- Мансийский
- Русский
Ты лӈх хосыт мир тнутыл тотвсыт
Хльӯс район Сӯкыръят пс йис порат врим лх лы, тав Сибиряковский тракт лваве. Хуньт тит нот ювле хультум порат ты лх Александр Сибиряков 1884-1888 тлыт сыс врыстэ.
Ты купса хум лыс, тав лх врнэ мгсыл мхум мталас, хт мтра пӈхвит лх сгрувес, ӈкылмаӈ, витыӈ мт норытыл пинтлувсыт.
Ань ты лх сунсыглым Оксана Тимирова ялыс ос ты урыл мирн потыртас:
– Хтхуйпловтем тл ювле хультум порат мхмыт ёт ам нрытын ялсум, тот мн Сибиряковский лх хосыт лглыл минасӯв, тва мт т хосыт катамаран-хпыл нтылтасӯв. 19 нот порат ты лх хосыт св пормас, тнут тотыглавес.
Ань мус ты лӈх туп тва лмтанэ хультсыт, тав 180 врыста палытэ лыс. ӈкылмат, самай вӈхат хоса норытыл нортвсыт. Тлы-таквс, хунь м осэ ёмщакв плясаве, слы пӯӈ аня ты лх ялыглым Печар мныл Щугор толихныл (мньщи щирыл Саквур) ос Сакв мус Сӯкыръя пвылн нвлыглавсыт, лх тӯйтэ ёмщакв ялыглавес ос тлы сыс матсвит пормас ты лӈх хосыт лувыл, слыл та хартвес. Нн ул хӯлыгласлын, тав Хльӯс район Сӯкыръя пвылныл вылтахты ос Печар мус врим лыс, тав Европа ос Азия акван-лтсаге.
Лӈхыт ӯщлахтын мгсыл атахтем мт колыт ӯнлысыт, мхум тот луваныл ос слыяныл тыттысаныл, тнти ӯщлахтасыт, толтыглахтасыт, та палыт йийим аквты вгтал патгыт. Мн мвныл Печар мн, Мурманский мн, Норвегиян ос Даниян тнут-пормас ты лх хосыт тотвес, та порат хӯл, свсыр ӯйхул сов, ннь, колас тувле хартвес. Тот мхум тнутыӈыг мтсыт, атиӈк ты лы-пал саран мт ннил, коласыл торыӈ ат твлыглавсыт, нусаг лсыт. Тот ннь тра хӯрум щёс тынтлыгнув мтыс, ты лы-пал тот лнэ мир ттл харальпил саваласыт. Мн нупылув ос мт свсыр пормас-тнут тотвес.
Тувыл лаль Александр Сибиряков ты лӈхе тлэ-тувет яласан щирыл вруӈкве номсыстэ, колёсаӈ тлякил пормас хартуӈкве таӈхыс, та хосыт 1898 тл мус ты лӈх яласавес. Ос хунь трлӈх пинвес, тлы яласан лӈх хот та арыгтаптувес.
Сергей Койнов, саран мт лы, тав Нхщамвольт самын патыс ос яныгмас. Ты хум Александр Сибиряков наме номнэ мгсыл проект хансыс ос пртыт врылтас, ань та лӈх хосыт Сибиряков намыӈ пртыт тӯщтувсыт, ань лнэ мхум ты урыл вос вганыл.
Млты тл Нхщамвльт прт тӯщтувес, тот Сибиряковский лӈх тувыл тра с мины. Ань таквсы порат Хльӯс район Сӯкыръят тамле прт тӯщтувес, тот ты йка наме лы ос тав врум лӈхе урыл хасвес. Саранпавыл музейт, школат рӯпитан хтпат ос Исторический клуб колн ялантан нврамыт, тн Л.П. Стаканован ханищтавет, тн ты таквс лх втан прт тӯщтысыт, тот акван-атхатыглам мхум лы-плт св ёмас лтыӈ Александр Сибиряков урыл лвсыт.
Тыгыл лаль ос сараныт лнэ мт с акв тамле пртыт тах вравет, яласан мхум ксалыяныл, ты урыл ловиньтгыт, тув тах туристыт ёхталгыт, свнув мхум ты урыл вӈкве патгыт.
Хуньт хосат хот-оссувлым лӈх ань мхумн рмыглас, тав хосыттыл туристыт тотыглаӈкве патавет, ос тав ляпатт лнэ пвлыӈ мхум рӯпатаӈыг, рыӈ, мтгыт.
