Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Валентина УЗЕЛЬ

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Мир ӯргалан кӯщай рӯпататэ урыл потыртас
  • Хнтлан хтпат свсыр нтмилыл вравет
  • Йильпи тла врнэ мгыс проект хансн
  • Щнь лтӈувтыл потыртгыт
  • «Нрйка» нампа ӯщлахтын мā Саранпāвыл ляпат лы
  • Мир ёт рӯпитан мгсыл ханищтавет

Кӯщаит рӯпатаныл - Политика

  • Рӯтанум щирыл тксар лумхласыг лгум

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Тав тятэ Хслхныл лыс
  • Нврамыт ханищтам н намхталт янытлылӯв!
  • Ксыӈ хтпан такви маснутэ нтнэг сусхаты

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Пвлыӈ нврамыт ёмащакв касгыт
  • Аган пāвылт ёмщакв мāщтырлгыт

Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события

  • Вена ӯст мньщи лтӈыл рыг рггыт

Нврамыт мгсыл - Детская страничка

  • Тн рӯтаныл акв тла вргыт
  • Юртыӈыщ луӈкве мньтгыл вос хсгыт

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)
  • № 3 (1285)
  • № 4 (1286)
  • № 5 (1287)
  • № 6 (1288)
  • № 7 (1289)
  • № 8 (1290)
  • № 9 (1291)
  • № 10 (1292)
  • № 11 (1293)
  • № 12 (1294)
  • № 13 (1295)
  • № 14 (1296)
  • № 15 (1297)
  • № 16 (1298)
  • № 17 (1299)
  • № 18 (1300)
  • № 19 (1301)
  • № 20 (1302)
  • № 21 (1303)
  • № 22 (1304)
  • Спецпроект
  • № 23 (1305)
  • № 24 (1306)

2024 год

  • № 1 (1307)
  • № 2 (1308)
  • № 3 (1309)
  • № 4 (1310)
  • № 5 (1311)
  • № 6 (1312)
  • № 7 (1313)
  • № 8 (1314)
  • № 9 (1315)
  • № 10 (1316)
  • № 11 (1317)
  • № 12 (1318)
  • № 13 (1319)
  • № 14 (1320)
  • № 15 (1321)
  • № 16 (1322)
  • № 17 (1323)
  • № 18 (1324)
  • № 19 (1325)
  • № 20 (1326)
  • № 21 (1327)
  • № 22 (1328)
  • № 23 (1329)
  • № 24 (1330)

2025 год

  • № 1 (1331)
  • № 2 (1332)
  • № 3 (1333)
  • № 4 (1334)
  • № 5 (1335)
  • № 6 (1336)
  • № 7 (1337)
  • № 8 (1338)
  • № 9 (1339)
  • № 10 (1340)
  • № 11 (1341)

Вы здесь

Главная » Тав тятэ Хслхныл лыс
  • Мансийский
  • Русский

Тав тятэ Хслхныл лыс

Людмила Николаевна Костина Полноват пвылт лы. Млты тл рӯпатаныл пхан минас, тл арыгтем юн лы, ӯщлахты. Ос нас хунь ӯнланты, ксыӈ хтал матыр нты, саги. Мн тав ётэ туи акван-хнтхатыгласмн, мощ потыртасмн.

лупсатэ урыл тох потыртас. Такви парищ наме – Ромбандеева, насати, тав ще Николай Андреевич Хслхныл лыс.  Яныг хнт юи-плт мньщи хтпанув с н хӯл алыщлаӈкве ттыглавсыт, хантыт ос Тагт нупыл нялк пувуӈкве ялсыт. Оматэ Касумныл тув с тетыглавес, тав наме Дарья Ивановна Вандымова лыс. Тот хт нг-хумыг ты хнтхата­сг, 1954 тлт нъя п­вылт акван-минасг. 

Николай Андреевич школа стламе юи-плт Хльӯст лесникыг ханищ­тахтас, тувыл тав Юильск пвылн рӯпитаӈкв ттвес, тув щмьятэ ёт минас. Тот лманыл порат гиянн самын патсыт – Светлана, Людмила ос Раиса. 

