- Мансийский
- Русский
Рӯтанум щирыл тксар лумхласыг лгум
Млты тл яныг таквс тпос вт нупыл атыт хталт Ханты-Мансийск ӯст лнэ «Центр народных художественных промыслов ос ремёсел» нампа колн йильпи кӯщаиг Марина Кабакова паттувес.
Ты лы-плт тав Касум пвлт музейт рӯпитас. Марина Викторовна та музейт тотнэ тланэ св мхумн кос ввет ос такви вылтыт мрсыӈ порат потыртлы. Млты тлт ртыӈ свой тпост атхуйплов хталт тав 50 тлэ твлыс. Ювле хультум стыт редакция-колувт акван-хнтхатыгласӯв ос таве лупсатэ урыл мощ китыгласлӯв.
– Паща лн, ам Ханты-Мансийск ӯст самын патсум, омам Касумныл тыг пӯльницан ктыглавес. Каӈкумнтыл мн юртыӈ нврамыг лсумн, тав 39 тлт тимыг мтыс. Щмьявт Лариса яныг увщиюв Коми мт самын патыс, тл мус тот анквавн-ащйкавн янмалтаӈкве нтвес. Мт пщиюв туп Касумт самын патыс. Тох тай мн пуссын тот яныгмасӯв.
Ам тот школа стласум, мощщан мт ӯсыгн ханищтахтуӈкве ялсум ос аквты Касумн ювле рӯпитаӈкве ёхтысум. Касум пвыл – тям тав самын патум мтэ, тав ханты хум, наме Виктор Александрович Молданов лыс.
Кит щаге нн пуссын вгагын, тыи Татьяна Александровна Молданова ос Ольга Александровна Кравченко. Тн нумн св ёмас лнэ номтыт хӯлтыгласг, хт-ти акваг нтсг, тн хосытнт ханты мхум пс наканыл вӈкве ос торгамтаӈкве патсанум. Тувыл пвлыӈ мхманумныл амки св пӯмщалахтасум ос тра-паттым тлат ёт музейт лаль рӯпитасум.
Омам наме Галина Петровна Молданова (Беляева), тав рущ нг лыс. Тав Печора саран мхум лнэ мт самын патыс ос тот яныгмас. Школа стламе порат Салехард ӯсн минас ос тот культпросвет училищат ханищтахтас. Тувыл Касум пвылн рӯпитаӈкве ктвес, ёмщакв йӣквуӈкве хсыс, таимгыс пвлыӈ мхум таве «балеринаг» лвсаныл. Ам мниг лмум порат, сль, номсысум, тав балерина. Омам ань лыс ке, 77 тлэ твлынув.
тям пам щирыл олн ловиньтан хтпаг рӯпитас. пам Александр Иванович Молданов щащквам Надежда Карповна Молданова ёт Хльӯст акван-хнтхатсг, тав с рущ н. Тн акван-минамн юи-плт Юильск пвылн внтлысг, щащквам тыналахтын врмалитн с ханищтас, счетоводыг ос мт рӯпатат врнэ нг лыс. Мхумн тот сака руптавес, тав ань тыг мус номаве, такви ханты лтыӈ ханищтас ос тн ётаныл акваг потыртас.
Ам школа стламум юи-плт ханты лтыӈ пӯмщалаӈкве патыслум, щмьявт мрсыӈ порат потыртлсыт. Мнь пвлытныл хотьютыт мӯйлуӈкве ке ёхталлсыт, тнт ханты лтыӈ хӯнтамллсӯв.
нумн тям, ōпам ос щащквам хольт, янгыщ цифрат ловиньтан врмаль сака мӯстыс. Татьяна Александровна увщим, тям тав ще, математика ханищтан нг с мталас кос ос ётыл история, этнография пӯмщалаӈкве патыс.
Амки мнь тгыл лккарыг луӈкве тахсум ос ты нак нас номтыг та хультыс. Тувыл лаль ханищтахтын пора ёхтыс, ам Ханты-Мансийск ӯсн ктвсум. Тот увщим лвыс, Герцен нампа институтн вос мингум, ам тот рущ лтыӈ ос литература ханищтан нг приясум.