Оксана Мороз потре мньщи лтӈыл Галина КОНДИНА толмащластэ
Исследователю Сибири и меценату посвящается
В Березовском районе этой осенью установили еще одну памятную доску в честь путешественника Александра Сибирякова. Знак появился на участке древней дороги, связывающей Европу и Азию. Названа дорога «Сибиряковским трактом» в честь его основателя – исследователя, мецената, золотопромышленника и путешественника Александра Сибирякова. Именно он организовал и вложил средства в путь, по которому перевозили товары, где на оленях, где на лошадях из Югры в Республику Коми и дальше. А если смотреть более масштабно из Европы в Азию. Тысячи оленей специально предназначались для протаптывания дороги по всему волоку от Печоры до Ляпина. Тракт представлял собой 180-ти километровую просеку шириной 6 метров с деревянными гатями на болотах и пятью промежуточными станциями для отдыха ямщиков. По Сибиряковскому тракту груз доставлялся в Печорский край, на Мурманский берег, в Северную Норвегию, Данию. Везли сёмгу, продукцию брусяно-точильного промысла и оленеводства, муку, товары с большой Земли. Для Печорского края, часто страдающего от голода, эта дорога стала спасением, благодаря ей цены на хлеб в крае снизились втрое. В дальнейшем Сибиряков предполагал сделать тракт колесным, для круглогодичной его эксплуатации.
Сибиряковский тракт действовал в период с 1884-1898 годы. Он был рассчитан на гужевой транспорт и оказался нерентабельным. Постройка железной дороги из Западной Сибири через Урал и Европейскую Россию открыла возможность вывозить сибирский хлеб в Западную Европу. Хлеб в Сибири сразу подорожал, переправа его по тракту стала невыгодна, и он был заброшен, до нашего времени дошли только его некоторые участки.
На счету Сибирякова немало заслуг, о них хорошо знает и популяризирует имя купца наш современник, руководитель НКО культурно-познавательного туризма Сергей Койнов. Сергей родом из Югры, вырос в селе Няксимволь Березовского района, работал в образовании, журналистике, затем переехал на историческую Родину - Республику Коми, откуда родом его предки-зыряне. Но о своей малой родине не забывает и на деньги гранта сооружает памятные доски с изображением и исторической справкой о купце Сибирякове и его тракте. Одну из них передал в прошлом году в Няксимволь, там ее установили на участке дороги. А на днях такая же табличка с его подачи появилась в деревне Щекурья Березовского района близ села Саранпауля. Местные жители изготовили для доски металлическую стойку в виде розы ветров - символа путешественников. Теперь это местная достопримечательность, указывающая на участок дороги, который сохранился до наших дней. Дорога не заросла, некогда трактом пользовались геологи Приполярного Урала, теперь по нему ходят в лес охотники да грибники.
Такие же таблички Сергей Койнов планирует изготовить и установить по всему Сибиряковкому тракту - на территории Югры и в Республике Коми. Кроме этого, планирует запустить под этим брендом новые туристические маршруты. Так, спустя почти 2 века некогда популярный, а сегодня заброшенный Сибиряковский тракт вновь может стать востребованным.
Для справки:
Александр Михайлович Сибиряков родился 29 сентября 1849 года (по старому стилю). Именитый купеческий род Сибиряковых вел происхождение от тех первопроходцев, кто начинал освоение необъятных сибирских пространств. Купеческая династия Сибиряковых держала в руках весь Иркутск, а через него и всю восточную Сибирь. Они занимали высшие городские должности в этой столице Сибири.
Александр Михайлович успешно окончил Иркутскую гимназию, родители отправили его учиться дальше в Цюрихский политехникум. По его окончании продолжил учебу в Германии, Франции, Швеции и других европейских странах. В дальнейшем всю свою жизнь Сибиряков связал с Севером, с поиском наиболее удобных путей к его освоению на благо России. В 1884 году он отправился в путешествие на пароходе «Норденшельлд» из Архангельска до устья Печоры, затем на речном пароходе поднимается вверх по реке, переезжает на оленях Полярный Урал. Далее он спускается вниз по реке Ляпин к Оби и едет в Тобольск. Так им был открыт для перевозки грузов кратчайший путь с Оби на Печору, который позже был освоен и получил название «Сибиряковский тракт». И на закате своей жизни Александр Михайлович не изменил своей страсти — любви к странствиям. С годами он стал бедным и одиноким. 2 ноября 1933 года в больнице Пастера (г. Ницца) закончил свой жизненный путь почетный гражданин России, член научного и литературного общества антропологии и географии Александр Михайлович Сибиряков.
Его именем назван ледокольный пароход, который впервые прошел весь Северный морской путь за одну навигацию.
Оксана Мороз, перевод на мансийский язык Галины КОНДИНОЙ