Форма поиска

Для слабовидящих
  • Главная
  • ХӐНТЫ ЯСӐҢ
    • Айкеԯӑт - Новости
    • Кәща ёх вєрӑт - Политика
    • Финно-уграт - Финно-угорские народы
    • Хӑнты мир моньщӑт-путрӑт - хантыйские сказки, рассказы
    • Хӑнты ясӑң вәнԯтӑԯўв - Изучаем хантыйский язык
    • Шуши мирев вәԯупсы - Жизнь хантыйского народа
    • Шуши мирев культура - Культура обско-угорских народов
  • ЛӮИМ СРИПОС
    • Кӯщаит рӯпатаныл - Политика
    • Ловиньтым-ӯщлахтн - Литературная страница
    • Лххалыт - Новости
    • Нврамыт мгсыл - Детская страничка
    • Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
    • Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера
    • Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера
  • Новости
  • Статьи
  • Медиа
    • Аудиогалерея
    • Видеогалерея
    • Фотогалерея
  • Помощь
    • Справочная информация
    • Юридическая помощь
    • Полезные ссылки
    • Cловарь деловой лексики
    • Расписание транспорта
  • О нас
  • Контакты

Тамара МЕРОВА

Содержание номера

Лххалыт - Новости

  • Нврамыӈ колтглыт олныл нтавет
  • Хльӯс район 99 тлэ твлыс
  • Щнь лтӈыт янытлавет
  • Йильпи тлт олныт мт щирыл ойтуӈкв патавет
  • Яныг пӯльница 90 тл рӯпиты
  • Нтнэ рыгтныт хӯнтлысыт

Кӯщаит рӯпатаныл - Политика

  • Хльӯс район миркол кӯщай потре
  • Лккарыт ат тпос сыс мнь пвлытт рӯпитасыт

Соссаӈ мир лупса - Жизнь народов Севера

  • Спса ӯст лнэ мньщи колтгыл
  • Лӯим мирыт лтӈаныл ханищтыянӯв

Соссаӈ мир культура - Культура коренных народов Севера

  • Пӯмыщ ханищтап лыс
  • «Трум Маа» 35 тлэ твлыс

Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события

  • Удэгей мхум лупсаныл
  • Акван-юрщхатнэ хōтал
  • Финно-угор мхум янытлан кастыл
  • «Хтал» нампа театр намхталэ ōлыс
  • Ксыӈ мт тнти щирыл щй тлыгтгыт

Архив газеты Лӯим срипос

2012 год

  • № 1 (1011)

2013 год

  • № 1 (1043)
  • № 2 (1044)
  • № 3 (1045)
  • № 4 (1046)
  • № 5 (1047)
  • № 6 (1048)
  • № 7 (1049)
  • № 8 (1050)
  • № 9 (1051)
  • № 10 (1052)
  • № 11 (1053)
  • № 12 (1054)
  • № 13 (1055)
  • № 14 (1056)
  • № 15 (1057)
  • № 16 (1058)
  • № 17 (1059)
  • № 18 (1060)
  • № 19 (1061)
  • № 20 (1062)
  • № 21 (1063)
  • № 22 (1064)
  • № 23 (1065)
  • № 24 (1066)

2014 год

  • № 1 (1067)
  • № 2 (1068)
  • № 3 (1069)
  • № 4 (1070)
  • № 5 (1071)
  • № 6 (1072)
  • № 7 (1073)
  • № 8 (1074)
  • № 9 (1075)
  • № 10 (1076)
  • № 11 (1077)
  • № 12 (1078)
  • № 13 (1079)
  • № 14 (1080)
  • № 15 (1081)
  • № 16 (1082)
  • № 17 (1083)
  • № 18 (1084)
  • № 19 (1085)
  • № 20 (1086)
  • № 21 (1087)
  • № 22 (1088)
  • № 23 (1089)
  • № 24 (1090)

