- Мансийский
- Русский
Удэгей мхум лупсаныл
Лӯимат лнэ мирыт млалнув «Сокровища Севера» фестивальн Москва ӯст акван-атыглавсыт. Тот свсыр мирыт ёт хнтхатыгласум ос тн лупсаныл вылтыт китыгласанум.
Акв колнакт Приморский крайныл ёхталам хтпат ёт вйхатасум. Тот Валентина Владимировна Габова лыс, тав Красноармейский район Рощино пвылныл ёхталас. Тав нумн таи лвыс:
– Мн мнки мныл «Союз общин КМНС» аквъёт рӯпитан мхум тыг мнь удэгей миркēв урыл потыртаӈкве ёхтысӯв. Мщтыр хтпанув ктыл врум пормасаныл тыг тотсыт ос суссылтап щпитасыт. Удэгей мхум маснутаныл совныл нтыяныл, свсыр пормасыт йӣвныл манос лувныл щаквщияныл.
Тва пормасыт Сергей Кялунзига врсанэ, нтнэ сграпе ат тотыслӯв. Андрей врум няраг яныг суссылтапн мисагӯв, тыт сувениранэ суссылтв. Владимир ти удэгей кос, ос мн мирув пормасыт такем нтнг щпитыянэ. Елена Ешкова рущ «матрёшкат» туп удэгей хансал пслыянэ, такем пӯмыщ.
Мн пуссын «Союз общин КМНС» кастыл рӯпитв. Та щирыл ксыӈ хтпа угодия ньщгыт. Тамле м промхоз хосыт мивет, тувыл лицензиял ос квотал хансавет. Угодия мт 600 врыста палытыт лн лгыт. Тув минэ р ньщв ман ти, тох та тув яланталв. рнэ нпакыт акван-атнэ мгыс тахольт нмхоталь минуӈкве ат ри, пуссын акв мт щпитавет ос ищхӣпыӈ лпсын вравет.
Ам щмьям ёт «Буа-Хони» («Дикая Тайга») община врсум. Хум хтпат изюбрь вруй ктн-паттыглгыт, хӯл алыщлан мгыс лицензия с выгыт.
Ювле хультум кит тлт вр нйн ёсвс, св ӯйхул порсыс. Врув ань ущтынув вруин ёхталаӈкве патвес. Тох тай вртолнутыт, тигрыт, изюбрыт ос вр пӯрщит лгыт.
Ты тув сака раквыс, таимгыс нй нх ат пламллыс. Сака втыӈ паттат мвт нматыр ат тлыс, картопка с ат ӯнттыгласӯв. Хӯл алыщлан мгыс лицензия-нпак выгӯв ос Иман т (ань мт наме Большая Уссурийка) мн ленки, лн ос кум хӯлыт алыщлв.
влт св удэгей мхум Сантахеза хосыт ос аквта щирыл намаим яныг пвылт лсыт, ётыл лкква-миныгласыт. Ань мн районувт св рущит, украинцат, белорусыт лгыт, туп 200 свит удэгей хтпа хультыс. Ты мхум халт щнь лтыӈ с мощща вгыт. Ам млты кружок врсум, тва хтпат тув лтыӈ ханищтан мгыс ёхталгыт.
Кялунзига Сергей тох потыртас: «Ам совныл пормасыт нтгум ос хумус тнаныл нтуӈкве ри, суссылтгум. Вт тлыг ты мты, хумус Ольга анквамн ханищтавсум. Мнь тгыл тав палтэ ёхтгум ос та сунсгум. Ляпан ӯнттавем, тот матыр та вримн. Ввта нтупыт, стапыт мнки врсӯв. Лгыл маснут мис совныл нтыглв, тванакт сов мт мныл ёвтв. Слы мнки хосат тгыл ат ньщв.
Млал ам пенсиян патхатасум, ты лы-плт связит рӯпитасум. Армиян ялмум порат связистыг лусытасум. Ань щмьям ёт врт пил, лӯптат атв ос щйн тлыгтым, та ав. Пс пора наканув осн-паттыянӯв.