Хоса тот ат лсыт, щаныл гмыл мтыс, тн Касум пвылн внт­лы­сыт. Ос тнт пӯльница Хль­ӯст лыс, тув акваг ялуӈкв рыс. Касумныл тн Полноват пвылн мина­сыт, туи порат тувыл  хосыт мнь катер ялыс, тлы ос товлыӈхпыл ты­ламлаӈкв рвыс. Тох ты тн Полноватын лмыг­та­сыт. 

Нкве омаге-тяге урыл тох потыртас:

– Мниг лмум порат, омам нупыл хунь кант­маявем, ам тох лвгум: «Ам тям ёт мньщи лтӈыл потыр­таӈкв пат­гум». тям нупыл кант­мавем, ос тох лвгум: «Ам туп ханты лтӈыл потыртаӈкв патгум». Паспорт винэм порат титыглавем, ам хотьют – мньщи манос ханты, ам акваг лвыгласум, ам – мньщи, тям щирыл амтинм мньщииг л­выс­лум.

йкам с мньщи хтпа, наме Николай Тарасович Костин лыс, тн Ялпус мхум. Мн сас Тюмень ӯст акв порат ханищтах­тасмн, ам титыт этажт лсум, тав нилыт, тот ак­ван аты хнтхатыгласмн. Тувыл юв Полноватн ёх­тысамн, ущ та хнтхат­сумн, акван-минасмн. 

Тюмень ӯст ам ннь врнэ хтпаг ханищтах­тасум, училище стлас­лум, юв ёхтысум. Омамн лвгум, акв сттем ам нас ӯщлахтгум. Хӯрмит хталт мирколныл н ёхтыс, лви – пвылт рӯ­пата св, рӯпитаӈкв вос мингум. Смыл охсар щнэ прман тув та ми­насум, тот свнув олныл мхум ойтвсыт. Атхуй­плов тл арыгтем рӯпи­тасум, тувыл та прма лап-пантвес. Ам пӯльни­цан посхатнэ хтпаг вуй­всум, тот 25 тл рӯпи­тасум, тувыл пенсиян та минасум. 

гиягмн мниг лмн порат йкам хотталь щалтыс, амттем нвра­магум янмалтасагум. 

Омам хантыиг лыс, мщтырлаӈкв сака хсыс. Тав акваг нсхатас, хо­рамыӈ щулкиныт сагыс. Аквмат порат нумн лви: «Тыг ӯнтэн, сагуӈкв ханищтылум». Та ӯнтсум, суссылтастэ, тувыл лви: «лаль ос наӈ саген». Я-ты, щар ат тлы. Тав лви: «Наӈ тай щар н­матыр вруӈкв ат вр­мгын». Тувыл колпх нкве мн палтув щал­тыс, тав ты лвыс, омам вртыпал ктыл рӯпиты, ам ос ёмаспал ктыл саггум. Та нкве лаль лвыс, ам тав палтэ вос ёхта­лгум, нум тах ха­нищ­тытэ. Тох ты щакв­щуӈкв выл­тахтасум. 

Омам нумн матыр-ти пус­сын хӯлтыс, пс накыт, пс врмалит вганум. Ос таи сль, гиягум ги ат ньщēг. Амти тит ги ньщгум, Викториям Ханты-Мансийск ӯст лы, мт гим Галинам Полноватт лы, тав ты хӯрум пыг ньщи. Хӯрум апыгрищанум ащйка­ныл тл яныгмгыт, пыгк­вет хотьютн ханищта­вет? щаныл рн хум, с нматыр торыӈ ат вгтэ. 

Людмила Николаевна лаль тох потыртас. Рӯпитам тланэ пуссын аквъёт те ловиньтаӈкве, тав атпан нупыл ат тл рӯпитас. Стлов нупыл ат тлэ твлыс, тнт ущ рӯпатаныл пхан минас. 