2015 год

  • № 1 (1091)
  • № 2 (1092)
  • № 3 (1093)
  • № 4 (1094)
  • № 5 (1095)
  • № 6 (1096)
  • № 7 (1097)
  • № 8 (1098)
  • № 9 (1099)
  • № 10 (1100)
  • № 11 (1101)
  • № 12 (1102)
  • № 13 (1103)
  • № 14 (1104)
  • № 15 (1105)
  • № 16 (1106)
  • № 17 (1107)
  • № 18 (1108)
  • № 19 (1109)
  • № 20 (1110)
  • № 21 (1111)
  • № 22 (1112)
  • № 23 (1113)
  • № 24 (1114)

2016 год

  • № 1 (1115)
  • № 2 (1116)
  • № 3 (1117)
  • № 4 (1118)
  • № 5 (1119)
  • № 6 (1120)
  • № 7 (1121)
  • № 8 (1122)
  • № 9 (1123)
  • № 10 (1124)
  • № 11 (1125)
  • № 12 (1126)
  • № 13 (1127)
  • № 14 (1128)
  • № 15 (1129)
  • № 16 (1130)
  • № 17 (1131)
  • № 18 (1132)
  • № 19 (1133)
  • № 20 (1134)
  • № 21 (1135)
  • № 22 (1136)
  • № 23 (1137)
  • № 24 (1138)

2017 год

  • № 1 (1139)
  • № 2 (1140)
  • № 3 (1141)
  • № 4 (1142)
  • № 5 (1143)
  • № 6 (1144)
  • № 7 (1145)
  • № 8 (1146)
  • № 9 (1147)
  • № 10 (1148)
  • № 11 (1149)
  • № 12 (1150)
  • № 13 (1151)
  • № 14 (1152)
  • № 15 (1153)
  • № 16 (1154)
  • № 17 (1155)
  • № 18 (1156)
  • № 19 (1157)
  • № 20 (1158)
  • № 21 (1159)
  • № 22 (1160)
  • № 23 (1161)
  • № 24 (1162)

2018 год

  • № 1 (1163)
  • № 2 (1164)
  • № 3 (1165)
  • № 4 (1166)
  • № 5 (1167)
  • № 6 (1168)
  • № 7 (1169)
  • № 8 (1170)
  • № 9 (1171)
  • № 10 (1172)
  • № 11 (1173)
  • № 12 (1174)
  • № 13 (1175)
  • № 14 (1176)
  • № 15 (1177)
  • № 16 (1178)
  • № 17 (1179)
  • № 18 (1179)
  • № 19 (1181)
  • № 20 (1182)
  • № 21 (1183)
  • № 22 (1184)
  • № 23 (1185)
  • № 24 (1186)

2019 год

  • № 1 (1187)
  • № 2 (1188)
  • № 3 (1189)
  • № 4 (1190)
  • № 5 (1191)
  • № 6 (1192)
  • № 7 (1193)
  • № 8 (1194)
  • № 9 (1195)
  • № 10 (1196)
  • № 11 (1197)
  • № 12 (1198)
  • № 13 (1199)
  • № 14 (1200)
  • № 15 (1201)
  • № 16 (1202)
  • № 17 (1203)
  • № 18 (1204)
  • № 19 (1205)
  • № 20 (1206)
  • № 21 (1207)
  • № 22 (1208)
  • № 23 (1209)
  • № 24 (1210)

2020 год

  • № 1 (1211)
  • № 2 (1212)
  • № 3 (1213)
  • № 4 (1214)
  • № 5 (1215)
  • № 6 (1216)
  • № 7 (1217)
  • № 8 (1218)
  • № 9 (1219)
  • № 10 (1220)
  • № 11 (1221)
  • № 12 (1222)
  • № 13 (1223)
  • № 14 (1224)
  • № 15 (1225)
  • № 16 (1226)
  • № 17 (1227)
  • № 18 (1228)
  • № 19 (1229)
  • № 20 (1230)
  • № 21 (1231)
  • № 22 (1232)
  • № 23 (1233)
  • № 24 (1234)