Китыт курс юи-плт практика минэ мгыс юн хультсум. Тнт Касумт Ольга Александровна увщим культурно-антропологический ишкола пӯнсыс. Тот нумн такем мӯстыс, нврамыт ёт ханты лтыӈ ос пс накыт маттем пӯмщаласанӯв. Санкт-Петербургын минуӈкве воссыг ат тахмаясум ос Тобольск ӯсн юил ялантым ханищтахтуӈкве патхатсум.
Юн интернатытт рӯпитасум, ань та псыл ты сосса гирищит-пыгрищит трвит лупсаныл вӈкве патсум. Мнь пвылныл ёхталым тн оманыл-тяныл тл ксмостлыг лсыт.
Тамле врмалит внэм ос пс накыт лаль тотнэ мгыс «Нумсаӈ ёх» этностойбище щпитасӯв. Пс наканув суссылтан мгыс музей врсӯв, тув св мныл хащтл хтпат ёхталгыт ос тваныл ёт акван-юрщхатым лв. Тувыл «Сс нёл» нампа театр врыгласӯв, тот нврамыт ёт яныг хтпат с ёнгысыт.
– Марина, тасвит пӯмыщ тлат Касумт врмын, ань та рӯпатан оссувламын мгыс сымын ат щрги?
– Тванакт, вим, тувле нупыл номсгум, янгыщ «Ӯлум колум» («Дом сновидений») хультуптанэм мгыс ксум холас. Ань тыт рӯпатамт с номсахтгум, хумус лаль тлат тотуӈкве, нумн нтнэ мхумн яныг пӯмащипа лтыӈ лвгум. Ань ты центр-кол ёмщакв тра-паттылум, св врнэ йильпи номтыт иӈ ньщгум.
Тувыл амки щмьям нумн акваг хт-ти нтыс. Мн ойкамнтыл хӯрум пыг янмалтасмн, Антон яныг пыгмн ань такви щмья ньщи, нтнтыл пыг янмалтг ос мт ӯст лгыт. Юн ань Егор котиль пыгмн ос Ваня мнь пыгмн, тав 17 тлэ твлыс. Пыганум пуссын этностойбищан ялантасыт, театрыт ёнгысыт.
Ам щмьямт ксыӈ лумхлас вылтыт матыр-ти вти потрыт ньщгум, лщалт потыртыянум тах манос хотты нпакыт ловиньтыянн тах.
Тамара МЕРОВА
Из рода стойких и сильных людей
В ноябре прошлого года Правительством Югры назначен новый директор «Центра народных художественных и промыслов ремёсел», им стала Марина Кабакова. До этого назначения она много лет работала заведующей отделом традиционных промыслов и ремесел Этнографического выставочного зала с. Казым муниципального автономного учреждения культуры Белоярского района «Этнокультурный центр». С января 2019 года она работала заведующей отделом проектной деятельности и связей с общественностью муниципального автономного учреждения культуры сельского поселения Казым «Центр историко-культурного наследия «Касум ёх».
Будучи человеком с активной жизненной позицией, она всегда участвует в различных культурно-просветительских мероприятиях, о её деятельности мы не раз писали на страницах национальных газет и в интернет-издании. За годы работы она внесла большой вклад в музейное дело, а также в дело сохранения культурного наследия народа ханты. Сегодня мы расскажем, кто повлиял на становлении её личности, под чьим наставничеством она стала заниматься изучением традиционной культуры и искусства обских угров и какие у нее планы на новой должности. Прошедший год для Марины Викторовны был юбилейный, она отметила 50-летие. Во время нашей встречи в редакции она рассказала:
– Я родилась в городе Ханты-Мансийске, мама была беременна двойней, поэтому её из Казыма направили в окружной центр. У меня был брат-двойняшка, он умер в 2013 году в возрасте 39 лет. Наша мама Галина Петровна Молданова (Беляева) была родом из русской семьи. Она родилась на Печоре и выросла среди коми-зырян в Коми республике. Моя старшая сестра Лариса тоже там родилась, до года она росла у бабушки и дедушки по материнской линии. У нас был ещё один брат, но он умер в трехлетнем возрасте.
Мама училась в культпросветучилище в городе Салехарде. Затем её как клубного работника направили работать в село Казым. Она очень хорошо танцевала, поэтому сельчане называли её балериной. Когда я была маленькой, и вправду думала, что она балерина. В этом году ей исполнилось бы 77 лет.