Удэгей мхум ань щнь лтӈаныл мощщртын ты ёрувлыяныл. Ам тланум яныт хтпат пуссын интернатт яныгмасыт, тот щнь лтӈыл потыртаӈкве ат тртыглавесӯв. Ань мньлат хтпат тнки ханищтаӈкве ат ксащгыт. Таи ёмас, Валентина Габова мхум акван-атыглыянэ ос ханищтахтым потыртв».
Владимир Бойко таи лвыс, тав мнь порат сунсыс, хумус мщтыр хтпат йӣв ёт рӯпитгыт, матыр пормасыт врыглас кос. Ос сръёрыг 30 тлэ твлум юи-плт йӣвныл ёргащлаӈкве патыс. влт рӯтанэ, юртанэ мгыс матыр врыс. Тувыл удэгей руманэ ёт враяӈке ялантас, тнт тнанылныл св мӯтран ханищтахтас.
Ань ты мхум ляпат лым ктыл врнэ пормасанэ тн нупланыл с сусхатгыт. Тамле пормасыт тав нпакн ат пслыглыянэ, матыр йӣвсуп выг ос тра матыр та ёрги. Акв хтал сыс матаре щаквщи ос мтыт хталт мтан выг, та вылтам утэ ётыл номсахтым ущ лаль щпитытэ.
Тн пвланыл пхат вр яктаве, ат рнэ йӣвыл тувыл миве. Нврамыт щаквщуӈкве ат ханищты, хӯрахлы. Тамле тлат акваг ӯргалахтуӈкве ри, тав плп касаил ос мт тальхыӈ утыл св рӯпиты. Хотьют сака тахмаи, тав тланэ нупыл ат сунсы, лщалт пормасыт вруӈкве та ханищтахты.
Удэгей мхум с мн сосса мирагув хольт лаль лнэ врмаль кинсгыт, трвит тланыл кӯщаяныл ёт потыртахтым врияныл.
Тамара МЕРОВА
Из жизни народа удэгейцев
В Москве на Международной выставке-ярмарке «Сокровища Севера» многолюдно. Жители столицы неспешно проходят по всем представленным экспозициям, знакомятся поближе с культурами народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Каждый народ по-своему уникален, и если случиться побывать на их родине, то уже едешь туда с небольшим багажом знаний.
Так, подойдя к выставочной палатке Приморского края, нас встретила улыбчивая Валентина Владимировна Габова. Она председатель семейной общины «Буа-Хони» («Дикая тайга») из села Рощино Приморского края Красноармейского района. Представляя себя, и своих коллег она сказала:
– Мы с делегацией «Союза общин КМНС» приехали представить свою культуру, по национальности мы удэгейцы. Подготовили выставку народных изделий, тут изделия из кожи, магнитики, резьба и гравировка из кости, это не все наши творческие работы. Не привезли топор ручной работы Сергея Кялунзига, потому что с ним не пропустили бы нас на рейс. Но есть работы его брата Андрея, он занимается пошивом охотничьей обуви. Одна пара взрослой обуви («улы») стоит на большой выставочной витрине. Представляем мастерскую работу Владимира Бойко, он так реалистично изображает удэгейцев, хотя сам не относится к нашему этносу, но давно проживает с нами бок о бок. Мастера вам сами о себе могут всё рассказать. Есть также работы Елены Ешковой, сувенирные матрёшки, орнаментированные в удэгейском стиле.
Мы все из «Союза общин КМНС», на местах у нас есть свои небольшие угодья, которые выделил нам промхоз, они же предоставляют лицензии, квоты. Угодья хоть и далеко от посёлка, в 600 километрах, но мы так и ездим, расходы все за свой счёт, а что нам остаётся делать.
Одно радует, чтоб сделать заявки на лицензии, мы не выезжаем никуда, отправляем их по почте и потом нам их оформляют в электронном виде. На охоте можем добыть изюбра, кабанов нет. Два года назад у кабанов произошла чума, много животных погибло. И вот только-только начали снова возрождаться, а так в лесу, изюбры, медведи и тигры встречаются.
Этим летом у нас пожаров не было, потому что дождей много прошло. А вот в Якутии частенько засуха происходит, поэтому там и пожары. А у нас тайфуны, тайфуны и мы пять лет картошку посадить не могли, что-то другое вырастить тоже не можем, потому что всё затапливало и пропадало.