2021 год

  • № 1 (1235)
  • № 2 (1236)
  • № 3 (1237)
  • № 4 (1238)
  • № 5 (1239)
  • № 6 (1240)
  • № 7 (1241)
  • № 8 (1242)
  • № 9 (1243)
  • № 10 (1244)
  • № 11 (1245)
  • № 12 (1246)
  • № 13 (1247)
  • № 14 (1248)
  • № 15 (1249)
  • № 16 (1250)
  • № 17 (1251)
  • № 18 (1252)
  • № 19 (1253)
  • № 20 (1254)
  • № 21 (1255)
  • № 22 (1256)
  • № 23 (1257)
  • № 24 (1258)

2022 год

  • № 1 (1259)
  • № 2 (1260)
  • № 3 (1261)
  • № 4 (1262)
  • № 5 (1263)
  • № 6 (1264)
  • № 7 (1265)
  • № 8 (1266)
  • № 9 (1267)
  • № 10 (1268)
  • № 11 (1269)
  • № 12 (1270)
  • № 13 (1271)
  • № 14 (1272)
  • № 15 (1273)
  • № 16 (1274)
  • № 17 (1275)
  • № 18 (1276)
  • № 19 (1277)
  • № 20 (1278)
  • № 21 (1279)
  • № 22 (1280)
  • № 23 (1281)
  • № 24 (1282)

2023 год

  • № 1 (1283)
  • № 2 (1284)

Вы здесь

Главная » Удэгей мхум лупсаныл
  • Мансийский
  • Русский

Удэгей мхум лупсаныл

Лӯимат лнэ мирыт млалнув «Сокровища Севера» фестивальн Москва ӯст акван-атыглавсыт. Тот свсыр мирыт ёт хнтхатыгласум ос тн лупсаныл вылтыт китыгласанум. 

Акв колнакт Примор­ский крайныл ёхталам хтпат ёт вйхатасум. Тот Валентина Владимиро­вна Габова лыс, тав Красноармейский район Рощино пвылныл ёхта­лас. Тав нумн таи лвыс:

– Мн мнки мныл «Союз общин КМНС» аквъёт рӯпитан мхум тыг мнь удэгей миркēв урыл потыртаӈкве ёх­тысӯв. Мщтыр хтпанув ктыл врум пормасаныл тыг тотсыт ос суссылтап щпитасыт. Удэгей мхум маснутаныл совныл н­тыяныл, свсыр пормасыт йӣвныл манос лувныл щаквщияныл. 

Тва пормасыт Сергей Кялунзига врсанэ, нтнэ сграпе ат тотыслӯв. Андрей врум няраг яныг сус­сылтапн мисагӯв, тыт сувениранэ суссылтв. Владимир ти удэгей кос, ос мн мирув пормасыт такем нтнг щ­питыянэ. Елена Ешкова рущ «мат­рёшкат» туп удэгей хан­сал пс­лы­янэ, такем пӯмыщ.  

Мн пуссын «Союз общин КМНС» кастыл рӯпитв. Та щирыл ксыӈ хтпа угодия нь­щгыт. Тамле м пром­хоз хосыт мивет, тувыл лицензиял ос квотал хан­савет. Угодия мт 600 врыста палытыт лн лгыт. Тув минэ р ньщв ман ти, тох та тув ялан­талв. рнэ нпакыт ак­ван-атнэ мгыс тахольт нм­хоталь минуӈкве ат ри, пуссын акв мт щ­пита­вет ос ищхӣпыӈ лп­сын в­равет. 

Ам щмьям ёт «Буа-Хони» («Дикая Тайга») община врсум. Хум хтпат изюбрь в­руй ктн-паттыглгыт, хӯл алыщлан мгыс ли­цен­зия с выгыт. 

Ювле хультум кит тлт вр нйн ёс­вс, св ӯй­хул порсыс. Врув ань ущ­тынув в­руин ёх­та­лаӈкве патвес. Тох тай вртолнутыт, тигрыт, изюбрыт ос вр пӯрщит лгыт. 

