ам Аган пвылныл ёхтысум. Тот Центр ремёсел колт пуӈктотгум, культурат хус арыг тл рӯпитгум. Пвлувт мн, сосса мхум, пс йис врмалянув нх-врмалтыянув — ссныл ос совныл матыр врнэ тла, сӈквылтап, хп, сун щпитан тла, ос мт свсыр пс врмалит ханищтыянув, рталыянув. Семинарыт, мастер-классыт врыглв. Тынакт хӯл совныл пормас нтуӈкве атхатыгласув.
Центр колувт музей ньщв, тув св пормас акван-атсӯв. Ты коны-пал мн ань научно-исследовательский тла врв, мщтыр мхманув хт-ти яласгыт, ханищтахтгыт, рнэ потрыт хансгыт, тнти ктыл врнэ пормасаныл суссылтыяныл. Центр колувт мн туп сосса мхум рӯпитв. Татьяна Семёновна Уколова ссныл хусапыт нты, Лидия Ивановна Яцкевич ӯльпа трныл хусапсовыт саги. Ксыӈ хтпа тавн рнэ тла ври.
лнаӈ ксыӈ сосса н мщтырлаӈкве хсыс — маснут нтыс, свт, пйп врыс, сов тынтлыс, щаквщис. Пс порат лпкат сака матыр хунь тыналавес, рнэ пормасыт ктыл вруӈкве рыс. Таимгыс н ман хум хтпа хсыс ман ти, такви матыр та врыс.
Ам омам Галина Котевна Покачева 2008 тлт «Народный мастер России» намыл майвес. Тав щащкватэ ёт яныгмас, иӈ мниг лме порат оматэ тимыг мтыс. Мнь тгыл щащкватэ ёт акваг матыр нтыс, лви, щаквщуӈкве тавн сака пӯмыщ лыс. Матаре ат те тлы, рӯпататэ ат пилттытэ, хоса ӯнлы ман вти ӯнлы, лаль тоха та вораты.
тям Михаил Сидорович Тырлин — Ӯй йӣквнэ врмаль внэ, рыг, мйт внэ хтпа лыс. Аган втат щар юи-выл щёс Ӯй йӣквнэ нак тав ты врыглас. тям ргыглам рганэ мн магнитофонын хансыгласанӯв, ань акван-атым ньщиянӯв. Тва тӯлыглапыт видеокамеран с хансыгласанув. тям 1998 тлт тимыг мтыс.
Ам 1979 тлт Аган пвылт самын патсум. Юн мн мнти лтӈувтыл потыртв. тяв акваг враяс, хӯл алыщлас. Мн лнэ мвн м-вй нх-винэ мхум ёхтын мус слыянув щсанув. Тувыл хунь таит мн палтув ёхтысыт, мв хилуӈкве патсаныл, слыянув та порсласанув, колтгланув пуссын пвлын внтлысыт. Та порат слыӈ мхум пуссын лнэ колыл майвсыт.
Ам мӯтраӈ, мщтыр мхум халт лсум, яныгмасум. Та порам акваг номылматлылум. Вртур тпост пкв паттв, ращ втан тотыянув, ращув мувлахи ӯнтв, пкванув тот та щаритыянӯв. тям конквлы, мн пхавн ӯнты, ханты мйт мйты, рыг рги, тыхал ос йӣкви. Матъёмас та мхманув всанув, тн ётаныл лсув.
Ань яныгмасув, вглув, слыӈколт лсув те, ты коныпал св мйт, пс потыр хӯлыгланувув, св мӯтра вщинтанувув. Хоталь-ти рнэ тлат вруӈкве ханищтахтынувӯв, хснувув. Пс порат сосса мхманув акваг вр мт лсыт. Ам ань, улпыл, таимгыс пс мхманув лманыл хольт, врт луӈкве та таӈхгум, сымумн тувле та хартавем.
Она выросла среди талантливых людей
В Нижневартовском районе среди народа ханты проживает много талантливых людей – мастерицы-рукодельницы, резчики по дереву, а также сказители, певцы, музыканты и, конечно, знатоки Медвежьих игрищ. Марина Михайловна Айпина выросла среди них, с детства слышала сказки, легенды на родном хантыйском языке. С ней я встречалась в Ханты-Мансийске на выставке «ЮграТур. Вот что она рассказала о себе:
- Я приехала из Агана. В культуре работаю двадцать один год, в настоящее время являюсь исполняющей обязанности директора межпоселенческого Центра национальных промыслов и ремёсел. Мы восстанавливаем все утраченные технологии традиционной культуры - аганская береста, ваховская береста, изделия из бересты и меха, а также музыкальные инструменты. Всем этим занимаются сами аганские ханты. Недавно мы провели семинар по рыбьей коже. Мастера показали, как правильно надо выделывать рыбью кожу, работать с ней.
В нашем посёлке есть музей, который в 1996 году создала Фёкла Семёновна Бондаренко. А в 2006 году дополнительно открылся Центр ремёсел, и теперь музей входит в этот Центр. Кроме возрождения ремёсел, мы занимаемся научно-исследовательской деятельностью.
У нас трудятся только коренные жители. Мастера мужчины занимаются резьбой по дереву и кости, а женская половина – кто-то работает с берестой, кто-то шьёт или плетёт бисером. Татьяна Семёновна Уколова работает с берестой, Лидия Ивановна Яскевич работает с корнем кедра. У каждого своё направление. На самом деле, наши мастера действительно умельцы, и все они достойны звания «Народный мастер», потому что умеют работать с любым материалом.
Раньше все были мастерицами, на стойбище каждая женщина умела шить, и выделывать шкуру, и берестой заниматься. Это было необходимо в быту, приходилось делать, учиться и осваивать ремёсла.
Моей маме Галине Котевне Покачевой в 2008 году присвоили звание «Народный мастер России». Её мама рано умерла, воспитывала её бабушка, которая всему научила. С раннего детства мама начала шить, говорит, что рукодельничать ей было всегда интересно, могла подолгу сидеть, что-то мастерить. Всегда всё делала аккуратно.
Отец мой Михаил Сидорович Тырлин был носителем фольклора аганских ханты и был знатоком Медвежьих игрищ. Он был одним из последних, кто на реке Аган проводил Медвежьи игрища. Песни в его исполнении мы записали на магнитофон, а сценки из Медвежьих игрищ были записаны на видеокамеру. Отца не стало в 1998 году.
Я 1979 года рождения, росла в посёлке с родителями. Они всегда говорили только на родном языке. Отец рыбачил, охотился. И олени у нас были до тех пор, пока не пришли нефтяники на нашу землю. Мы были первыми, на земле которых началось освоение недр. Нам пришлось расстаться с оленями, переехать в посёлок. В Агане нашей семье выделили дом, туда мы и переехали.
Мне посчастливилось застать то время, когда наши сказители рассказывали сказки, легенды, мастера своими руками шили одежду, создавали посуду, готовили лодки, сани и всё то, что необходимо было в быту, на охоте, на рыбалке. Мы, дети, собирали кедровые шишки, вечерами жарили их на костре. Часто вспоминаю, как мы сидели у костра, отец мой выходил из дому, рассказывал нам сказки, пел песни и танцевал.
Сейчас мы уже взрослые и понимаем, что многое утрачено. Нас тянет в лес, в тайгу, в свою традиционную жизнь. В молодости даже не задумывались, что теряем что-то важное. Только в зрелом возрасте, начинаешь понимать, что тебя тянет обратно. Я чувствую, что очень сильно хочу в лес, жить на природе.