Казымская земля – это родина моего папы Виктора Александровича Молданова. Папа, как и дедушка, по профессии был бухгалтером. Его родители, мой дед Александр Иванович Молданов и бабушка Надежда Карповна, повстречались в Берёзово. Бабушка, окончив курсы счетоводов в Тобольске, была направлена в Нумто. После того, как они поженились, переехали в Юильск, там работали в колхозе счетоводами. Местные жители их очень уважали и до сих пор вспоминают добрым словом. Бабушка хоть и не была ханты, но на хантыйском языке разговаривала свободно.
Имена двух сестёр моего папы многим хорошо знакомы – историка и этнографа Татьяны Александровны Молдановой и педагога-новатора Ольги Александровны Кравченко. Именно они сыграли ключевую роль в становлении моей личности, дали путёвку в жизнь и направили в мир глубокого познания традиционной культуры и обычаев народа ханты. В Казыме я окончила среднюю школу, затем были студенческие годы в большом городе, но работать и жить вернулась обратно в родное село.
Только после окончания школы стала интересоваться хантыйским языком, в нашей семье очень редко на нём разговаривали. Хантыйскую речь я слышала тогда, когда приезжали гости и родственники из маленьких деревень. Мне, как и папе, дедушке и бабушке, больше нравились цифры, в школе я очень любила математику. И, наверное, как тётя Татьяна Александровна могла стать учителем математики, но выбрала изучение истории и этнографию малых этносов. Хотя с детства всегда мечтала стать врачом, но это так и осталось мечтой. Когда пришло время поступления в высшее учебное заведение, родители отправили меня в Ханты-Мансийск. Здесь Татьяна Александровна посоветовала поступать в педагогический институт имени А.И. Герцена в Санкт-Петербург, куда собственно я и поехала учиться на учителя русского языка и литературы.
После четвёртого курса я осталась дома на педагогическую практику. Так совпало, что тогда Ольга Александровна открыла культурно-антропологическую школу в Казыме. Новое веяние и среда настолько меня захватили, что я не захотела больше возвращаться в Санкт-Петербург и перевелась на заочное отделение в Тобольск. Дома я начала работать с детьми, узнала об их жизни в интернате. Ребятишек привозили на учёбу в Казым со стойбищ и маленьких деревень. Испытывая особую грусть по родителям, такие детки тяжело адаптировались к новым условиям жизни.
Зная все особенности детей-ханты, мы создали детское этнокультурное стойбище «Нумсанг ёх» («Думающие люди»). Там же вплотную начали заниматься культурой и хантыйским языком. Потом эти знания мне очень пригодились в работе в этнографическом музее. К нам приезжало много туристов из разных городов России и других стран, с некоторыми мы дружим и поддерживаем связь до сих пор. Ещё одно наше детище – это «Народный театр берестяных масок», где сценки из своей реальной жизни исполняют и дети, и взрослые.
Проявляя интерес к традициям предков, мне было не сложно работать с пожилыми информантами. Работа с детьми, работа в музее мне всегда нравилась.
– Марина Викторовна, скажите, тяжело было принять решение переехать из Казыма в Ханты-Мансийск и оставить такие важные проекты?
– Конечно, принять такое решение было сложно. Сейчас я скучаю по «Дому сновидений». Думаю, как можно продолжить работать в этом же направление. Но я от всего сердца благодарю тех людей, которые побудили интерес и поддержали меня во всех начинаниях. Здесь в центре также намечены цели и поставлены задачи по сохранению и развитию народного промысла и ремесел, как обских угров, лесных ненцев, коми-зырян, так и русских старожилов. Предстоит что-то поменять, что-то восстановить и внедрить что-то новое. Планов много.
Моими помощниками во всех делах всегда остаются члены моей семьи. Мы с мужем вырастили и воспитали троих сыновей. Старший сын Антон женат, с супругой они воспитывают сына. Рядом с нами средний сын Егор и младший Иван, которому недавно исполнилось 17 лет. Все сыновья росли и познали с другими детьми жизнь в этностойбище, были актёрами в театре.
В нашей родословной у каждого человека есть своя история, и по ним можно написать интересную книгу, возможно, я когда-нибудь займусь этим делом. Убеждаюсь по жизни, в нашем роду есть очень стойкие и сильные духом люди, и я стремлюсь быть похожей на них.
С Мариной Кабаковой беседовала Тамара МЕРОВА