Ты тув сака раквыс, таимгыс нй нх ат пламллыс. Сака втыӈ паттат мвт нма­тыр ат тлыс, картопка с ат ӯнттыгласӯв. Хӯл алыщ­лан мгыс лицензия-нпак выгӯв ос Иман т (ань мт наме Большая Уссу­рийка) мн ленки, лн ос кум хӯлыт алыщ­лв. 

влт св удэгей м­хум Сантахеза  хосыт ос аквта щирыл намаим яныг пвылт лсыт, ётыл лкква-миныгласыт. Ань мн районувт св рущит, украинцат, белорусыт лгыт, туп 200 свит удэгей хтпа хультыс. Ты мхум халт щнь лтыӈ с мощща вгыт. Ам млты кружок врсум, тва хтпат тув лтыӈ ханищтан мгыс ёхта­лгыт. 

Кялунзига Сергей тох потыртас: «Ам совныл пормасыт нтгум ос хумус тнаныл нтуӈкве ри, суссылтгум. Вт т­лыг ты мты, хумус Ольга анквамн ханищтавсум. Мнь тгыл тав палтэ ёхтгум ос та сунсгум. Ляпан ӯнттавем, тот матыр та вримн. Ввта нтупыт, стапыт мнки врсӯв. Лгыл маснут мис совныл нтыглв, тванакт сов мт мныл ёвтв. Слы мнки хосат тгыл ат ньщв. 

Млал ам пенсиян пат­хатасум, ты лы-плт свя­зит рӯпитасум. Армиян ялмум порат связистыг лусытасум. Ань щмьям ёт врт пил, лӯптат атв ос щйн тлыгтым, та ав. Пс пора наканув осн-паттыянӯв. 

Удэгей мхум ань щнь лтӈ­аныл мощщртын ты ёрувлыяныл. Ам тланум яныт хтпат пуссын интернатт яныгмасыт, тот щнь лтӈыл потыртаӈ­кве ат тртыглавесӯв. Ань мньлат хтпат тнки ханищтаӈкве ат к­сащ­гыт. Таи ёмас, Валентина Габова мхум акван-атыглыянэ ос ханищтах­тым потыртв». 

Владимир Бойко таи лвыс, тав мнь порат сунсыс, хумус мщтыр хтпат йӣв ёт рӯпитгыт, матыр пормасыт врыг­лас кос. Ос сръёрыг 30 тлэ твлум юи-плт йӣвныл ёргащлаӈкве па­тыс. влт рӯтанэ, юр­танэ мгыс матыр врыс. Тувыл удэгей руманэ ёт враяӈке ялантас, тнт тнанылныл св мӯтран ха­нищтахтас. 

Ань ты мхум ляпат лым ктыл врнэ пор­ма­санэ тн нупланыл с сусхатгыт. Тамле пормасыт тав нпакн ат пслыглыянэ, матыр йӣвсуп выг ос тра матыр та ёрги. Акв хтал сыс матаре щаквщи ос мтыт хталт мтан выг, та вылтам утэ ётыл номсах­тым ущ лаль щпитытэ.  

Тн пвланыл пхат вр яктаве, ат рнэ йӣвыл тувыл миве. Нврамыт щаквщуӈкве ат ханищты, хӯрахлы. Тамле тлат акваг ӯргалахтуӈкве ри, тав плп касаил ос мт тальхыӈ утыл св рӯпиты. Хотьют сака тахмаи, тав тланэ нупыл ат сунсы, лщалт пормасыт вруӈ­кве та ханищтахты. 

Удэгей мхум с мн сосса мирагув хольт лаль лнэ врмаль кин­сгыт, трвит тланыл кӯщаяныл ёт потыртах­тым врияныл.