О рыбной ловле скажу, что ловим ленки, тайменя, хариуса. На вылов белорыбицы мы делаем заявки, получаем лицензию, ловили на реке Иман, теперь её переименовали в Большую Уссурку. Ранее у удэгейцев было компактное поселение Сантахеза, позднее его расформировали, и мы уже проживаем по разным сёлам. Живём в обыкновенных домах, в нашем районе удэгейцев осталось около 200 человек. Основное население – русские, украинцы, белорусы, местное население быстро теряется среди них. Сейчас даже среди чистокровных семей дети родного языка не знают. В том числе мои внуки, племянники, никто не разговаривают на удэгейском языке, и в школе не преподают. Я по собственной инициативе создала кружок для изучения родного языка и преподаю всем желающим.
Далее к беседе подключился Кялунзига Андрей Владимирович, он тоже из села Рощино Приморского края. Мужчина рассказал нам следующее: «Я шью охотничью обувь из кожи. Здесь у меня сувенирные экземпляры, настоящая обувь на главной выставке представлена. Обувь изготовлена, в основном, из телячьей кожи. Оленей у нас же нет, но иногда приходиться и покупать где-то кожу. Занимаюсь этим ремеслом лет 30, опыт передавали из поколения в поколение. У меня от бабушки Ольги передалось. С детства бегал к ней посмотреть, что она там делает, она сама мне всё объясняла. Пробовал шить, учился долго и упорно. Бабушка научила меня делать тонкие иголки и другие инструменты. Иголки для этого ремесла нужны определённые, накаливать и точить их сам могу. Напоминают маленький нож, только очень тонкий. Нити капроновые, их тоже нужно подготовить, скрутить, узелок сделать.
Я уже на пенсии, до этого работал в связи. Армию прошёл, там тоже был связистом. Летом с семьей заготавливаем разные травы, ягоды для заваривания чая, так вспоминаем старинные рецепты.
Язык родной со временем исчезает, удэгейцев около тысячи человек осталось, более половины уже в возрасте и многие территориально разбросаны. Моё поколение и мы росли в интернатах, на родном языке тогда не особо приветствовалось говорить. Наш лидер Валентина Габова молодец, объединяет нас для изучения и передачи родного языка молодому поколению".
Не могла не спросить о мастерском ремесле Владимира Владимировича Бойко. Он также поделился своим опытом.
– В детстве я видел резьбу по дереву, смотрел, потом решил попробовать и как-то со временем увлекся. Очень увлекательное хобби, оказывается. Самую первую свою работу уже и не помню, а так начал настоящую резьбу поздновато, с 30 лет. Делал, в основном, сувениры друзьям, родственникам, у кого дни рождения дарил им резные поделки. Сейчас много поделок в национальном стиле удэгейцев, потому как жил среди них в тайге. Друзей у меня много среди них.
Изделия заранее не рисую, все без набросков, беру материал и сразу что-нибудь делаю. Если делать что-то по эскизам, то процесс этот очень длительный. Это же с эскизов переносится на пластилин, потом уже конкретно на дерево. А я что сам надумаю, как это представляю, то и делаю. У меня одна работа за раз не делается, к примеру, начал что-то делать в течение дня, к вечеру её надо убирать в сторону. На следующий день продолжаю или доканчиваю предыдущую работу и потом только в той вернусь. Тогда могут быть появляться какие-нибудь новые веяния, которых до этого не было. Вот так выстраиваю свою работу. Определённого времени на изготовление одного сувенира нет.
В тайге идёт много лесозаготовок, иногда оттуда выбираешь то, что осталось и уже смотришь, что можно ещё изготовить. Наследников мастерству по дереву хотелось бы иметь, но воздерживаюсь, потому, как ученикам приходилось бы работать с опасно-колющими инструментами. К ним тоже нужно иметь особый подход, умение и навык. Не дай Бог не уследить за учеником, я сам не раз ходил с порезами. Все изделия я делаю исключительно на своих инструментах, там стамески, резец, ножи, напильники. Есть, конечно, что-то покупное, и кое-что своими руками изготовил. К своим рукам они уже удобно подобраны. Обязательно ещё топор и мастеровые руки, вот, в общем-то, весь наш секрет.
Согласна, возраст человека тут не подвластен, если есть талант, то он когда-нибудь проявится, нужно лишь желание.
Тамара МЕРОВА