– Мн, св тл рӯпитам хтпат, манрыг «ветеран труда» намыл ат мивв? Кӯщаит мнав вос хӯн­тамлыяныл, такос рӯпи­тасӯв, ань яныгплаг мт­сӯв ос пенсия-олна­нув татем мощщат, лнэ м­гыс ат твылхаты. Мн тыт самын патсӯв, сосса хтпаг лв, тамле сккон вос хансаве ос пир­май­таве. Ты ёмас хунь – тыт лнэ мир тытем олн-лм­тыл ойтавет. Налыман тл такос рӯ­пи­тасум, лнэ мгыс олн тим. Тох ты лан­тв.

Тамле ты лтыӈ Люд­мила Николаевна яныг кӯщаитн тты. лнэ мвт тав хурипа хтпа сака св, тн св рӯпитасыт, нвраманыл янмалтаса­ныл. Кӯщаитн нмхуньт щар ат янытлавсыт, вуньщалыг та хультсыт. 

Тамле потыр хосат тгыл кос лы – Россия янытыл св тл рӯпитан хōтпат урыл нас сккон хан­суӈкв ри. рыӈ, сль, хуньт тах пирмайтаве.

Валентина УЗЕЛЬ

Play / pause
0:00
0:00
volume
menu
  • Тав тятэ Хслхныл лыс
< previous
> next

Мастер – носитель культур двух народов

В последние годы Людмилу Николаевну Костину как одного из лучших мастеров Белоярского района часто приглашают на семинары и мастер-классы как окружного, так и международного уровня. Активно заниматься декоративно-прикладным искусством народа ханты она начала после выхода на пенсию, хотя шить традиционную одежду, вязать женские орнаментированные чулки она умела с детства. О том, как познавала азы мастерства, она рассказала так:

– Моя мама была родом из села Казым Белоярского района. Шила красивые традиционные наряды, вязала различные изделия. Когда я подросла, она решила научить меня вязать и показала, как правильно вывязывать орнаменты. Но, взяв в руки спицы, я не смогла продолжить ее вязку, и на этом наши уроки вязания закончились. В один из дней к нам в гости зашла соседка, и, узнав, что я не могу научиться простой вязке, она воскликнула маме – ты ведь левша, а твоя дочь – правша. И сказала, что обучать вязанию будет сама. Так, благодаря ей, я освоила первые уроки мастерства и обвязала куклу, связав ей всю одежду с национальным орнаментом. 

По словам Людмилы Николаевны, история их семьи началась в пятидесятые годы. Тогда в тяжелое послевоенное время манси с рек Северная Сосьва и Ляпин отправляли на Обь ловить рыбу, а ханты с реки Казым ездили в сторону поселка Игрим вылавливать сосьвинскую селедку. Где-то там и встретились молодые люди: манси из деревни Хошлог Николай Ромбандеев и ханты из Казыма Дарья Вандымова. Они зарегистрировали брак в 1954 году в деревне Анеево. Спустя какое-то время Николай окончил курсы лесников в Березово, после их окончания его направили работать в Юильск. Поехали туда вместе с молодой женой. В Юильске родились их старшие дочери Светлана и Людмила. Но тяжело заболел отец, пришлось переехать в Казым, где появилась на свет их третья дочь Раиса. Отцу надо было постоянно ездить на обследования в больницу Березово, в те годы это было очень тяжело сделать, поэтому их семья перебралась в Полноват, оттуда в районный центр летом ходил речной транспорт, а зимой можно было улететь на самолете. Так и обосновались в этом поселке. Людмила Николаевна поделилась воспоминаниями из детства:

– Мои родители оба знали свой родной язык, я с детства слышала и мансийскую, и хантыйскую речь. Когда я обижалась на маму, говорила ей – я пойду к папе и буду говорить только на мансийском языке. Если на отца, то говорила – пойду к маме, буду только на хантыйском языке с ней разговаривать. Пошла в школу, совсем не зная русского языка. 