Тамара МЕРОВА

Play / pause
0:00
0:00
volume
menu
  • Аудиозапись выполнена на средства гранта, предоставленного Департаментом общественных, внешних связей и молодежной политики Югры
< previous
> next

Из жизни народа удэгейцев

В Москве на Международной выставке-ярмарке «Сокровища Севера» многолюдно. Жители столицы неспешно проходят по всем представленным экспозициям, знакомятся поближе с культурами народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Каждый народ по-своему уникален, и если случиться побывать на их родине, то уже едешь туда с небольшим багажом знаний.  

Так, подойдя к выставочной палатке Приморского края, нас встретила улыбчивая Валентина Владимировна Габова. Она председатель семейной общины «Буа-Хони» («Дикая тайга») из села Рощино Приморского края Красноармейского района. Представляя себя, и своих коллег она сказала:

– Мы с делегацией «Союза общин КМНС» приехали представить свою культуру, по национальности мы удэгейцы. Подготовили выставку народных изделий, тут изделия из кожи, магнитики, резьба и гравировка из кости, это не все наши творческие работы. Не привезли топор ручной работы Сергея Кялунзига, потому что с ним не пропустили бы нас на рейс. Но есть работы его брата Андрея, он занимается пошивом охотничьей обуви. Одна пара взрослой обуви («улы»)  стоит на большой выставочной витрине. Представляем мастерскую работу Владимира Бойко, он так реалистично изображает удэгейцев, хотя сам не относится к нашему этносу, но давно проживает с нами бок о бок. Мастера вам сами о себе могут всё рассказать. Есть также работы Елены Ешковой, сувенирные матрёшки, орнаментированные в удэгейском стиле.

Мы все из «Союза общин КМНС», на местах у нас есть свои небольшие угодья, которые выделил нам промхоз, они же предоставляют лицензии, квоты. Угодья хоть и далеко от посёлка, в 600 километрах, но мы так и ездим, расходы все за свой счёт, а что нам остаётся делать.

Одно радует, чтоб сделать заявки на лицензии, мы не выезжаем никуда, отправляем их по почте и потом нам их оформляют в электронном виде. На охоте можем добыть изюбра, кабанов нет. Два года назад у кабанов произошла чума, много животных погибло. И вот только-только начали снова возрождаться, а так в лесу, изюбры, медведи и тигры встречаются.

Этим летом у нас пожаров не было, потому что дождей много прошло. А вот  в Якутии частенько засуха происходит, поэтому там и пожары. А у нас тайфуны, тайфуны и мы пять лет картошку посадить не могли, что-то другое вырастить тоже не можем, потому что всё затапливало и пропадало.

О рыбной ловле скажу, что ловим ленки, тайменя, хариуса. На вылов белорыбицы мы делаем заявки, получаем лицензию, ловили на реке Иман, теперь её переименовали в  Большую Уссурку. Ранее у удэгейцев было компактное поселение Сантахеза, позднее его расформировали, и мы уже проживаем по разным сёлам. Живём в обыкновенных домах, в нашем районе удэгейцев осталось около 200 человек. Основное население – русские, украинцы, белорусы, местное население быстро теряется среди них. Сейчас даже среди чистокровных семей дети родного языка не знают. В том числе мои внуки, племянники, никто не разговаривают на удэгейском языке, и в школе не преподают. Я по собственной инициативе создала кружок для изучения родного языка и преподаю всем желающим. 

Далее к беседе подключился Кялунзига Андрей Владимирович, он тоже из села Рощино Приморского края. Мужчина рассказал нам следующее: «Я шью охотничью обувь из кожи. Здесь у меня сувенирные экземпляры, настоящая обувь на главной выставке представлена. Обувь изготовлена, в основном, из телячьей кожи. Оленей у нас же нет, но иногда приходиться и покупать где-то кожу. Занимаюсь этим  ремеслом лет 30, опыт передавали из поколения в поколение. У меня от бабушки Ольги передалось. С детства бегал к ней посмотреть, что она там делает, она сама мне всё объясняла. Пробовал шить, учился долго и упорно. Бабушка научила меня делать тонкие иголки и другие инструменты. Иголки для этого ремесла нужны определённые, накаливать и точить их сам могу. Напоминают маленький нож, только очень тонкий. Нити капроновые, их тоже нужно подготовить, скрутить, узелок сделать.

Я уже на пенсии, до этого работал в связи. Армию прошёл, там тоже был связистом. Летом с семьей заготавливаем разные травы, ягоды для заваривания чая, так вспоминаем старинные рецепты.

Язык родной со временем исчезает, удэгейцев около тысячи человек осталось, более половины уже в возрасте и многие территориально разбросаны. Моё поколение и мы росли в интернатах, на родном языке тогда не особо приветствовалось говорить. Наш лидер Валентина Габова молодец, объединяет нас для изучения и передачи родного языка молодому поколению". 

Не могла не спросить о мастерском ремесле Владимира Владимировича Бойко. Он также поделился своим опытом.

– В детстве я видел резьбу по дереву, смотрел, потом решил попробовать и как-то со временем увлекся. Очень увлекательное хобби, оказывается. Самую первую свою работу уже и не помню, а так начал настоящую резьбу поздновато, с 30 лет. Делал, в основном, сувениры друзьям, родственникам, у кого дни рождения дарил им резные поделки. Сейчас много поделок в национальном стиле удэгейцев, потому как жил среди них в тайге. Друзей у меня много среди них.

Изделия заранее не рисую, все без набросков, беру материал и сразу что-нибудь делаю. Если делать что-то по эскизам, то процесс этот очень длительный. Это же с эскизов переносится на пластилин, потом уже конкретно на дерево. А я что сам надумаю, как это представляю, то и делаю. У меня одна работа за раз не делается, к примеру, начал что-то делать в течение дня, к вечеру её надо убирать в сторону. На следующий день продолжаю или доканчиваю предыдущую работу и потом только в той вернусь. Тогда могут быть появляться какие-нибудь новые веяния, которых до этого не было. Вот так выстраиваю свою работу. Определённого времени на изготовление одного сувенира нет.

В тайге идёт много лесозаготовок, иногда оттуда выбираешь то, что осталось и уже смотришь, что можно ещё изготовить. Наследников мастерству по дереву хотелось бы иметь, но воздерживаюсь, потому, как ученикам приходилось бы работать с опасно-колющими инструментами. К ним тоже нужно иметь особый подход, умение и навык. Не дай Бог не уследить за учеником, я сам не раз ходил с порезами. Все изделия я делаю исключительно на своих инструментах, там стамески, резец, ножи, напильники. Есть, конечно, что-то покупное, и кое-что своими руками изготовил. К своим рукам они уже удобно подобраны. Обязательно ещё топор и мастеровые руки, вот, в общем-то, весь наш секрет.

Согласна, возраст человека тут не подвластен, если есть талант, то он когда-нибудь проявится, нужно лишь желание.

Тамара МЕРОВА

Рубрика: 
Рӯтыг лнэ мирыт - Финно-угорские народы и события
Номер Луима сэрипос: 
№ 21 (1279)
10.11.2022

Главная

© 2012-2023 Ханты Манси Мир

Регистрационный номер [Роскомнадзор] Эл № ФС77-77089 от 25 ноября 2019 г.

Меню

  • Архив газеты ХӐНТЫ ЯСАӇ
  • Архив газеты ЛӮИМ СРИПОС
  • Годовые отчеты
  • Обратная связь
  • Основные сведения

Руководство

Директор, главный редактор: Динисламова С. С.
Тел. (3467) 33-36-82

Заместители директора:
Кондина Г. Р.
Тел. (3467) 33-22-72

Рагимова Н. В.
Тел. (3467) 33-24-02

Контакты

628011, г. Ханты-Мансийск,
ул. Комсомольская, 31

+7 (3467) 33-17-52

gazeta@khanty-yasang.ru

© 2012-2023 Ханты Манси Мир
Яндекс.Метрика