После окончания школы, она поехала учиться в Тюмень. Жила в общежитии на втором этаже. Однажды приехав домой, она познакомилась с Николаем Костиным, выяснилось, он тоже учится в Тюмени, живет в этом же общежитии только на четвертом этаже. Закончив учебу, они сразу поженились. 

Ее супруг был из рода Костиных, обских манси. К сожалению, его рано не стало, женщина одна воспитала двух дочерей, сейчас одна из них, Галина, живет рядом с мамой, у нее три сына, Виктория обосновалась в Ханты-Мансийске.

Трудовой стаж у Людмилы Костиной более сорока лет. Выучившись в Тюмени на лаборанта хлебопекарной промышленности и получив диплом, она вернулась домой. Но работать по своей специальности она не могла, такой работы в маленьком населенном пункте просто не было. Думала отдохнуть недельку, а потом искать другую работу. Но не прошло и трёх дней, как из администрации поселка пришла женщина со списком всех свободных вакансий и сказала ей, устраиваться на работу. Людмила выбрала ферму по разведению черно-бурых лисиц, где зарплата была более высокой. Проработала там почти пятнадцать лет, пока эту ферму в конце 90-х не закрыли. Затем она устроилась в больницу «оператором стиральных машин», работала там до 65 лет и только потом ушла на пенсию. 

Вот уже на протяжении нескольких лет полноватские мастерицы по воскресеньям собираются в местном доме культуры, там для них организован кружок «Умелые руки». С самого его основания Людмила Николаевна ходит туда и мастерит со своими односельчанками. Как она призналась, они там не только мастерят и обучают других, но и организовывают, и проводят различные традиционные праздники  коренных народов Югры. 

Также она часто выступает как наставник, так под ее руководством в Белоярском районе проходят мастер-классы по вязанию. Связанные мастерицей вещи всегда пользуются большим спросом, традиционные хантыйские чулки, варежки, шапки, шарфы и даже платья, халаты всегда связаны очень умело и красиво орнаментированы. 

Ее мастерство не остается незамеченным, так в 2018 году ей была присуждена премия «Шедевры вязания», а в 2024 году она стала лауреатом премии Губернатора ХМАО – Югры как мастер народных художественных промыслов. Несмотря на это, есть одно обстоятельство, которое очень огорчает женщину: 

– Мой общий трудовой стаж – сорок два года, но я не могу оформить себе звание «ветеран труда». Меня отмечали и не раз, но эти награды не являются основанием для получения звания. При таком большом трудовом стаже у меня очень маленькая пенсия, прожить на которую очень сложно. Прошу вас, поднимите этот вопрос в вашем издании. Таких как я, людей с большим трудовым стажем и не имеющих звания «ветеран труда», в нашем округе очень много. Сегодня невозможно прожить на наши мизерные пенсии. Пусть нас услышат, так как мы уже не раз обращались в соответствующие службы для получения этого звания и нам всем приходит отказ.

Информация из открытых источников: в июле 2020 года была попытка принять законопроект, позволяющий присваивать почётное звание «ветеран труда» за продолжительный стаж работы на Севере, данным законопроектом предусматривалась возможность присвоения этого статуса только за стаж работы на Севере (35 лет для мужчин и 30 лет для женщин) без других обязательных требований. Законопроект до сих пор находится на рассмотрении. 

Валентина УЗЕЛЬ

Рубрика: 
Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
Номер Луима сэрипос: 
№ 2 (1332)
30.01.2025

Главная

© 2012-2025 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Госзадание
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Главный редактор:
Алексеева Н. Г.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 500)

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 501)

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-17-52 (доб 502)

Учредитель:

Бюджетное учреждение
Ханты-Мансийского автономного
округа – Югры «Объединенная редакция национальных газет
«Ханты ясанг» и «Луима сэрипос»

 

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52, (доб 510)

gazeta@khanty-yasang.ru

 

  •  
  •  
  •  
  •  
© 2012-2025 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика